А что же "песня смерти"? Дело в том, что солдаты и офицеры на передовой быстро привыкают к звукам боя. Они различают по звуку калибр пули, снаряда или мины. Они могут предсказать примерное место падения боеприпаса. Ровно так было и при обороне Порт-Артура. Осадные и корабельные орудия солдат совершенно не волновали, обычный "уличный шум".
Но вот тут-то и появилась "песня смерти". И начиналась она с оглушающе звонкой ноты. На пределе человеческого восприятия. Потом высокий звук звенел в воздухе и как бы грассировал. И вот этот высокий, вибрирующий звук часто был последним, что слышали японцы. "Летучая смерть", "песня смерти"... по-восточному поэтично и страшно...
Кто же автор этого чудо-оружия? Авторов двое. Споров много и сегодня, но мы приверженцы той версии, которая гласит, что миномет изобрели мичман Сергей Николаевич Власьев и капитан Леонид Николаевич Гобято. Точнее, мичман придумал идею, а капитан-инженер ее осуществил.
Уверен, что многие знают то чудо (с нашей точки зрения), или чудовище (с японской), что они создали. Но рассказов о великом оружии много не бывает.
Корабельные 47-мм пушки при обороне малоэффективны. "Маловата кольчужка", как сказал кузнец в "Александре Невском". Вот и решил мичман орудие это мощнее сделать. А начальник мастерских ему помог.
Прежде всего пушку обрезали. Затем установили на колесный лафет и... всё. Короткий лафет позволял устанавливать пушку в окопах для стрельбы с большими углами возвышения. Говорить об орудийном "обрезе" как о гениальном изобретении было бы глупо. Это просто мортира, правильно?
Мортира была известна уже не одну сотню лет. И ее крутая парабола, позволяющая перекидывать снаряд через крепостные стены.
Гениальность дальше, в мине. Итак, в корабельных мастерских из листового железа клепали корпус мин в виде конусов. Набивали его пироксилином и устанавливали взрыватель — запальный стакан. Говорить о каком-то калибре при таком производстве сами понимаете...
Дальше брали шест. Нижний конец шеста был утолщен. Насаживали на него свободно передвигающуюся крыльчатку-стабилизатор. И после этого шест крепили к мине, причем таким образом, чтобы крыльчатка была передвинута к корпусу. Для того, чтобы после выстрела крыльчатка переместилась в конец шеста, используется обычная веревка. Всё! Вот вам гениальное устройство первой в мире мины для миномета.
Дальше уже смекалка русская. Пушка заряжалась обычной гильзой. Но с секретом. Гильза была перекрыта деревянным вкладышем со свинцовым пыжом. Мина получалась надкалиберной. Выстрел, пробка выкидывает мину... Гениально!
Как мичман и капитан дошли до стабилизатора, основная задача которого повернуть мину так, чтобы она точно ударилась взрывателем о землю – никто уже не узнает.
Кстати, миномет прояснил коренное отличие отношения японского и русского солдата к оружию. "Летучая смерть" для японца превратилась в "Лягушку" для русского. Не оружие побеждает. Побеждает умение воина и его боевой дух.
Увы, но наша страна и в те времена не отличалась быстрой реакцией. Новое оружие попало в мясорубку бюрократических согласований и успешно там "застряло" до Первой мировой войны. И только по требованию верховного главнокомандующего русской армии великого князя Николая Николаевича "Пехота настойчиво требует минометов, считая их своей артиллерией" военный министр генерал Сухомлинов начал выпуск минометов в России.
https://topwar.ru/139750-ego-velichestvo-or...orazheniya.html Это сообщение отредактировал Турук - 22.04.2018 - 05:19