56
Краткий обзор тяжёлых бронетранспортёров Армии Обороны Израиля.
С момента своего создания вооружённые силы Еврейского Государства испытывали перманентный дефицит в бронетехнике. Отсутствие собственной, достаточно мощной, производственной базы и нерегулярность поставок из за рубежа заставляли местных инженеров и конструкторов на интересные и порой нетривиальные идеи, в плане переделок имеющихся в наличии образцов устаревших или попросту неактуальных танков. Одним из таких примеров является создание тяжёлых БТР на базе серийных танков.
Стоит заметить, что сама идея была не нова и подобной практикой пользовались союзники во время Второй Мировой Войны. Первыми, емнип, такую практику начали канадцы, переделав устаревшие САУ "Прист" в БТР "Кенгуру". Но после войны, по разным причинам, интерес к таким машинам пропал.
В Израиле появление ТБТР на базе танковых корпусов непосредственно связано с конфликтом в Южном Ливане 1985-2000 гг. Пока АОИ вела конвенциональные войны с армиями своих арабских соседей, лёгкая бронетехника пехоты, такая как: М3 Хальф-Трак и, сменившие их в середине 70-х М113, вполне удовлетворяла требования военных. Но ввязавшись в затяжной партизанский конфликт , израильские военные быстро поняли, что пехота на М1133 "Зельда" практически беззащитна против не только фугасов , ПТУР и РПГ но и тяжёлых пулемётов. Конечно защиту "Зельды" пытались усилить, но у лёгкой машины есть в этом плане предел.
Первым кандидатом на переделку стал танк "Шот-Каль"("Центурион"). Танки этой модели, в связи с ростом доли М60 и Меркавы, постепенно снимались с вооружения. При этом "Шот" считался достаточно надёжным и живучим танком и примерно в 1983-1984 году в Южном Ливане появился первый ТБТР на его базе. Машина получила название "НАГМАШот" (НАГМАШ=БТР +"Шот") и представляла собой танк с демонтированной башней и установленной вместо неё открытой сверху бронерубкой. Вместимость его была 7 бойцов+2 члена экипажа, выход бойцов осуществлялся через верх. Вооружение составляло 4 пулемёта калибра 7.62 или пулемёт 12.7 мм+ 2-3 7.62.