9
Приветствую всех любознательных!
Решил рассказать о прошедшем ремонте участка районной автомобильной дороги, который дорожников видел еще при Царе Горохе. Для удобства раскидаю рассказ на части.
Часть первая (подготавливаемся, организуемся).
Сперва нам предстояло ознакомиться с содержанием контракта, который похож на «суповой набор» состоящий из перечисления видов и объемов робот, кои заботливый заказчик заложил на ремонтируемый участок. И после ознакомления едем визуально заценить нашу дорогу, так сказать, в натуре. На месте все фоткаем, прикидываем места под склады материалов, под стоянку техники и бытовки.
Часть вторая (проектируем, испытываем).
Тут нам нужно получить множественные согласования для проведения скрытых работ. Для чего вызваниваем и встречаемся с электриками, связистами, газовиками, коммунальщиками т.д. Получаем от них наставления как, где и сколько можно копать, а где только в их присутствии. Выслушиваем страшилки об огромных штрафах кои придётся оплатить ежели чего случится. Параллельно бегаем по карьерам и заводам, где отбираем материалы для строительства. Развозим их по лабораториям для прохождения испытаний на профпригодность. Опять же одновременно с этим начинаем создавать теоретический проект производства работ (ППР) в котором описываются этапы строительства, рисуются графики со сроками работ.
Не теряя время, приступаем к практической части, а именно проводим разбивочные работы уже непосредственно на дороге силами доблестных геодезистов.
Дорогу размечаем буквально вдоль и поперек. Используем краску, дюбеля, колышки, репера. Фиксируем длину, ширину, высоту, координаты. Чем чаще, тем лучше. Дальше приступаем к геодезической съемке, по результатам которой будем составлять уже реальный проект для нашего ремонта. Преодолеваем муторно-кропотливый, но творческий процесс, сложность которого в увязке объемов заказчика с фактическим состоянием дороги. Как правило объемы выделяют мизерные и нужно ухитриться, так сказать, натянуть «сову на глобус». Представьте, что в асфальтовом покрытии нужно убрать множественные провалы, выбоины и колеи, которые превышают по высоте около 20см, а выделяются на ремонт объемы в пределах только 10см…. А с учётом стоимости асфальта просчеты на этом этапе могут очень дорого обойтись подрядчику…
Но не суть. В итоге после получения всех согласований и создания проекта можно приступать непосредственно к ремонту.
Часть третья (копаем, вскрываем, ломаем)
В этот раз нам «подфартило» помимо самого дорожного покрытия отремонтировать и заменить водопропускные трубы. Устанавливаем временные дорожные знаки, подключаем по необходимости переносные светофоры. Доставляем необходимую технику и погнали рыть-копать-крушить ломать.
После демонтажа приступаем к обратному процессу, монтажу. Делаем подушку-основание, соблюдаем толщину подсыпаемых слоёв, выдерживаем уклон трубы при непосредственном монтаже. Заворачиваем трубу в ткань-геотекстиль (чтобы ей зимой тепленько было )). После все послойно засыпаем, уплотняем и укрепляем по бокам на откосах. Готово! )
Кроме труб на этой дороге нам попался отрезок с «пучинистыми» грунтами, где дорожное покрытие проседает и раскачивается под нагрузкой от транспорта. Поэтому тут предусмотрели полную разборку дороги с заменой всех конструктивных слоев.
Часть четвертая (выравниваем)
Далее, приступаем непосредственно к асфальтовому покрытию. Заранее геодезисты наносят на него отметки из проекта с выравнивающими высотами.
Доставляем дорожную фрезу, которая по отметкам нам снимает старый асфальт, создавая новый и ровный профиль.
Бывает, что после работы фрезы остаются участки, которые она не «зацепила», и нам нужно их заполнить асфальтом. Для этой работы мы привозим асфальтоукладчик и катки при помощи которых, также по отметкам, выполняем работу по укладке выравнивающего слоя асфальтобетонного покрытия.
Часть пятая (уширяем)
Дело в том, что наша дорога настолько старенькая, что просто не выдерживает нормативы по ширине. Поэтому уширяем, делая выборку грунта, отсыпаем основание и уплотняем.
Часть шестая (укладка)
Теперь нам предстоит уложить нижний и верхний (финишный) слои асфальта. Тщательно очищаем покрытие, проливаем битумной эмульсией, приколачиваем дюбелями георешетку (предотвращает растрескивание покрытия), снова проливаем. Организуем беспрерывное поступление асфальта для загрузки асфальтоукладчика. Соблюдаем температурно-нормативные режимы, контролируем уплотнение.
После завершения укладки, обрабатываем швы асфальта битумно-резиновой мастикой.
Часть седьмая (обочины)
Приступаем к устройству обочин. Сперва срезаем лишний грунт автогрейдером, а глубокие провалы, наоборот, им же подсыпаем. Затем специально предназначенным для этих работ обочиноукладчиком отсыпаем щебеночную смесь заданной толщины. Процедуру отсыпки как правило приходится выполнять повторно в виду довольно сильной усадки материала.
Часть восьмая (заключительная)
Нам осталось лишь нанести разметку, смонтировать автопавильоны на автобусных площадках, установить новые дорожные знаки и сигнальные столбики, все подмести, очистить, где-то что то подсыпать, где-то что то подравнять, в общем навести полный марафет, так сказать «намазать губки».
В заключение должен сказать, что все этапы сопровождаются фотофиксацией, периодическим вызовом представителей заказчика и стройконтроля на объект для приемки выполненных работ. Также обязательно проводятся лабораторные испытания применяемых материалов. И на самом деле в качестве работ в первую очередь заинтересован подрядчик, так как на его плечи ложиться долгосрочная гарантия на выполненные работы.
(фото кернов, проб асфальта)
Вот так в общих чертах выглядела работа по ремонту конкретного участка дороги. Может показаться что совсем несложно, но на самом деле каждая часть содержит массу нюансов и по каждой можно написать на целую статью. В добавок ремонт одной дороги как правило сопровождается с ремонтом еще нескольких, чтобы максимально задействовать технику и людей, которые непрерывно переходят с объекта на объект.
Вот и все, надеюсь кому-то было любопытно узнать про процесс ремонта.
Это сообщение отредактировал zuchok - 1.02.2024 - 09:24