Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром

[ Версия для печати ]
Добавить в Facebook Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Бредолог
21.10.2016 - 16:47
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
318
Пару дней назад я рассказал вам про новый Амурский мост у Хабаровска. Это то место, где окончательно замкнулся Транссиб. Однако есть в тех краях и гораздо более секретный объект, но выполняющий те же функции: дать возможность поездам пересекать широкий Амур. Только не над рекой, а под ней. Подводный железнодорожный тоннель, который зашифровывался под именем "Строительство №4 НКПС". Иногда встречается в публикациях журналистский ляп - "Секретный объект НКВД", например - но в реальности название было именно "...НКПС", а снабжалась стройка по титулу Генштаба РККА, то есть по наивысшему приоритету.

И причины для этого были очень веские. Дело в том, что весь правобережный Хабаровский край, а также всё советское Приморье с портом Владивосток "висели" на тонкой ниточке однопутного Амурского моста. Другого пути туда не было. Но в это же время Япония сперва захватила Маньчжоу-Го, превратив её в свой протекторат, а потом стала разворачивать там Квантунскую армию с авиационной группировкой. Расстояние до границы - 30-35 км, для самолёта тогдашней эпохи - несколько минут лёту. Разбомбить мост - и сообщение потеряно, регион становится изолированным. А объект такой сложности восстанавливать непросто - ещё было свежо в памяти, что в течение аж пяти лет после Гражданской Транссиб был перерезан взорванным Амурским мостом (1920-25 гг.). Поэтому в середине 1930-х было принято непростое, но стратегически необходимое решение построить подводный тоннель под Амуром, который стал самым длинным в СССР вплоть до постройки Северомуйского тоннеля на БАМе.

Западный портал Амурского подводного тоннеля с цифрами 1937-41 гг.

Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:48
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
Так вот, в начале октября я побывал на этом объекте, спешно достроенном в самом начале войны, и своими глазами посмотрел оба портала, а также соединение стратегической ветки на тоннель с Транссибом. Но сперва - о его истории и значении.

Инициировал стройку в начале 1936 г. Генштаб РККА, учитывая очень высокую уязвимость Амурского моста.
Решения по этому объекту принимались очень оперативно, и поэтому изыскательские работы были проведены всего за пять (!) месяцев: с сентября 1936 по февраль 1937 г. Проектированием занимался институт "Метропроект" под руководством акад. В.Е. Веденеева. Приняли вариант, удовлетворяющий требованиям ПВО: удаление объекта от моста на полкилометра. 22 марта 1938 года постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) проект Амурского тоннеля протяженностью 7,2 км был утверждён.

Однако строительные работы на объекте начались намного раньше - ещё летом 1937-го, не ожидая окончательной доработки техпроекта. А генеральную смету утвердили и вообще в самый разгар работ, в августе 1940-го. Стоимость тоннельного перехода была установлена в 294,5 млн рублей.

2. Принципиальная схема тоннеля.

Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:48
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
Основные параметры:
Длина тоннеля - 7120 м
Длина подрусловой части – 3600 м
Глубина заложения подрусловой части – максимум 14 м
Наибольший уклон в профиле – 13 тысячных
При строительстве закачано бетона - 137,6 тыс. кубометров,
Вынуто грунта - 1.475 тыс. кубометров

Проходка началась в конце 1937 года и осуществлялась силами 15 строительных предприятий с участием военно-инженерных частей. Начальником и главным инженером управления строительства был назначен опытный инженер-строитель Н.А. Ермолаев, который руководил строительством до его полного окончания. Поверхностные работы (заготовка щебня, строительство домов и других наземных сооружений перехода) вели железнодорожные войска. Работы непосредственно по тоннелю под Амуром осуществляли прикомандированные с Метростроя (начальник – И.Д. Гоциридзе) 900 специалистов основных профессий и 1000 местных вольнонаемных граждан. На карьерах использовался труд заключенных. Общее число работников, занятых на объекте варьировалось, составляя в среднем 5,5 тыс. человек в год.

Для ускорения работ на трассе сооружения было заложено четыре шахтных ствола, через которые вниз до проектной отметки были спущены и смонтированы немеханизированные щиты . На каждом из проходческих щитов определенная точка становилась объектом пристального ежедневного внимания трех независимых маркшейдерских бригад. Проходка была очень сложной, так как тоннель прокладывался не по прямой линии от берега к берегу, а по сложной кривой - как в плане, так и по вертикали. При этом требовалась высочайшая точность. Несовпадение осей тоннеля при сбойке допускалось не более 5 сантиметров. При сбойке Амурского тоннеля несовпадение осей составило всего 15 миллиметров (!). Несмотря на местами значительную обводненность штольни, была достигнута небывалая для того времени в мире скорость проходки немеханизированными щитами в скальных породах – около 5 метров в сутки.

(Из книги - В.В. Буркова. Тоннель под Амуром // Великие инфраструктурные проекты России, 2010)

3. Работники Особой (Амурской) дистанции пути ДВЖД, осуществлявшие эксплуатацию тоннельного перехода под Амуром. В нижнем ряду, крайний справа – участник строительства Амурского тоннеля инженер-маркшейдер А.Ф. Чертков

(из фондов Музея истории ДВЖД)


Это сообщение отредактировал Бредолог - 21.10.2016 - 16:48

Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:49
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
4. Схема прохождения тоннеля (примерная). Тоннельный путь показан красным, основной (через мост) - жёлтыми точками.

Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:49
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
Что дальше? Сбойка тоннеля произошла в июне 1941 года, буквально за несколько дней до нападения Германии на СССР. По идее, плановая достройка должна была окончиться примерно к концу 1941-го. Но, когда война началась, ГКО (фактически - по решению Сталина, для уменьшения угрозы японцев, поведение которых было к тому моменту непонятно) решил форсировать стройку - учитывая её исключительное стратегическое значение. Поэтому буквально за месяц были демонтированы все строительные леса и временные подъездные пути, отсыпано 8 тыс. кубометров щебня в балласт, уложен основной путь. И 20 июля 1941 г. по тоннелю прошел первый поезд с участниками строительства, который вёл машинист Василий Вожейко. А 25 апреля 1942 года правительственная комиссия приняла тоннель в постоянную эксплуатацию (после доделки и испытания систем обогрева, откачки воды, вентиляции, заградительной сигнализации) - но к этому моменту тоннель уже действовал 9 месяцев и мог парировать потенциальные японские угрозы мосту.

* * *
А как сейчас?

5. Пассажир поезда в принципе видит наличие тоннеля буквально несколько секунд, если стоит по северной стороне. Уходит путь налево, идёт некоторое время рядом с Транссибом, потом ныряет в забор. И всё. Не понять, что, куда, почему - если ты только заранее не знаешь, где и как надо смотреть. На фото - главный путь, который идёт на мост, а слева - западный портал Тоннеля.

Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:49
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
6. Это фото тоже имеет отношение к тоннелю, хотя тут показан мост сверху. Фото периода стройки нового моста, середина 1990-х. Видите обширный остров на Амуре справа в кадре, а в середине его нечто такое белое? Это и есть вентшахта Амурского тоннеля. Отсюда тоже можно в него спуститься, аварийно.


Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:50
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
6a. И мой снимок из 1998 года, с восточного подхода. Подбираться тогда к тоннелю приходилось очень осторожно и сразу уходить. Конечно, я тогда не мог даже и подумать, что через 18 лет смогу не только к нему подойти и снять, но и пройти по нему пешком вглубь.

Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:50
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
7. Вернемся, однако, в наш 2016-й. Наш путь лежит в неприметные ворота по ул. Санаторной в Хабаровске. Вообще, объекты такого рода похожи на всякие периферийные автобазы и стройучастки. Однако, тут тоннельный объект. Это, кстати, один из очень немногих ж/д объектов, который охраняется не вохрой, а внутренними войсками. Так что попасть сюда крайне трудно.

Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:50
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
8. Проходим к восточному порталу - "хабаровскому", который уходит в толщу горной породы (см. схему 2).

Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:51
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
9. В другую сторону путь уходит на соединение с Транссибом, примерно за 2,5 км до вокзала Хабаровск-1. На горизонте - ЖК строящееся "Амурские Зори".

Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:51
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
10. Тоннель электрифицирован в 1979 г., вместе с основным ходом Транссиба. Сечение в профиле как видите, не круговое, а ближе к эллиптическому, но в подводной (подрусловой) части оно становится круговым, там уложены чугунные метростроевские тюбинги. До того участка я не дошёл.


Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:51
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
11. Рядом, по левой стороне - мастерская путейцев с инструментом и прочим инвентарём.

Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:51
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
12. Здесь же наготове и тележки, для буксировки по путям инвентаря и оборудования, "на всякий пожарный".

Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:52
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
13. Заходим внутрь.

Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:52
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
14. По восточной стороне мне удалось пройти вглубь примерно на 100-120 м, до второй ниши укрытия от поездов.

Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:52
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
15. Службные помещения по правой стороне.


Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:53
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
16. Поближе

Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:53
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
17. Дальше тоннель криволинейно изгибается и с приличным уклоном уходит вниз, под русло. Сложная была проходка...

Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:53
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
18. Ещё помещение, по левой стороне.

Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:54
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
19. Тоннель уходит стабильно вниз...

Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:54
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
20. Ладно, возвращаюсь обратно к свету.

Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:54
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
21. На проход поездов у портала срабатывает ревун, так что по идее поезд пропустить нельзя. Как это внутри, не знаю - мы попали на небольшой перерыв в движении, и увидели через минут 15-20 только электровоз, досылаемый на Левый берег по тоннелю.

Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:54
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
22. А вот и путейцы. Несут измерительное оборудование. Очень удивились, увидев тут двух людей с фотокамерами (!).

Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:55
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
23. "И как далеко вы пойдёте? Весь тоннель, что ли?" - "Ну, сравнительно далеко..." (уклонились от ответа).


Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Бредолог
21.10.2016 - 16:55
Статус: Offline


В Питере — пить

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 16017
24. Пошли вглубь контролировать путь и его габарит. Интересно, как бы они меня приняли, если бы встретили прямо внутри, с фотокамерой? :)


Объект №4 НКПС, или семь километров под Амуром
 
[^]
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 31641
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 




Активные темы