Гибель и спасение американской подлодки USS "Squalus", Как спасали подводников в 1939 г

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
BigCap
14.02.2022 - 13:56
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
68
Было хмурое, почти штормовое майское утро 1939 года, когда гордость американских ВМФ, новейшая по тем временам субмарина "Скуалус" (Squalus) водоизмещением 1459 тонн, под командованием капитана Оливера Накуина, вспарывая узким длинным корпусом крутую волну, шла вдоль берегов Нью-Гэмпшира. Подлодка не так давно была спущена со стапелей и совершала учебное плавание, покинув накануне Портсмутскую гавань. Накуин вел свой корабль к намеченной точке погружения примерно в 12 милях от берега. Субмарина должна была "нырнуть" на глубину 30 метров, как при внезапном появлении вражеского эсминца. Ничего сложного в этом маневре не было — самая что ни на есть "штатная" ситуация.

Вскоре "Скуалус" достигла намеченного района, недалеко от цепочки прибрежных островков. Последний раз оглядев в бинокль пенящиеся волны, Накуин покинул мостик и сошел внутрь. В рубке управления лейтенант Уильям Дойл смотрел, как на большой панели, которую за глаза окрестили рождественской елкой, перед ним гасли красные огоньки и зажигались зеленые. Это означало, что очередная заслонка или люк закрыты, и так продолжалось до тех пор, пока наконец вся "елка" не позеленела окончательно. "Скуалус" стала полностью герметичной.

"Зеленая улица, сэр", — отрапортовал лейтенант Дойл.


Прозвучал приказ на погружение. Коротко взвыла сирена, предупреждая экипаж "по местам стоять", и субмарина, наклонив нос, как и положено, на 9°, мягко скользнула в глубь океана.
Накуин засек время: 8.40 утра. И сама подлодка выполняла маневр, как швейцарские часики, — безукоризненно, достигнув заданной глубины за 57 секунд.

В эти же самые минуты, когда довольный Накуин воскликнул: "Отлично!", два офицера-электрика, Джеральд Мак-Лис и Джон Батик, бросили жребий, кому пойти в носовой отсек проверять носовые электрогенераторы, а кому — кормовые. Мак-Лису выпали носовые, и он остался жить. Джону Батику выпало идти на корму, и он купил себе билет на тот свет. Через несколько минут он сам и еще 25 моряков из экипажа "Скуалуса" были уже мертвы.

Гибель и спасение американской подлодки USS "Squalus", Как спасали подводников в 1939 г
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
BigCap
14.02.2022 - 13:57
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
В назначенный час, 11.00, "Скуалус" не вышла на связь со своей базой в Портсмуте. Адмирал Сайрус Коул сразу предположил худшее, отдав приказ подлодке "Скульпин", крейсировавшей в том же районе, немедленно идти на поиски. К полудню "Скульпин" уже качалась на волнах в точке с координатами, где, предположительно, должна была находиться "Скуалус". Но по морю гуляли только волны: ни обломков, ни пятен топлива, ничего, что говорило бы о том, что на этом месте потерпел бедствие боевой корабль. Произошло то, что можно объяснить одной из тех случайностей, которые ведут к бесследному исчезновению кораблей и самолетов в безднах океана. Навигационная ошибка! Капитан Накуин ошибся и увел "Скуалус" на пять миль восточнее, где и совершил свое роковое погружение. Если бы весь экипаж подлодки погиб сразу, то затонувшую субмарину могли бы искать годами, и скорее всего она пополнила бы список зловещих тайн океана, которые никогда не будут разгаданы, как, возможно, никогда не будет полностью установлена загадка гибели "Курска". Но 33 матроса и офицера в тот момент были все еще живы, запертые в чреве подлодки, лежавшей на грунте на глубине 80 метров, которую медленно убивал холод.

Капитан Уилкин, оглядывающий с высоты боевой рубки "Скульпина" пустынные пенящиеся волны Атлантики, терялся в догадках. Но ему повезло — в бинокль он увидел слабую вспышку оранжевого цвета, блеснувшую на горизонте. Спустя минуту "Скульпин" полным ходом двигался в этом направлении. "Скуалус" была лодкой-близнецом "Скульпина" и оснащена набором спасательных средств. В случае катастрофы на поверхность со дна выбрасывался буй и запускались сигнальные петарды. Если, конечно, еще было кому это сделать. Вспышку одной из таких сигнальных ракет и заметил капитан Уилкин. А вскоре с борта "Скульпина" увидели пляшущий на крутой волне буй ярко-желтого цвета. На его борту чернела надпись "Здесь затонула подводная лодка. Телефон внутри". В глубь Атлантики, которая в этом месте достигала 80 метров, от буя уходил телефонный провод. Капитан Уилкин взял трубку аварийного телефона не без содрогания. Что он услышит — живого человека или зловещее молчание бездны?

Трубка ответила голосом младшего лейтенанта "Скуалуса" Джона Ноколса: "Ну, парни, наконец-то! Лежим на грунте. Кислорода на 48 часов. Сейчас будет говорить капитан Накуин..."

Гибель и спасение американской подлодки USS "Squalus", Как спасали подводников в 1939 г
 
[^]
BigCap
14.02.2022 - 13:57
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
"Скуалус" погубила случайность — фабричный дефект в заглушке вентиляционной трубы, питавшей воздухом двигатель, когда лодка шла в надводном положении. В подводном режиме заглушки плотно закрывались. Но эту сорвало океанским давлением. К такому выводу придут эксперты позже, когда лодку поднимут и отбуксируют в сухой док, где обследуют досконально. Заглушку такого большого диаметра, что в нее вполне мог пролезть взрослый человек, сорвало, когда капитан Накуин уже остановил погружение, посчитав, что лодка и экипаж выполнили маневр блестяще. И вдруг в кормовых отсеках раздался душераздирающий вопль двух десятков голосов, рев бушующей воды — океан ворвался
внутрь подлодки, которая задрожала и стала быстро оседать кормой. Это были минуты кошмара: 26 человек погибли на местах, которые занимали по штатному расписанию. Большинство — мгновенно, как, например, торпедист Алан Прейстер, тело которого так и обнаружили позже — сидящим в наушниках возле торпедного аппарата, как будто он все еще ждал приказа из капитанской рубки.
"Продуть главный балласт! Продуть носовые цистерны..." — капитан Накуин пытался спасти свой корабль. Воздух со свистом рванулся в балластные резервуары, вытесняя воду, но лодка "глотнула" слишком много воды и, как длинный узкий поплавок, клюнув кормой на 50°, неудержимо шла на дно.
Спас "Скуалус" офицер-электрик Лойд Манс, захлопнувший тяжелую стальную водонепроницаемую переборку между кормовыми и носовыми отсеками. Упираясь ногами во вздыбившийся скользкий пол, он уже почти закрыл ее, как вдруг услышал крик: "Нет, ради всего святого, нет!" — шесть человек, которых преследовал бурный поток, рвались к люку. Инструкция требовала, чтобы вход был перекрыт немедленно, но Манс нарушил ее и дал обреченным морякам выбраться, рискуя сам быть смытым волной и погубить корабль со всеми, кто еще был жив. А затем, уже с помощью матросов, задраил-таки люк, похоронив в толще воды за стальной переборкой своего лучшего друга Шермана Ширли, к которому собирался в следующее воскресенье идти на свадьбу.

Гибель и спасение американской подлодки USS "Squalus", Как спасали подводников в 1939 г
 
[^]
BigCap
14.02.2022 - 13:58
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Наполовину затопленная "Скуалус", медленно погружаясь, наконец мягко легла на дно на глубине 80,5 метра. Из всей команды уцелели 33 человека, для которых было в достатке еды, но всего на 48 часов воздуха. Были немедленно вскрыты банки с поглотителем углекислоты, но это лишь ненадолго могло продлить агонию. Накуин приказал раздать одеяла — леденящий наружный холод быстро проникал в глубь корпуса. Команду пришлось разделить на две группы: одна грелась в тесноте командной рубки, где было чуть теплее, другая куталась в одеяла в носовом торпедном отсеке, промерзшем почти до нуля градусов. Затем люди менялись.

Больше для спасения экипажа ничего нельзя было сделать. Хотя носовой спасательный люк был доступен и на борту лодки находились аппараты "искусственное легкое" — детище шведского изобретателя Момзена, воспользоваться ими, чтобы подняться с такой глубины, не могло быть и речи — поверхности достиг бы только окоченевший труп. Окутанная непроницаемым мраком снаружи и внутри "Скуалус" погрузилась в безмолвное, почти безнадежное ожидание. Это безмолвие было нарушено, когда заживо погребенные различили слабое жужжание, доносившееся с поверхности. Это был звук винтов прибывшей к месту трагедии подлодки "Скульпин".

Гибель и спасение американской подлодки USS "Squalus", Как спасали подводников в 1939 г
 
[^]
BigCap
14.02.2022 - 13:58
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Чарльз Момзен по прозвищу Швед пошел по стопам своего гениального предшественника Эриксона, изобретателя первого в мире броненосца современного типа "Монитор". Как и некогда Эриксон, Момзен эмигрировал в США в поисках своей персональной "американской мечты", занявшись здесь конструированием подводного спасательного оборудования. Помимо "искусственного легкого" он совместно с другим изобретателем, Мак-Каном, одарил американские ВМФ глубоководным спасательным колоколом. Пилотировал это доселе невиданное плавсредство, спускавшееся под воду на лебедке, подводник-навигатор, за один рейс колокол мог поднять семь человек. Адмирал Сайрус Коул, даже еще не получив подтверждения о катастрофе подлодки, затребовал через Вашингтон спасательное судно "Фалькон" с изобретением Момзена на борту. Сам Швед тоже поспешил на борт "Фалькона", чтобы лично возглавить спасательную операцию.

Было лишь одно осложнение — телефонный провод, связывающий буй с корпусом "Скуалуса", оборвался, и лодку пришлось искать на дне с помощью стальных "кошек", спущенных с двух буксиров, а связь поддерживать морзянкой — подводники выстукивали свои сообщения разводным ключом, ударяя изнутри о борт субмарины.

Гибель и спасение американской подлодки USS "Squalus", Как спасали подводников в 1939 г
 
[^]
BigCap
14.02.2022 - 13:59
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Удача сопутствовала спасателям — "кошки" с первого же захода зацепили увязший в донном грунте корпус "Скуалуса", и после пары пробных погружений колокол, пилотируемый штурманом Мартином Сибитски, пришвартовался к носовому спасательному люку.

"Привет, парни, как вы тут?" — спросил Мартин в темноту промерзшей насквозь субмарины.
"Что так долго? Где, черт возьми, салфетки?" — был ответ.

Салфеток у Сибитски с собой не было, но был в изобилии горячий кофе, термосы с обжигающим жирным флотским супом, резервные банки с поглотителем углекислоты, а обратно с собой на поверхность он взял первых семерых, до посинения продрогших от холода, но сохранивших оптимизм моряков. Через 45 минут счастливая семерка уже дышала на поверхности свежим морским воздухом. Вся же операция по подъему уцелевших заняла 40 часов.

Гибель и спасение американской подлодки USS "Squalus", Как спасали подводников в 1939 г
 
[^]
BigCap
14.02.2022 - 13:59
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
"Скуалус", фактически неповрежденную, подняли со дна в том же 1939 году. Подъемом руководил лично Швед. Бригада из 53 водолазов откачала из танков "Скуалуса" 360 тонн дизельного топлива, с помощью мощного насоса освободила от ила осевшую корму, а к корпусу лодки на цепях, продетых под днище, подвели понтоны: пять — к корме, два — к носовой части, еще семь — вдоль всего корпуса. Водолазы впервые могли работать на такой глубине благодаря еще одному изобретению Момзена, гелиево-кислородной смеси, которая с тех пор и поныне используется для дыхания на глубоководных работах. Поистине Швед — Момзен произвел революцию в подводных работах и заслужил памятник не меньше, чем экипаж "Скуалуса".

Гибель и спасение американской подлодки USS "Squalus", Как спасали подводников в 1939 г
 
[^]
BigCap
14.02.2022 - 14:00
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Первая попытка, предпринятая 13 июля, провалилась — нос лодки уже появился на поверхности, но громоздкий корпус не удалось уравновесить, и "Скуалус" вновь ушла на дно, едва не опрокинув при этом шлюпку со спасателями. Сам Швед при этом чудом избежал гибели. И только два месяца спустя (вся операция длилась 113 дней) подлодку на понтонах отбуксировали в док Портсмута. Здесь из отсеков извлекли 25 на удивление хорошо сохранившихся мертвых тел, но одно так и не было найдено.
Капитан Накуин умер в 1989 году в возрасте 85 лет, в год пятидесятилетия памятной катастрофы. Он намного пережил свой корабль. В октябре 1945 года тридцать тысяч зрителей вышли на портсмутскую пристань, чтобы посмотреть "последний парад" перед отправкой на вечный прикол знаменитой субмарины. Правда, называлась она тогда, в 1945-м, уже "Сэйлфиш" ("Летучая рыбка"). Своим вторым именем лодка обязана президенту Рузвельту, который был потрясен фотографией лодки, чей нос вынырнул на поверхность, как будто субмарина собиралась взлететь из воды во время первой неудачной попытки подъема.

Гибель и спасение американской подлодки USS "Squalus", Как спасали подводников в 1939 г
 
[^]
BigCap
14.02.2022 - 14:00
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Отремонтированная и вступившая в строй USS-192 "Сэйлфиш", с новой командой и новым капитаном, стала активной участницей войны на Тихом океане, пережив тайфуны, атаки японских эсминцев и самолетов и отправив, в свою очередь, на дно немало вражеского тоннажа. Среди ее многочисленных удачных операций была, впрочем, одна, которая слегка портит безупречную легенду. В ноябре 1943 года подлодка "Скульпин", та самая, что некогда нашла место катастрофы "Скуалуса", попала в ловушку, расставленную пятью японскими эсминцами. Поврежденная "Скульпин" всплыла и после короткого боя в надводном положении, в котором погиб ее капитан и почти все офицеры, была уничтожена. Оказавшегося в волнах 21 уцелевшего американского моряка японцы спасли и переправили на борт своего корабля. Два месяца спустя этот корабль с пленными американцами на борту попался на перископ бывшей "Скуалус". Несмотря на сильный шторм, "Сэйлфиш" дерзко атаковала, влепив в борт японцу сразу три торпеды. Корабль мгновенно затонул, и его судьбу невольно разделила несчастная команда "Скульпина", из которой в этот раз выжил только один моряк. Так "Скуалус" отплатила своим спасателям. Что ж, у всякой легенды при желании можно найти изъян. И эта — не исключение...



Гибель и спасение американской подлодки USS "Squalus", Как спасали подводников в 1939 г
 
[^]
BigCap
14.02.2022 - 14:01
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
 
[^]
BigCap
14.02.2022 - 14:03
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Подводники (все 33 человека) были спасены. Это был несомненный успех. В американском флоте колокол Маккена стал основным средством спасения экипажей затонувших лодок. Все спасательные суда получили его на вооружение.
Во Франции после гибели подводной лодки «Феникс», затонувшей в июне 1939 г. по неустановленной причине со всем экипажем, была также принята широкая программа оснащения аварийно-спасательной службы флота колоколами Маккена (эту программу помешала осуществить Вторая мировая война). Только англичане, известные своим консерватизмом, проявили скептицизм. Английские специалисты посчитали спасательные колокола слишком дорогим и к тому же малонадежным средством.©

 
[^]
BigCap
14.02.2022 - 14:08
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Цитата
еще одному изобретению Момзена,

контр-адмирал Чарльз Момсен

Гибель и спасение американской подлодки USS "Squalus", Как спасали подводников в 1939 г
 
[^]
BigCap
14.02.2022 - 14:09
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
«легкие Момсена» были похожи на противогаз. Вдыхаемый воздух проходил через известь, которая поглощала углекислый газ, и заменяла ее кислородом. Наполнив легкие кислородом, люди выходили через аварийный люк по одному и поднимались, делая паузы для декомпрессии. Это устройство позволяло находиться под водой недолго, но позволяло спасти жизнь морякам.

Это сообщение отредактировал BigCap - 14.02.2022 - 14:09

Гибель и спасение американской подлодки USS "Squalus", Как спасали подводников в 1939 г
 
[^]
venikovod
14.02.2022 - 14:32
5
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 9.10.14
Сообщений: 537
Спасибо! Интересно!!!
 
[^]
Чумазоид
14.02.2022 - 15:09
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.12.16
Сообщений: 6093
BigCap
Спасибо, очень познавательно
 
[^]
makoff
14.02.2022 - 19:51
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.09.20
Сообщений: 1405
Самое прочное на подводной лодке - стальные яйца членов экипажа.
 
[^]
BigCap
14.02.2022 - 21:08
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Современный улучшенный вариант спасательной камеры Мак-Кенна

Гибель и спасение американской подлодки USS "Squalus", Как спасали подводников в 1939 г
 
[^]
BigCap
14.02.2022 - 21:09
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Прототип спасательной камеры Момсена-Мак-Кенна

Гибель и спасение американской подлодки USS "Squalus", Как спасали подводников в 1939 г
 
[^]
BigCap
14.02.2022 - 21:17
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
В 2001 году в США был снят художественный фильм "Submerged" ("Срочное погружение"). В нем довольно точно воспроизведена трагедия и спасение экипажа "Скуалус". Роль изобретателя Момзена, собственно, главного героя фильма, играет Сэм Нил.)©
 
[^]
BigCap
14.02.2022 - 21:33
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Цитата (makoff @ 14.02.2022 - 13:51)
Самое прочное на подводной лодке - стальные яйца членов экипажа.

без везения здесь не обошлось тоже...
 
[^]
BuratTino
14.02.2022 - 21:37
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.06.16
Сообщений: 4631
Спасибо. Интересно всегда читать такие темы.
 
[^]
Адмиралец
14.02.2022 - 21:46
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.03.20
Сообщений: 6355
Не всем так повезло...
Сколько подводников всего мира остались в своих стальных гробах навсегда в мирное время...
Но если все же когда человечество полетит к далеким звездам, частичка опыта эти подводников может спасет будущим космонавтам жизни...
 
[^]
BigCap
14.02.2022 - 21:50
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Цитата
гибели подводной лодки «Феникс», затонувшей в июне 1939 г

Подлодка «Феникс» (HMS Phoenix) пропала без вести в середине июля 1940 года в районе между Мальтой и Сицилией. Одна из наиболее часто упоминаемых версий её гибели – атака итальянского миноносца «Альбатрос» (Albatros) 16 июля. Миноносец сопровождал танкер и заметил следы двух торпед. Итальянский корабль произвёл контратаку глубинными бомбами, после чего на месте их взрыва на поверхности наблюдались пузыри выходящего воздуха. Других следов повреждения субмарины замечено не было. ©
 
[^]
AquaRobot
14.02.2022 - 23:03
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 7754
Цитата (BigCap @ 14.02.2022 - 18:33)
Цитата (makoff @ 14.02.2022 - 13:51)
Самое прочное на подводной лодке - стальные яйца членов экипажа.

без везения здесь не обошлось тоже...

Можно проще сказать, подводников с того света вытащили.
Скольким их коллегам не повезло.

Сразу вспоминается история нашей лодки, С-80 что погибла в 1960 году по похожей причине. На боевом дежурстве зимой, в условиях шторма, на лодке в дизельный отсек начала поступать вода, а перекрыть её из-за дефекта заглушки не сумели и подлодка рухнула на дно. Часть экипажа выжила, но глубина в 200 метров не оставила им шансов на спасение. Подводники погибли мученической смертью от удушья.

И даже если помощь приходила вовремя, подводники на затонувших лодках гибли буквально на глазах у спасателей.

Буквально через неделю после чудесного спасения моряков с "Сквалус", английская подводная лодка "Тетис" (HMS Thetis) выполняя пробное погружение затонула на глубине в 46 метров. Причина - техническая неисправность. Из бывших на борту 103 человек спаслось только четверо. 99 подводников погибли, а бывшие рядом спасатели, ничем им помочь не смогли.

В 1956 году прошедшая Великую Отечественную войну лодка М-200 погибла на Балтике в результате столкновения с эсминцем.
Часть подводников в отсеках выжила и пыталась спастись. По аварийному телефону спасатели поддерживали связь с подводниками, но непогода вынудила спасателей прекратить спасательную операцию, а когда они вернулись, бывшие на борту подводники погибли, от недостатка воздуха.
 
[^]
BigCap
21.02.2022 - 09:37
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Цитата
Можно проще сказать, подводников с того света вытащили.

конечно
создателю этого устройства надо памятник ставить

Это сообщение отредактировал BigCap - 21.02.2022 - 09:38
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 3266
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх