Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:10
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
57
В продолжение темы: Легендарная 135-я: рождение известных советских ракетовозов ЗИЛ

Брянский автомобильный завод широко не известен ни в России, ни за рубежом в силу специфики своей продукции – он специализируется на трех- и четырехосных тяжелых колесных тягачах военного назначения. Основанный в конце 1950-х как филиал ЗИЛ, к началу 1960-х он приобрел определенную самостоятельность.

51 фото via

Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:11
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
С получением из Москвы технической документации на четырехосные ракетные шасси Брянский автозавод из подсобного филиала ЗИЛа быстро превратился в одно из наиболее крупных и важных предприятий Советского Союза военно-автомобильного профиля с серийной организацией производства и собственным СКБ, способным самостоятельно проводить серьезные разработки.

Сначала весь свой неистраченный творческий потенциал брянские конструкторы вложили в доработку «механического» автомобиля ЗИЛ-135ЛМ, который со временем превратился в одну из самых популярных машин для монтажа систем вооружения и разведки. Одновременно была собрана партия шасси ЗИЛ-135К, а родственная модель ЗИЛ-135М после доработки превратилась в первый собственный автомобиль-шасси БАЗ-135МБ. Проектированием ракетных систем и сборкой боевых машин занимался завод «Баррикады» из Волгограда.

02. На параде шасси БАЗ-135МБ с комплексом «Редут» (фото А. Хитрова, Владивосток)

Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:11
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
От ЗИЛ-135 к БАЗ-135

Брянскому автозаводу досталось богатое московское наследство в виде трех разношерстных автомобилей 135-й серии, представлявших типичный продукт школы Виталия Андреевича Грачева со всеми свойственными ему преимуществами и недостатками. В них воплотились все последовательно развивавшиеся интуитивные и спорные идеи мастера, заставлявшие его самого постепенно отказываться от своих же собственных постулатов. Исправлять вольные и невольные ошибки Грачева предстояло брянским конструкторам.

ЗИЛ-135К (1962 – 1964 гг.)

С этим автомобилем конструкторам БАЗ возиться не пришлось. В октябре 1962 года из московских комплектующих изделий они начали сборку машин ЗИЛ-135К, которые тут же отправляли на завод «Дзержинец» под комплектацию комплексами 2К17 с крылатыми ракетами С-5.
Единственной новинкой на этой серии стала опытная самоходная пусковая установка (СПУ) 9П123 для запуска крылатых ракет С-5М с новыми средствами управления. После снятия с вооружения таких систем выпуск ЗИЛ-135К прекратился. До конца 1964 года их собрали 80 единиц.

03. Пусковая установка 2П30 на брянском шасси ЗИЛ-135К (из архива 21 НИИЦ)

Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:12
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Семейство ЗИЛ-135ЛМ (1964 – 1994 гг.)

В декабре 1964 года в Брянске началась штучная сборка автомобиля ЗИЛ-135ЛМ – ее серийное производство развернется только в 1966-м. С конструктивной точки зрения эта девятитонная машина являлась олицетворением идей Грачева, подпорченных применением более понятной простому шоферу механической коробки передач. На шасси по-прежнему размещались два 180-сильных мотора ЗИЛ-375Я и ЗИЛ-375Я2, а единственной новинкой в бортовой трансмиссии были две пятиступенчатые коробки передач от грузовиков Урал-375.

04. Грузовик ЗИЛ-135ЛМ московской сборки с деревянным кузовом (из архива СКБ ЗИЛ)

Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:12
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
05. Серийное шасси ЗИЛ-135ЛМ со стеклопластиковой кабиной

Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:13
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
06. Шасси для боевой машины ракетного комплекса «Луна-М» (фото автора)

Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:13
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Двухдверную пластиковую кабину укомплектовали регулируемым сиденьем водителя, средствами радиационного контроля и местами для личного оружия. Первые образцы имели цельнометаллическую грузовую платформу, но на серийных машинах за кабиной обычно находилась открытая часть лонжеронной рамы длиной 5,2 м для монтажа надстроек. В конце 1960-х для предохранения экипажа от воздействия поражающих факторов ядерного оружия перед кабиной монтировали съемные бронированные экраны, но распространения они не получили.

07. ЗИЛ-135ЛМ брянской сборки с цельнометаллическим кузовом (из архива автора)

Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:14
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
С началом сборки машины ЗИЛ-135ЛМ, созданной в Москве в обстановке крайней спешки и смятения, в Брянске начался нудный процесс многочисленных доработок, доделок и приспособления столичных прототипов к реалиям воинской службы. Доказательством этого малоизвестного факта являются воспоминания сотрудника 21 НИИИ инженер-капитана В. И. Бурлакова: «Шасси ЗИЛ-135ЛМ было сырой разработкой, но поскольку время не терпело, его сразу же передали на БАЗ. Уже в ходе серийного производства пришлось устранять конструктивные и технологические недостатки. Доработки оказались настолько существенными, что БАЗ поставил вопрос о переименовании шасси ЗИЛ-135ЛМ в БАЗ-135ЛМ, что не было принято…»

С 1964 года все варианты базовой машины с различными спецнадстройками применялись в Советской армии, поступали в страны Варшавского договора, а также союзные государства Азии и Африки. Их выпуск завершился только в 1994 году — в разгар конверсии и экономических реформ. К тому времени в Брянске собрали свыше 5 тыс. автомобилей ЗИЛ-135ЛМ.

08. Шасси ЗИЛ-135ЛМ с передним защитным экраном (из архива 21 НИИЦ)

Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:14
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Варианты и вооружение автомобиля ЗИЛ-135ЛМ

Еще в процессе постановки на производство модели ЗИЛ-135ЛМ в Брянске началась разработка собственных специализированных вариантов, которые в заводской маркировке носили аббревиатуру БАЗ. В 1964 году был построен первый опытный образец ЗИЛ-135Л1 с двухступенчатой раздаточной коробкой (вместо штатной одноступенчатой). Через год к нему добавился прототип ЗИЛ-135Л2 с торсионной подвеской средних колес. Так, БАЗ впервые взялся за работу над ошибками ЗИЛа, но пока эти образцы нуждались в долгой доводке, да и получились слишком тяжелыми.

09. Опытное шасси ЗИЛ-Э135Г с 395-сильной газовой турбиной (из архива БАЗ)

Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:14
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
В 1968-м на шасси ЗИЛ-135Л2 построили экспериментальный образец Э135Г с танковой газотурбинной установкой ГТД-350Т мощностью 395 л. с., согласующим редуктором и гидромеханической трансмиссией НАМИ-090. На шоссе он развивал самую высокую скорость в 135-й серии — 83 км/ч.

10. Многоцелевой автомобиль ЗИЛ-135Л4 на ВДНХ. 1966 год (из архива БАЗ)


Это сообщение отредактировал opasnyeludi - 2.06.2016 - 22:15

Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:16
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
В середине 1960-х завод собрал партию девятитонных многоцелевых грузовиков ЗИЛ-135Л4 с металлическими кузовами и надставными деревянными бортами, рассчитанных на эксплуатацию в народном хозяйстве в сложных дорожных и климатических условиях. С 1968 года на них также монтировали бронированные экраны кабины и моторного отсека для предохранения экипажа от воздействия ядерного оружия.

11. Военизированный грузовик ЗИЛ-135Л4 с лобовой бронезащитой (из архива 21 НИИЦ)

Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:16
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Машины ракетного комплекса Луна-М (1964 – 1986 гг.)

Как и базовая машина ЗИЛ-135Л, серийный ЗИЛ-135ЛМ также проектировался с единственной целью монтажа СПУ 9П113 нового тактического ракетного комплекса (ТРК) 9К52 Луна-М для запуска ракет с дальностью поражения до 68 км и разными типами боеголовок, включая ядерные.

12. Известная ракетная система Луна-М на шасси ЗИЛ-135ЛМ (фото автора)


Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:17
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Уже в 1964 году установку 9П113 стали монтировать на специально подготовленные шасси ЗИЛ-135ЛМ. Их оборудовали гидроприводом для подъема пусковой стрелы в боевое положение, четырьмя винтовыми домкратами, аппаратурой предстартовой подготовки и пуска, автономными системами жизнеобеспечения и электроснабжения с бензогенератором, средствами связи, ночного видения и навигации.

13. Шасси ЗИЛ-135ЛМ с пусковой установкой комплекса 9К52 Луна-М (фото автора)

Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:17
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Для самостоятельной погрузки ракет машину оснастили стреловым 2,6-тонным гидрокраном с открытым пультом управления, что позволило отказаться от применения посторонних подъемно-транспортных средств. На СПУ находились также термочехлы для обогрева ядерных боеголовок, сиденья для боевого расчета и откидные рабочие площадки.

14. Возвращение ракетного комплекса Луна-М с парада. Москва, 1971 год (фото автора)

Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:17
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
15. Пусковая установка 9П113 комплекса Луна-М в боевом положении (из архива автора

Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:18
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
С 1968 года параллельно выпускался модернизированный комплекс 9К52М Луна-3 с СПУ 9П113М и увеличенной до 75 км дальностью поражения. После окончания разработки ТРК Точка его дальнейшая модернизация прекратилась.

16. Модернизированные пусковые системы 9П113М на боевом дежурстве (из архива автора)

Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:18
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
17. Серийные пусковые установки 9П113М Луна-М в Народной армии ГДР (из архива БАЗ)

Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:18
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Для экспорта в страны с жарким и тропическим климатом служило специально подготовленное шасси ЗИЛ-135ЛМТ (ЛМ-тропик) с герметизированным электрооборудованием и усиленной системой охлаждения. На нем монтировали тропический комплекс 9К52ТС с СПУ 9П113ТС для стрельбы только осколочно-фугасными ракетами. От вариантов для Советской армии они отличались отсутствием электрогенератора и установкой блокиратора запуска ракет с ядерными боезарядами.

18. Боевая машина 9П113ТС тропического комплекса 9К52ТС (из архива автора)

Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:19
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
19. Транспортно-заряжающая машина 9Т29 на шасси ЗИЛ-135ЛТМ (фото автора)

Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:19
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
20. Транспортно-заряжающая машина 9Т29 на шасси ЗИЛ-135ЛТМ (фото автора)

Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:19
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
21. Машина 9Т29 для доставки трех ракет на параде в Берлине (из архива автора)

Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:20
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
22. Перегрузка ракеты 9М21 с ТЗМ 9Т29 на пусковую установку (из архива автора)

Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:20
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Выпуск комплекса Луна-М для нужд Советской армии был прекращен в 1972 году, когда его заменил трехосный ТРК Точка, что поставило под вопрос целесообразность дальнейшего изготовления машин 135-й серии.

Впрочем, эта проблема вскоре разрешилась путем расширения экспортных поставок ТРК Луна-М на модернизированном шасси ЗИЛ-135ЛМП, созданном для системы «Ураган».

23. Боевая машина 9П113М на шасси ЗИЛ-135ЛМП на испытаниях в 21 НИИИ (из архива 21 НИИЦ)


Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:20
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824

24. Боевая машина 9П113М на шасси ЗИЛ-135ЛМП на испытаниях в 21 НИИИ (из архива 21 НИИЦ)


Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
opasnyeludi
2.06.2016 - 22:21
Статус: Online


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17824
Комплекс Луна-М стал наиболее распространенным ТРК Советской армии и экспортировался в 15 союзных стран. Впервые в боевых действиях он участвовал во время Арабо-израильской войны, затем применялся в Афганистане и в местных конфликтах на Ближнем и Среднем Востоке. По состоянию на 1986 год боевых машин этой серии в мире насчитывалось около 750 единиц.

25. Комплексы 9К52М на базе ЗИЛ-135ЛМП в Советской армии (из архива автора)


Легендарная 135-я: эволюция брянских ракетовозов БАЗ
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 8825
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх