У Московского метро юбилей - 75 стукнуло

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Jus
15.05.2010 - 09:55
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
147
Для всеобщего пользования Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года в 7 часов утра. Движение началось от станции «Сокольники» до станции «Охотный ряд» и далее по разветвлению — до станций «Парк культуры» и «Смоленская». 13 прекрасно выполненных и архитектурно богато оформленных станций-дворцов, залитых потоками света, гостеприимно раскрыли двери перед трудящимися Москвы и всей нашей страны.

Люди всю ночь стояли у вестибюлей, чтобы оказаться в числе первых пассажиров. Разменных автоматов и турникетов тогда не было. Пассажиров пропускали по билетам двух цветов. Красный давал право проезда до станции "Сокольники", жёлтый - обратно. На билетах делались пометки о времени выдачи. Билет считался действительным в течение 35 минут. Впрочем, для путешествия под Москвой много времени и не требовалось — длина первой трассы состовляла 11,6 км.

Давайте совершим фотопрогулку по тоннелям и станциям первой очереди. Я не ставлю своей задачей показать вам архитектурную красоту этих станций — вы её и так уже знаете. Я хочу вам рассказать об артефактах, о реконструкциях или просто о необычных вещах, которые мне встретились во время съёмок.

30 фото © russos

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:55
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Тупики за станцией Сокольники

Так как улица Стромынка образует в этом месте крутой изгиб и конструкция тупиков не позволяла построить второй главный путь по оси станционного пути, то при следовании от "Сокольников" к "Преображенской площади" поезда следуют (редкий для Москвы случай) с отклонением по стрелке. Трудно сказать, использовался ли в 36 году второй главный путь, но вот сейчас мы имеем необычную конфигурацию тупиков.

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:55
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Станция "Сокольники"

В торцах станции находятся всякие служебные тележки для обслуживания потолка и стен. Например, вот эта хитрая конструкция опирается на платформу и на рельсовый путь. А башенка может передвигаться по направляющим.

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:55
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Перегон "Сокольники" - "Красносельская"

Самый первый тоннель Московского метро. Тот самый участок опытной проходки со сводом из бутового камня. Слева три проёма забутованной первой шахты метро под строительным номером 29. Она какое-то время использовалась для естественной вентиляции, и за ней сохранился номер 175. Потом построили (её проём виднеется дальше) ВШ №174, где установлен ВОМД, а первую ВШ забутовали, сохранив наверху её киоск, который после постройки очередного бизнес-центра был передвинут на новое место, а мемориальная табличка с него была утеряна.

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:55
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Станция "Красносельская"

Особенностью конструкционной схемы "Красносельской" является расположение колонн в один ряд по оси станции, а не в два, как на других аналогичных станциях первой очереди. На "Красносельской" не прогнозировался большой пассажиропоток, поэтому платформа сделана более узкой. Также прямо в серёдке станции на путевую стенку выходит ВШ №170.

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:55
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Перегон "Красносельская" - "Комсомольская"

Ночная расстановка в тупиках за станцией "Комсомольская". III станционный путь всегда свободен, так как по нему осуществляется связь с депо "Северное".

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:56
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Ветка в депо

Портал тоннеля в депо "Северное".

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:56
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Станция "Комсомольская"

Конструкция станции уникальна. Для обслуживания большого количества пассажиров станция была запроектирована с проходящими над путями вдоль всего сооружения балконами, которые способствовали более равномерному распределению пассажиропотоков. Ширина станции на уровне платформы - 16,8 метра, на уровне балконов - 23 метра. Широкие лестницы связывают торцы платформы с вестибюлями. Кроме того, в центре станции устроен переходный мостик между балконами и лестничные марши для спуска на платформу. Перекрытие опирается на четыре ряда колонн: два ряда на платформенной части и по одному на каждом из балконов. Первоначально пассажиропотоки на станции были аккуратно распределены: входящие пассажиры направлялись на балконы и спускались на станцию в центре, выходящие поднимались по торцевым лестницам. Когда были сняты ограждения, на лестницах возникло столпотворение.

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:56
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Перегон "Комсомольская" - "Красные ворота"

Мимо внезапно проехал мотовоз. Если присмотреться к потолку, то можно увидеть границу двух участков. Ближний к нам строили горным способом, а при постройке дальнего были использованны кессоны. Т.е. три секции тоннеля были сооружены на поверхности, а потом опущены на проектную глубину.

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:56
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Станция "Красные ворота"

В 50-х годах на станции (как и на всей первой очереди) были установлены гермозатворы, что привело к ликвидации двух пар проходов между боковыми и средним залами. На фотографии вы можете видеть две половинки затвора перед закрытием.

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:57
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Перегон "Красные ворота" - "Чистые пруды"

Для первой очереди характерны такие сопряжения перегонного тоннеля и подходного вентканала от шахты — круглые и маленькие.

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:57
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Станция "Чистые пруды"

Во время Великой Отечественной войны на станции разместились отделы Генерального Штаба и ПВО. Поезда не останавливались, платформа была отгорожена от проходящих поездов фанерными щитами, а в аванзале перед эскалаторами была установлена железобетонная стена для гашения ударной волны в случае попадания авиабомбы. В течение первых двух месяцев войны, пока не были завершены строительные работы в новом бункере для ставки верховного главнокомандующего, рабочие кабинеты Сталина и начальника Генштаба Шапошникова располагались в подплатформенных помещениях станции со стороны первого пути. Остальные подплатформенные помещения и платформа второго пути использовались для работы и как узел связи. Когда прекращалось движение поездов, перед снятием напряжения с контактного рельса к платформе первого пути подавался состав, вагоны которого служили для работы и отдыха. Кроме того, этот состав закупоривал тоннель для исключения каких-либо непредвиденных ситуаций.

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:57
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Перегон "Чистые пруды" - "Лубянка"

Строители приступили к сооружению на прежнем месте двухсводчатой станции. Для того чтобы обеспечить более мощный покров юрских глин, способный защитить от плывунов, своды станции заглубили примерно на 3 метра. По измененному способу работ в первую очередь сооружались своды. Уже уходя с совещания Московского комитета, каждый из метростроевцев видел перед собой совершенно ясную картину предстоящей работы и точно знал свое место в ней.

Цитата из книги «Как мы строили метро» М.: История фабрик и заводов, 1935. (полную версию главы про станцию «Дзержинская» (сейчас «Лубянка») вы можете прочитать здесь.

Эту книгу я прочитал довольно давно - примерно в 2000-2001 году. А в январе 2003 года я ехал в кабине машиниста по Сокольнической линии и увидел, что при следовании от Чистых прудов тоннель имеет странную конфигурацию в районе Лубянки. В какой-то момент он из круглого превращается в подковообразный, и свод становится на несколько метров выше, чем надо. Потом свод делает «ступеньку» и становится нормальным. Видимо, это и есть следствие изменения проекта. Т.е. когда было принято решение о заглублении станции «Лубянка», то перегонные тоннели от Чистых прудов были уже в целом построены. Поэтому пришлось провести реконструкцию построенного участка, чтобы опустить лоток на необходимую отметку.

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:57
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Станция "Лубянка"

Из-за сложных геологических условий станция была построена без центрального зала. В какой-то момент возник вопрос, а стоит ли вообще строить здесь станцию, но такой вариант признали неприемлемым. Ценой неимоверных усилий, в жесточайшей борьбе с подземной стихией, станция была построена в срок, хоть и без центрального зала. В 70-е годы он был достроен, но архитектурное оформление было в корне изменено. Считается, что оно стало в разы хуже и невзрачнее, чем могло бы быть. В память об изначальном облике станции в торцах путевых тоннелей сохранили старое оформление.

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:57
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Перегон "Лубянка" - "Охотный ряд"

Металлоконструкции или так называемый гермозатвор. Был установлен после войны. Т.е. изначально на первых очередях они вообще не ставились, но впоследствии была проведена тотальная реконструкция станций и перегонов, чтобы установить затворы.

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:58
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Станция "Охотный ряд"
В основу принятого способа разработки станции был положен так называемый "немецкий способ". Первоначально сооружались стены, а затем на них сажались своды станции. Сначала были возведены крайние стены вдоль здания гостиницы и дома СТО. Эти барьеры отделили все предстоящие работы от зданий, защитили фундаменты от возможных смещений грунта. После были сооружены фундаменты под будущие пилоны и сами пилоны. Стены сооружались не непрерывными массивами, а небольшими частями, которые потом соединялись между собой, чтобы исключить одновременное раскрытие больших объёмов пустот в самом центре города. Всё подземное пространство было рассечено бесчисленными штольнями общей длиной в несколько километров. Впервые на станции была применена наружная оклеечная изоляция, которая впоследствии получила распространение по всей трассе.

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:58
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Перегон "Охотный ряд" - "Библиотека имени Ленина"

На Сокольнической линии служебная ветка (ССВ) на Александровский сад состояла из двух путей в двух тоннелях. Построены они были к пуску первой очереди в 1935 году. В середине 90-х годов при строительстве ТЦ "Охотный ряд" под Манежной площадью было принято решение разобрать один тоннель, который ответвлялся по II пути, так как он попадал в тело торгового комплекса. Стрелочные переводы были демонтированы, а вот камеры съездов остались.

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:58
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Станция "Библиотека имени Ленина"

Единственная станция на первой очереди, построенная односводчатой. На выбор типа станции повлияли как грунтовые условия, так и необходимость производить работу закрытым способом, чтобы не нарушать уличного движения. Станция строилась в чрезвычайно стеснённых условиях из-за незначительной ширины проезда между домами, что потребовало наименьшей ширины подземной выработки. По непроверенной информации, вскоре после открытия на платформе был настелен паркетный пол, но продержался он очень короткое время.

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:58
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Перегон "Библиотека имени Ленина" - "Кропоткинская"

Виброзащитное крепление было установлено несколько лет назад для защиты музея изобразительных искусств от вибрации. На фотографии справа также можно увидеть вентшахту и вентилятор. Именно он страшно гудит при подъезде к Кропоткинской со сторны Библиотеки. Скорее всего, он был сооружён впоследствии, при реконструкции вентиляции на всей первой очереди.

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:59
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Станция "Кропоткинская"

Долгое время на станции был только один выход в наземный вестибюль на Гоголевском бульваре, сооружённый по проекту архитектора С. М. Кравеца. Вестибюль представляет собой легкое полуциркульное здание из ряда круглых колонн в виде арки, открывающей вход на Гоголевский бульвар. Широкая гранитная лестница ведет в кассовый зал, стены которого облицованы марблитом (стеклянными плитами молочного цвета). К сожалению, в кассовом зале не удалось избежать варварской замены деревянных рам на пластиковые стеклопакеты.

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:59
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Перегон "Кропоткинская" - "Парк культуры"

Типичный двухпутный перегонный тоннель мелкого залегания.

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:59
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Станция "Парк культуры"

29 марта 2010 года на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» Сокольнической линии был произведены взрывы двумя террористками-смертницами. В результате взрывов погибло 40 человек и ранено 88. Даже спустя неделю на станции несли цветы.

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:59
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Тупики за станцией "Парк культуры"

Уголок безопасности.

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 09:59
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Служебная ветка "Охотный ряд" - "Александровский сад"

Слева уходит ССВ на I путь Сокольнической линии. Дальше была стрелка и единственное глухое пересечение на главных путях в Московском метрополитене. Тоннель вел к II пути СЛ. Далее двухпутный тоннель превращается в два однопутных и ведет к станции "Площади Революции".

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Jus
15.05.2010 - 10:00
Статус: Offline


Скарификатор перикарда

Регистрация: 30.05.06
Сообщений: 373320
Станция "Александровский сад"

Станция необычна для Московского метрополитена боковым расположением посадочных платформ. Объясняется это трассировкой тоннелей в узком пространстве между зданием Манежа и Кутафьей башней Кремля. По первоначальному проекту все станции первой очереди были запроектированы с островными платформами. Но здесь, у самых стен Кремля, для размещения островной платформы потребовалось бы разведение перегонных тоннелей, которые бы врезались в фундаменты Манежа и Кутафьей башни. Малейшая осадка Манежа привела бы к нарушению уникальных ферм перекрытия. По настоянию курировавшего строительство профессора В. Л. Николаи и категорическому требованию коменданта Кремля, отвечающего за сохранность стен и башен, проект был изменен, примыкающие к станции пути уложены в одном двухпутном тоннеле. На фотографии те самые таинственные тоннели, которые, как многие считают, ведут в Кремль.

У Московского метро юбилей - 75 стукнуло
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 15919
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх