Nakamichi: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (9) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
mrzorg
16.01.2020 - 19:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42613
364
Среди технологических шедевров недавнего прошлого попадаются настоящие сокровища. Речь об устройствах, которые становятся символом качества, воплощением коллективного инженерного гения, свидетельством передовых для своего времени подходов к разработке. К несчастью, иногда такие устройства основательно забываются, равно как и компании, которые их произвели.

14 частей via

Легендарная кассетная дека Nakamichi Dragon

Nakamichi: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
mrzorg
16.01.2020 - 19:52
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42613
Между тем, порой именно память о легендарных девайсах прошлого способна вдохновить инженеров и дизайнеров на создание чего-то сравнимого по качеству, эффективности или, как в случае с аудиоэлектроникой, по верности воспроизведения.

Компании, создающие технику как произведение искусства, не всегда вырастают в транснациональные гиганты, но всегда оставляют значимый след в технической эволюции.

Речь в этом посте об уникальных для своего времени устройствах, которые стали потолком развития бытовых кассетных магнитофонов, и компании Nаkamichi, которая их создала.

Во многом, этот материал — ответ людям, которые в комментариях к циклу о советских магнитофонах пытались доказать, что эта техника 70-х — 80-х не уступала зарубежной или уступала совсем немного. Под катом подробнее о лучших (без преувеличений) в мире кассетных магнитофонах, истории их создания и судьбе компании, которая их создавала.

Nakamichi: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче
 
[^]
mrzorg
16.01.2020 - 19:52
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42613
Nakamichi — рождение и смерть легенды

Компания Nakamichi практически всё время своего существования, подобно многим другим японским фирмам, была семейным предприятием. Основателем компании стал Etsuro Nakamichi, который в 1948 году в Токио основал Nakamichi Research Corporation Ltd.

В то время компания занималась больше исследовательской деятельностью в области электроники, акустики подобно «Labor W» Фрица Зенхайзера. Компания разрабатывала и производила портативные радиостанции, темброблоки, громкоговорители и акустические системы, а также разнообразное оборудование для связи.

В 1950 — х годах именно в Nakamichi был разработан один из первых японских катушечных магнитофонов. Приблизительно в это же время Эцуро Накамичи на посту руководителя сменил его младший брат Ниро Накамичи, и компания практически полностью переходит на выпуск звукового оборудования.

Ниро Накамичи

Nakamichi: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче
 
[^]
mrzorg
16.01.2020 - 19:53
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42613
В 1957-м фирма выпускает собственные магнитные головки, оригинальную магнитную ленту и легендарные для своего времени катушечные магнитофоны Fidela 3. В 60-х под руководством Ниро Накамичи компания повторяет успех с полноценной разработкой собственных устройств, а также производит лентопротяжные механизмы для мировых лидеров электроакустической индустрии, таких как Harman Kardon, KLH, Advent, Fisher, ELAC, Sylvania, Concord, Ampex.

В 1973 году началось золотое время для Nakamichi, компания стала производить высококачественные кассетные деки. Ставка на компакт-кассеты, как наиболее перспективный носитель ближайших 20 лет, оправдалась. Так, компания стала тем производителем, который довёл качество воспроизведения кассет до уровня, который считался досягаемым только для катушечных монстров.

На протяжении 80-х компания пожинает плоды свалившегося на неё успеха. При этом совершить ещё одну революцию не получалось. Магнитная запись имела свои пределы, а Nakamichi, как производитель, этих пределов достиг ещё в 1970-х.

Известны эксперименты компании с CD, например, создание компактного CD-ченджера с щелевой загрузкой диска, что для 1980-х было серьезной инновацией. Вопреки ожиданиям Ниро, эти разработки не вернули компании славы новатора. Продавались преимущественно кассетные деки Nakamichi.

Nakamichi: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче
 
[^]
mrzorg
16.01.2020 - 19:54
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42613
К началу 90-х репутационный резерв Nakamichi стал постепенно иссякать, равно как и интерес к формату, который принес бренду мировую известность. Повсеместное распространение CD убивало всё, что связано с компакт-кассетами. Агония кассет длилась долго, Nakamichi сдались одними из последних, уступив почетное право выпустить последний массовый продукт для кассет, возможно, лишь SONY.

Сам бренд, как это часто бывает, выжил. Но никакого отношения к Niro Nakamichi уже не имел. Бренд стал собственностью китайской корпорации Grande Holdings и сегодня под ним выпускают акустические системы для автомобилей.

Инженер, исследователь и бизнесмен Ниро Накамичи основал ещё одну компанию, по-японски просто назвав её своим именем и фамилией. Эта компания в начале нулевых была известна в среде меломанов, как производитель дорогих и качественных усилителей.

Далее мне хочется вернуться в 70-е — 80-е и рассказать о подходах, благодаря которым именно компания Nakamichi стала мировым лидером в верности воспроизведения с компакт кассет.

Nakamichi RX505, 3 головки, автореверс ... rolleyes.gif

Nakamichi: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче
 
[^]
mrzorg
16.01.2020 - 19:54
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42613
Безупречные решения или почему подушка не нужна

Пожалуй, первой заявкой Nakamichi на переворот в мировом “Nakamichi” стали кассетные деки Nakamichi 1000 и Nakamichi 700. Эти устройства стали первыми в мире, которые оснащались тремя головками, системой подавления детонации, шума и схемотехникой, снижающей КНИ до рекордного 1 % и менее.

Особенности механики двухступенчатого привода лентопротяжного механизма гарантировали безупречный контакт голова-лента. Не классические и часто достаточно сложные решения в механике лентопротягов Nakamichi были вынужденной мерой, которые нивелировали значимые недостатки компакт-кассет — как носителя.

Nakamichi: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче
 
[^]
mrzorg
16.01.2020 - 19:55
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42613
Большой проблемой стали прижимные подушки. Они не позволяли обеспечить качественный контакт ленты с головкой и существенно портили звук.

Те, кто сталкивался с бытовыми кассетными последних лет и дешевыми музыкальными центрами, возможно знают некоторые приёмы улучшения звука, связанные с этой особенностью.

Слегка потягивая крышку с кассетоприемником или наоборот надавливая на нее, путём проб и ошибок, можно было добиться улучшения звучания. Переборщивших ждало неизбежное зажевывание.

Nakamichi: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче
 
[^]
mrzorg
16.01.2020 - 19:56
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42613
Nakamichi возвели прижимание ленты к головке и точное её позиционирование в культ, благодаря чему преуспели.

В моделях конца 70-х они оснастили магнитофоны специальными подъемниками для подушек, что сделало качество звука с кассет ещё ближе к бобинным “старшим братьям”, снизило износ головки и стабилизировало движение ленты.

Nakamichi: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче
 
[^]
mrzorg
16.01.2020 - 19:56
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42613
У большинства кассетников Nakamichi после 78-го года насадка, отодвигающая головку таки присутствовала. По сведениям, изложенным на официальном сайте, такое решение применялось во всех этих моделях 480/481/482/581/582/660ZX/670ZX/680/680ZX.


Nakamichi: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче
 
[^]
mrzorg
16.01.2020 - 19:56
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42613
Естественно, подушкоопускатель был лишь вершиной айсберга. Конструкция лентопротяга предполагала создание и регулировку натяжения ленты сразу двумя ведущими валами, что исключало саму необходимость в дополнительном ненадёжном и проблемном прижимающем приспособлении в виде подушки.

Таким образом подушка превратилась в помеху для равномерного движения ленты, а соответственно, в источник искажений.

Исключением из правил стала модель Nakamichi 580, где отсутствовала насадка, там лентопротяг был сконструирован таким образом, что лента проходила, касаясь лишь головки воспроизведения из кристаллоя(Cristalloy).

Следующая модель старшей линейки 582Z получает поддержку технологии Dolby C — это исключает необходимость во внешних блоках шумоподавления, которые были частыми спутниками кассетных меломанов 70-х годов.

Большинство инноваций, проверенных на флагманах, наследовались моделями попроще. Какие-то решения упрощались, например, использовалась двухголовочная, а не трехголовочная конструкция, но подавляющее большинство передовых решений использовались в младших моделях.

Nakamichi: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче
 
[^]
mrzorg
16.01.2020 - 19:57
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42613
Лучшие из лучших

К концу 70-х электротехнические и механические решения, которые использовали инженеры Nakamichi, довели верность воспроизведения до предельно возможного для того времени уровня.

Осязаемым воплощением ”идеальной кассетной деки вне вакуума” стали две модели 1979-го и 1980-го года, Nakamichi 1000ZXL и Nakamichi 700ZXL соответственно.

Nakamichi: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче
 
[^]
mrzorg
16.01.2020 - 19:57
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42613
Суперфлагман Nakamichi 1000ZXL (который и сегодня стоит около 2-3 млн. рублей на аукционах) стал первым в мире кассетным магнитофоном, который довёл характеристики значимые для верности воспроизведения до показателей ранее доступных лишь студийным ленточным монстрам.

Так, диапазон воспроизводимых частот устройства находился в пределах от 18 до 25000 Гц (с собственными кассетами). Дека была предназначена для безупречно точной записи и воспроизведения музыки.


Nakamichi: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче
 
[^]
mrzorg
16.01.2020 - 19:58
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42613
Магнитофон умел автоматически устанавливать параметры воспроизведения и записи в зависимости от типа плёнки. Микропроцессорные системы с технологиями A.B.L.E (Azimuth, Bias, Level, Equalizer) и RAMM (Random Access Music Memory), позволяли осуществлять калибровку по четырем частотам и с автоматической установкой азимута записывающей головки.

Аналогичные цифровые системы были использованы в конструкции Nakamichi 700ZXL. Это фактическое продолжение суперфлагмана 1000ZXL с усовершенствованным дизайном. Единственной значимой разницей является упрощенная калибровка по трем частотам.

Привожу паспортную спецификацию 1000ZXL (у 700ZXL она практически не отличалась, за исключением масса-габаритных характеристик):

Type: 3-head, single compact cassette deck
Track System: 4-track, 2-channel stereo
Tape Speed: 4.8 cm/s
Heads: 1 x record, 1 x playback, 1 x erase
Tape Type: type I, CrO2, Metal
Noise Reduction: B
Frequency Response: 20Hz to 20kHz (Metal tape)
Signal to Noise Ratio: 66dB (dolby B)
Wow and Flutter: 0.04%
Total Harmonic Distortion: 1.0%
Input: 50mV (line), 0.2mV (mic)
Output: 1V (line)


Большинство любителей винтажной аналоговой аудиотехники сходятся во мнении, что 1000ZXL и 700ZXL были вершиной эволюционного развития кассетных дек. Всё, что было сделано годного после этих шедевров японского магнитофоностроения, повторяло решения, использованные в них, или упрощалось, неизбежно снижая верность воспроизведения.

Ни в 80-х, ни в 90-х не было создано кассетных дек, которые были бы способны превзойти 1000ZXL и 700ZXL по объективным показателям верности воспроизведения. По сути — эти устройства доказали, что компакт-кассеты можно заставить звучать не хуже студийного катушечника.

Nakamichi: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче
 
[^]
mrzorg
16.01.2020 - 19:58
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 42613
В качестве заключения

Узнавая больше о подходах, которые применялись при создании устройств в 70-80-х, я, порой, готов согласиться с теми, кто утверждает, что тогда солнце светило ярче, особенно в стране, где оно восходит.

Любителям шедевров советской инженерной мысли, не признающих вторичность того, что производили в СССР, предлагают сравнить характеристики любого из упомянутых в статье устройств с советскими сверстниками.

Опыт Nakamichi демонстрирует, что для смелых, талантливых инженеров нет ничего невозможного. Можно спорить о рациональности бескомпромиссных подходов к созданию аппаратуры для звука, но невозможно не признать техническую безупречность и максимально возможное для того времени качество создаваемых ими устройств.

 
[^]
TooGooD
16.01.2020 - 20:00
11
Статус: Offline


Творю добро

Регистрация: 5.09.13
Сообщений: 7557
понятно откуда спиздили идеи маршал и пионер-и смогли реализовать по всему миру.
 
[^]
samsusam
16.01.2020 - 20:01
8
Статус: Offline


Рожден в СССР

Регистрация: 25.01.14
Сообщений: 608
Пределом моих знаний о импортной технике в 70-годы было рассказанное кем то "знающим", что ТАМ есть "такие магнитофоны маленькие". которые записывают на проволоку...
 
[^]
Wallery
16.01.2020 - 20:02
24
Статус: Offline


Самодельщик

Регистрация: 3.09.14
Сообщений: 1977
У меня был кассетный магнитофон Teac V-6030S и я считаю его не хуже Nakamichi.

Nakamichi: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче
 
[^]
bobruyck
16.01.2020 - 20:03 [ показать ]
-27
FQ160
16.01.2020 - 20:04
15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.01.15
Сообщений: 1376
Блин в магнитной записи есть душа, в отличии от цифры, последний магнитофон нерль вылизанный и грамотно настроенный, у родителей до сих пор работает

Это сообщение отредактировал FQ160 - 16.01.2020 - 20:05
 
[^]
олдбич
16.01.2020 - 20:05
-3
Статус: Offline


======!

Регистрация: 1.03.15
Сообщений: 4444
хз,наверное не в тему,но покупал когда то акустику накамичи в машину...не впечатлило абсолютно.
 
[^]
перст
16.01.2020 - 20:05
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.04.15
Сообщений: 3847
было время
 
[^]
Подопригора
16.01.2020 - 20:08
43
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 1.10.18
Сообщений: 718
Спасибо ТС позеленил.У меня такой до сих пор играет bravo.gif

Nakamichi: о богах кассетной эпохи и временах, когда восходящее солнце светило ярче
 
[^]
DasKochet
16.01.2020 - 20:08
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.04.15
Сообщений: 8848
Цитата (Wallery @ 16.01.2020 - 20:02)
У меня был кассетный магнитофон Teac V-6030S и я считаю его не хуже Nakamichi.

Хорошая техника. Но очень дорогая.
 
[^]
alexkost
16.01.2020 - 20:08
39
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.07.16
Сообщений: 1527
Динамический шумоподавитель СССР на К 174 ХП 3 мне видится ахуенее чем Dolby B, C итд.

Это сообщение отредактировал alexkost - 16.01.2020 - 20:09
 
[^]
wwf
16.01.2020 - 20:08
-1
Статус: Offline


Зануда 80Lvl.

Регистрация: 6.08.08
Сообщений: 2049
Цитата (олдбич @ 17.01.2020 - 00:05)
хз,наверное не в тему,но покупал когда то акустику накамичи в машину...не впечатлило абсолютно.

Во многих праворульках 90-х были магнитолы накомичи
Обычные

Это сообщение отредактировал wwf - 16.01.2020 - 20:09
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 39158
0 Пользователей:
Страницы: (9) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх