О единственном в мире советском реактивном биплане

[ Версия для печати ]
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
22.03.2020 - 08:58
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 236295
101
Бипланы (самолеты с двумя крыльями) получили свое развитие в самом начале эры авиации, но, несмотря на некоторые преимущества, всё же уступили место монопланам. Тем не менее, знаменитые «кукурузники» Ан-2 до сих пор трудятся на полях многих сельскохозяйственных угодий, да и в региональных перевозках они встречается часто, особенно в отдаленных районах страны.

7 фото via

Мелец М-15


О единственном в мире советском реактивном биплане
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
22.03.2020 - 08:58
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 236295
Наиболее типичная схема расположения поршневого двигателя у биплана – на носу. Но существует единственный в мире самолет-биплан, который имел не поршневой, а двухконтурный турбореактивный двигатель. Также этот самолет остается единственным сельскохозяйственным самолетом с турбореактивным двигателем.

Этот биплан получил название WSK-Mielec M-15 (Мелец М-15) и был выпущен на авиационном заводе в Польше по разработке и заказу Советского Союза. Причиной разработки этого необычного самолета послужила потребность в обработке больших сельскохозяйственных площадей, с которыми обычные самолеты не справлялись из-за невысокой скорости и малой грузоподъемности.

Следует отметить, что М-15 создавался именно как специализированный самолет для сельхозработ, в отличие от того же Ан-2, который был многоцелевым.

О единственном в мире советском реактивном биплане
 
[^]
SESHOK
22.03.2020 - 08:58
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 236295
Перед разработчиками стояла сложная задача. В конце концов, было принято решение использовать газотурбинный двигатель АИ-25, разработанный в 1966 году в Запорожском машиностроительном КБ «Прогресс».

Он имел небольшой вес (около 300 кг), имел большой ресурс, да и отсутствие винта при сельхозработах повышало безопасность находившихся рядом людей. Кроме того, сжатый воздух, отбираемый от двигателя, позволял бы распылять химикаты намного эффективней, чем было до этого.


О единственном в мире советском реактивном биплане
 
[^]
SESHOK
22.03.2020 - 08:58
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 236295
Для чего же использовали именно биплан? Дело в том, что данная аэродинамическая схема позволяет существенно уменьшить и взлетную, и рабочую скорость, а также скорость сваливания – то, что требуется при удобрении полей.


О единственном в мире советском реактивном биплане
 
[^]
SESHOK
22.03.2020 - 08:59
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 236295
Выбор двигателя продиктовал и его размещение на фюзеляже. Он должен был находится высоко над землей, чтобы избежать попадания внутрь грязи и посторонних частиц. Да и влияние реактивной струи на почву было изучено мало – возможно это привело бы к сильной эрозии плодородного грунта.


О единственном в мире советском реактивном биплане
 
[^]
SESHOK
22.03.2020 - 08:59
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 236295
Для избежания попадания горячей реактивной струи на конструкцию самолета разработчики решили применить двухбалочную схему и П-образное оперение.

Всего было построено 172 таких самолета. Самолет получился достаточно странный по внешнему виду, и на Парижском авиасалоне 1976 года получил прозвище «Бельфегор» (Бельфегор – средневековый демон). Экипаж воздушного судна состоял из одного человека, также была возможность разместить двух пассажиров. Максимальная взлетная масса составила 5650 кг, крейсерская скорость – 140 км/ч.


О единственном в мире советском реактивном биплане
 
[^]
SESHOK
22.03.2020 - 08:59
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 236295
Завершающая

Несмотря на то, что самолет обладал хорошей устойчивостью в воздухе и имел простое управление, экономическая эффективность оказалась низкой, значительно ниже расчетных значений. Также самолет требовал определенной подготовки полосы для взлета и посадки. Использование самолета было оправдано только при обработке сверхбольших площадей, которых среди общего количества было не более 2%. В остальных же случаях старый добрый Ан-2 по эффективности полностью «уделывал» реактивный М-15.


Тем не менее, самолеты Мелец М-15 исправно трудились на полях с 1976 по 1983 годы, после чего были выведены из эксплуатации. В настоящий момент два экземпляра находятся в авиамузеях – в Монино и в Ульяновске.


О единственном в мире советском реактивном биплане
 
[^]
Ледяной
22.03.2020 - 09:01
16
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 31.05.17
Сообщений: 149
Страшненький он какой-то.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Manager77
22.03.2020 - 09:02
38
Статус: Offline


Я за вами слежу!

Регистрация: 19.08.15
Сообщений: 8388
Чего только не делали в СССР! Даже не знал о существовании такой машины.
 
[^]
АндрейStavr8
22.03.2020 - 09:02
20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.04.15
Сообщений: 2775
Это потому что в союзе топливо никто не считал, поэтому это чудо и явилось на свет.
 
[^]
474747
22.03.2020 - 09:03
1
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 14.12.19
Сообщений: 652
Спасибо интересно.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Oosensey
22.03.2020 - 09:04
2
Статус: Offline


Прозревающий

Регистрация: 9.12.18
Сообщений: 583
интересная штучка, а шасси как я понял, не убирается.
 
[^]
Tropilexen
22.03.2020 - 09:04 [ показать ]
-10
Веничка
22.03.2020 - 09:05
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.02.20
Сообщений: 1183
Французы сказали, что это самый эффективный для сельского хозяйства самолет: все козявки со смеху сдохнут, увидав его хвостовое оперение.
 
[^]
Walter08
22.03.2020 - 09:05
4
Статус: Offline


Воплощенная честь и совесть

Регистрация: 9.03.17
Сообщений: 4316
Может все таки польский, а не советский?
 
[^]
1CHiEF1
22.03.2020 - 09:06
1
Статус: Offline


агент госдепа

Регистрация: 7.04.11
Сообщений: 2394
про два крыла смешно было
 
[^]
Толикк
22.03.2020 - 09:07
0
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 19.07.14
Сообщений: 462
Реально некрасивый самолет. Не зря демоном прозвали.
 
[^]
Pomeranec
22.03.2020 - 09:09
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.08.15
Сообщений: 1168
Очень эффективный самолет был на борьбе с саранчой. Саранча когда его видела тут же умирала от смеха.

СССР полякам заказала новый сельскохозяйственный самолет. А поляки решили сделать его реактивным. Идея взять из реактивного двигателя сжатый воздух для распыления удобрений была неплохой. Но как водится не учли кучу других факторов. Низкую скорость работы самолета над полями, большую прожорливость двигателя АИ-25 на этом режиме и пр... Одним словом «Ну не шмогла я, не шмогла» ©
Поляки построели 172 самолета из них 155 не долго эксплуатировались в СССР.

Это сообщение отредактировал Pomeranec - 22.03.2020 - 09:21
 
[^]
LLITbIPb
22.03.2020 - 09:09
5
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.11.14
Сообщений: 741
Цитата (Manager77 @ 22.03.2020 - 08:02)
Чего только не делали в СССР! Даже не знал о существовании такой машины.

Так его не в СССР делали, а в Польше )))
 
[^]
besedkin
22.03.2020 - 09:09
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.01.11
Сообщений: 4138
Цитата (АндрейStavr8 @ 22.03.2020 - 09:02)
Это потому что в союзе топливо никто не считал, поэтому это чудо и явилось на свет.

Даже ещё в начале 90-х покупал авиационный бензин зелёного цвета у летунов-кукурузников с местного аэродрома.Восьмёрка пёрла на нём как гоночная.
 
[^]
zoom70
22.03.2020 - 09:10
10
Статус: Offline


Нодди

Регистрация: 28.05.13
Сообщений: 5999
М-15 как и Ан-2 полуторапланы.

О единственном в мире советском реактивном биплане
 
[^]
UFOdriver
22.03.2020 - 09:10
15
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 5.07.14
Сообщений: 327
фоткал его в Монино, стоит за ангаром облезлый...

О единственном в мире советском реактивном биплане
 
[^]
LLITbIPb
22.03.2020 - 09:11
8
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 3.11.14
Сообщений: 741
Не совсем корректный заголовок - это не советский биплан. Правильнее было бы написать "выпущенный/изготовленный в соц. лагере"
 
[^]
DrunkIndian
22.03.2020 - 09:30
0
Статус: Offline


Ничего святого

Регистрация: 13.01.17
Сообщений: 394
всегда думал что это квадроплан
 
[^]
Levadelta
22.03.2020 - 09:33
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.12.11
Сообщений: 1856
Честно говоря, далеко не первая тема на ЯПе про это чудо техники.
Даже запомнилась подпись к картинке - "Польская авиация, бессмысленная и беспощадная"
 
[^]
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 14172
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы








Наверх