10 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках так и осталось в распоряжении сэра Китченера и сомкнувшихся над ним волн

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
BigCap
24.04.2021 - 01:07
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26538
78
5 июня 1916 года на траверзе мыса Броф оф Бирсей, западнее главного острова Оркнейского архипелага, взорвался и затонул английский броненосный крейсер «Хэмпшир». Разумеется, это была не первая и не последняя военная катастрофа. Однако из общего ряда корабельных потерь Великобритании ее выделяло одно весьма важное обстоятельство. Помимо команды и группы штабных офицеров в катастрофе погибли британский военный министр лорд Китченер, его штаб и почти вся команда крейсера — спаслось только 12 человек.

Полномочия лорду Китченеру были даны самые широкие. Ему было разрешено для оперативности решения назревших вопросов подписывать документы любой степени важности, то есть лорд был наделен полномочиями чрезвычайными! А вопросы, которые он должен был решить с российским руководством, были столь важны, обширны и секретны, что решить их мог только человек, обладавший таким военным опытом и политическим весом, как лорд Китченер, и никто другой.
Из официальной прессы: «Китченер решил отправиться в Россию и на месте ознакомиться с положением дел, наладить межсоюзническое сотрудничество и уточнить размеры кредитов, которые собирались предоставить России для закупок боевой техники и вооружений. На первый случай он захватил 10 миллионов фунтов стерлингов. План был прост: выехать из города специальным поездом в Северную Шотландию, оттуда перебраться на базу Королевского флота Скапа-Флоу на Оркнейских островах и на быстроходном крейсере отплыть в Архангельск. Потом встретиться в Петрограде с царем и представителями командования, съездить на фронт и в Москву и вернуться прежним путем. 2 июня Лондон уведомил начальника британской военной миссии в России Уильямса о предстоящем визите военного министра, и Николай II изъявил готовность принять его. Генеральный консул в Москве Р. Локкарт вспоминал, как начал искать в антикварных магазинах подлинные экземпляры китайского фарфора, которым лорд Китченер очень увлекался».

Это сообщение отредактировал BigCap - 24.04.2021 - 01:21

10 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках так и осталось в распоряжении сэра Китченера и сомкнувшихся над ним волн
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
BigCap
24.04.2021 - 01:08
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26538
Но это официальная программа. Помимо этого лорд Китченер собирался решить в России еще немало вопросов. Прежде всего фельдмаршал должен был на месте выяснить военное, экономическое положение и, что немаловажно, внутриполитическую ситуацию в России, определить размеры требующейся ей военной помощи и кредитов. На борту «Хэмпшира» Китченер вез с собой первый взнос будущего кредита — 10 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках, упакованных в специальные металлические ящики. Предполагалось также, что Китченер с российским военным руководством согласует планы будущих совместных операций против Германии. Впрочем, был и еще один немаловажный нюанс миссии Китченера. Дело в том, что для британской разведки «Интеллидженс сервис» к лету 1916 года уже не были секретом германские планы экспорта революции в Россию и заключения с ней сепаратного мира. Выход России из войны никак не устраивал Англию, так как в 1916 году исход Первой мировой был еще далеко не ясен. Для нейтрализации этой угрозы следовало действовать энергично и незамедлительно. Именно поэтому при штабе лорда отправился в путь офицер британской разведки, имевший якобы на руках неопровержимые доказательства деятельности германских спецслужб. На основе этих документов лорд Китченер должен был призвать российского императора и военное руководство России к более эффективным контрмерам против революционеров всех мастей.

10 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках так и осталось в распоряжении сэра Китченера и сомкнувшихся над ним волн
 
[^]
BigCap
24.04.2021 - 01:08
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26538
Что представлял собой крейсер «Хэмпшир», на котором предстояло отправиться лорду Китченеру в Россию? Броненосный крейсер «Хэмпшир» был одним из шести кораблей, построенных в 1904–1905 годах и получивших названия в честь английских графств («Антрим», «Карнавон», «Арджилл», «Девоншир», «Роксборо»).
Водоизмещение крейсеров этого проекта составляло 10 850 тонн, скорость — 22,3 узла, вооружение четыре 190-миллиметровых орудия, шесть — 152-миллиметровых и двадцать одна 47-миллиметровая пушки, два 457-миллиметровых торпедных аппарата, мощность паровых машин достигала 21 500 лошадиных сил, экипаж составлял 655 человек.
Крейсера типа «Хэмпшир» предназначались для действий на отдаленных океанских театрах, а потому весьма удачно сочетали в себе мощную артиллерию, броневую защиту, хорошую мореходность и большую автономность. Пожалуй, самым большим недостатком «хэмпширов» было почти полное отсутствие противоминной защиты днища. Разработанные еще в период до Русско-японской войны, броненосные крейсера строились без учета минной опасности. Увы, именно этот недостаток окажется решающим 5 июня 1916 года. В остальном к середине Первой мировой войны «хэмпширы» были хотя уже достаточно устаревшими, но все еще не потерявшими боевой ценности кораблями. Разумеется, для поддержки дредноутов в генеральном сражении с неприятелем они уже не годились, но для выполнения специальных задач вполне были пригодны.
5 июня 1916 года броненосный крейсер «Хэмпшир» подорвался на германской мине и затонул у Оркнейских островов. Погибли более 500 человек, включая фельдмаршала лорда Китченера.
6 июня 1916 года командующий британским военно-морским флотом адмирал Д. Джеллико телеграфировал королю Георгу V: «С глубокой скорбью сообщаем, что корабль Вашего Величества „Хэмпшир“ был торпедирован вчера в 8 часов вечера к западу от Оркнейских островов и пошел ко дну…»


10 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках так и осталось в распоряжении сэра Китченера и сомкнувшихся над ним волн
 
[^]
BigCap
24.04.2021 - 01:09
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26538
Уже позднее станет известным, что сначала в штабе «Гранд Флита» хотели направить «Хэмпшир» в Атлантику восточным фарватером вдоль Оркнейских островов, который регулярно очищали тральщики, но непогода помешала им вовремя выйти в море. Джеллико якобы предложил Китченеру подождать, когда успокоится море и будет проведено контрольное траление маршрута перехода. Но фельдмаршал отказался. Резон в его отказе ждать «у моря погоды» был. Во-первых, у Китченера было слишком много дел, чтобы неизвестно сколько времени сидеть в Скапа-Флоу, во-вторых, нахождение министра в главной базе британского флота и контрольное траление тральщиков не могли не остаться не замеченными для германской разведки, которая имела свою агентуру в Скапа-Флоу. Поэтому лорд предпочел, не привлекая излишнего внимания к себе, выйти в море как можно раньше.
Из-за соблюдения секретности ни команда «Хэмпшира», ни сам командир крейсера до самого отплытия не знали, куда и с какой целью идет в море их корабль. Командир был поставлен известность за полчаса до снятия с якоря, а команда, только после выхода в открытое море.
Исходя из прогноза погоды, было очевидно, что на выходе из фиорда «Хэмпшир» встретит столь крутую волну, что эсминцы эскорта, которые изначально предполагалось послать вместе с крейсером, просто не смогут держать установленный ход и станут для «Хэмпшира» настоящей обузой. Поэтому от сопровождения эсминцев решено было отказаться.


10 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках так и осталось в распоряжении сэра Китченера и сомкнувшихся над ним волн
 
[^]
BigCap
24.04.2021 - 01:10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26538
Буквально перед самым выходом в море план маршрута был снова существенно подкорректирован. Так как крейсеру предстояло теперь следовать в одиночку, без эскорта, то командиру корабля Генри Сэвиллу приказали идти западным фарватером, держась ближе к берегу, чтобы, прикрываясь островами, укрыться от шторма. Принимая это решение, офицеры штаба «Гранд Флита» учитывали, что темное время суток в этих широтах длится всего четыре с половиной часа, значит, появление германских надводных кораблей не останется не замеченным для береговых постов наблюдения и можно будет сразу принять контрмеры, а субмарины кайзера в данный район моря еще не заглядывали. Правда, Джеллико советовал повременить, пока море не успокоится, но министр был непреклонен, и в 17 часов 30 минут «Хэмпшир» снялся с якоря. Джеллико снова меняет решение и все же высылает для очистки совести в сопровождение «Хэмпшира» два эсминца — «Юнити» и «Виктор».

Пронзительный северо-восточный ветер поднял крутую волну. Эсминцы зарываются в нее по полубак и плохо держат ход. Через два часа ветер меняется на северо-западный, «Юнити» и «Виктор» отстают все больше и больше. Толку от них, как и предполагали специалисты, не было никакого.
В 19 часов 35 минут на траверзе «Хэмпшира» показался скалистый мыс Броф-оф-Бирлей и раздался оглушительный взрыв. Крейсер буквально подбросило вверх.


10 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках так и осталось в распоряжении сэра Китченера и сомкнувшихся над ним волн
 
[^]
BigCap
24.04.2021 - 01:10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26538
«Мы готовились к отбою и развешивали подвесные койки, — вспоминал впоследствии унтер-офицер У. Уэссон. — Внезапно крейсер содрогнулся от мощного взрыва, погас свет. Пробегая по коридору, я заметил Китченера, который вышел из каюты командира. Больше я его не видел».
«Фельдмаршал поднялся па верхнюю палубу в корме, — свидетельствовал матрос У Роджерсон. — Командир Сэвилл руководил спуском шлюпок. Я слышал, как он предложил лорду спуститься в одну из них, но тот; видимо, не расслышал из-за шума ветра и волн».
«Корабль быстро погружался носом и кренился на правый борт, — рассказывает еще один уцелевший, — Китченер спокойно стоял на верхней палубе и разговаривал с офицерами. Думаю, что он так и остался на крейсере».
Некоторые спасшиеся слышали, как Сэвилл кричал матросам: «Спасайте лорда Китченера!» С эсминцев видели, как от тонущего «Хэмпшира» отвалили четыре переполненные шлюпки, в одной стоял человек, похожий на фельдмаршала, но вскоре все шлюпки перевернуло волнами.
Уже впоследствии было установлено, что вскоре после взрыва в носовой части крейсера последовал еще один, не менее мощный. Для старого крейсера этого оказалось более чем достаточно. Через каких-то 15 минут корабль затонул.
Несмотря на штормовую волну, эсминцы сумели подобрать из кипящей воды 16 (по другим данным — 12) человек. Это были все оставшиеся в живых из офицеров и матросов. Лорда Китченера и сопровождающих его лиц среди них не было.
Сразу после того как в Скапа-Флоу узнали о случившемся, к месту катастрофы выслали спасателей, однако они обнаружили только тела погибших.


10 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках так и осталось в распоряжении сэра Китченера и сомкнувшихся над ним волн
 
[^]
BigCap
24.04.2021 - 01:11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26538
О гибели «Хэмпшира» с экипажем и военного министра с его штабом Лондон объявил только на следующий день. Премьер-министр до последнего тянул, надеясь, что лорд все же остался жив и был подобран каким-нибудь оказавшимся рядом с местом катастрофы судном.
По мнению историка британского флота X. Вильсона, она «была вызвана двумя случайностями: штормом, который помешал идти обычным путем, и переменой ветра, из-за которой эсминцы не могли сопровождать крейсер. Если предположить предательство, то никто не мог бы рассчитывать на это…»
Возникает вопрос: почему тогда долгое время циркулировали слухи о причастности британской и германской секретных служб к этой трагедии? Британские власти утверждают, что из-за недоразумения. 6 июня в 11 часов Адмиралтейство передало официальное сообщение о «Хэмпшире» премьер-министру, запросило у Джеллико уточнения и предоставило первоначальную информацию в Бюро печати. Но тут подоспели дополнительные сведения из Скапа-Флоу, и в Адмиралтействе принялись сочинять новое коммюнике, запретив английским газетчикам публиковать невыправленный текст. А иностранные корреспонденты тем временем уже связались со своими агентствами. «То, что гибель лорда Китченера стала известна в Германии раньше, чем в Англии, оказалось в те тревожные дни достаточным, чтобы породить самые прискорбные выдумки», — сетовал начальник британской контрразведки Б. Томас.
Эта, в общем-то, понятная задержка породила массу домыслов, догадок и версий. Большинство англичан (и не только англичан) отказывались верить в случайность происшедшего и искали ответ на мучившие всех вопросы: кому была выгодна смерть лорда Китченера и кто мог его устранить?


10 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках так и осталось в распоряжении сэра Китченера и сомкнувшихся над ним волн
 
[^]
BigCap
24.04.2021 - 01:12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26538
Спасшиеся отмечали, что лорд Китченер в последние минуты своей жизни был совершенно хладнокровен, но при этом не выказывал ни малейшего желания спастись. Впрочем, те же очевидцы утверждали, что с самого момента отплытия сэр Китченер пребывал в беспричинно мрачном настроении… Как знать, может, лорд никогда не забывал страшного предсказания Кейро и понимал, что это плавание для него — последнее. Но почему тогда Китченер не отказался от него? Ответ, думаю, очевиден: будучи человеком долга и чести, старый фельдмаршал просто не мог допустить, чтобы кто-то усомнился в его храбрости и решимости.
После войны в 1926 году на мысе Мэрвик, напротив скал Бирлей, был установлен памятник лорду Китченеру и погибшим вместе с ним морякам.

Уже после катастрофы в районе гибели «Хэмпшира» английские тральщики вытралили полтора десятка немецких якорных мин, приспособленных для постановки с подводных лодок. А после войны стали известны причины их появления. В начале 1920-х годов бывший командующий кайзеровским флотом вице-адмирал Р. Шеер опубликовал воспоминания, где сообщил, что незадолго до Ютландского сражения немцы выставили минные заграждения на подходах к британским базам, в том числе на подступах к Скапа-Флоу, дабы уничтожить или вывести из строя выходящие оттуда линейные корабли. В частности, подводный заградитель U-75 оставил на западном фарватере 22 мины с таким расчетом, чтобы в прилив они были бы на глубине 7 метров, угрожая линкорам и крейсерам. Командир субмарины К. Бейцен, конечно, не знал о походе «Хэмпшпира», тем более о внезапной перемене его маршрута. Штурман U-75 лейтенант М. Вайсфельт нанес на карту координаты заграждения. Так что для английского командования, как и для германского, наиболее вероятная причина гибели крейсера была более-менее ясна уже летом 1916 года.
Дословно Шеер написал следующее: «Один из наших подводных заградителей добился исключительно важного успеха, поставив к этому времени мины в районе к W от Оркнейских островов. На этих минах 5 июня подорвался английский броненосный крейсер „Хэмпшир“ (11 000 т); на нем вместе со своим штабом погиб фельдмаршал лорд Китченер».


10 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках так и осталось в распоряжении сэра Китченера и сомкнувшихся над ним волн
 
[^]
BigCap
24.04.2021 - 01:13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26538
Официальная версия гибели «Хэмпшира», а вместе с ним лорда Китченера за почти сто лет, прошедших с момента катастрофы, практически не поменялась. «Гибель лорда Китченера и семисот человек личного состава корабля была вызвана двумя случайностями: штормом, который помешал идти обычным путем, и переменой ветра, из-за которой эскадренные миноносцы не смогли сопровождать крейсер. Если предполагать предательство, то никто не мог рассчитывать на эти неудачи», — так охарактеризовал эту трагедию английский военно-морской историк Херберт Вильсон.
Что касается судьбы возможной виновницы трагедии, подводной лодки U-75, то она подорвалась 14 декабря 1917 года на английской мине в Северном море и погибла со всем экипажем. Не дождался конца войны и ее бывший командир Бейцен, до этого переведенный командиром на более современную подводную лодку U-102. В сентябре 1918 года он погиб со всем экипажем, также наткнувшись на британскую мину. Судьба, таким образом, как бы завершила круг: поставив мину и погубив британский крейсер, корветтен-капитан Бейцен затем сам погиб со своим кораблем на английской мине… Посеявший ветер пожинает бурю.
Гибель лорда Китченера вызвала не только большой общественный резонанс, но и значительные перемены в Лондоне. Место военного министра занял «валлийский тигр» — Ллойд Джордж.


10 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках так и осталось в распоряжении сэра Китченера и сомкнувшихся над ним волн
 
[^]
BigCap
24.04.2021 - 01:13
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26538
С крейсером «Хэмпшир» связана еще одна тайна — тайна золота, которое было погружено на крейсер. После окончания войны в Англии вернулись к этому вопросу. Золото есть золото, и в начале тридцатых годов XX века его решили поднять. Взялся за осуществление этого проекта известный торговец оружием, миллиардер русского происхождения Базиль Захаров. Он же взял на себя финансирование всех предварительных расходов, а также предполагаемую в перспективе поисково-водолазную операцию.

Однако сразу же возникли сложности. Дело в том, что, учитывая скоротечность гибели «Хэмпшира» и то, что из его офицеров практически никто не выжил, определить точное место гибели крейсера не представлялось возможным. Для того чтобы отыскать затонувший корабль, надо было обследовать весьма большой район. Расходы на операцию по поиску крейсера сразу возрастали в несколько раз, и возникал вопрос, стоит ли вообще этим заниматься.
Надо было искать какое-то нестандартное решение, и оно было найдено. Учитывая, что, скорее всего, «Хэмпшир» все же подорвался на немецкой мине, решено было поискать следы трагедии в Германии. Там после длительных поисков англичан ждала удача. В Шеттине им удалось найти оставшегося в живых штурмана U-75, осуществлявшей минную постановку на курсе следования «Хэмпшира», лейтенанта Вайсфельта. Именно он определял в 1916 году координаты рокового для «Хэмпшира» минного поля. Но на этом удача не закончилась! По почти невероятному стечению обстоятельств у отставного подводника оказалась на руках и карта с обозначением того самого минного поля. По словам Вайсфельта, он сохранил ее как память о своем боевом прошлом. После недолгих переговоров удалось сторговаться, и Вайсфельт разрешил снять копию со своей карты. Кроме этого он высказал желание лично поучаствовать в поисковой операции в качестве консультанта. Предложение было с радостью принято. Тем временем в Англии были найдены и свидетели погрузки золота в Скапа-Флоу, прежде всего докеры. По их утверждениям, золото было загружено в носовое подбашенное отделение. Захаров приобрел подробные чертежи «Хэмпшира».


10 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках так и осталось в распоряжении сэра Китченера и сомкнувшихся над ним волн
 
[^]
BigCap
24.04.2021 - 01:14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26538
Теперь район поиска «Хэмпшира» значительно сужался (разумеется, при условии, что он все же погиб именно на мине), и Базиль Захаров решил начать поисковую операцию. Во главе ее он поставил опытного спасателя капитана Брайндта. В экспедицию были включены лучшие водолазы мира. На деньги миллиардер Захаров не скупился. Помимо возможного получения золота, он рассчитывал неплохо заработать как на рекламе, так и вообще на повышении интереса к своей особе. Перед началом операции Захаров подписал договор с английским правительством. В случае подъема все золото должно было быть поделено в определенной пропорции между английским государством и Захаровым, в какой именно, являлось секретом.


После заявления Захарова о том, что он собирается найти затонувший «Хэмпшир» и поднять находящееся там золото, в Англии начался ропот. Против того, чтобы миллиардер нашел знаменитый корабль, никто не возражал. Наоборот, англичане считали это весьма благородным поступком со стороны Захарова. Искать погибшие корабли, чтобы отдать им дань памяти, — это вполне достойно. Но когда речь зашла о золоте, в прессе появились отрицательные публикации. Эти публикации не касались золота как такового. Общественность волновало то, что водолазы полезут внутрь затонувшего крейсера, который является братской могилой английских моряков. По английским законам это считалось кощунством. Тревожить покой погибших не смел никто!

Но миллиардер Захаров был тоже не прост. Он представил в комиссию по охране памятников воспоминания оставшихся в живых матросов «Хэмпшира», из которых следовало, что после взрыва почти все офицеры и матросы оставили крейсер и, следовательно, их останков нет внутри корпуса крейсера. Некоторое время шли препирательства, но в конце концов деньги и связи Базиля Захарова преодолели и это препятствие. Разрешение на работы внутри корпуса «Хэмпшира» было получено.

10 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках так и осталось в распоряжении сэра Китченера и сомкнувшихся над ним волн
 
[^]
BigCap
24.04.2021 - 01:15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26538
Впрочем, оппозиционная пресса тоже не осталась в долгу. На ее страницах появились статьи, что осквернителей подводной братской могилы ждет неминуемая расплата за кощунство. При этом ряд авторов ссылались на уже известного нам предсказателя Кейро, который якобы заявил, что любого осквернителя могилы лорда Китченера ждет неминуемое наказание высших сил.

Что касается Базиля Захарова, то он заявил в прессе, что плевать хотел на все предрассудки, в которые в XX веке могут верить лишь невежественные и темные люди. Он же, Захаров, обязательно найдет и поднимет золото, и ничего ни с кем из его людей не случится. Вот тогда все его недруги будут посрамлены!
Летом 1932 года операция по поиску крейсера «Хэмпшир» началась. После достаточно долгих поисков место табели «Хэмпшира» было обнаружено почти на кромке старого минного поля. Но золотоискателей ждало большое разочарование. Крейсер покоился на 80-метровой глубине, а это требовало особого снаряжения для глубоководной работы. Это обстоятельство да еще начавшиеся непрекращающисся осенние штормы вынудили Брайндта отложить операцию до следующей весны.
Работы возобновились весной 1933 года. После первых же разведывательных спусков выяснилось, что затонувший крейсер лежит почти на ровном киле, с небольшим креном на борт, при этом из-за сильного подводного течения «Хэмпшир» почти свободен от ила, а в его внутренние помещения можно проникнуть через большие пробоины в носовой части.


10 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках так и осталось в распоряжении сэра Китченера и сомкнувшихся над ним волн
 
[^]
BigCap
24.04.2021 - 01:16
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26538
Осмотрев затонувший крейсер, водолазы обнаружили в носовой части правого борта две пробоины с загнутыми внутрь краями — свидетельство того, что корабль подорвался на минах, а не стал жертвой диверсии (при внутреннем взрыве края были бы вывернуты наружу). Внутрь сразу проникнуть не удалось, ибо люки загромоздило проржавевшими обломками металла. Пришлось вооружиться газовыми резаками. Поисковиков удивило, что на такой солидной глубине ощущаются течения, валившие с ног водолазов, облаченных в громоздкие скафандры, постоянно запутывавшие тросы и шланги, по которым сверху подавался воздух. Завалы расчищали подрывными патронами, что было крайне опасно — мог детонировать боезапас крейсера. Тем не менее Мэнсфилд и Костелло устанавливали заряды с часовым механизмом и поднимались на КСР, который благоразумно отходил подальше.
Путь к золоту расчищался, но весьма медленно. Поэтому капитан Брайндт и дал разрешение на применение взрывчатки, несмотря на серьезную опасность возможной детонации погребов с артиллерийским боезапасом. Этот способ оказался весьма эффективным, и расчистка дороги к сокровищам пошла значительно быстрее. Помимо этого параллельно водолазы пробивали путь и к каюте командира. Вскоре игра со смертью принесла первые плоды — удалось пробиться к каюте командора Генри Сэвиллу. Теперь в работу вступил «медвежатник» Мэнсфилд. Из командирского сейфа извлекли неплохо сохранившиеся судовые документы, шифровальные таблицы и 15 тысяч фунтов стерлингов — всю корабельную кассу «Хэмпшира».

10 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках так и осталось в распоряжении сэра Китченера и сомкнувшихся над ним волн
 
[^]
BigCap
24.04.2021 - 01:17
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26538
Теперь все силы водолазов были сосредоточены на пробитии тоннеля к носовому подбашенному отделению. С помощью динамита они начали пробивать проход. Это было не просто, так как подбашенное отделение располагалось за броневым поясом крейсера. Сверху через верхнюю палубу путь был слишком далек, а со стороны днища вообще невозможен, так как крейсер лежал на дне почти на ровном киле. Оставалось рвать броню динамитом, что было и медленно, и тяжело, и опасно.
Что произошло дальше, до конца так и не выяснено. Во всей имеющейся на этот счет информации имеется определенная недосказанность. Официально впоследствии было объявлено, что в результате взрывов на корпусе крейсера внезапно самозапустился двигатель одной из находившихся в торпедном аппарате торпед и она из глубины всплыла наверх. Спасательному судну якобы чудом удалось увернуться от привета с того света

узнав об истории с торпедой, Захаров тут же дал капитану Брайндту указание не только о продолжении работ, но и об их максимальном форсировании. Шума вокруг «Хэмпшира» стало слишком уж много, и миллиардер желал как можно быстрее завершить операцию.
На спасательном судне у участников операции настроение было тоже неважным. Но, как говорится, алчность превозмогла суеверный страх. К тому же Захаров, требуя ускорения работ, увеличил участникам операции процент за найденное золото. Не остановила кладоискателей и дурная примета — два разложившихся трупа, преградивших путь к заветному отсеку.

10 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках так и осталось в распоряжении сэра Китченера и сомкнувшихся над ним волн
 
[^]
BigCap
24.04.2021 - 01:18
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26538
И вот наконец проход в носовое подбашенное отделение пробит. Там в целости и сохранности обнаружены вожделенные металлические ящики с золотом. Подводные золотоискатели вздохнули с облегчением — опаснейшие взрывные работы можно прекратить. Теперь осталось, казалось бы, самое рутинное дело — извлечь золото и вытащить его наверх. В спорой работе незаметно пролетело два дня, и часть ценностей уже оказалась на борту КСР.

24 апреля 1933 года, когда внизу на выгрузке золота работали все пять водолазов, внезапно, без всяких причин, корпус крейсера дрогнул и сдвинулся со своего ложа. Словно некая гигантская сила потащила его по морскому дну. При этом «Хэмпшир» стал заваливаться бортом, в котором был пробит тоннель, на дно, закрывая тем самым доступ к оставшемуся внутри него золоту навсегда.
От резкого крена обломки покореженных судовых конструкций обрушились на находившихся под водой людей… Крейсер сдвинулся, когда около сейфов работали все пятеро водолазов. Все попадали, выронив мешки, фонари и золотые слитки. Помимо всего прочего, руку Картнея прижало тяжелой бронированной дверью. Пока ее освобождали, прошло время. На счастье водолазов, «Хэмпшир» сдвигался очень медленно, и у них было время, чтобы выбраться из лабиринта внутренних помещений. Однако, когда они уже выбирались, крейсер начал кренится и на водолазов обрушилась масса металлических конструкций, серьезно их покалечив.


10 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках так и осталось в распоряжении сэра Китченера и сомкнувшихся над ним волн
 
[^]
BigCap
24.04.2021 - 01:19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26538
Наверху поняли, что внизу произошло несчастье, и каким-то чудом успели вытащить на поверхность всех водолазов. Четверо из пяти были к этому времени уже в тяжелейшем состоянии. У Картнея оказалась размозжена рука, у Вайсфельта — в нескольких местах позвоночник. У Мэнсфилда отбиты все внутренние органы, у Костелло — переломы ребер и обеих ключиц. Что касается Крюгера, то он был уже мертв. КСР полным ходом ринулся в ближайший порт. Но еще до прихода Мэнсфилд и Вайсфельт скончались. Кстати, именно они, по одной из версий, жали руки мертвым английским морякам… Остальных водолазов спасли, но на всю оставшуюся жизнь они остались инвалидами.

Трудно сказать, почему именно сдвинулся корпус «Хэмпшира». Скорее всего, причиной тому были подводные взрывы, которые нарушили равновесие лежащего на грунте крейсера. Однако трагедию с водолазами не следует списывать только на подвижку крейсера. Даже мало-мальски знакомому с вопросами организации подводных работ совершенно ясно, что капитан Брайндт нарушил при их проведении все, что только можно. Так, все его водолазы одновременно работали на глубине, их никто не страховал, и, следовательно, некому было и прийти им на помощь. Впрочем, возможно, Брайндт просто был вынужден пойти на эти нарушения из-за требований Базиля Захарова максимально форсировать работы на «Хэмпшире». К тому же, выйдя на «финишную прямую» и увидев реальные золотые слитки, водолазы сами потеряли всякую осторожность и старались как можно скорее опустошить подбашенное отделение «Хэмпшира».

10 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках так и осталось в распоряжении сэра Китченера и сомкнувшихся над ним волн
 
[^]
BigCap
24.04.2021 - 01:20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26538
После возвращения экспедиции Брайндта британское Адмиралтейство навсегда запретило все работы на «Хэмпшире», официально объявив его местом воинской славы. Известие о трагедии с водолазами, работавшими на «Хэмпшире», в Англии восприняли как подтверждение того, что трогать затонувшие корабли, на которых погибли люди, вообще нельзя.
Для англичан интерес к тайне гибели крейсера «Хэмпшир» столь же велик, как у нас России к тайне гибели линкора «Императрица Мария». Все новые и новые поколения историков стараются найти ответы на волнующие вопросы, но, несмотря на все их усилия, тайна гибели «Хэмпшира», как и тайна гибели «Императрицы Марии», остается нераскрытой.
Что касается золота «Хэмпшира», то оно так и осталось навечно в распоряжении сэра Китченера и сомкнувшихся над ним волн.


10 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках так и осталось в распоряжении сэра Китченера и сомкнувшихся над ним волн
 
[^]
BigCap
24.04.2021 - 01:21
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26538

на этом всё

Владимир Виленович Шигин

Неизвестные страницы истории российского флота

https://coollib.com/b/359906/read

10 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках так и осталось в распоряжении сэра Китченера и сомкнувшихся над ним волн
 
[^]
ItsAbouttime
24.04.2021 - 01:55
12
Статус: Offline


IT'S ABOUT FUCKING TIME.

Регистрация: 9.03.20
Сообщений: 2394
Цитата (BigCap @ 24.04.2021 - 01:12)
момента отплытия сэр Китченер пребывал в беспричинно мрачном настроении… Как знать, может, лорд никогда не забывал страшного предсказания Кейро и понимал, что это плавание для него — последнее. Но почему тогда Китченер не отказался от него? Ответ, думаю, очевиден: будучи человеком долга и чести, старый фельдмаршал просто не мог допустить, чтобы кто-то усомнился в его храбрости и решимости.

Спасибо прочитал, но не понял про предсказания Кейро, где они?
Ну и про "императрицу марию" узнал впервые отсюда

Это сообщение отредактировал ItsAbouttime - 24.04.2021 - 02:18
 
[^]
BigCap
24.04.2021 - 01:58
11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26538
ItsAbouttime
Цитата
не понял про предсказания Кейро, где они?

в 1894 году английский прорицатель Кейро, изучив линии ладони Китченера и предсказав ему успехи на воинском поприще и славу, заключил, что через двадцать лет линию жизни лорда пересекает величайшая опасность. «Я вижу катастрофу на море на шестьдесят шестом году вашей жизни», — заявил предсказатель. И в последующие двадцать лет все шло в полном соответствии с этим пророчеством — блестящая военная карьера лорда Китченера увенчалась постом военного министра. А затем (в указанный Кейро срок) — взрыв крейсера «Хэмпшир» и табель фельдмаршала в холодных волнах Северной Атлантики. Но эту версию невозможно рассматривать с позиций рациональной человеческой логики — она принадлежит сфере иррационального.
 
[^]
BigCap
24.04.2021 - 02:00
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26538
ItsAbouttime
Как погиб флагман Черноморского флота линкор «Императрица Мария».

https://www.yaplakal.com/forum7/topic193950...%80%D0%B8%D1%8F

Это сообщение отредактировал BigCap - 24.04.2021 - 02:01
 
[^]
zyguli2105
24.04.2021 - 02:11
4
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 14.06.18
Сообщений: 3002
Что мешает сейчас черным водолазам-копателям ебнуть консерву на всё рыжье? deg.gif
 
[^]
Bormolun
24.04.2021 - 02:12
9
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 11.03.14
Сообщений: 513
Цитата
Что мешает сейчас черным водолазам-копателям ебнуть консерву на всё рыжье?

Ты представляешь себе, что такое глубина в 80 метров? Такие работы невозможно провести скрытно. Стопудово, англичане неусыпно пасут этот квадрат Атлантики на наличие любителей понырять.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
AquaRobot
24.04.2021 - 02:47
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 7754
История с "золотом Китченера" довольно тёмная.
Цитата
Прежде всего фельдмаршал должен был на месте выяснить военное, экономическое положение и, что немаловажно, внутриполитическую ситуацию в России, определить размеры требующейся ей военной помощи и кредитов.

В тот период Русская Армия отчаянно нуждалась в оружии и боеприпасах. Своего золота у России было в избытке.
Цитата
На борту «Хэмпшира» Китченер вез с собой первый взнос будущего кредита — 10 миллионов фунтов стерлингов в золотых слитках, упакованных в специальные металлические ящики.

Какой смысл давать России кредит и этот же кредит на крейсере везти в Россию?
В обеих мировых войнах обычно если брали кредит за рубежом, туда золото и везли, да и то не всегда, военные грузы поставляли в счёт будущего долга.

Версия с подъёмом золота неким миллиардером русского происхождения тоже не вызывает доверия.
Цитата
Работы возобновились весной 1933 года. После первых же разведывательных спусков выяснилось, что затонувший крейсер лежит почти на ровном киле, с небольшим креном на борт, при этом из-за сильного подводного течения «Хэмпшир» почти свободен от ила, а в его внутренние помещения можно проникнуть через большие пробоины в носовой части.

В реальности крейсер лежит вверх дном.
То что он якобы перевернулся во время подводных работ не соответствует действительности.

Это сообщение отредактировал AquaRobot - 24.04.2021 - 02:52
 
[^]
AquaRobot
24.04.2021 - 02:50
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 7754
Цитата (Bormolun @ 24.04.2021 - 00:12)
Цитата
Что мешает сейчас черным водолазам-копателям ебнуть консерву на всё рыжье?

Ты представляешь себе, что такое глубина в 80 метров? Такие работы невозможно провести скрытно. Стопудово, англичане неусыпно пасут этот квадрат Атлантики на наличие любителей понырять.

Английское правительство проводило на крейсере водолазные работы, но частную компанию, которая хотела получить лицензию на работы в 80-х годах, не допустило.

Это сообщение отредактировал AquaRobot - 24.04.2021 - 02:52
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 14586
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх