Устройство системы аварийного спасения экипажа космического корабля

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
25.10.2018 - 21:19
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
138
Система аварийного спасения или сокращенно САС это «ракета в ракете», которая венчает шпиль Союза:

8 фото via


Устройство системы аварийного спасения экипажа космического корабля
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
25.10.2018 - 21:19
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Сами же космонавты сидят в нижней части шпиля (которая имеет форму конуса):


Устройство системы аварийного спасения экипажа космического корабля
 
[^]
SESHOK
25.10.2018 - 21:19
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
САС обеспечивает спасение экипажа как на стартовой площадке, так и на любом участке полета. Тут стоит понимать, что вероятность получить люлей на старте в разы выше, чем в полете. Это как с лампочкой – большинство перегораний происходит в момент включения. Поэтому, первое что делает САС в момент аварии это взлетает в воздух и уносит космонавтов куда-нибудь подальше от распространяющегося взрыва:


Устройство системы аварийного спасения экипажа космического корабля
 
[^]
SESHOK
25.10.2018 - 21:19
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Двигатели САС приводят в готовность за 15 минут до старта ракеты.


Устройство системы аварийного спасения экипажа космического корабля
 
[^]
SESHOK
25.10.2018 - 21:20
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
А вот теперь самое интересное. САС активируется двумя дежурными, которые синхронно нажимают кнопку по команде руководителя полета. Причем команда это обычно название какого-то географического объекта. К примеру, руководитель полета говорит: «Алтай» и дежурные активируют САС. Все как 50 лет назад.

Самое страшное это не приземление, а перегрузка. В новостях со спасенными космонавтами сразу была указана перегрузка – 9g. Это крайне неприятная для обычного человека перегрузка, но для тренированного космонавта не смертельная и даже не опасная. К примеру, в 1975 году Василий Лазарев выхватил перегрузку в 20, а по некоторым данным в 26G. Он не погиб, но последствия поставили крест на карьере.


Устройство системы аварийного спасения экипажа космического корабля
 
[^]
SESHOK
25.10.2018 - 21:20
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Как же было сказано, САС уже более 50ти лет. За это время она претерпела множество изменений, но формально основные принципы её работы не изменились. Появилась электроника, множество разных датчиков, повысилась надежность, однако спасение космонавтов по-прежнему выглядит так, как выглядело бы 50 лет назад. Почему? Потому что гравитация, преодоление первой космической скорости и человеческий фактор это величина, по всей видимости неизменная:


Устройство системы аварийного спасения экипажа космического корабля
 
[^]
SESHOK
25.10.2018 - 21:20
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Первое успешное тестирование САС провели в 67м году. Вообще-то, пытались облететь Луну беспилотно. Но первый блин вышел комом, поэтому решили заодно САС испытать, чтобы хоть какой-то результат положительный был. Спускаемый аппарат приземлился неповрежденным, а если бы внутри были люди, то они остались бы живы.


Устройство системы аварийного спасения экипажа космического корабля
 
[^]
SESHOK
25.10.2018 - 21:20
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 325554
Завершающая

А вот так выглядит САС в полете:

Устройство системы аварийного спасения экипажа космического корабля
 
[^]
9273582
25.10.2018 - 21:22
15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.02.15
Сообщений: 1042
Помним-помним, недавно сработали...
 
[^]
vovan35
25.10.2018 - 21:26
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.07.12
Сообщений: 4463
Надеюсь принцип и схему построения САС запатентовали?
 
[^]
Пыхыч
25.10.2018 - 21:28
13
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 4.06.17
Сообщений: 399
Добавлю


Устройство системы аварийного спасения экипажа космического корабля
 
[^]
top000
25.10.2018 - 21:30
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.01.10
Сообщений: 2771
первый американский еврей в космосе..
Фотка из БВ, если че. biggrin.gif
 
[^]
Ruprict
25.10.2018 - 21:42
44
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.07.11
Сообщений: 1574
 
[^]
нептица
25.10.2018 - 21:47
20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 18.02.18
Сообщений: 2209
Лётчикам, особенно на старых типах самолётов, было тяжелее. При катапультировании около 20g. У новых кресел поменьше. Плюс они сидят, в отличие от космонавтов, так что нагрузка на позвоночник выше. У нас в полку трое в разное время прыгали, все потом в госпитале на вытяжке лежали. Никого не списали, потом летали хоть бы что.
 
[^]
ZyLL
25.10.2018 - 21:55
8
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 26.02.14
Сообщений: 272
Впервые в истории космонавтики система аварийного спасения экипажа сработала 5 апреля 1975 года при выведении на орбиту космического корабля "Союз-18". После запуска первые две ступени ракеты-носителя отработали штатно, но двигатели третьей ступени, которая должна была обеспечить набор третьей космической скорости — около восьми километров в секунду, не запустились.

Сработавшая система аварийного спасения сбросила головной обтекатель, разделила отсеки корабля, и спускаемый аппарат начал аварийный спуск на Землю с высоты примерно 170 километров. Во время возвращения на Землю в спускаемой капсуле корабля советские космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров испытали критическую перегрузку в 21,3 g и кратковременную остановку сердца, но вернулись живыми.

Второй раз система САС сработала 26 сентября 1983 года при старте космического корабля "Союз Т-10-1", когда произошел пожар на ракете-носителе. За две секунды до ее разрушения система автоматического спасения унесла спускаемый аппарат с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым на безопасное удаление и обеспечила их благополучное приземление. За четыре секунды твердотопливные двигатели САС подняли кабину с космонавтами на высоту до 950 метров, где и раскрылся парашют. Через пять минут спускаемый аппарат с космонавтами приземлился в четырех километрах от места аварии.

 
[^]
ipv4
25.10.2018 - 21:55
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.11.09
Сообщений: 7294
Цитата (нептица @ 25.10.2018 - 21:47)
Лётчикам, особенно на старых типах самолётов, было тяжелее. При катапультировании около 20g. У новых кресел поменьше. Плюс они сидят, в отличие от космонавтов, так что нагрузка на позвоночник выше. У нас в полку трое в разное время прыгали, все потом в госпитале на вытяжке лежали. Никого не списали, потом летали хоть бы что.

Ток хотел написать про емнип 20г. ))
 
[^]
BS
25.10.2018 - 21:58
13
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 12.12.05
Сообщений: 1437
ох и ералаш у копипасты получился... вот проще бы взял, как есть, всю статью из википедии скопировал, чем писать вот ну хер знает что.

космонавты не в конусе сидят под ДУ САС (та самая мачта), а в спускаемом аппарате. а спускаемый аппарат ноходится в середине самого, так называемого, космического корабля. это если мы про серию Союз говорим.
под конусом находится начало бытового отсека как бы...

САС в 66 году первый раз сработал. без пилотов, но вот именно тогда.

на 161 секунде после взлета мачта САС вместе с тем самым "конусом", а на самом деле, головным обтекателем всего Союза, отбрасывается, ибо дальше оно неэффективно.
Вся задача мачты (и двигателей на ней) - в случае чего до старта или пока корабль (ракета) не набрал высоту - зацепить либо весь Союз, либо бытовой отсек и спускаемый аппарат с космонавтами и утащить как можно выше и дальше, чтоб можно было воспользоваться парашютами спускаемого аппарата.

потом же, после 161 секунды полета, если что (а оно и произошло вот тут недавно), то отключаются все двигатели любой работающей ступени (на тот момент - второй), отбрасывается бытовой отсек (шар), потом отделяется спускаемый аппарат от всей остальной ракеты (от того, что осталось), включаются двигатели спускаемого аппарата (там топлива мало, только на придание вектора движения аппарата в другую сторону от обломков уже ракеты и для правильного разворота нужной стороной в сторону Земли)... ну и далее - посадка космонавтов.

это если всё вкратце...

Устройство системы аварийного спасения экипажа космического корабля
 
[^]
Malcevo
25.10.2018 - 22:02
6
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 27.07.14
Сообщений: 621
Цитата (ZyLL @ 25.10.2018 - 21:55)
Впервые в истории космонавтики система аварийного спасения экипажа сработала 5 апреля 1975 года при выведении на орбиту космического корабля "Союз-18". После запуска первые две ступени ракеты-носителя отработали штатно, но двигатели третьей ступени, которая должна была обеспечить набор третьей космической скорости — около восьми километров в секунду, не запустились.

Сработавшая система аварийного спасения сбросила головной обтекатель, разделила отсеки корабля, и спускаемый аппарат начал аварийный спуск на Землю с высоты примерно 170 километров. Во время возвращения на Землю в спускаемой капсуле корабля советские космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров испытали критическую перегрузку в 21,3 g и кратковременную остановку сердца, но вернулись живыми.

Второй раз система САС сработала 26 сентября 1983 года при старте космического корабля "Союз Т-10-1", когда произошел пожар на ракете-носителе. За две секунды до ее разрушения система автоматического спасения унесла спускаемый аппарат с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым на безопасное удаление и обеспечила их благополучное приземление. За четыре секунды твердотопливные двигатели САС подняли кабину с космонавтами на высоту до 950 метров, где и раскрылся парашют. Через пять минут спускаемый аппарат с космонавтами приземлился в четырех километрах от места аварии.


Чето ты напутал: первая космическая 7,9 км/с для выхода в космос, третья, не помню цифры, для выхода из Солнечной системы.
Если ошибся, поправьте
 
[^]
BS
25.10.2018 - 22:04
1
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 12.12.05
Сообщений: 1437
кстати да, добавлю, что людей САС, как технология в принципе, в СССР и РФ спасала 3 раза. В 1975, 1983 и 2018 годы. а вот именно мачта сработала по назначению 1 раз, в 1983 году.
 
[^]
persey4ik
25.10.2018 - 22:12
12
Статус: Online


Правдоруб.

Регистрация: 7.09.11
Сообщений: 9250
SESHOK
Цитата
Сами же космонавты сидят в нижней части шпиля (которая имеет форму конуса):


Это не верно. САС тянет за пустой бытовой отсек, а он уже паравозиком, спускаемый аппарат с космонавтами.

Цитата
А вот так выглядит САС в полете:


Ага. Только это американская САС корабля "Аполлон".
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%...ort_Test_-2.jpg

Это сообщение отредактировал persey4ik - 25.10.2018 - 22:18
 
[^]
LondoM
25.10.2018 - 22:15
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.03.14
Сообщений: 5178
Цитата (vovan35 @ 25.10.2018 - 21:26)
Надеюсь принцип и схему построения САС запатентовали?

Кто? Американцы? Нет, не запантентовали, также как и наши, хотя у них уже в 1961 году была работающая САС. Ох уж эти малообразованные любители величия и ниименияаналагав...

 
[^]
Yaburka
25.10.2018 - 22:18
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 16.11.14
Сообщений: 5767
Цитата (9273582 @ 25.10.2018 - 21:22)
Помним-помним, недавно сработали...

Первый же коммент - не в лузу.
МС-10 спасался штатными средствами, по баллистике, без САС.
 
[^]
elkimotalki
25.10.2018 - 23:04
6
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 26.01.09
Сообщений: 4176
Цитата (9273582 @ 25.10.2018 - 21:22)
Помним-помним, недавно сработали...



...только она отстрелилась за 35 секунд до аварии umnik.gif а спускаемый аппарат вернул космонавтов на землю, практически в штатном режиме, как во время обычного спуска dont.gif




 
[^]
Xollms
26.10.2018 - 07:48
3
Статус: Online


Холмс, Шерлок Холмс

Регистрация: 28.01.11
Сообщений: 8155
Спасибо интересно. agree.gif
 
[^]
Шеффком
26.10.2018 - 07:56
2
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 30.03.14
Сообщений: 5
Спасибо, не знал. up.gif
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 33304
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх