Санитарные поезда НКПС

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Аперитив
3.11.2018 - 16:39
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
62
Сегодня наш рассказ будет не об оружии, а совсем наоборот. О том, что стояло по другую сторону войны.

В личной истории почти каждого бойца, будь то рядовой или генерал, есть эпизоды, которые реально были на грани смерти, а в рассказах чаще всего подаются в юмористическом ключе. Это эпизоды ранений и последующего лечения. Госпитали и лазареты воспринимаются в воспоминаниях как некий санаторий. Лежи на белых простынях, кушай таблетки, обсуждай проблему легкой или тяжелой руки медсестры, которая каждые 4 часа колет в твою многострадальную очередной укол.

Сегодняшний материал о санитарных поездах, с помощью которых медики спасли не одну сотню тысяч советских солдат и офицеров.

Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:40
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Поездах, подвиг которых заключался уже в том, что эти составы были на самом краю, на самом передке. И делали своё дело.

Кстати, для многих читателей, которые специально не интересовались историей санитарных поездов, понимание их работы на фронте пришло из кинематографа. Помните фильм «На всю оставшуюся жизнь…»? Наверное, это звучит странно, учитывая специфику кино, но в целом фильм очень правдиво показывает боевой путь обычного санитарного состава.

Более того, авторы не стали ничего придумывать. Санитарный поезд, о котором рассказано в фильме, существовал реально. Это военно-санитарный поезд №312, сформированный на Вологодском паровозовагоноремонтном заводе в первые дни войны. В первый свой рейс поезд отправился уже 26 июня 1941 года. В бригаду поезда входило 40 медицинских работников и железнодорожников.

Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:41
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Вклад этого поезда в Победу можно выразить двумя цифрами. За время войны поезд прошел 200 тысяч километров! Фактически расстояние равное пяти кругосветным маршрутам! За это время было эвакуировано из зоны боев и перевезено в тыловые госпитали более 25 000 раненых! Один поезд и два с половиной десятка тысяч спасенных жизней… Вагон-музей этого поезда стоит сегодня на территории Вологодского ремонтного депо.

Необходимость военно-санитарных поездов понимали все. Именно этим объясняется быстрая реакция органов управления СССР. Уже 24 июня Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) дал указание железным дорогам сформировать 288 санитарных поездов. Для этих составов было выделено 6 000 вагонов, определен штат железнодорожников в бригадах и места формирования поездов.

Понимая, что создать сразу такое количество полностью оборудованных поездов невозможно, да и поезда были нужны разные, нарком путей сообщения разделил поезда на две категории. Постоянные (150 составов), выполняющие рейсы по маршрутам фронт — тыловые госпитали и временные (138 составов), так называемые санитарные летучки. Летучки предназначались для перевозки раненых в ближайший тыл.

Это сообщение отредактировал Аперитив - 3.11.2018 - 16:41

Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:42
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Очень часто на фотографиях того времени мы видим именно летучки. Состав из грузовых вагонов, оборудованных для перевозки легко и тяжелораненых, вагон аптека-перевязочная, кухня, вагон для обслуживающего и медицинского персонала. Кстати, эпизод фильма «Офицеры», когда происходит погрузка раненых практически под огнем противника, — это почти ежедневные будни таких летучек.



Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:44
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Система наркомата путей сообщений была и остается даже сегодня достаточно военизирована. Погоны, которые мы видим на работниках железных дорог, вовсе не дань моде. Это строгая, почти военная, иерархия. Именно поэтому, указание наркома выполнялись в срок. И контроль за их выполнением был жесткий. Страна не могла себе позволить разгильдяйства.

Для примера расскажем о всего одном эпизоде той войны. Эпизоде, о котором нужно помнить! Вагонный цех Ташкентского паровозовагоноремонтного завода получил боевое задание — подготовить поезда специального назначения. Оборудование для них не поступило. Потребовалось производить его на месте.

Станки для тяжелораненых изготовила бригада женщин и подростков под руководством опытного мастера Лукьяновского, эвакуированного с Великолукского вагоноремонтного завода. Работали круглосуточно. Люди понимали, что надо справиться с заданием как можно быстрее и лучше.

В сентябре 1941 года из вагонного цеха ушли на фронт первые три санитарных поезда, в следующие два месяца — еще четыре. В декабре отправили на фронт сразу пять составов с красными крестами. 12 полностью оборудованных поездов за 4 месяца! Разве это не героизм?

В условиях, когда немецкая авиация господствовала в воздухе, а танковые клинья пробивали нашу оборону в разных местах санитарные поезда стали объектом постоянной охоты летчиков и танкистов немецкой армии. Их не смущало наличие красных крестов и отсутствие защиты поездов. Русские не люди. Значит, уничтожать их нужно без оглядки на всякие договоры и нормы морали.

Поезда возвращались с фронта не менее «раненые», чем те, кого они привозили в госпитали. На многих станциях были организованы пункты ремонта таких «раненых поездов». Вот как описана работа такого опорного пункта по ремонту на станции Куйбышев в книге «Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»:

"На станции Куйбышев организовали опорный пункт ремонта военно-санитарных поездов. В отдельные дни сюда прибывало по восемь поездов. Все их надо было тщательно осмотреть, проверить и отремонтировать системы отопления, водоснабжения, электроосвещения, вставить выбитые стекла. Больших затрат труда требовал ремонт кузовов, крыш, внутреннего инвентаря.

Особые хлопоты на первых порах доставляла полуда пищевых котлов кухонь. Старший мастер А. С. Гаврилов отыскал среди эвакуированных жестянщиков и лудильщиков. Сразу стало легче. Не хватало пиломатериалов. Тоже нашли выход — стали вылавливать в Волге сплавной лес и доставлять его автомашиной на пилораму.

В один из дней позвонил военный комендант станции С. А. Новинский: «К следующему утру надо отремонтировать и отправить на фронт 8 военно-санитарных поездов». А на подходе еще пять — в Куйбышев и три транзитных. Все требовали ремонта. Имеющейся рабочей силой не обойтись, люди и так трудятся по две смены подряд. Кого можно привлечь?

Мобилизовали всех инженерно-технических работников. Старший мастер Куйбышевского вагонного депо А. Н. Куванин вспомнил о своем кузнечном опыте, пошел помогать рабочим. Среди железнодорожников и политрук одного из поездов — Серых. Ремонт окончили в срок, и поезда пошли по назначению".


Это сообщение отредактировал Аперитив - 3.11.2018 - 16:44

Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:45
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
И ещё один документ, который просто невозможно не процитировать. Для памяти…

Выдержка из приказа начальника военно-санитарного управления Северо-Западного фронта от 14 марта 1942 года:

«По инициативе женщин-железнодорожниц, активисток станции и города Бологое, и женщин-военнослужащих к Международному женскому дню в подарок Северо-Западному фронту сформирована военно-санитарная летучка № 707.

В результате любовного отношения к делу со стороны женщин, участвовавших в формировании военно-санитарной летучки, она оснащена с учетом предоставления эвакуируемым максимально возможных удобств. Забота о раненых бойцах, защитниках советской Родины, руководила трудящимися женщинами, подарившими нашему фронту этот поезд.

За ценную помощь военно-санитарной службе фронта, за проявленную заботу о раненых бойцах и командирах объявить благодарность А. А. Зыбиной — смазчику третьего вагонного участка, П. Б. Вихровой — инструктору по женской работе, А. Н. Осиповой — рабочей станции Бологое, М. А. Бубновой — домохозяйке…»


После краткого экскурса в историю появления военно-санитарных поездов в СССР периода Великой Отечественной войны перейдем к герою нашего повествования. Итак, постоянный санитарный поезд РККА. Два вагона именно такого состава представлены в музее Верхней Пышмы. Да, это не состав в полном объеме, но достаточно показательный экспонат именно с медицинской точки зрения. Поезда состояли именно из таких вагонов. Вагоны для легко и тяжело раненых бойцов.

В отличие от санитарных летучек, где главной задачей было оказание первой медицинской помощи и скорейшая эвакуация в тыл, постоянные санитарные поезда были госпиталями на колесах. Проще говоря, в этих поездах уже во время транспортировки проводилось лечение раненых и больных.

Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:46
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Именно поэтому, если сравнивать эваковозможности поезда и летучки, то сравнение будет далеко не в пользу поезда. В среднем одна летучка могла за один рейс забрать до 900 раненых! Точно такой же поезд постоянного состава мог максимально вместить «всего» около 500 человек.

Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:47
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Другой немаловажный вопрос – сколько в процентном отношении добралось бы до госпиталей.

Что же из себя представлял военно-санитарный поезд? Начать тут следует с ещё одной цитаты. Цитаты из воспоминаний непосредственной участницы событий, совершившей рейс на легендарном, уже упоминавшемся нами, поезде №312.

О том, какими были военно-санитарные поезда, писала Вера Панова, автор книги «Спутники»:

«На дальних запасных путях, возле какого-то длинного зa6opa, стоял красавец поезд: свежевыкрашенные темно-зеленые вагоны, алые кресты на белом поле; на окнах — ослепительной чистоты полотняные занавески ручной вышивки. Невдомек было мне, когда я с крохотным моим чемоданчиком входила в штабной вагон, какую роль в моей судьбе сыграет этот поезд, вернее — люди, к которым я иду. Эти люди жили на колесах уже почти три с половиной года: с первых дней войны собрались они в этом поезде и с честью, непорочно несли свою благородную службу».

Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:48
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Итак, поезд включал в себя локомотив в составе одного или двух паровозов. Количество паровозов могло меняться в зависимости от возможностей железной дороги и дальности рейса поезда. Далее следовали пассажирские вагоны для перевозки раненых. Раненые размещались по степени опасности ранения. Тяжелораненые размещались в специальных вагонах, близко расположенных к операционным и другим специальным вагонам.

Специализированные вагоны для лечения и проведения хирургических операций находились в середине состава. Причем, медицинские места в таких вагонах были оборудованы таким образом, что могли легко трансформироваться. Так, операционные столы кроме основной функции, были ещё и местами для перевязки раненых, для помывки лежачих раненых и т.п.

Давайте в вагон. Сколько здесь человеко-часов труда, сказать сложно, но вагон полностью восстановлен по фотографиям тех лет.



Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:48
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
....

Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:49
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
....

Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:49
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Интересно, правда? Кстати, на многих фото именно так: в вагонах портреты Вячеслава Михайловича Молотова, хотя более уместен был бы портрет или Сталина, или Кагановича (наркома НКПС). Хотя от НКПС тут присутствует Иван Ковалев, сменивший Лазаря Моисеевича Кагановича на посту наркома НКПС в 1944 году.



Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:50
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
....

Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:50
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
....

Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:50
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
....

Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:51
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
....

Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:51
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Шкаф с медоборудованием. Тонометр, аппарат Эсмарха, ультрафиолетовая лампа.

Это сообщение отредактировал Аперитив - 3.11.2018 - 16:52

Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:52
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
....

Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:52
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
....

Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:53
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Стол для раздачи лекарств.



Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:54
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
"Тарелка" радио — рабочая. В вагоне их две, подключены к МР-3 плееру, и вполне себе прилично воспроизводят записи.

Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:54
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Вентиляция. Весьма уверенно выглядит, кстати.

Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:54
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
Хозблок. Лекарства лекарствами, а еда нужна всем.

Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:55
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
....

Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Аперитив
3.11.2018 - 16:55
Статус: Offline


Незаконнорожденный

Регистрация: 8.09.18
Сообщений: 953
....

Санитарные поезда НКПС
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 4673
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх