Корабль с гигантскими подводными крыльями. МРК проекта 1240 «Ураган»

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
gizphone
23.06.2021 - 13:28
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
62
Малый ракетный корабль проекта 1240 «Ураган» на автоматически управляемых подводных крыльях создавался в самый разгар холодной войны. Проектирование необычного корабля началось в 1964 году. Проектируемый корабль во многом опережал своё время, развивая скорость до 60 узлов (111 км/ч).

via

Корабль с гигантскими подводными крыльями. МРК проекта 1240 «Ураган»
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
gizphone
23.06.2021 - 13:29
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Данную разработку отечественной промышленности можно смело назвать гордостью советского военно-морского флота. Правда, уникальный боевой корабль был построен всего лишь в единственном экземпляре.

Проектирование «Урагана»

В Советском Союзе активно работали над созданием кораблей на подводных крыльях. Экспериментальные работы над подобными проектами в стране велись ещё в 1930-е годы. Так, в 1937 и 1941 годах в ЦАГИ проводились испытания катеров с управляемыми глубокопогруженными крыльями. После войны в конце 1940-х – начале 1950-х годов подобные работы продолжились. Идея уменьшения уровня гидродинамического сопротивления за счёт подъема корпуса корабля из воды привлекала тогда советских конструкторов боевых кораблей.

Побочным эффектом такого интереса стало создание в СССР многочисленной линейки гражданских судов на подводных крыльях. При этом в данной области Советский Союз добыл себе мировое признание. Многочисленные «Метеоры», «Ракеты», «Кометы» стали узнаваемой визитной карточкой советского пассажирского судостроения. Корабли данных проектов пользовались спросом и за пределами страны, в том числе поставлялись на экспорт в западные страны. Этих успехов не было бы без работ по созданию боевых кораблей на подводных крыльях.

Старания советских конструкторов и инженеров были вознаграждены в конце 1950-х годов, когда работы стали вести на качественно новом техническом, конструкторском и теоретическом уровнях. Большие торпедные катера пр. 206М «Шторм» стали удачным проектом и строились в СССР крупной серией.

МРК проекта 1240 «Ураган» в сухом доке в Севастополе

Корабль с гигантскими подводными крыльями. МРК проекта 1240 «Ураган»
 
[^]
gizphone
23.06.2021 - 13:29
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Тогда же в СССР шло бурное развитие малых ракетных катеров.

Интерес к данным кораблям во всём мире подтолкнул морской бой 1967 года, когда два египетских ракетных катера советского производства проекта 183Р «Комар» потопили израильский эсминец «Эйлат». Это был первый в истории случай потопления надводного корабля противокорабельными ракетами.

Естественно, в Советском Союзе существовали идеи объединить новое ракетное вооружение с кораблями на подводных крыльях, развивающими огромную, даже по сегодняшним меркам, скорость хода. В рамках реализации данной концепции был разработан проект малого ракетного корабля проекта 1240, получивший шифр «Ураган».

Проектирование нового ракетного корабля, отличительной чертой которого должны были стать глубокопогруженные автоматически управляемые подводные крылья, началось в 1964 году специалистами ЦКБ-5 (сегодня ЦМКБ «Алмаз», Санкт-Петербург). Главным конструктором проекта стал Вадим Михайлович Бурлаков. В процессе создания МРК на подводных крыльях было разработано и построено экспериментальное пассажирское судно «Тайфун».

Данное пассажирское газотурбинное судно на автоматически управляемых крыльях было готово в 1969 году и активно эксплуатировалось в 1970-е годы на линиях морского и речного пассажирского пароходства. Полученные в ходе гражданской эксплуатации результаты были использованы для улучшения проекта МРК проекта 1240 «Ураган». При этом гражданский «Тайфун» мог похвастаться высокой эксплуатационной скоростью хода – 44 узла (81,5 км/ч), максимальная скорость доходила до 50 узлов (92,6 км/ч).

МРК «Ураган» с поднятыми подводными крыльями и кормовыми крыльевыми колонками с гребными винтами

Корабль с гигантскими подводными крыльями. МРК проекта 1240 «Ураган»
 
[^]
gizphone
23.06.2021 - 13:30
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Единственный ракетный корабль, построенный по проекту 1240 «Ураган», получил обозначение МРК-5 и был заложен в Ленинграде в 1972 году. В 1976 году МРК на подводных крыльях вышел на испытания и в самом конце 1977 года – 30 декабря – был введен в состав флота на Балтике. Весь 1978 год МРК находился в опытной эксплуатации. После завершения всех испытаний корабль с Балтики был переведен внутренними водными путями на Черное море.

В Севастополь корабль прибыл в ноябре 1979 года. В городе славы русских моряков малый ракетный корабль был включен в состав 166-го дивизиона 41-й бригады ракетных катеров Черноморского флота, где и служил вплоть до 1990 года, когда был исключен из состава флота.

Технические особенности малого ракетного корабля проекта 1240 «Ураган»

На момент строительства новый советский ракетный корабль уже поражал воображение. Не только новизной применяемых технических решений, но и размерами. На момент постройки МРК стал самым крупным кораблем на подводных крыльях во всём мире. При этом по меркам надводных кораблей флота МРК, безусловно, не был гигантом. Стандартное водоизмещение корабля составляло 342 тонны, полное – до 432 тонн.

Наибольшая длина корабля – 56,6 м (без рулевых колонок длина уменьшалась до 49,8 метра), ширина – 10,17 м. Вместе с поднятыми из воды крыльями ширина корабля увеличивалась сразу до 21,14 м. Осадка корабля на ходу с подводными крыльями составляла всего 2,35 м. Экипаж корабля состоял из 34 человек, среди которых было 7 офицеров.

Оценить размеры подводных крыльев «Урагана» можно на контрасте с легковыми автомобилями

Это сообщение отредактировал gizphone - 23.06.2021 - 13:30

Корабль с гигантскими подводными крыльями. МРК проекта 1240 «Ураган»
 
[^]
gizphone
23.06.2021 - 13:30
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Корпус МРК был изготовлен из особого алюминиево-магниевого сплава, подводные крылья изготавливались из титанового сплава. О размере крыльев можно судить по изменению ширины корабля с их учетом в поднятом положении, а также по многочисленным дошедшим до нас фотографиям. В поднятом положении крылья выступали далеко в стороны под углом почти 45 градусов. Подводное крыльевое устройство корабля, обладающее автоматической системой регулирования подъемной силы, обеспечивало МРК стабилизацию по крену, дифференту и высоте над поверхностью воды.

В движение корабль приводила мощная газотурбинная установка, состоявшая из двух турбин. Через редукторы они передавали вращение на гребные винты, установленные на опускаемых крыльевых кормовых колонках. На каждой колонке было по два гребных винта. Общая мощность газотурбинной силовой установки составляла 36 000 л. с. Такой мощности было достаточно, чтобы обеспечить уникальному кораблю максимальную скорость хода 57–60 узлов.

Для движения корабля в водоизмещающем положении, когда носовое крыло и обе крыльевые кормовые колонки поднимались из воды, использовалась дизельная силовая установка (установка малого хода) мощностью 2200 л. с. Установка малого хода состояла из двух дизелей, работавших на водометные движители. Максимальная скорость хода в таком положении доходила до 10 узлов.

Автономность корабля по запасам продовольствия на борту оценивалась в 5 суток. Дальность плавания при скорости 45 узлов не превышала 700 миль, при длительной скорости малого хода 8,5 узлов она возрастала до 1500 миль. Для корабля на подводных крыльях МРК-5 обладал очень хорошей мореходностью. При движении на подводных крыльях мореходность корабля оценивалась в 5 баллов. При таком волнении моря на Балтике корабль развивал на испытаниях скорость 50–55 узлов. В водоизмещающем положении корпуса мореходность корабля вырастала до 6–7 баллов.

Состав вооружения «Урагана»

Несмотря на сравнительно небольшие размеры, малый ракетный корабль на подводных крыльях проекта 1240 «Ураган» обладал грозным вооружением. Основные ударные возможности корабля обеспечивали две спаренные бортовые пусковые установки противокорабельных ракет П-120 «Малахит» (2х2). Ракеты данного комплекса (по натовской кодификации SS-N-9 Siren) могли поражать цели на дистанции 15–150 км.

Подробнее о проекте можно узнать в журнале «Морская коллекция», № 3 за 2015 год

Корабль с гигантскими подводными крыльями. МРК проекта 1240 «Ураган»
 
[^]
gizphone
23.06.2021 - 13:31
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Крылатая ракета комплекса «Малахит» стартовым весом 5400 кг несла боевую часть, вес которой составлял 800 кг. Предусмотрена была возможность установки специальных ядерных боеприпасов мощностью до 2 мегатонн. Длина корпуса ракеты составляла 8,84 м, диаметр – 0,8 м, размах крыла ракеты – 2,5 м. Противокорабельная ракета «Малахит» была дозвуковой, максимальная скорость полета составляла 0,9 Маха.

Помимо противокорабельных ракет, на борту МРК-5 находилось и зенитное ракетное вооружение – одна двухбалочная пусковая установка ЗРК «Оса-М» с боекомплектом 20 ракет. В отличие от сухопутных вариантов комплекса, на корабельном варианте всегда готовыми к пуску были только две ракеты (скорострельность два выстрела в минуту). Комплекс обеспечивал поражение целей на удалении до 15 км, досягаемость по высоте – до 4 км.

Артиллерийское вооружение катера было представлено шестиствольной 30-мм артиллерийской установкой АК-630, которая могла использоваться и для борьбы с воздушными целями противника, и для борьбы с легкими надводными силами. Максимальная эффективная дальность стрельбы установки, способной обеспечить скорострельность до 4000–5000 выстрелов в минуту, составляла 4000 метров.

Судьба корабля

Считается, что опытный МРК-5 демонстрировал хорошие мореходные качества, выделялся отличной скоростью хода и показал себя живучим кораблем. Однако его недостатком была общая сложность эксплуатации. Корабль, насыщенный современной аппаратурой и автоматикой, оказался слишком сложным для флота, основу которого составляли моряки-срочники. Для эффективной эксплуатации кораблю требовался экипаж, состоявший из профессиональных моряков.

МРК-5 движется на подводных крыльях

Корабль с гигантскими подводными крыльями. МРК проекта 1240 «Ураган»
 
[^]
gizphone
23.06.2021 - 13:31
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
В некоторых источниках указывается, что недостаточный уровень подготовки моряков-срочников становился причиной поломок и аварий на борту.

В любом случае опытный малый ракетный корабль проекта 1240 «Ураган» был построен в единственном экземпляре и, к сожалению, не сохранился до наших дней.

В 1992 году уже после вывода из состава флота МРК затонул после пожара в Стрелецкой бухте Севастополя. Позднее корабль был поднят и разделан на металлолом.
 
[^]
gizphone
23.06.2021 - 13:31
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Всё, спасибо за внимание! agree.gif beer.gif
 
[^]
volga77
23.06.2021 - 13:34
26
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.07.15
Сообщений: 1059
Пиздеж и фотошоп.
Союз выпускал только калоши. ©

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Покусакус
23.06.2021 - 13:34
4
Статус: Offline


Укушу.

Регистрация: 29.10.14
Сообщений: 12098
Выглядит прикольно, жаль что ни чем не кончилось.
 
[^]
KiriOs
23.06.2021 - 13:36
1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 7.09.15
Сообщений: 233
Ну знал! Спасибо!
 
[^]
Тыгыдымка
23.06.2021 - 13:38 [ показать ]
-31
AndrewSha
23.06.2021 - 13:39
-4
Статус: Offline


Фотокерамист

Регистрация: 2.07.10
Сообщений: 2375
а в чем там сложность? Ну опускались/поднимались эти крылья гидравликой. Как у экскаватора опоры.
 
[^]
antonov64
23.06.2021 - 13:39
11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.01.15
Сообщений: 1113
Потом епонцы про него в в журнале «Морская коллекция» прочитали , и всё , как у них водится , скоммуниздили . И своих корыт массово с двиглом от Боинга понаклепали гады . И пассажиров возят как лохи .
Слава богу ума у них не хватило рокеты с торпедами на борт запилить . gigi.gif
 
[^]
Roman80
23.06.2021 - 13:41
8
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 28.12.15
Сообщений: 43
Цитата (Тыгыдымка @ 23.06.2021 - 13:38)
Очередное никому не нужно барахло, ради которого советские граждане жили в нищете.

Чего там барахло? Разработки, которые потом массово пошли в гражданский и не очень флот других стран?
 
[^]
kryskaloki
23.06.2021 - 13:43
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.04.16
Сообщений: 2633
Наверняка там недостатков было ещё больше, чем у экранопланов. Идея красивая, а как в детали начинаешь зарываться, так очарование-то и спадает...

Гражданские корабли на крыльях славятся своей прожорливостью. Тут мы видим офигенные ходовые характеристики: ажно 700 км :) Вот она собака где порылась.

Именно в этом и состоит причина неудачи. Потому что сама концепция быстроходного корабля для ракет мал мала бредова и безсмысленна.

Почему? Да потому что ракеты! И авиация. И спутники! У противника в том числе.


На кой чёрт увеличивать скорость корабля вдвое, если по сравнию с атакующими средствами противника он всё равно останется почти неподвижной калошей?

Зачем увеличивать скорость корабля, если всё равно это ничего не даст для атаки? Ракета летит быстрее и намного быстрее. Даже еле еле телепающие крылатые ракеты летят многократно быстрее этого корабля.

Чтобы выйти неожиданно на рубеж атаки, лучше... развивать сами ракеты!

Вот как с лодками Северного флота: по некоторой части целей они могут отстреляться прямо от пирсов!


Скорость кораблей оно конечно важно и нужно, но определяющей она была в эпоху артвооружения.


P.S. Весь проект - заведомо(!) зря выкинутые народные силы и ресурсы.
 
[^]
Lecky
23.06.2021 - 13:44 [ показать ]
-16
FunMate
23.06.2021 - 13:44
4
Статус: Offline


противник

Регистрация: 7.06.12
Сообщений: 1588
Следы некогда великой цивилизации...
 
[^]
Lecky
23.06.2021 - 13:46
-2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.02.20
Сообщений: 1907
Цитата (Roman80 @ 23.06.2021 - 13:41)
Цитата (Тыгыдымка @ 23.06.2021 - 13:38)
Очередное никому не нужно барахло, ради которого советские граждане жили в нищете.

Чего там барахло? Разработки, которые потом массово пошли в гражданский и не очень флот других стран?

В гражданский флот?Да,шли,строились всяческие Ракеты,Кометы,Метеоры.Но топлива они жрали столько,что как только исчезло государственное дотирование,их порезали на металлолом.Рентабельность?Неее...Не слышали...
 
[^]
8lol8
23.06.2021 - 13:50
4
Статус: Online


Vade retro, Satana

Регистрация: 19.01.15
Сообщений: 10344
Неточность в статье.
Суда на подводных крыльях начинали разрабатываться как военные, во время войны Алексеевым были полученны гидродинамические характеристики подводного крыла. Но военных судов в то время не было построено. После войны пошл разработки и строительство Метеоров, Комет, Ракет и т.д. а этот корабль строился уже после гражданских разработок и был отдельным проектом "Алмаза".

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
8lol8
23.06.2021 - 13:52
5
Статус: Online


Vade retro, Satana

Регистрация: 19.01.15
Сообщений: 10344
Цитата (Lecky @ 23.06.2021 - 13:46)
В гражданский флот?Да,шли,строились всяческие Ракеты,Кометы,Метеоры.Но топлива они жрали столько,что как только исчезло государственное дотирование,их порезали на металлолом.Рентабельность?Неее...Не слышали...

Весь мир дотирует своё авиастроение. Это стратегическая отрасль. Так же для СССР было стратегически важны пассажирские перевозки на СПК.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
8lol8
23.06.2021 - 13:53
6
Статус: Online


Vade retro, Satana

Регистрация: 19.01.15
Сообщений: 10344
Цитата (Lecky @ 23.06.2021 - 13:44)
Очередная советская вундервафля из за которой Союз и загнулся.А граждане,утомлённые этими самыми вундервафлям,вздохнули с облегчением.Но подросло новое поколение и ему начинают вливать в уши глупости о величии и предлагают ради него пожить в нищете.И ведь находятся желающие...

В любой развитой стране есть десятки, если не сотни таких проектов. И авто, и суда, и самолёты.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
JediMasterr
23.06.2021 - 13:57
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.10.15
Сообщений: 1796
Хороший проект был, сейчас бы осовременить последними вооружениями, добавить стелс технологии и писец Зумвальтам буржуйским.
 
[^]
Lecky
23.06.2021 - 13:58
-9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.02.20
Сообщений: 1907
Цитата (8lol8 @ 23.06.2021 - 13:53)
Цитата (Lecky @ 23.06.2021 - 13:44)
Очередная советская вундервафля из за которой Союз и загнулся.А граждане,утомлённые этими самыми вундервафлям,вздохнули с облегчением.Но подросло новое поколение и ему начинают вливать в уши глупости о величии и предлагают ради него пожить в нищете.И ведь находятся желающие...

В любой развитой стране есть десятки, если не сотни таких проектов. И авто, и суда, и самолёты.

Но,прикинь,ни одна из этих стран не развалилась.Может быть потому,что производство и разработка таких (ни кому не нужных) вундервафлей превысило критическую отметку?И ещё.Ни где в мире не дотируется гражданское авиастроение.Всё на самоокупаемости.
 
[^]
8lol8
23.06.2021 - 13:59
3
Статус: Online


Vade retro, Satana

Регистрация: 19.01.15
Сообщений: 10344
Цитата (JediMasterr @ 23.06.2021 - 13:57)
Хороший проект был, сейчас бы осовременить последними вооружениями, добавить стелс технологии и писец Зумвальтам буржуйским.

Сейчас нужды в таких судах нет, так как ракеты стали совершеннее. Смысл был в том, что бы быстро подойти, ударить и попробовать удрать.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 4661
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх