Один день из жизни народного мастера

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Rooslan567
7.10.2014 - 05:58
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
211
В селе Акши, в 70 километрах от Алматы, живет мастер декоративно-прикладного искусства. Следуя по стопам своего отца – известного исследователя народных ремесел, он создает красивые изделия из дерева, металла и кожи, пользуясь древними народными технологиями.
36 фото via voxpopuli.kz

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 05:59
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
Даулет Шокпаров – один из нескольких поколений мастеров в их семье. В наши дни он продолжает дело своих предков, сохраняя традиционные ремесла. День Даулета начинается в мастерской. Заходишь сюда и будто переносишься назад во времени, в жилище средневекового зергера. Многие инструменты ремесленника являются воссозданными копиями традиционных орудий труда.

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 05:59
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
Достаточно большая мастерская состоит из трех комнат, и кожаные, и деревянные, и металлические изделия изготавливаются здесь.

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 05:59
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
– Технология изготовления предметов быта казахского народа значительно отличается от производства аналогичных изделий у других этносов. Она неразрывно связана со скотоводством и кочевым образом жизни. Многие изделия прикладного искусства имеют непосредственное отношение к перегону скота на большие расстояния. К примеру, в степи весьма ценилось хорошее седло. Для его изготовления использовалась деревянная основа, которую затем покрывали кожей. При сушке такой заготовки ее мазали коровьими экскрементами, чтобы дерево высыхало медленно и не трескалось. В казахском быту широкое применение нашла деревянная посуда. Чтобы она не впитывала влагу, ее варят в масле или животном жире. Затем периодически коптят на костре, чтобы убить бактерии. Всю посуду и мебель делают из легких и прочных пород дерева. Издревле у мастеров был весьма популярен карагач.

Из металлов наибольшей популярностью у казахов пользуются латунь и медь. Для ювелирных украшений зергеры предпочитали использовать серебро, а не более мягкое и хрупкое золото.

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 05:59
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
В отдельном углу мастерской стоят химикаты – сера, аммоний, фотофиксаж, различные щелочи и кислоты, необходимые при работе с металлом.

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 06:00
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
Значительную часть своего времени Даулет посвящает обучению молодежи. К нему постоянно приходят несколько ребят, проживающих в окрестности. А на протяжении десяти лет тонкости работы над произведениями народного искусства у него перенимают два подмастерья – Ринат и Мади. Парни создают красивые декоративные предметы быта из дерева и кожи, ювелирные изделия, национальное оружие.

– Процесс обучения может продолжаться от полугода до четырех-пяти лет в зависимости от того, чему хочет научиться подмастерье. Есть те, кому интересно работать только с кожей или деревом. Таких я обучаю быстро. Бывают и ученики, стремящиеся получить систематические знания о прикладном искусстве в целом. Процесс обучения строится на визуальном восприятии: я показываю им, как нужно делать, и они стараются повторить. Поначалу ученику поручают только мелкие задачи вроде полировки или шлифовки, но постепенно уровень сложности заданий повышается, – рассказывает Даулет Даркембаевич.

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 06:00
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
Мади предпочитает работать с деревом. На снимке он вырезает узор на деревянной доске, которой предстоит стать частью изящного сундука для приданого. После декоративных работ рисунок будет отшлифован, а сундуку придадут эффект старины. Подобные предметы мебели – ходовой товар и пользуются популярностью у частных заказчиков.

В готовом виде такой сундук может стоить от 60 до 80 тысяч тенге (12 тыс - 16 тыс руб.).

Ринат больше тяготеет к изготовлению предметов из кожи. Из двух вырезанных по определенной форме кусков кожи он сшивает торсык – традиционный казахский сосуд для хранения кумыса и шубата. В нем напитки могли сохраняться долгое время. В давние времена это изделие сшивалось сухожилиями животных, в наши дни используется крепкая капроновая нить, а поверх нее наносится декоративный шов.

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 06:01
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
После того как торсык (кожаная фляга) будет сшит и на его поверхность нанесут орнамент, кожу смачивают и плотно заполняют песком. После высыхания сосуд сохранит свою форму.

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 06:01
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
Под бдительным оком мастера, отложив в сторону заготовку для торсыка, Ринат приступает к нанесению узоров на кауха – небольшом ведерке для хранения кисломолочных продуктов. Для его изготовления кожу оборачивают вокруг деревянной формы и с помощью специального инструмента – батырғы (давильник) – буквально выдавливают узор по заранее нанесенным эскизам. Эта работа требует хорошей физической подготовки. Для того чтобы узор сохранился на изделии, его контуры продавливают по два-три раза. Кожа во время работы с ней всегда должна оставаться слегка влажной.

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 06:02
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
Ринат:

– Я с детства любил рисовать и стал рано проявлять интерес к созданию всевозможных поделок. Видел по телевизору и в журналах работы известного народного мастера Даркембая – в то время мы жили по соседству, в Маловодном. С сестрой мы иногда приходили к нему в мастерскую, после учебы я стал помогать мастеру выполнять несложные работы. Тогда я и решил поступать в Академию искусств им. Жургенова, где преподавал Даркембай Шокпаров. Дипломную, правда, я сдавал уже его сыну и десять лет так и работаю – в мастерской Даулета Даркембаевича.

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 06:02
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
Основной заработок мастера составляет продажа своих изделий. Зачастую он реализует их на тематических ярмарках и фестивалях, на которые ездит по два-три раза в месяц.

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 06:02
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
– Через месяц мы поедем в Тараз на фестиваль культуры Алматинской области. Обычно на таких мероприятиях мы проводим мастер-классы, – говорит Даулет Даркембаевич.

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 06:03
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
На этих мастер-классах Даулет Даркембавич часто изготавливает казахские браслеты – блезик – с именем владельца. Такие браслеты – один из самых ходовых изделий мастера, он продает их по 2000 тенге (400 руб). Чтобы запастись товаром на будущий фестиваль, мастер готовится к работе заранее.


Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 06:03
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
Браслеты изготавливаются из тонких полосок латуни и мельхиора. В отполированном виде эти металлы похожи на золото и серебро.

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 06:03
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
Мастер садится за небольшой переносной столик и начинает свою работу. За основу процесса взята древняя технология изготовления украшения. В работе используется специальный инструмент для гравировки – төрпе.

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 06:04
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
Даулет небольшими ритмичными ударами молотка выстукивает завитушки и точки, которые в итоге превращаются в тонкий изящный узор.

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 06:04
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
Молоток не останавливается ни на секунду, и вскоре на металле вырисовываются контуры рисунка и имя будущей владелицы украшения.

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 06:04
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
После гравировки идет этап шлифовки для придания предмету характерного блеска благородного металла. Шлифовка и полировка украшений производятся на войлочном круге – станке с диском, сделанном из прессованной шерсти.

– В старину это делали обычным куском войлока. Нудную и монотонную работу обычно поручали ученикам, чтобы проверить их упорство в освоение ремесла, – продолжает мастер.

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 06:04
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
В конце мастер ударами молотка придает изделию характерную форму браслета. Всего на работу у него уходит около 10 минут.

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 06:05
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
Иногда перед гравировкой металл нагревают, чтобы размягчить. Для этого используют газовую горелку, дающую очень сильное пламя. Эту же горелку используют при плавке драгоценных металлов.

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 06:05
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
Для более тонкой работы используется бензиновая горелка. Чаще ее применяют для припайки небольших декоративных элементов. Для этого применяют буру – соль борной кислоты, которая заполняет поры в металле и делает его поверхность ровной. Для соединения металлов друг с другом нужен припой (сплав серебра, олова или других легкоплавких металлов).

– Для успешной пайки необходимо чувствовать температуру материалов. Их соединение возможно только при достижении равного нагревания, – делится секретом Даулет.

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 06:06
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
После работы над браслетами Даулет приступает к изготовлению небольших декоративных элементов мебели. Для этого лучше всего подходит метод штамповки: специальную матрицу с вырезанными узорами располагают на куске свинца, после нескольких ударов молотком на нем образуется выемка по форме оригинального штампа.

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 06:06
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
Пластинку тонкого металла помещают на выемку, а сверху располагают матрицу. Пара ударов молотком – и она полностью принимает нужную форму. Таким образом можно за раз наштамповать сотни подобных предметов.

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 06:06
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
После тяжелой работы, решив немного отдохнуть, мастер показывает недавно изготовленные предметы:

– Все эти изделия пойдут на продажу. После переезда в родное село из Алматы наша семья смогла выжить только благодаря продаже предметов, изготовленных своими руками. Поначалу, когда их никто не покупал, занимались всем подряд, даже починкой деревенской утвари. Сейчас дела идут неплохо. Большинство изделий мы продаем в музеи, к счастью, сейчас по всей стране открывается много новых городских и областных краеведческих музеев. Часть предметов – частные заказы. Цены у меня весьма средние.

Кожаный торсык стоит от 20 тысяч тенге (4000 руб).


Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Rooslan567
7.10.2014 - 06:07
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.05.14
Сообщений: 634
Одна из самых масштабных работ Даулета Шокпарова за последнее время – традиционное казахское седло с полной конской сбруей.

– Наши прадеды были универсалами и должны были уметь работать по коже, дереву и металлу. Седло – отличный пример совмещения этих различных материалов в одном изделии, – говорит Даулет.

На изготовление такого седла уходит около года. Цена вместе с комплектом сбруи – 2000 долларов. Автор считает ее вполне разумной, учитывая, что цена недекорированных новых конских седел из Англии и Индии в специализированных магазинах может доходить до 1 миллиона тенге (200 000 руб).

Один день из жизни народного мастера
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 34697
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх