Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
27.06.2020 - 22:24
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
103
Вдогонку к одной старой теме...

38 фото via

Словом "бронелифчик" обозначают внешний облик женских персонажей во всяких фэнтези-играх, фильмах и прочей современной культуре. Совершенно нефункциональный наряд женщины-воина, состоящий из железного купальника. Защитить при реальной стычке подобные "доспехи" не могут, но взгляд потребителя мужского пола радует.

Это клише используется десятилетиями, и, несмотря на свою абсурдность и устарелость, его продолжают ляпать на обложки книг и постеры фильмов. Подробно об использовании в современной культуре можете прочитать в энциклопедии "Луркоморье" (статья Бронелифчик), или в английской энциклопедии тропов (Chainmail Bikini), или погуглить на boob armor, bikini armour.

Мне же интересно совсем другое: проследить истоки этого явления в классическом, казалось бы, искусстве -- 19 века. Итак, как же их писали маслом художники-академисты?

Я знаю, вы тут ждете изображения какой-нибудь Брунгильды или Жанны д'Арк.
Но нет. Сначала будет совсем другая штука.

Рисунок: Даниил Кузьмичев

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:25
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Ориентализм

В 19 веке в Европе (особенно во Франции) возникло направление под названием "ориентализм" (от слова "восток"). Художники этого течения любовались всякими восточными экзотическими дивностями.

И в нем появился поджанр, называемый "одалиски". Никаких реальных гаремных женщин он не изображал, фактически это была просто эротика, прикрытая модным стилистическим течением. Кроме того, за счет того, что это типа были не свободные европейские женщины, а восточные рабыни, срабатывали дополнительные псих.компенсации (вот интересная подробная статья про это: Роскошные красавицы гарема как символ доминирования белого мужика).

Стандартные картины про одалисок, которые создавали на протяжении всего 19 века и начала 20 века, выглядели так.

Энгр. "Одалиска и раб". 1839. Музей Фогг

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:25
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
М. Фортуни. "Одалиска". 1861. Нац. муз. Каталонии


Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:25
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Нагота на них никого не смущала, потому что условия игры были такие. "Это не эротика, а искусство, что вы, что вы, как вы можете плохое подумать". Как и картины с Венерами, такие работы спокойно выставлялись на академических выставках, без малейшего смущения.

Картин с подобными голыми одалисками -- сотни. Это своего рода эквивалент "девушкам месяца" Плейбоя следующего столетия: однообразные позы, одинаково полураскрытые губки, затуманенные глазки...

Существовали и целиком одетые, более правдоподобные одалиски, но их гораздо меньше.

Charles Wynne Nicholls (1831–1903). The Light of the Harem.

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:26
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
И промежуточное место между одетыми и раздетыми одалисками занимают девы "в купальниках".

Отметим, что в 19 веке еще не только купальников, привычных нам, не изобрели. Не существовало даже нормальных лифчиков: женщины подпирали себя косетами и корсажами. Революционное изобретение под названием "бюстгальтер" родилось в 1899 году. Так что художники, наряжая своих одалисок в протолифчики и украшая их драгоценными камнями, вдохновлялись исключительно своими фантазиями.

Франсуа Мартэн-Кавель (1861–1931). "Одалиска".

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:26
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Оскар Перейра да Сильва. "Одалиска" (1913).


Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:26
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Но дело не только во вдохновении.
В Османской империи существовал такой элемент костюма -- пояса с пряжкой в виде двух больших кругов. Кажется, они называются tombak (если это не название техники). Их в большом количестве ввозили в Европу в качестве сувениров (наряду с кальянами, коврами и т.п.).

UPD: умные люди пишут -- Tombak — это разновидность латуни, т. н. «красная латунь» или «томпак», а также изделия из неё — не обязательно пряжка. Пряжка, насколько я знаю, называется toka (хотя, могу ошибаться). В болгарском народном костюме эти круглые пряжки на поясе называются «пафти».

На ориентальских базарах конца 19 века они продавались в большом разнообразии форм и размеров.

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:27
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
В ориенталистской живописи, изображающей людей одетыми, такие пояса появляются достаточно часто.

На этих двух изображениях одалисок пояса находятся на положенных местах, однако очевидно, что на картине де Сильвы, приведенной выше, именно эти железные элементы пряжки переползли на грудь. (Это стандартная ситуация с экспортными диковинками, которые не было понятно, как носить в реале, см. Кимоно не по делу на голое тело).

Léon-François Comerre - l'Odalisque au tambourin (1850–1916)
Афиша L'Orient by Jean de Peleologue (1899)


Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:27
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
А вот опять -- протобронелифчик (бывший пояс).

Francesco Ballesio (1860–1923) - Preparing for the Dance

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:27
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Любопытно, что изображения одалисок в металлических бикини (роль "трусов" выполняют металлические пояса поверх одеяний) появляются только на излете 19 века, когда художники теряют наглость любования античной наготой и начинают стыдиться целиком обнаженных дам. (А может, покупатели начинают стыдиться).

Фактически знаменитый костюм принцессы Лейи в плену -- это классический костюм одалиски (целиком выдуманный художниками-сладострастниками 19 века). У нее даже есть типичный браслет на верхнюю часть руки в виде змеи.

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:28
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Валькирии

Энциклопедия современной масс-культуры "Луркоморье" считает, что традиция бронелифчиков пошла от театральных костюмов вагнеровских опер (конца 19 века), и даже приводит симпатичную листалку с фотографиями на эту тему. Тем не менее, целиковые кольчужки были намного более распространены, судя по обилию фото.

Слева: очень долго пришлось искать фотографию, справа -- типичный оперный костюм Брунгильды

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:28
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Однако я не соглашусь с этим: театральные костюмы -- все-таки продукт работы художников. Они не зарождаются самостоятельно, подобно плесени, а шьются по эскизам и отражают представления об исторической эпохе, бытующие в голове художников. А в 19 веке представления у живописцев о том, как выглядел исторический костюм, были крайне хреновые. (Вот, мы это уже обсуждали в обзоре поясов в живописи, где на картинах мечи крепятся к доспехам, похоже, скотчем).

Вот отсюда, от безграмотности и сексуальной озабоченности (а не от вокальных требований) и появляются "женские" доспехи. В "исторической" живописи конца 19 века, на тему северной мифологии, они легко отыскиваются.

Фердинанд Лике (1859–1937). "Прощание Вотана с Брунгильдой"

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:28
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Такие картины, впрочем, вдохновлены нередко именно вагнеровскими постановками и иногда изображают их исполнителей в костюмах.

Фердинанд Лике (1859–1937). "Вотан и спящая Брунгильда" (1890)

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:29
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Артур Рэкэм (1867–1939). Иллюстрации к изданию "The Rhinegold & the Valkyrie" (1910)


Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:29
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
15

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:29
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
UPD: дополнение -- Мне всегда казалось что бронелифчик Брунгильды и валькирий это "творческая переработка" овальных брошек, которыми скандинавские женщины крепили верхнее платье хангерок. Местоположение очень располагает к "сползанию".

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:30
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Этими же художниками изобретены рогатые и крылатые шлемы, которые тоже до сих пор маячат в наших мониторах и киноэкранах.
(Отмечу, что часто одалисок и валькирий рисовали одни и те же авторы).

Помимо дев из северной мифологии, художники писали и других воительниц: аллегории свободы, отдельных стран, амазонок, богатырок-паляниц и т.п. Бронелифчики на их доспехах попадаются, но редко.

Вообще, гологрудая телка с оружием -- это не изобретение современных сладострастных анимешников.
Древние греки делали то же самое, очевидно, это воплощение каких-то подсознательных мужских желаний.

"Мертвая амазонка" из скульптурной группы "Четыре павших воина", эллинизм, Пергамская школа (подробно тут). Обратите внимание на 1 обнаженную грудь и копье (сломанное)

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:30
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Но амазонок в таком доспехе мы не найдем: письменные источники сообщали, что у них хирургическим путем обычно была удалена одна грудь (чтобы было легче стрелять), а этот образ как-то портил фантазию. К тому же доспехи античной эпохи были хорошо проработаны визуально, не опошлить.

Однако, если углубляться вглубь веков, мы всегда, обязательно, из века в век, встречаем стремление художников как-то подчеркивать на женских доспехах СИСЬКИ.

Жозеф-Бенуа Савье. "Битва Марса и Венеры", 1771 год

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:30
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Воинственная царица скифов Томирис на миниатюре 1488-96 годов (De mulieribus claris (BnF Français 599))


Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:31
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
UPD: дополнение -- Мне кажется на Томирис не лифчик, а типичные для доспехов XV века щитки под названием "рондель" для защиты подмышек, просто раскрашенные под цветочки.

Становится понятно, откуда по центру бронелифчиков берутся шипы!

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:31
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Впрочем, и на мужских доспехах тоже СИСЬКИ востребованы. Это еще греки и римляне придумали. Совершенно реальный доспех, называется лорика мускулата. (Впрочем, стоит помнить, что и обьектами великой любви в античную эпоху мужчины становились гораздо чаще...)

370-340-е годы до н.э. Металлическая кираса, найденная в Италии

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:32
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Но я отвлекся. Моя задача показать, что бронелифчики фэнтези -- это наследники славной и древней традиции живописи 19 века. Я считаю, что промежуточным звеном было более раннее "бульварное чтиво" -- рекламные плакаты примерно 1890-1910-х годов.

Lucien Baylac (1898)

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:32
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Причем мое мнение, что главным импульсом были не изображения валькирий (обычно они все-таки укутаны с ног до головы), а именно одалиски. Точнее, "восточные танцы" (танцы живота): плакаты, открытки и фотографии на эту тему.

Исполнительница экзотических танцев Мата Хари и ее бронелифчик (снято, понятно дело, до 1917 года, видимо, в 1906 году, раскрашено вручную)

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:32
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Мата Хари и ее жемчуголифчик


Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
SESHOK
27.06.2020 - 22:32
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325681
Называется танец живота латинскими буквами -- Raqs Sharqi.
Для сравнения, вот так одевались его исполнительницы до того, как стали туристической достопримечательностью и товаром на экспорт.


Краткая история бронелифчика в классическом искусстве
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 29553
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх