Ужасы нашего детства

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
insaider
19.03.2018 - 13:34
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
210
Пост про отечественную сказку и кино до "видаковского" перида.

Почему Кощей Бессмертный ? Это очень загадочный персонаж русских волшебных сказок. Почему он такой страшный и такой отрицательный? Неужели потому, что похитил любимую женщину (а других злодеяний за ним сказка не числит)? Что за имя такое – Кощей? Почему скупой, почему худой? Кем был «при жизни» – откуда попал в сказку? Почему Бессмертный, и почему смерть его упрятана в яйцо?

17 картинок via

Ужасы нашего детства
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
insaider
19.03.2018 - 13:34
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
Начнем с «досье».

Кощей Бессмертный, он же Кащей, Кащ, Каща, Костей, Косцей, Костий, Кошшуй Бездушный, Кощун, Корчун, Карачун, Царище-Кощерище, Кощуй Трипетов и пр., и пр.

Место жительства – Тридевятое царство, Подземное царство, Стеклянные горы.

Дворец, к примеру, из карбункла-камня, крытый золотом.

Род занятий – царь.

Хозяина во дворце обычно не застать: он занят войной, охотой или просто летанием по Руси.

Ужасы нашего детства
 
[^]
insaider
19.03.2018 - 13:34
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
Родственники неизвестны. Любовь Кощея – героиня сказки, похищенная на Руси женщина; любовь искренная, но как правило, безответная.

Друзей нет.

Враги: главный герой сказки (муж, брат, жених похищеной) и Баба-Яга.

Личные качества: худоба, физическая мощь, иногда – колдовская сила, умение летать. И самое главное – бессмертие. (Что до скупости, в сказках она не упоминается, но вытекает логически из худобы – при царском-то богатстве.) Это почти все.

Отрывочность сведений объяснима: сказка посвящена не жизни Кощея, а его смерти.

Ужасы нашего детства
 
[^]
insaider
19.03.2018 - 13:34
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
Поскольку Кощеи в сказках немного разные, и несколько различна их печальная судьба, выделим два типа Кощеев.

Ужасы нашего детства
 
[^]
insaider
19.03.2018 - 13:35
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
1. Кощей степной.

В сказке появляется как пленник, прикованный в чулане, откуда его освобождает герой или героиня. Кощей уносится в свое царство, прихватив с собой героиню. Герой, достигнув обители Кощея, трижды пытается перепохитить женщину, дважды Кощей их настигает, на третий раз Кощей гибнет от копыта волшебного коня. (Конь герою дан Ягой-степной, повелительницей коней.)

Ужасы нашего детства
 
[^]
insaider
19.03.2018 - 13:35
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
2. Кощей северно-лесной.

Налетает вихрь, уносит женщину, лишь потом выясняется, что вихрем и был Кощей. Смерть свою, заключенную в яйце, он спрятал в утке, утку – матрешкообразно – еще в несколько животных, все это – в сундук, на вершину дуба, который где-то на морском острове и стережется Кощеем пуще глаза. Баба-Яга здесь соответственно лесная, избушечная. По ее наводке действует главный герой. В момент разбития героем яйца Кощей гибнет.

Ужасы нашего детства
 
[^]
insaider
19.03.2018 - 13:35
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
Второй, «северный» тип Кощея представлен шире. Но в сказках Кощеи не обязательно блюдут чистоту типа. Случается и «северному» повисеть на цепях; бывает, и «степной» гибнет от яйца.

Особняком от сказок стоит былина об Иване Годиновиче. В ней, во-первых, героиня отдает свою любовь Кощею (за что ее Иван потом казнит), во-вторых, гибнет Кощей от собственной стрелы, а в-третьих, названо отчество Кощея – Трипетович.

Ужасы нашего детства
 
[^]
insaider
19.03.2018 - 13:36
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
Логично переходим к вопросам об имени и происхождении.

Многие персонажи былин имеют прототипами исторических лиц. Такие былинные злодеи, как Шарк-великан, Коньшик, унаследовали имена половецких ханов Шарукана и Кончака, известных по летописям и «Слову о полку Игореве».

В том же «Слове» трижды упомянут и некий Кощей. В следующих контекстах:

1. Взятие Игоря в плен половцами: «Ту Игорь-князь выседе из седла злата а в седло Кощиево».

2. Мечты автора о разгроме половцев: «Была бы чага по ногате, а Кощей по резане». То есть, по дешевке бы таких Кощеев распродавали.

3. Призыв автора к князю Ярославу Осмомыслу: «Стреляй, осподине, Кончака, поганого Кощея!»

Именно так – с большой буквы, как имя собственное – пишется Кощей в мусин-пушкинском издании «Слова о полку Игореве».

По мнению первых переводчиков-комментаторов, именно этот Кощей упомянут в Ипатьевской летописи: «И была половцам весть от Кощея от Гаврилкова от Иславича, что идут на них князи русские, и побежали половцы». Случилось это за 20 лет до «Игорева полка». Почему бы за это время не стать Кощею из скромного половецкого разведчика ханским приближенным?

Но потом выяснилось, что и в «Слове», и в летописях «кощей» – существительное нарицательное, означает: раб, слуга, пленник.

Ужасы нашего детства
 
[^]
insaider
19.03.2018 - 13:36
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
По-тюркски «кошчи».

И половецкий «резидент» был слугой у некого Гаврилка, и седло князю Игорю досталось холопское или пленничье, и резана – это бросовая цена за раба, и хана Кончака называют «смердом языческим» (в порядке пожелания).

Славяне приняли новое слово, скрестив его со старым, похожим. (Похоже на то, как ныне e-mail перекрещивают в «емелю» и пр.).

Раб в южной Руси стал называться кощеем, а «степной» Кощей стал еще и пленником. И потому-то именно для «степного» Кощея пленничество характернее.

Ужасы нашего детства
 
[^]
insaider
19.03.2018 - 13:37
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
Каков же первый смысл имени? В.И. Даль справедливо производил имя Кощей от слова «касть», означающего вред, порчу, пачкотню, ругань.

Корень этого слова древен и ветвист: каст – кость – каз – коз – каж – кащ – кощ. Уже в старославянских рукописях встречается «казити» – вредить; «изказити» – уничтожить, оскопить; «проказити отрочя» – изгнать плод.

А ребенок, который делает в штанишки – «кощенок», «костенок». «Пакость», «пакоща» – от того же корня, но с приставкой «па-».

В древнерусских летописях «творить пакощи» означало – совершать массовые убийства. «Сказиться» – беситься. «Каженик», «каженец» – калека, одержимый; порченный сглазом или иной порчей; скопец. (Обращаю внимание, что одним и тем же словом «касть» обозначается и злословие, и злодеяние; вред физический и ущерб моральный уравниваются.

Ужасы нашего детства
 
[^]
insaider
19.03.2018 - 13:37
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
Так, слово «брань» означает и битву, и ругань, а слово «ягать» – ругать, родственное имени Бабы-Яги, происходит от древнего корня со значением «зло», «вред».)
Итак, смысл имени Кощея вполне соответствует представлению о его зловредности, «кастливости».

Что касается его костялвости, худобы, то и этот вопрос можно выяснить из словарей. В рукописях XI века встречаются слова «кощий», «кощеный» – в значении «тощий», «худой»; в XVII веке – «кощавый» – в том же значении. Происходят ли эти прилагательные от слова «кость», либо худоба понималась как следствие порчи, «кощенья» – однозначно не сказать, но что само имя наводит на мысли о худобе – очевидно.

Еще надо заметить, что хотя прототипа сказочному Кощею в русской истории не нашлось, но несказочные Кощеи на Руси были. Найден даже автограф новгородского ключника по имени Кощей – берестяная грамота XV века. Загляните в телефонный справочник – сколько среди нас Кощеевых. А предки их прозывались Кощеями. Но эти Кощеи, если имели отношение к сказочному тезке, то лишь вторичное.

Вернемся к Кощею Бессмертному. Имя его имеет смысл, соответствующий роли, а значит, это не просто имя, а псевдоним. Подлинное имя, если бы кто и знал, вслух не называл бы: табу. Потому что его обладателя надо искать в мифологии.

Адрес Кощея, как помните, – Тридевятое царство, куда живой человек может войти только через избушку Бабы-Яги. И это царство, и Ягу детально изучил филолог В.Я. Пропп.



Ужасы нашего детства
 
[^]
insaider
19.03.2018 - 13:37
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
***

Ужасы нашего детства
 
[^]
insaider
19.03.2018 - 13:38
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
В Тридевятом царстве русский дух так же неприятен, как в русском царстве – мертвый дух. (Немудрено Кощею зафукать, учуяв Ивана.) Для этого царства и характерны молочные реки с кисельными берегами, дворцы из драгоценных материалов. А Кощей – владыка того царства! То есть – … кто?

Сюжет о похищении невесты Смертью древен, как само человечество. Только поначалу это была персональная Смерть конкретной невесты, она представлялась в виде змея или птицы.

Кощея – Смерть вообще – убить сложнее. Для пущей сложности Кощей свою гибель спрятал.



Ужасы нашего детства
 
[^]
insaider
19.03.2018 - 13:38
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
Есть у нашего Кощея «братья по яйцу» за границей – тоже злодеи, тоже похитители женщин и тоже подобным образом упрятавшие свою смерть (сердце, душу, жизнь).

Встретить их можно в сказках скандинавских, кельтских, болгарских, польских, албанских под псевдонимами Великан без сердца, маг Тело-без-души, Змей, Червен Вятър, шайтан, а то и просто ведьма. Но у каждого почти – спрятанное заветное яйцо, обычно утиное. (Но, скажем, в итальянской сказке яйцо скрывает в себе орел.)

Теперь обратимся к «досье» и привлечем еще один псевдоним Кощея – Карачун. Это слово собственно смерть и обозначает, но не только. А еще и зимний солнцеворот, самый короткий день, языческий праздник. Что напоминает о древнем совмещении понятий смерти и зимы.

Само слово «смерть» древлеродственно словам «мор» и «мороз».

Ужасы нашего детства
 
[^]
insaider
19.03.2018 - 13:39
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
А яйцо тут вот причем. Конец зимы, по северным мифам, возвещает утка (или гусь, лебедь), влекущая по морю яйцо – солнце. С отступлением ледников миф потерял актуальность для европейцев, и яйцо перекочевало в сказку.

Есть и такие варианты сказки, где Кощею довольно только увидеть яйцо, чтобы потерять силу. В XIX веке американский ученый Дж.Д. Кертин серьезно изучал славянские мифы и сказки. Кертин знал русский язык, бывал в России, где его называли Еремеем Давидовичем Куртиным.



Ужасы нашего детства
 
[^]
insaider
19.03.2018 - 13:39
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
Персонаж мифа, чье имя означает Зима, своей песней приносит морозы и снег. Зима неуязвим, ибо сердце его где-то спрятано. Однако враг Зимы находит сердце, сжигает его, и Зима умирает. Вот вам пожалуйста – зимняя ипостась Кощея в чистом виде.

Даже если сходство мифов индейского и европейского – не след единой культуры, а просто невероятное совпадение, то и оно неслучайно (по-научному это называется «конвергенция»).

Ужасы нашего детства
 
[^]
insaider
19.03.2018 - 13:39
Статус: Offline


RIP

Регистрация: 19.01.13
Сообщений: 11570
Выводы. Почему кощей бессмертный.

1. Имя Кощей – славянское, означает «злодей», «вредоносец», «губитель», «пакостник». По сути, псевдоним, заменяющий истинное имя, которое нельзя назвать.

2. Созвучие с тюркским словом «кошчи» (невольник) внесло в южный вариант сказки эпизод заточения Кощея.

3. Созвучие со словами «кость», «кощий» (худой) способствовало представлениям о костлявом облике Кощея.

4. В сказку Кощей пришел из мифологии, где являлся божеством смерти, а ранее – и зимы.

5. Яйцо, несущее гибель Кощея, прежде было яйцом – солнцем, побеждающим зиму – смерть.

6. Вот почему Кощей страшен, величествен, непостижим.

7. Если воссоздавать славянский языческий календарь, Кощею должен быть посвящен самый короткий день года – Карачун. (А вовсе не 29 февраля, как предлагают некоторые.)

Ужасы нашего детства
 
[^]
alanco
19.03.2018 - 13:40
19
Статус: Offline




Регистрация: 6.09.14
Сообщений: 1243
Цитата
Почему он такой страшный и такой отрицательный?



Ужасы нашего детства
 
[^]
GeoloG78
19.03.2018 - 13:40
72
Статус: Offline


Маловато будет!!!

Регистрация: 13.09.16
Сообщений: 250
Кащей Табакова в "После дождичка в четверг" своим смехом доставлял помню))))

Это сообщение отредактировал GeoloG78 - 19.03.2018 - 13:41

Ужасы нашего детства
 
[^]
автандил
19.03.2018 - 13:41
65
Статус: Offline


Mr. Brightside

Регистрация: 2.04.13
Сообщений: 499
Филиппенко в роли Кащея был просто ахуенен!!



Это сообщение отредактировал автандил - 19.03.2018 - 13:41
 
[^]
Navkin
19.03.2018 - 13:42
44
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.07.13
Сообщений: 5563
Наш Кощей, бессмертный Кощей
 
[^]
Reichstag
19.03.2018 - 13:46
26
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 26.01.16
Сообщений: 18241
А как же он?!

Ужасы нашего детства
 
[^]
100парик
19.03.2018 - 13:50
12
Статус: Offline


мастерская позитива

Регистрация: 30.12.15
Сообщений: 346
Цитата (alanco @ 19.03.2018 - 16:40)
Почему он такой страшный и такой отрицательный?

Да нееее, веселый он. И побеседовать любит. gigi.gif

Ужасы нашего детства
 
[^]
Lanselotm
19.03.2018 - 13:50
14
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 10.03.15
Сообщений: 352
Ужасы моего детства..., это проверка родителями дневника, в конце недели, и родительское собрание в школе.))))
bdsm.gif

Это сообщение отредактировал Lanselotm - 19.03.2018 - 13:53
 
[^]
Вокс
19.03.2018 - 13:51
52
Статус: Offline


белый негр

Регистрация: 30.03.16
Сообщений: 1209
Эти пугали)

Ужасы нашего детства
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 46120
0 Пользователей:
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх