Тяжелый транспортный самолет ВМ-Т «Атлант»
Разработан в рамках национальной программы запуска МВКС «Буран» (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 132-51 от 17.02.1976 г.) и его задачей была транспортировка орбитального корабля «Буран» и ракето-носителя «Энергия» с заводов изготовителей (ТМЗ и Куйбышевского МЗ) на космодром.
В.М. Мясищев, опираясь на предварительные проработки созданного им ОКБ ЭМЗ и свой опыт, сумел убедить руководство МАП и политическое руководство СССР в живучести и минимальной затратности своей идеи. 21.11.1977 г. вышло соответствующее Постановление за № 1106-323 с очень жесткими сроками. В процессе доработок необходимо было обеспечить безопасный полет модернизированного самолета с четырьмя вариантами габаритной внешней нагрузки различного веса и различной центровки, плюс автономный полет. Конструкторам пришлось увеличить длину фюзеляжа самолета, сделать двухкилевое оперение и провести ряд других доработок, в том числе создать уникальную систему наддува блоков РН.
Менее чем через год 3.08.1978 г. генеральный конструктор В.М. Мясищев и начальник сектора аэродинамики С.Г. Смирнов привезли в ЦАГИ проработанные плакаты (по правилам того времени) всех пяти полетных вариантов будущего транспортировщика. После доклада и обсуждения, в котором участвовали начальник ЦАГИ академик Г.П. Свищев, его заместитель академик Г.С. Бюжгенс и начальник лаборатории 2 (аэродинамика) д.т.н. В.Г. Микеладзе проект был утвержден. Это маленькое совещание сэкономило для страны очень большие деньги.
А построить самолет довелось ученику В.М. Мясищева главному конструктору В.А. Федотову в цехах того же ЭМЗ, но уже имени В.М. Мясищева. Дополнительно была создана и отработана на стендах даже система дозаправки топливом в полете.
Вскоре все (пять) конфигураций самолета поднялись в небо.
Во всех полетах экипаж возглавлял старший летчик мясищевского коллектива заслуженный летчик-испытатель А.П. Кучеренко.
Два самолета (№№ 1402 и 1502) совершили около 200 рейсов, чаще всего возглавлял экипаж все тот же Кучеренко, обеспечив успешный космический полет ВКС «Буран» 15 ноября 1988 г.
Эти полеты, по своей значимости и сложности, обеспечивали командиру присвоения звания Героя Советского Союза. Но жизнь сложилась иначе.
В дальнейшем в ОКБ ЭМЗ им. В.М. Мясищева разработаны проекты использования ВМ-Т «Атлант» в качестве носителя платформы для воздушного старта ВКС: для запуска крылатого гиперзвукового разгонщика; для бросковых испытаний различных аэрокосмических систем.
Это сообщение отредактировал CyberN - 2.06.2018 - 19:04