Какая вода будет в ржавой бочке через 70 лет? Гнилая.
Какие души были в 1984-м? В бочке, ржавой, несколько дырявой. В государстве-бочке, которое совершало одно преступление за другим против своего народа и заставляло (!) принимать это как данность.
Говорят, если не можешь изменить мир, измени свое отношение к нему. Хороший принцип, но он есть палкой о двух концах. Как сильно должны были изменить свою душу люди в Советском Союзе, чтобы принять реальность, в которой не поступить твоей дочери в институт без протекции работающего там брата, в которой за колбасой ездили в крупные областные центры, в которой карательные (именно карательные) органы могли сделать с тобой все, что им в голову взбредет… Такие искалеченные души, не могли не гнить. Фильм о них. О тех душах, которые сгнили в соответствии с «последними постановлениями». Слава богам, не все, но это отдельный разговор.
Когда я прочитал название фильма, я решил, что сейчас посмотрю очередной боевик про «наших парней, про Афган». Не читал я рецензий, да и за новостями не следил. Так получилось.
А не было там Кандагара, не было перестрелок, не был взрывающихся БТРов и не было ПТУРСов поднимающих скалы и опускающих их обратно грудой щебня. Был Советский Союз. Было государство, отправившее своих детей умирать во имя своих интересов. И были люди, это государство и представлявшие. Ведь сколько ни пытайся спихнуть вину за происшедшее на государство, не удастся отделаться от того, что государство – это мы.
Видеоряд и аудиоряд у фильма – замечательные. Я не верю, что так и было, но не спорю. Убитые, серые дома, разбитые дороги, хмурые люди. И даже то, что маек таких с надписью СССР тогда не носили и песня «Плот» Ю.Лозы была написана и спета позже не вызывает у меня чувства протеста. Мне кажется, специально режиссер так оставил. Чтобы было понятнее. Потому что слишком много мы уже поели американских фильмов. Слишком. И теперь иначе, чем в комиксах – нам уже сложнее. Спорно? Ну и ладно. Мое мнение.
Жесткий фильм. Фильм, цинично взорвавший мои детские воспоминания. Ведь, если детство было более-менее не больным, то оно оставляет о себе радужные, светлые воспоминания больше, чем негативны переживания. А Советский Союз у меня был в детстве. И я помню как я нашел на улице 3 рубля и у меня был праздник – я купил кучу всякой мелочи в Культтоварах. Взрослому не понять… Я взрослый уже, к сожалению, не совсем понимаю. Вот эти воспоминания фильм и испортил. Показал, что в это время было в мире взрослых.
А в мире взрослых, капитан милиции, явно не здоровый психически, «прикрывающий» подпольный цех по самогоноварению, похитил дочь секретаря райкома, предварительно лишив ее невинности водочной бутылкой. И держал у себя дома, с мамой, которая судя по всем, давно предпочла уйти в мир перманентного алкогольного психоза от реальности этого мира и собственного сына.
И не спасли ее не упоминания ни о папе, ни о женихе, десантнике, служившем на тот момент в том самом злополучном Афгане. Я не уверен, что он действовал бы менее эффективно, если б даже не был бы капитаном милиции. Но он им был и потому – ему было дозволено все. Больное государство выбирало больной мозг или делало его таковым и давало ему безграничную власть. Над себе подобными.
А жених вернулся. Мертвым. Грузом 200. И надо было так случится, что принимал его именно этот капитан милиции. Отвез он жениха к невесте и положил рядом с ней, прикованной к кровати. Так и лежал труп на кровати, на которой насиловали его уже бывшую невесту.
О гнилых душах фильм. О государстве, больном шизофренией.
И о людях. Просто людях. Тех, кто сумел ими остаться. О жене подпольного самогонщика, строившего «город Солнца» у себя на хуторе и приговоренного к смертной казни, за убийство, совершенное этим капитаном милиции. Да, и о ней тоже. О ней, взявшей ружье мужа и исправившей то, чего не должно было допустить государство.
Тяжелый фильм. Непростой. И я не уверен, что рассказал о нем правильно.
© Ammok
Это сообщение отредактировал Ammok - 13.08.2007 - 16:42