В пространстве одного и того же листа сосуществуют два мира, которые, кажется друг с другом никак не связанные: мир церковных истин, если это церковная рукопись с сакральными сюжетами, и «мир художественного бессознательного» (как писали, увлеченные фрейдизмом искусствоведы).
Версии смысла маргиналий таковы:
- Ничего не значащее украшение листа, никак не связанное ни с текстом, ни с «основным» изображением;
- Дидактические или аллегорические образы, представляющие фигуры зла, от которого читателям / зрителям следовало беречься.
- Пространство свободы средневекового мастера, в котором прорываются подавленные эмоции и запретные сюжеты.
- Вторжение в пространство книги «низовой», «народной» культуры с ее «перевернутым миром», гротеском и пародией на «серьезную» культуру верхов.