Гибель «грозы советских субмарин»

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
10.08.2022 - 18:49
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 324843
93
12 фото via

Гроза советских подлодок

Вечером 10 апреля 1963 года в гавани Портсмута, штат Нью-Гэмпшир, собрались сотни взволнованных людей. Это были родственники подводников и гражданских, которые днем ранее отправились испытывать самую совершенную на то время атомную подлодку. Рожденное в горниле холодной войны судно должно было стать грозой советских субмарин. Но в итоге стало могилой для 129 человек. До сих пор это самая масштабная катастрофа, случившаяся под водой в послевоенное время.

При разработке «Трешера» (была названа в честь сельдевой акулы) учли все прежние достижения и попытались заглянуть далеко в будущее — туда, где подлодки сыграют важнейшую роль в какой-нибудь очередной мировой войне. Субмарину оборудовали совершенной гидролокационной аппаратурой с рекордной дальностью действия, корпус подводного судна собирали из сверхпрочной стали.


«Трешер» сходит со стапелей

Гибель «грозы советских субмарин»
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
10.08.2022 - 18:50
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 324843
Обтекаемый сигарообразный силуэт «Трешера» помог подлодке превзойти конкурентов в маневренности и ходовых качествах. В качестве вооружения использовались новейшие ракеты «Саброк», а силовой установкой выступал реактор S5W, позволявший судну с десяток раз обогнуть планету без единого всплытия. Корабль создавался в качестве охотника за вражескими подлодками, в качестве которых, конечно же, в первую очередь рассматривались советские субмарины. Практически бесшумный, очень быстрый и до макушки вооруженный «Трешер» в то время не оставлял шансов ни реальному, ни воображаемому противнику.

На вооружение подлодка поступила в августе 1961 года. В команду из 12 офицеров и 96 матросов отобрали самых способных подводников. Эта субмарина должна была быть образцовой во всем.

Правда, как и все новое, «Трешер» был скорее не полноценной боевой машиной, а полигоном для испытаний. Достаточно сказать, что в первый год «обкатки» у подлодки обнаружили под тысячу недоделок и неисправностей. Не удивительно, что бóльшую часть времени субмарина проводила в ремонтных доках.

За недолгую историю испытаний судна случались и довольно серьезные, хотя пока еще не смертельные нештатные ситуации. Например, однажды сломался генератор, и «Трешер» остался без электричества, даже ядерный реактор запустить не успели. Благо все случилось на воде, и вскоре подоспела помощь. А спустя какое-то время подлодку протаранил буксир, из-за чего образовалась пробоина диаметром в метр. Но все это мелочи по сравнению с катастрофой, которая произошла в апреле 1963-го.

Гибель «грозы советских субмарин»
 
[^]
SESHOK
10.08.2022 - 18:50
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 324843
«Предельная глубина…»

Утро 9 апреля сразу не задалось. Было пасмурно, ветрено, Атлантику в районе Портсмута слегка штормило. «Трешер» должен был пройти несколько испытаний, в том числе глубоководных. Согласно расчетам предельная глубина, на которую могла опуститься подлодка, составляла около 350—360 метров.

Для судна это был очень важный показатель, так как советские субмарины, уступавшие американским конкурентам в боевой мощи, могли уходить от преследования, погружаясь на глубину, недоступную для американских подлодок прошлого поколения.

Если испытания на 350-метровой глубине пройдут хорошо, то «Трешер» лишит потенциального соперника одного из главных преимуществ.


В рубке такой же подлодки, как «Трешер». Источник фото: gatetoadventures

Гибель «грозы советских субмарин»
 
[^]
SESHOK
10.08.2022 - 18:51
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 324843
Вышли рано, в 7:30. На борту находилось 129 человек, в числе которых, помимо экипажа, были 17 инженеров, работников верфи и других гражданских специалистов. В течение суток субмарина в сопровождении спасательного катера «Скайларк» готовилась к погружению и проводила другие, менее значимые испытания.

Наконец ранним утром 10 апреля «Трешер» и «Скайларк» прибыли к месту погружения. Точка находилась почти в 400 километрах от берега, глубина океанического дна здесь достигала 2,5 километра.

Стоит уточнить, что для подлодки это не было первым погружением на предельную глубину. Ранее «Трешер» уже несколько раз опускался на 350 метров. Предстояло всего лишь очередное погружение. Как в таких случаях говорят, ничего не предвещало беды.

Гибель «грозы советских субмарин»
 
[^]
SESHOK
10.08.2022 - 18:51
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 324843
Испытание проходило поэтапно. Субмарина опускалась на 30—50 метров, после чего команда поверяла работу приборов, осматривала корпус на предмет течи. Если все было нормально, «Трешер» погружался еще на 30—50 метров. И так до предельной глубины в 350—360 метров. При этом на каждом этапе поддерживалась гидроакустическая связь со «Скайларком».


Гибель «грозы советских субмарин»
 
[^]
SESHOK
10.08.2022 - 18:52
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 324843
Командиром подлодки тогда был Джон Харвей. Несмотря на молодость, ранее офицер успел отслужить три года на первой в мире атомной субмарине «Наутилус». На ней же он прошел подо льдами Северного Ледовитого океана.

Погружение началось с 7 часов 47 минут. На протяжении часа операция проходила штатно: «Трешер» постепенно опускался, проверял системы и выходил на связь со «Скайларком». К 9 часам глубина была почти предельной. Тогда-то и начало происходить что-то непонятное.


Джон Харвей

Гибель «грозы советских субмарин»
 
[^]
SESHOK
10.08.2022 - 18:53
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 324843
Кто виноват?

В 9:13 катер «Скайларк» принял тревожное сообщение. Дословно его воспроизвести невозможно из-за помех, но суть сводится к тому, что Джон Харвей сообщил о неких незначительных затруднениях. В вахтенном журнале «Скайларка» сделана следующая урезанная запись сообщения с «Трешера»: «Имею положение дифферент на корму... Пытаюсь продуть цистерны».

Затем слышится звук стравливаемого сжатого воздуха. Любая подлодка погружается за счет заполнения забортной водой специальных балластных цистерн. Когда надо всплыть, жидкость под давлением выдувается из цистерн сжатым воздухом. Очевидно, именно это и делала команда «Трешера» — пыталась аварийно всплыть, выдувая воду из балластных емкостей.

«У вас все в порядке? Сообщите свой курс!» — в последующие несколько минут «Скайларк» пытался связаться с субмариной, но безрезультатно. В 9:17 от «Трешера» поступило последнее, крайне неразборчивое сообщение, которое впоследствии расшифровали как «900 n… превышение… предельная глубина…» Затем через трубку гидроакустической связи на катере услышали треск разламывающегося корпуса судна. Гордость американского подводного флота, суперсовременная атомная подлодка, опередившая свое время, замолчала навсегда.

Еще полтора часа «Скайларк» патрулировал район в месте погружения субмарины. В воду сбрасывали гранаты, что служило сигналом к немедленному всплытию. Спустя несколько часов о происшествии был уведомлен президент США Джон Кеннеди.

Вскоре в поисках любых следов «Трешера» участвовал чуть ли не весь Атлантический флот. К концу дня нашли только масляное пятно и несколько кусков пластмассы, использовавшейся на атомных подлодках. Ничего не оставалось, как признать судно утраченным.


Поисковая операция


Гибель «грозы советских субмарин»
 
[^]
SESHOK
10.08.2022 - 18:53
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 324843
Остатки «Трешера» наверняка покоились на глубине 2500 метров. Сначала очертания обломков сфотографировали специальными подводными камерами Эджертона. Это позволило определить точное место гибели субмарины, куда летом 1963 года отправили батискаф «Триест».

Тот обнаружил резиновый чехол для ботинок с буквами SSN, которые указывали на принадлежность к атомной подлодке, и цифрой 5 — первой из номера «Трешера» (593). Там же нашли воздушный баллон, бумагу и много других легковесных обломков. Само же разорванное судно погрузилось глубоко в ил.

По мнению специалистов, «Трешер» падал на дно кормой вниз с очень высокой скоростью. Где-то у самого дна субмарина разломилась на две части. Но что послужило причиной ее гибели?


Батискаф «Триест»



Гибель «грозы советских субмарин»
 
[^]
SESHOK
10.08.2022 - 18:53
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 324843
Точного ответа на этот вопрос никто никогда не сможет дать. Тем не менее сформированная комиссия изучила все возможные материалы и сформулировала наиболее правдоподобную причину катастрофы.

В первую очередь тщательно исследовали последние донесения капитана «Трешера». Так, в 9:12 он сообщил о неких незначительных проблемах. То есть ситуация еще не была критической. Но следом звучит тревожная фраза «Пытаюсь продуть цистерны». Тревожной ее делает слово «пытаюсь». Следовательно, возникла некая нештатная ситуация, которая вынудила команду подниматься. Однако продуть цистерны, видимо, не получилось.


Гибель «грозы советских субмарин»
 
[^]
SESHOK
10.08.2022 - 18:54
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 324843
А что значит «900 n» — первая часть неразборчивой фразы, произнесенной, скорее всего, непосредственно перед гибелью субмарины? С цифрой легче всего. В комиссии предположили, что 900 — это обозначение по шкале инцидентов с кораблем, когда 0 — все нормально, а 1000 — полная потеря судна. Литера «n» обозначала либо ответ «negative» на запросы «Скайларка» типа «Все ли в порядке?», либо указывала на северное направление движения подлодки.

Расследование пришло к выводу, что гибель «Трешера» стала возможной из-за стечения обстоятельств, когда вместе сошлись сразу две неисправности. Предполагается, что непосредственной причиной аварии стала течь трубопровода системы забортной воды. Из-за нее реакторный отсек в мгновение ока заполнился водой. Не исключено, что сработала аварийная защита, обесточившая сам реактор и всю подлодку.

Чтобы всплыть, экипаж попытался продуть цистерны сжатым воздухом. И здесь сработал второй фактор — обледенение клапанов: скопившаяся в них влага замерзла и не дала пропустить воздух. Оказалось, что такая проблема довольно часто встречалась в американских подлодках предыдущего поколения.

Неуправляемый «Трешер» погрузился на 500 метров, после чего огромная толща воды буквально раздавила корпус судна и всех, кто находился внутри.


Другой вопрос: что вызвало течь трубопровода? Однако точного ответа на него не найти. Однозначно отметаются версии подрыва (его бы услышали на «Скайларке») и диверсии. Вероятно, виной всему — некачественное литье, дефекты сварки или технологический брак. В результате часть трубы просто не выдержала давления.


Обломки подлодки на дне океана

Это сообщение отредактировал SESHOK - 10.08.2022 - 18:54

Гибель «грозы советских субмарин»
 
[^]
SESHOK
10.08.2022 - 18:54
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 324843
Завершающая


Что дальше?

После гибели «Трешера» вся программа развертывания обновленного подводного флота США сначала была отложена, а потом и вовсе значительно сокращена. Тип подлодок, родоначальником которого стал «Трешер», переименовали в «Пермит» — по названию второй субмарины серии.

Любопытно, но именно гибель подлодки послужила толчком для стремительного развития лунной программы американцев. Правительство решило резко сократить расходы на создание атомных субмарин, направив освободившиеся средства на освоение космоса.

Наконец, пример «Трешера» заставил американских специалистов полностью пересмотреть подходы к судостроению. Была принята программа, согласно которой при любом развитии событий на первом месте должна стоять безопасность экипажа. Что бы ни случилось с подлодкой, она должна всплыть с целым реактором и живой командой. Это, впрочем, не уберегло США от еще одной катастрофы пять лет спустя, но после 1968 года ни одна американская атомная субмарина не погибла.


Вот, как то так на сегодня...


Гибель «грозы советских субмарин»
 
[^]
CadiaGuard
10.08.2022 - 18:57
7
Статус: Offline


Победитель Хаоситов

Регистрация: 31.03.17
Сообщений: 555
Интересно, спасибо.
п.с. Вангую щас набежат про Курск рассказывать
 
[^]
ramzess15
10.08.2022 - 18:57
6
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 13.03.18
Сообщений: 798
Она утонула...Жаль моряков, если честно. Смелые люди.
 
[^]
ramirez1
10.08.2022 - 18:57
2
Статус: Offline


arsik0605

Регистрация: 28.02.14
Сообщений: 358
Познавательно...

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Vladnov
10.08.2022 - 19:00
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.02.15
Сообщений: 4786
Проще летать в космос, чем погружаться в океан. На орбите Земли давление всего-навсего меньше земного на 1 атм, на 350 метрах под водой давление больше земного в 35 раз.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
VampirBFW
10.08.2022 - 19:00
6
Статус: Offline


Главный Сапиосексуал Япа.

Регистрация: 20.02.10
Сообщений: 18384
Подводникам уважения немеряно, как и пилотам. Я пехота, предпочитаю помирать на суше

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
CadiaGuard
10.08.2022 - 19:02
2
Статус: Offline


Победитель Хаоситов

Регистрация: 31.03.17
Сообщений: 555
Цитата (VampirBFW @ 10.08.2022 - 19:00)
Подводникам уважения немеряно, как и пилотам. Я пехота, предпочитаю помирать на суше

Пехота он ага. gigi.gif
 
[^]
vovan77777
10.08.2022 - 19:06
12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.09.13
Сообщений: 5194
у них лодки однокорпусные, у наших двухкорпусная компоновка, легкий корпус и прочный, из за этого в определенных условиях живучесть подлодок выше, а Трешер скорее всего банально на глубину провалился, а потом уже поздно было что то предпринимать, клапана деформировались, заслонки не закрылись.
 
[^]
Алмаатинец
10.08.2022 - 19:09
7
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.05.13
Сообщений: 243
Годно.
Сешок годноту несёт.
Одобряю.

Срачи с хохлами заебали уже.
 
[^]
ramzess15
10.08.2022 - 19:09
1
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 13.03.18
Сообщений: 798
Цитата (Vladnov @ 10.08.2022 - 19:00)
Проще летать в космос, чем погружаться в океан. На орбите Земли давление всего-навсего меньше земного на 1 атм, на 350 метрах под водой давление больше земного в 35 раз.

Дырочка в корпусе проблемы создаст и там и там.
 
[^]
Yorolgooy
10.08.2022 - 19:10
6
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.12.13
Сообщений: 346
Цитата (vovan77777 @ 10.08.2022 - 19:06)
у них лодки однокорпусные, у наших двухкорпусная компоновка, легкий корпус и прочный, из за этого в определенных условиях живучесть подлодок выше, а Трешер скорее всего банально на глубину провалился, а потом уже поздно было что то предпринимать, клапана деформировались, заслонки не закрылись.

А расскажи нам, в каких это условиях легкий корпус живучесть повышает? Он существует только для придания более удачной гидродинамической формы и не несёт почти никаких нагрузок. Тем более, негерметичный.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
vovan77777
10.08.2022 - 19:12
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.09.13
Сообщений: 5194
Цитата (Yorolgooy @ 10.08.2022 - 19:10)
Цитата (vovan77777 @ 10.08.2022 - 19:06)
у них лодки однокорпусные, у наших двухкорпусная компоновка, легкий корпус и прочный, из за этого в определенных условиях живучесть подлодок выше,  а Трешер скорее всего банально на глубину провалился, а потом уже поздно было что то предпринимать, клапана деформировались, заслонки не закрылись.

А расскажи нам, в каких это условиях легкий корпус живучесть повышает? Он существует только для придания более удачной гидродинамической формы и не несёт почти никаких нагрузок. Тем более, негерметичный.

вооружение и некоторые виды оборудования вынесены из прочного корпуса, благодаря этому выживаемость выше.
При этом у амеров зачастую балластные цистерны находятся внутри прочного корпуса.

Это сообщение отредактировал vovan77777 - 10.08.2022 - 19:19

Гибель «грозы советских субмарин»
 
[^]
ХрюнМоржов
10.08.2022 - 19:12
19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.09.11
Сообщений: 6284
А нахрена проводить испытания над бездной в 2500 метров, если предел для подлодки определён в 350 метров? Случись чего и...Вот и случилось то, что случилось.

Это сообщение отредактировал ХрюнМоржов - 10.08.2022 - 19:14
 
[^]
DOGER
10.08.2022 - 19:13
4
Статус: Offline


Ку-КУ, Йопта!

Регистрация: 28.08.12
Сообщений: 1400
Книжку читал: Катастрофы в морских глубинах. Там про многое, с начала подводной эры. Про трешер было оч. интересно. Тему приподнял.
 
[^]
Гэг
10.08.2022 - 19:21
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.05.15
Сообщений: 5962
Цитата (CadiaGuard @ 10.08.2022 - 19:02)
Цитата (VampirBFW @ 10.08.2022 - 19:00)
Подводникам уважения немеряно, как и пилотам. Я пехота, предпочитаю помирать на суше

Пехота он ага. gigi.gif

Пихота с пневмопихом gigi.gif
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 5306
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх