0
Об электросамокатах сегодня говорят и пишут, кажется, все. Если посмотреть информационную ленту в нашей стране за последние несколько лет и попытаться оценить, какие темы в ней упоминаются чаше всего, то, думаю, не ошибусь, что далеко не последнее место в этом перечне занимает тема самокатов и вообще средств индивидуальной мобильности. И это неспроста. Развитие СИМ – это общемировой тренд, который в той или иной степени затронул все страны мира, в том числе и Россию. Мы видим, что вектор мирового развития городских пространств направлен именно в сторону популяризации личного велотранспорта и других транспортных средств (электросамокат, моноколесо, гироскутер), которые все больше и больше теснят привычный нам автомобильный транспорт. Понятно, что пока и на Западе личные автомобили распространены довольно широко, и те же самокаты далеко не у всех пользуются поддержкой и одобрением: так, в Париже с 1 сентября этого года и вовсе вступил в силу запрет на использование арендных самокатов на улицах города. Тем ни менее, общая тенденция прослеживается довольно чётко, и в более или менее обозримом будущем, судя по всему, ожидать её смены не приходится. При этом вполне понятно, почему многие люди делают свой выбор в пользу личного вело- и электротранспорта. Это и его большая экологичность, и более низкие издержки в обслуживании, и быстрота, и удобство передвижения (с учетом пробок и прочих факторов).
В нашей стране резкий рост рынка кикшеринга произошёл в 2021 году, т.е. чуть позже, чем в Европе и США, и сейчас он растёт примерно на 60% в год – даже быстрее, чем на Западе. По оценкам компаний, работающих в данной сфере, к 2026 году в России будет совершаться порядка 540 миллионов поездок в год. Бурный рост рынка аренды электросамокатов обусловлен несколькими факторами, прежде всего – значительным числом городов-миллионников с большой долей молодого, активного населения, а также тем, что у нас разрешено передвигаться на самокатах по тротуарам, что запрещено в большинстве европейских и американских городов. Логично, что вместе с ростом популярности и распространённости электросамокатов в обществе стали обостряться дискуссии на предмет того, каким образом регулировать их передвижение по городу и вообще как определять их правовой статус. Долгое время СИМ у нас находились вне рамок правового поля, пока 1 марта текущего года не была принята новая редакция «Правил дорожного движения», где чётко прописано, что под этим термином понимается понимается транспортное средство, имеющее одно или несколько колёс (роликов) и предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей). Также там прописаны правила эксплуатации электросамокатов, определена максимальная скорость движения на различных участках и т.п.
Конечно, на том же Западе не все поголовно являются адептами СИМ, и там тоже хватает тех, кто, мягко говоря, от них не в восторге. Но всё же глобально, на уровне общества, там достигнут консенсус на предмет того, что будущее – именно за велосипедами, скутерами, самокатами и прочими подобными видами личного транспорта. У нас с этим сложнее. Да, на словах вроде бы мы тоже за развитие СИМ и, тщась соблюсти некий decorum, вроде бы что-то делаем в этом направлении, но вот того самого общественного консенсуса у нас всё-таки нет. Зато у нас хватает тех, кто призывает идти по самому простому, запретительному пути, взяв за образец парижский опыт. А в качестве аргумента чаще всего они приводят вопрос безопасности. Вопрос этот действительно непростой. Даже если не углубляться в специальную статистику, в просто ежедневно отслеживать ленты новостей, то нетрудно заметить, что разнообразных происшествий с участием электросамокатов происходит не так уж мало, и они действительно представляют реальную угрозу для пешеходов. В то же время – и это радует – у нас довольно велико число тех, кто видит в электросамокатах и вообще СИМ хорошую альтернативу автомобилям с точки зрения экологии и разгрузки улиц, а вопросы безопасности, по их мнению, можно решать иными, административно-регуляторными мерами. В общем, слухи о возможном запрете кикшеринга в России периодически появляются, но, скорее всего, решение этого вопроса будет отдано на откуп местным властям, а те, насколько можно судить, в массе своей не склонны идти на крайние меры, предлагая лишь так или иначе регламентировать деятельность кикшеринговых компаний – в основном в плане ограничения скорости.
Но, в то же время, и для создания требуемой инфраструктуры у нас, по сути, делается чуть меньше, чем ничего, и развитие кикшеринга скорее происходит не благодаря, а вопреки. Во многом, собственно, потому, что ни на уровне власти, ни на уровне обычных граждан нет понимания важности этого вопроса. Напротив, судя по опросам, многие по отношению к самокатам настроены весьма скептически, выступая если не за тотальный их запрет, то за внедрение довольно строгих ограничений в плане скорости и мест передвижения. Вроде предлагается обязать самокатчиков получать номера и даже получать права по образцу автомобилистов, но пока всё это представить довольно сложно. Понятно, что как-то регулировать эту сферу необходимо, но здесь важно, по нашему обычаю, не перегнуть палку и не уйти в тотальное запретительство - ни к чему хорошему это не приведёт.
К электросамокатам можно относиться по-разному, но de facto они уже стали если не неотъемлемой, то довольно весомой частью нашей повседневной жизни, и с этим так или иначе нужно считаться. Нравится это кому-то или нет.
Это сообщение отредактировал Dmitry180690 - 7.10.2023 - 14:57