Бурная пенсия самолётов Второй мировой

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
etobalodya
22.01.2018 - 15:34
Статус: Offline


Циничный романтик

Регистрация: 14.12.13
Сообщений: 13204
61
Вторая мировая стала причиной мощного рывка в развитии военной техники, а «холодная война» только подстегнула перевооружение. Однако кое-кто из участников Второй мировой воевал и десятилетия спустя. Давайте вспомним этих боевых пенсионеров.

Под катом рассказ о шести самолетах Великой Отечественной, которым довелось участвовать в боевых действиях после ее окончания.

Бурная пенсия самолётов Второй мировой
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
etobalodya
22.01.2018 - 15:35
Статус: Offline


Циничный романтик

Регистрация: 14.12.13
Сообщений: 13204
Як-9

Як-9 — вершина развития истребителей КБ Яковлева времён войны. Были выпущены наибольшим тиражом, имели множество модификаций, и к концу войны были на вооружении практически во всех частях, использовавших «Яки».

Серийное производство Як-9 продолжалось до 1948 года; самолёт в огромных количествах поставлялся в страны социалистического блока. И если в Восточной Европе и СССР его карьера оказалась довольно скучной, то в Азии истребитель успел хорошенько повоевать перед уходом на покой.

Во второй половине 1940-х годов именно Як-9 (в послевоенной модификации — Як-9П) стал основным истребителем молодых ВВС КНДР.

В начальный период войны в Корее (1950-1953) его активно применяли при штурме целей на земле и в воздушных боях, где он сошёлся как с «мустангами», так и с ранними реактивными F-80 Shooting Star.

Поначалу корейцы добились неплохих успехов, особенно в борьбе с наземными целями, и даже сбили несколько транспортников и бомбардировщиков (включая один B-29). Но вскоре в воздушной войне сложилась неравная ситуация, когда пришлось бороться с более многочисленным, технически продвинутым и опытным противником. Ситуацию выровнял только «большой брат» с МиГ-15.

Як-9П ВВС КНДР, захваченный американскими войсками во время войны в Корее

Это сообщение отредактировал etobalodya - 22.01.2018 - 15:35

Бурная пенсия самолётов Второй мировой
 
[^]
etobalodya
22.01.2018 - 15:36
Статус: Offline


Циничный романтик

Регистрация: 14.12.13
Сообщений: 13204
Ла-9/11

Великая Отечественная прошла в советской истребительной авиации под знаком противостояния двух веток развития истребителей — КБ Яковлева и Лавочкина. Конкуренция шла между «узконосыми» самолётами с двигателями жидкостного охлаждения (Яки) и «толстолобиками» воздушного (Ла). Во время Великой Отечественной войны самым распространенным в ВВС Рабоче-крестьянской Красной армии стал жидкостный Як, но «лавкам» досталась слава машин наиболее результативных асов ВВС РККА. Именно на самолётах этого КБ летал Иван Кожедуб, лучший ас не только СССР, но и всей Антигитлеровской коалиции.

После войны развитие и выпуск поршневых самолётов в СССР продолжались ещё некоторое время. В серии истребителей Лавочкина на базе воевавшего Ла-7 создали Ла-9 и Ла-11. Новые самолёты были достаточно близки к предшественнику, отличаясь цельнометаллической конструкцией, усиленным вооружением, более развитыми навигационным и радиооборудованием и другими усовершенствованиями, включая автоматику управления винтомоторной группы.

Повоевали Ла-9/11, как и остальные участники нашего рассказа, в Азии. Самолёты поставляли в Китай, где они участвовали в боях Гражданской войны. Затем Ла-9 отдали КНДР, где их ограниченно применяли в качестве истребителей и лёгких бомбардировщиков.

Что важно: если на Яках и Ла-9 в Азии воевали только местные кадры, то на Ла-11 в Корее с американцами бились и советские лётчики.

О том, что «Ли Си Цины» использовали не только МиГ-15, но и этот поршневой истребитель преимущественно в качестве ночного перехватчика и одержали на нём несколько воздушных побед, помнят немногие. Занятно, что, кроме стандартных для советского самолёта мест службы — КНР и КНДР, Ла-11 занесло аж в Индонезию. Вероятно, списанные самолёты поставили туда в учебных целях, вместе с реактивными МиГами.

Корейские летчики проходят инструктаж возле Ла-11

Бурная пенсия самолётов Второй мировой
 
[^]
etobalodya
22.01.2018 - 15:37
Статус: Offline


Циничный романтик

Регистрация: 14.12.13
Сообщений: 13204
Ил-10

Если истребители ушли в отставку довольно быстро, то паре представителей ударной авиации предстояла более долгая карьера. Конечно, тут не обошлось без Ил-2, а точнее, его преемника — Ил-10. По сравнению с предшественником «десятый» был более скоростным, маневренным и цельнометаллическим (а значит, долговечным). Застал он только самый конец Великой Отечественной, но долго сохранялся на вооружении после. Более того, в начале 1950-х его производство ненадолго возобновили в модернизированной версии Ил-10М.

Списали Илы в результате «геноцида штурмовой авиации» 1956 года, когда в СССР её ликвидировали фактически как класс.

На вооружении тогда стояло более полутора тысяч «десятых».

В северокорейских ВВС Ил-10 стал главным и наиболее мощным ударным самолетом. Активное использование в начале войны в Корее было весьма успешным: в первые военные дни он поддерживал наступление танковых ударных кулаков «тридцатьчетвёрок». Однако это быстро привело к серьёзным потерям, когда американцы добились полного господства в воздухе над зоной боёв.

Китайцы, конечно, тоже получили Илы и использовали их в боях за острова в Тайваньском проливе. В Китае Ил-10 сняли с вооружения только в 1972 году.

Два Ил-10 ВВС КНДР, захваченные американскими войсками и переправленные в США для оценочных испытаний

Бурная пенсия самолётов Второй мировой
 
[^]
etobalodya
22.01.2018 - 15:38
Статус: Offline


Циничный романтик

Регистрация: 14.12.13
Сообщений: 13204
Ту-2

Ту-2 — двухмоторный фронтовой бомбардировщик, изначально задуманный как пикирующий. Машина создавалась непросто, была технически более сложной, чем Пе-2. Массовое производство самолёта развернули только в конце войны, и продолжалось оно до 1950 года. Зато в отличие от большинства сверстников машина относительно долго оставалась на вооружении — бомбардировщики этого семейства на родине списали к 1954 году, а специализированные модификации, особенно учебные УТБ, продержались в испытательных центрах и лётных училищах до начала 1960-х.

Ту-2 поставляли в Восточную Европу и вездесущий Китай. Китайские «тушки», само собой, не прошли мимо войны в Корее и разборок с другими китайцами, осевшими на островах, хотя применялись эпизодически. На вооружении в КНР «тушки» продержались до начала 1980-х — во вспомогательных и учебных частях.

Ту-2 ВВС НОАК

Бурная пенсия самолётов Второй мировой
 
[^]
etobalodya
22.01.2018 - 15:39
Статус: Offline


Циничный романтик

Регистрация: 14.12.13
Сообщений: 13204
По-2

«Кукурузник», созданный ещё в конце 1920-х, не думал уходить на покой по окончании Второй мировой и умудрился повоевать в Корее — довольно успешно.

В качестве ночного бомбардировщика По-2 не наносил серьёзного урона, но сильно раздражал «войска ООН», которые, несмотря на весь хай-тек начала 1950-х, не могли обнаружить тихий маловысотный биплан.

Попытки сбить самолёт огнём пулемётов не раз заканчивались столкновением или падением увлёкшегося и потерявшего скорость перехватчика. Можно сказать, что советскому биплану удалось достичь нескольких воздушных побед, пусть и невольных, над новейшими на тот момент реактивными истребителями.

Бурная пенсия самолётов Второй мировой
 
[^]
etobalodya
22.01.2018 - 15:40
Статус: Offline


Циничный романтик

Регистрация: 14.12.13
Сообщений: 13204
Ту-4

Общеизвестно об активном боевои применении американцами своих Superfortress B-29 в войне в Корее, но что его советская копия, Ту-4, тоже участвовала в боях, знают немногие.

В истории этого самолёта есть пара интересных эпизодов (если не считать его важнейшей роли в качестве первого отечественного носителя ядерного оружия).

В время восстания в Венгрии «реновировать» Будапешт направилась ударная группа «тушек», которую развернули уже в полёте, незадолго до выхода на цель.

С вооружения их сняли уже после появления достаточного количества реактивных самолётов, в конце 1950-х, — но честь первыми держать над нашей страной ядерный щит выпала именно Ту-4. Было у самолётов и много интересных экспериментов — от ядерных испытаний до отработки дозаправки в воздухе, крылатых ракет и базирования на полярных аэродромах.

Кроме того, после поставки самолётов в Китай советским лётчикам пришлось участвовать в «учебных бомбардировках полигонов на острове Тайвань». Отметились китайские «суперкрепости» советского производства и на Тибете. В своём исходном виде Ту-4 служили в ВВС Народно-освободительной армии Китая до начала 1970-х. Затем некоторые из них были ремоторизированы и в качестве патрульных машин, разведчиков и летающих лабораторий дожили почти до начала 1990-х.

Летающий радар KJ-1 ВВС НОАК, построенный на платформе Ту-4

источник

Бурная пенсия самолётов Второй мировой
 
[^]
drbr
22.01.2018 - 15:56
3
Статус: Offline


сомелье фрилансер

Регистрация: 9.07.13
Сообщений: 3918
Цитата (etobalodya @ 22.01.2018 - 19:39)
По-2

«Кукурузник», созданный ещё в конце 1920-х, не думал уходить на покой по окончании Второй мировой и умудрился повоевать в Корее — довольно успешно.

В качестве ночного бомбардировщика По-2 не наносил серьёзного урона, но сильно раздражал «войска ООН», которые, несмотря на весь хай-тек начала 1950-х, не могли обнаружить тихий маловысотный биплан.

Попытки сбить самолёт огнём пулемётов не раз заканчивались столкновением или падением увлёкшегося и потерявшего скорость перехватчика. Можно сказать, что советскому биплану удалось достичь нескольких воздушных побед, пусть и невольных, над новейшими на тот момент реактивными истребителями.

а сколько он еще в гражданских целях вкалывал?
 
[^]
Бокин
22.01.2018 - 17:24
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5239
Цитата
В своём исходном виде Ту-4 служили в ВВС Народно-освободительной армии Китая до начала 1970-х. Затем некоторые из них были ремоторизированы


Причем смело навешали турбовинтовые АИ-20 (от нашего Ан-12)

Это сообщение отредактировал Бокин - 22.01.2018 - 17:24

Бурная пенсия самолётов Второй мировой
 
[^]
ben905
22.01.2018 - 22:56
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.01.16
Сообщений: 1761
про Ту-4 не знал
 
[^]
Oscar44
22.01.2018 - 23:05
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 30.12.15
Сообщений: 107
Спасибо, про Ла-11 даже и не знал - красивый самолёт...
 
[^]
etobalodya
23.01.2018 - 13:33
2
Статус: Offline


Циничный романтик

Регистрация: 14.12.13
Сообщений: 13204
Американские машины тоже не сразу "пошли в утиль". Так, многоцелевой двухмоторник A-26 Invader (в послевоенную карьеру назывался B-26), использовался как лёгкий бомбардировщик, штурмовик, разведчик и ночной истребитель. Он славно послужил американцам на Тихом океане и в Европе. После войны ресурс А-26 позволил самолёту продолжить карьеру.

A-26 отлично подходил для борьбы с партизанами, да и вообще для неравных войн. Летающая пулемётная батарея (только в носу — до восьми 12,7-миллиметровых пулемётов, а можно было и под крылья столько же повесить) с мелкими бомбами и ракетами оказалась незаменима на охоте за людьми или транспортом. Приятнее всего, конечно, когда у врага нет ни истребителей, ни мощной ПВО. Особенно Invader отличился в Корее, а дальше повоевал и в Азии, и в Южной Америке, и в Африке (не всегда в американских руках). Именно A-26 использовался в ходе «свинского» вторжения ЦРУ на Кубу — высадки в заливе Свиней. Самолёт, пока не исчерпал ресурс, активно применялся во Вьетнаме (по такому случаю «деда» даже модернизировали), а в странах «третьего мира» дослужил до конца 1970-х гг.

«Инвейдерам» досталось завидное боевое долголетие. Самолёт служил в ВВС множества стран мира, помимо Вьетнама, активно участвовал в конголезском конфликте, в операциях против партизан в Латинской Америке, в попытке высадки контрреволюционеров в заливе Свиней на Кубе и в ряде других локальных конфликтов.

Бурная пенсия самолётов Второй мировой
 
[^]
etobalodya
23.01.2018 - 13:34
1
Статус: Offline


Циничный романтик

Регистрация: 14.12.13
Сообщений: 13204
P-51
Mustang заслуженно носит звание «истребитель-легенда». Однако век истребителей короток — что поделать, конкуренция велика. Хотя после Второй мировой американцы начали перевооружаться на реактивную авиацию, «Мустанг» не могли заменить мгновенно. Более того, после войны ещё производилась и стала последним принятым на вооружение поршневым истребителем необычная «сдвоенная» модификация F-82 Twin Mustang.

И она, и обычный «Мустанг» повоевали в составе американских ВВС в Корее. Когда подоспело достаточно реактивных машин, способных бороться с нашими и китайскими МиГами, старички перешли на второстепенные задачи — работу по земле, а двухкорпусный использовался по ночам.

Куда интереснее тот факт, что «пенсионер» чуть не вернулся в строй во времена Вьетнама. Американские ВВС довольно долго рассматривали модернизированную версию в качестве противопартизанского самолёта. В начале 1970-х на экспорт даже выпустили несколько «ремейков». Испытания последней версии PA-48 Enforcer велись и в начале 1980-х годов, но до закупок дело не дошло.

Что до военного использования за рубежом, то самолёт успел стать первым истребителем КНР и повоевать в ряде конфликтов — например арабо-израильских, а также в «Футбольной войне» Сальвадора и Гондураса в 1969 году. С вооружения «Мустанг» сняли в начале 1980-х.

Бурная пенсия самолётов Второй мировой
 
[^]
etobalodya
23.01.2018 - 13:35
0
Статус: Offline


Циничный романтик

Регистрация: 14.12.13
Сообщений: 13204
F4U Corsair по значимости и известности можно назвать «палубным Мустангом». Он сыграл огромную роль в войне на Тихом океане и как истребитель, и как ударная машина. После Второй мировой его служба была в основном связана с американским и французским флотом. Американцы активно использовали самолёт в Корее, французы — в колониальных войнах во Вьетнаме и Алжире, а также во время Суэцкого кризиса, когда вместе с англичанами сыграли с Египтом в старую добрую имперскую политику. Там, кстати, палубнику повезло не столкнуться с МиГ-15 — египтян к тому моменту уже успел потрепать Израиль, и им было не до воздушных боёв с французскими «Корсарами».

Наиболее примечательным эпизодом послевоенной карьеры F4U стало участие в вышеупомянутой «Футбольной войне», где «корсары» имелись у обеих сторон, а у Сальвадора — ещё и «мустанги». Это была последняя война, где поршневые истребители сошлись в воздушном бою спустя четверть века после окончания Второй мировой. Гондурасец Фернандо Сото сбил трёх сальвадорцев («мустанг» и два «корсара»), что весьма неплохо для «сточасовой войны». Дали бы ему больше времени — наверняка стал бы последним поршневым асом.

Бурная пенсия самолётов Второй мировой
 
[^]
etobalodya
23.01.2018 - 13:37
0
Статус: Offline


Циничный романтик

Регистрация: 14.12.13
Сообщений: 13204
Что касается немцев, то им повезло ещё меньше. Из примечательных случаев применения истребительной авиации после войны стоит отметить лишь S-199, чешскую ухудшенную версию прославленного 109-го «мессершмита». По иронии судьбы S-199 сражались в первой арабо-израильской войне на стороне только родившегося еврейского государства против арабов на «спитфайрах». «Мессеры» испанского производства под названием «Buchon» («голубь») отметились в Марокканском конфликте 1957-58 годов, а заодно сделали завидную карьеру киноактёров, снявшись в таких лентах, как «Битва за Британию», «Звезда над Африкой», «Мемфисская красавица», свежеиспечённый «Дюнкерк» и некоторых других.

Бурная пенсия самолётов Второй мировой
 
[^]
etobalodya
23.01.2018 - 13:38
0
Статус: Offline


Циничный романтик

Регистрация: 14.12.13
Сообщений: 13204
Из бомбардировщиков повоевали испанские копии немецких He.111, CASA 2.111 (забавно, что с английскими моторами), которым так же, как и их «истребительным» кузенам, довелось поучаствовать в колониальной войне с марокканскими партизанами в 1957-58 годах.

Бурная пенсия самолётов Второй мировой
 
[^]
dvladimirov
23.01.2018 - 13:41
1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 12.04.14
Сообщений: 166
Цитата (etobalodya @ 22.01.2018 - 15:39)
По-2
«Кукурузник», созданный ещё в конце 1920-х

Опять двадцать пять.
Счанала Быков У-2, потом все кому не лень...
Кукурузником назвали в первую очередь Ан-2 благодаря Никитке.

Или По-2 по вашему к янки летал поля кукурузы удобрять?

Это сообщение отредактировал dvladimirov - 23.01.2018 - 13:41
 
[^]
etobalodya
23.01.2018 - 13:49
0
Статус: Offline


Циничный романтик

Регистрация: 14.12.13
Сообщений: 13204
Ну, и конечно B-29. Этот самолёт, одно из высших достижений инженерной мысли Второй мировой, смог поставить в конце войны две жирных точки. Это B-29 Superfortress, «Суперкрепость».

После войны, чтобы составить компанию дорогому и сложному монстру B-36, производилась модернизированная версия B-29 — B-50. Оригиналы же стали основой ударной мощи войск ООН в войне в Корее и буквально вбомбили страну в каменный век. Про Пхеньян в конце войны говорили: в нём уничтожено всё, что было хоть немного больше, чем несколько сложенных кипричей. Но «крепости» заплатили за это серьёзную цену МиГам под управлением советских и китайских лётчиков. А стычки МиГов с американскими бомбовозами и истребителями прикрытия в глазах отечественной интернет-публики зачастую становятся чуть ли не главным эпизодом той войны (что довольно глупо, поскольку эпизод на деле довольно мелкий).

Пока В-29 воевали в Корее, «пятидесятки» были массовыми носителями ядерных бомб, занимались ядерным сдерживанием в рамках разгорающейся «холодной войны» и участвовали в многочисленных испытаниях. Когда подобные задачи перешли к новым машинам, B-50 переквалифицировались в разведчики и танкеры. В последнем качестве «суперкрепости» успели принять участие в войне во Вьетнаме, пока не были списаны, израсходовав ресурс.

Бурная пенсия самолётов Второй мировой
 
[^]
Липски
23.01.2018 - 14:07
2
Статус: Offline


Гость

Регистрация: 19.08.15
Сообщений: -2
Цитата
еобычная «сдвоенная» модификация F-82 Twin Mustang.

Он офигенный

Бурная пенсия самолётов Второй мировой
 
[^]
Ruffus77
23.01.2018 - 17:10
1
Статус: Offline


Родина слышит

Регистрация: 29.03.15
Сообщений: 4782
Пользовательский скин, из одной известной компьютерной игры. Ту-4.

Бурная пенсия самолётов Второй мировой
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 3037
0 Пользователей:
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх