Необходимость самолёта для поддержки сил на земле назрела сама собой, когда планы на использование тактического ядерного оружия в конфликтах столкнулись с суровой реальностью и здравым смыслом. Заодно выяснилось, что имеющиеся ВТО время на вооружении самолёты (МиГ-19, МиГ-21, Як-38 и Су-7Б) совершенно непригодны для поражения малоразмерных целей на земле: они имели высокие рабочие скорости полёта и слабую маневренность. Лучшим из имеющегося для работы по земле оказался морально устаревший и не имеющий большой боевой нагрузки МиГ-17. Кроме того, все эти самолеты не имели бронирования кабины и жизненно важных узлов, что могло привести к огромным потерям в случае использования в качестве штурмовиков.
В военных авиационных кругах начался поиск концепции нового самолёта, в результате которого эти круги решили возродить штурмовую авиацию. Но самым ярым сторонником этой идеи оказался главком сухопутных войск СССР Павловский. Он и уговорил министра обороны Гречко дать зелёный свет разработке нового самолёта, а в 1969 году был объявлен конкурс.
На тот момент в советских конструкторских бюро было два проекта, отвечающих требованиям конкурса. Ими оказались Ил-42 (позднее в инициативном порядке переработанный в Ил-102) и Т-8 (будущий Су-25). Первый представлял собой развитие так и не пошедшего в серию Ил-40 и представлял собой хорошо защищенный и максимально простой самолёт, настолько простой, что для выполнения всех боевых задач по уничтожению объектов на земле был оборудован только коллиматорным прицелом. Т-8 же оказался совершенно новой машиной, уже год как разрабатывавшейся в КБ Сухого группой конструкторов в инициативном порядке. Правда, с одобрением и некоторыми изменениями от самого Павла Осиповича.
Справедливости ради стоит отметить, что по первоначальной задумке на Т-8, тогда ещё называемом СПБ (самолёт поля боя), так же планировалось максимальное упрощение прицельного комплекса: коллиматорный прицел в паре с лазерным дальномером. Естественно, оружейный прогресс не стоял на месте, от изначальных планов по использованию только неуправляемого оружия отказались и перед запуском в серийное производство на тогда уже Су-25 поставили современный прицельный комплекс от Су-17М3, обеспечивающий высокую точность поражения неуправляемым и управляемым оружием.
Кроме проектов конструкторских бюро Ильюшина и Сухого, на конкурс были поданы проекты самолётов МиГ-21ЛШ и Як-25ЛШ. Победителями конкурса оказались МиГ и Т-8. В дальнейшем КБ МиГ прекратило работу над штурмовиком и сконцентрировалось на приоритетном МиГ-23, а наработки проекта были использованы при создании МиГ 23Б и МиГ-27.
Всё шло хорошо, пока конкурсная комиссия не решила изменить требования по максимальной скорости у земли, поставив планку в 1200 км/ч. Мотивировали просто: для преодоления зоны ПВО противника. Конструктора ответили, что прорыв зоны ПВО не входит в обязанности штурмовика и обосновали скорость в 850 км/ч. Причины спорить были: доведение скорости самолёта до требуемой цифры заставили бы разрабатывать фактически новый самолёт и потерять несколько лет работы. В итоге «сторговались» на скорости в 1000 км/ч.
2.