F-14 Tomcat

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
hawk1
20.12.2015 - 21:51
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
124
К концу 60-хх годов заслуженный ветеран ВМС и ВВС США - F-4 перестал удовлетворять требованиям командования. Как и ВВС, так и ВМС решили идти по пути специализации самолетов. Для ВВС это превратилось в легендарный и, не побоюсь этого слова, до сих пор один из лучших перехватчиков - F-15C, для ВМС - в наиболее красивый самолет, F-14 Tomcat.
Наступала эпоха самолетов четвертого поколения....

В июле 1968 г. Пентагон официально объявил о проведении конкурса на авианосный истребитель-перехватчик VFX (Variable geometry Fighter Experimental). Свои предложения представили фирмы Грумман, Норт Америкэн, Макдоннелл Дуглас, Дженерал Дайнемикс и Линг-Темко-Воут.

35 фото

F-14 Tomcat
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 21:53
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Финалистами конкурса стали проекты Грумман и Макдоннелл Дуглас. Фирма Макдоннелл-Дуглас предложила проект самолета с фиксированным крылом, Грумман - с крылом изменяемой стреловидности. Применение крыла изменяемой стреловидности впрямую не оговаривалось в требованиях к истребителю VFX, но выбор проекта самолета именно с таким крылом был практически неизбежным в связи с расширением круга задач перспективного истребителя (в порядке уменьшения степени приоритетности: ПВО авианосного ордера, эскортирование бомбардировщиков, завоевание превосходства в воздухе, нанесение ударов по наземным целям). Дело в том, что в 1969 г. американцы на примере Вьетнама уже очень хорошо усвоили важность маневренных характеристик для истребителя. Все самолеты, уже построенные, и еще "бумажные" Пентагон сравнивал с МиГом-21; естественно, в таких условиях проекты типа "Миссайлера" не имели никаких шансов на успех. В то же время - крыло изменяемой стреловидности могло примирить противоречивые требования к аэродинамике полета на сверхзвуковой скорости, продолжительного патрулирования в зоне и энергичного маневрирования в ходе "собачьей схватки". Так что подписание 3 февраля 1969 г. контракта на полномасштабную разработку истребителя F-14A с фирмой Грумман - закономерно.

Инженеры Груммана принимали самое непосредственное участие в создании F-111, поскольку фирма отвечала за разработку его авианосного варианта; они прекрасно знали все недостатки и достоинства этой машины. Кроме того, фирма Грумман являлась пионером в области исследования крыльев изменяемой стреловидности в США, ее аэродинамики считались наиболее компетентными в данном вопросе. Ну и наконец, возможно, самый главный аргумент в пользу Грумман: эта фирма наиболее тесно была связана именно с ВМС. Самолет получил собственное имя "Томкэт". Оно отражало традиционную практику фирмы Грумман присваивать морским истребителям своей конструкции названия различных кошек и, в общем-то, случайным образом соединилось с именем заместителя командующего Штаба морских операций по авиации вице-адмирала Тома Конноли - большого энтузиаста проекта. На ранней стадии F-14 величали "Tom's Cat" - "Кошка Тома", со временем, в обиходе, "Tom's Cat" трансформировался в "Tomcat".

Проект VFX появился не пустом месте - при явной, хотя и не афишируемой широкой поддержке ВМС, работы по чисто флотскому самолету начались на фирме Грумман в январе 1966 г. Инженеры рассмотрели и проанализировали порядка 6000 вариантов компоновки самолета, восемь из них были проработаны достаточно подробно и получили проектные номера 303-60, 303А /B/C/D/E/F и G. Все проекты объединяло использование крыла изменяемой стреловидности (кроме варианта 303F, имевшего крыло, напоминающее крыло самолета F-4 "Фантом"), наличия двух двигателей и экипажа из двух человек: летчика и оператора системы управления оружием. Базовым являлся проект под шифром 303-60, в котором проектировщики постарались учесть ошибки, сделанные при разработке F-111. Так, двигатели разместили в двух индивидуальных, разнесенных от оси самолета гондолах с целью повышения боевой живучести и улучшения обтекания хвостовой части планера на больших углах атаки. Аэроплан в соответствии с проектом 303-60 выходил несколько великоватым, а его масса вполне могла сравняться с массой F-111. Проблема веса вновь вылезала на первый план. Конструкторы пошли на достаточно рискованное решение: где только возможно, использовать титан и бороэпоксидные материалы. С одной стороны, применение новых материалов сулило значительный выигрыш в массе, с другой - требовало пересмотра методики расчета и, что самое главное, - полного обновления технологического оборудования и внедрения новых методов изготовления деталей и узлов.

Можно считать, что облик F-14 окончательно сформировался в марте 1969 г., когда конструкторы отказались от одного "нормального" киля и двух складных подфюзеляжных в пользу двухкилевого хвостового оперения. "Трехкилевое" оперение имело меньшую суммарную площадь, нежели двух-килевое и не обеспечивало путевую устойчивость самолета при полете с одним отказавшим двигателем, поскольку сильно разнесенные ГТД создавали весьма приличные разворачивающие моменты. Кроме того, конструкторы Груммана, как и их коллеги с Макдоннелл Дуглас, при создании F-15 сделали "равнение на СССР", точнее - на МиГ-25. Появление этого самолета вызвало на Западе шок, а элементы его компоновки, в частности, двухкилевое оперение, послужили предметом для подражания.

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 21:53
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
На самолет планировалось установить перспективные двухконтурные двигатели с форсажной камерой, разрабатываемые по программе ATE. Движки эти тягой по 12700-13600 кг предназначались как для самолетов ВМС, так и для истребителей ВВС; они сулили массу преимуществ - выигрыш в весе и расходе топлива, простоте обслуживания. Одна беда -даже самые большие оптимисты определяли срок готовности их к установке на самолет как апрель 1973 г. К этому времени F-14 уже должен был быть принят на вооружение ВМС. В качестве временной меры решили установить на опытные и первые серийные "Томкэты" Пратт-Уитни ТРДДФ TF30-P-412A. Силовая установка по сей день является ахиллесовой пятой "Томкэта". Двигатели TF30-P-412 разработаны на основе ТРДДФ TF-30-P, которыми оснащались ударные самолеты А-7 и F-111. Для тяжелого истребителя завоевания превосходства в воздухе даже увеличенной до 9070 кгс тяги оказалось недостаточно; собственно поэтому "Томкэт" так и не стал де факто air-supriority fighter'oм. Дополнительной проблемой были неудовлетворительные характеристики двигателя (приемистость и устойчивость) TF-30 при энергичном маневрировании с выходом на большие углы атаки. Аварии и катастрофы, произошедшие с "Томкэтами" по причине неполадок с движками побудили министра ВМС Джона Лемана в 1984 г. на слушаниях в конгрессе в сердцах заявить, что "самолет F14A с ТРДД TF-30, вероятно, является иллюстрацией наихудшего согласования характеристик самолета и двигателей в авиации ВМС за многие годы; двигатель TF-30 - ужасен, он послужил причиной потери 28,2% самолетов из всех разбившихся F-14; самолет F-14A может выполнять требуемые задачи, но пилотировать его следует очень осторожно, полет самолета на больших высотах с малыми скоростями связан в некоторых случаях с большим риском."

На протяжении полутора десятков лет предпринимались попытки "прописать" на F-14 более подходящие, нежели TF-30, ТРДД. Совместно с ВВС велась разработка на базе двигателей бомбардировщика В-1 варианта ТРДДФ для F-14. В 1974 г. проходил испытания "Томкэт", оснащенный ТРДДФ Пратт-Уитни F401-PW-400. Летные испытания выявили ряд серьезных недостатков нового двигателя и необходимость его доработки. Доводить движок посчитали слишким дорогим делом и опытный F-14В (первая модификация с обозначением "В") был поставлен на консервацию. С 1977 г. на "Томкэтах" стали устанавливать очередной вариант TF-30. В ТРДД TF-30-P-414 удалось увеличить межосмотровый и межремонтный ресурс, значительной доработке подвергся вентилятор, отрыв лопаток которого зачастую приводил к разрушению всего двигателя и пожару самолета. Новый вентилятор имел усиленные лопасти и более прочный, "устойчивый" к попаданию оторвавшихся лопаток, корпус. Все эти доработки увеличили надежность двигателя, однако при этом возросла его масса, а тяга осталась прежней, так что летные характеристик "Томкэта" ТРДДФ TF-30-P-414 не улучшили. Очередная модернизация TF-306, проведенная в 1983 г., также проблем не решила. Флот все-таки видел выход в установке совершенно нового двигателя. Выбор пал на двигатель Дженерал Электрик F110-GE-400, вариант ТРДДФ F110-GE-110, который устанавливался на истребителях F-15 и F-16. Серийное производство F-14А"Плас" (в мае 1991 г. обозначение изменено на F-14В) и переоснащение ранее построенных самолетов двигателями F110 осуществлялось в 1988-90 г.г. В 1990-93 выпускался еще один вариант "Томкэта" с ТРДДФ F110 и усовершенствованным БРЭО -F-14D.

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 21:54
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Система управления оружием Хьюз AWG-9 во многом определяет боевой потенциал истребителя F-14A. Следует отметить, что именно сочетание уникальной СУО с самой дальнобойной в то время УР воздух-воздух "Феникс" и сделало из, в общем-то, не самого удачного самолета лучший истребитель-перехватчик мира 70-80-х годов. Система AWG-9 была разработана для установки на предшественник "Томкэта" - самолет F-111B. В соответствии с концепцией фирмы Грумман "планер - новый, электроника - от F-1H" система управления оружием перекочевала на F -14. Применительно к "Томкэту" AWG-9 модернизировали, уменьшив ее массу и габаритные размеры блоков аппаратуры за счет внедрения новой элементной базы и перекомпоновки самих блоков.

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 21:55
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
На "главном калибре" "Томкэта" - управляемой ракете большой дальности AIM-54 "Феникс" стоит остановиться подробнее. Концепция ракеты большой дальности начала разрабатываться в 1960 г., а через два года фирма Хьюз заключила контракт с ВМС на полномасштабное проектирование такой ракеты для палубного варианта F-111. Название ракеты в честь легендарной птицы, способной возрождаться из пепла, не случайна. У "Феникса" было два предшественника - ракета фирмы Бендикс "Игл" и аналогичное изделие фирмы Хьюз - УР А1М-47А, программы разработки которых были аннулированы по различным причинам. Не сумев отстоять "Миссайлер", адмиралы пытались сохранить хотя бы ракету "Игл", вооружив ею F-111B. Однако по причинам, далеким от техники, разработку ракеты прикрыли, а фирму Бендикс вынудили передать всю документацию по ней Хьюзу. Аэродинамическая схема "Феникса" представляет собой развитие хьюзовских ракет семейства "Фолкон", а вот система наведения новой ракеты сделана с использованием опыта, полученного при проектировании УР "Игл".

Изначально ракета интегрировалась в СУО AWG-9. После аннулирования программы F-111B ракета, как СУО, была модернизирована для установки на F-14. УР получила новый маршевый двигатель, также удалось снизить массу ракеты .

Отличительной особенностью УР.А1М-54 является комбинированная система наведения, сочетающая управление от автопилота на начальном этапе полета с полуактивным радиолокационным наведением (от РЛС носителя) на среднем участке и активным наведением (от собственной РЛС) - на конечном участке протяженностью 16-20 км. Возможен режим пассивного наведения на источник электромагнитного излучения, каким является работающая РЛС самолета или противокорабельной ракеты. Максимальная дальность пуска УР "Феникс" составляет 160 км, скорость полета ракеты на больших высотах - М=5. Радиус поражения стержневой боевой части ракеты - около 8 м, подрыв обеспечивается контактным, радиолокационным или инфракрасными взрывателями.

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 21:56
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Единственным самолетом в мире, способным применять УР "Феникс", является F-14, однако эти ракеты стали его основным (по крайней мере, в теории - основным) оружием не сразу. Не которое время в качестве основного варианта вооружения рассматривались ракеты средней дальности AIM-7 "Спэрроу", а проект 303G вообще не предусматривал установку СУО AWG-9 и ракет AIM-54. В конечном итоге ВМС пришли к выводу, что необходим именно "длиннорукий" перехватчик, в этом случае "Фениксу" альтернативы не было.

Еще одним фактором в пользу принятия на вооружение истребителя, вооруженного УР "Феникс", являлась неспособность всех других ракет воздух-воздух (по американским оценкам того времени) перехватывать на больших высотах МиГ-25.

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 21:56
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Работы по "Томкэту" велись очень высокими темпами; макет самолета, на постройку которого обычно отводилось 4-5 месяцев, был построен фирмой менее чем за три. Между тем над всей программой вновь сгустились тучи. Эксперты вновь задались вопросом о параллельности разработок в ВМС и ВВС. "Зачем нужен F-14, если ВВС уже заказали более простой F-15, который, к тому же, гораздо маневреннее F-14? Не лучше ли будет посадить на палубу изделие Макдоннелл Дуглас?" На сей раз счастье в лице министра обороны Мел-вина Лэйрда и "крестного папы" F-14 вице-адмирала Конноли улыбнулось фирме Грумман. Лэйрд и Конноли решительно встали на защиту "Томкэта": "Этот самолет не просто необходим флоту, он необходим ему в самые сжатые сроки!"

В октябре 1970 г. ВМС подписали контракт на изготовление и поставку первой партии из 26 самолетов, а 4 декабря того же года первый опытный "Томкэт" совершил рулежку по ВПП заводского аэродрома фирмы Грумман в Кэлвертон-Филд. 21 декабря 1970 г. в 16 ч. 18 мин. главный летчик-испытатель фирмы Грумман Роберт Смайз впервые оторвал "Котяру Тома" от земли. Место оператора вооружения в первом полете нового истребителя занимал главный летчик-испытатель проекта Уильям Миллер. Первый полет состоялся на месяц раньше срока, предусмотренного контрактом.

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 21:57
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Увы, радость по поводу первого полета оказалась недолгой. Опытный "Томкэт" разбился 30 декабря, в своем втором полете. На 25-й минуте полета произошло разрушение титановых трубопроводов двух основных магистралей гидросистемы вследствие флуктуации давления, возникших при работе гидронасоса. Билл Миллер, занимавший в этом полете место летчика, попробовал дотянуть до аэродрома и посадить самолет, используя резервную систему управления. Уже на посадочной глиссаде началась раскачка машины, Миллеру и Смайзу пришлось катапультироваться.

Потеря первого прототипа привела к задержке и пересмотру всей программы летных испытаний. Первый "Томкэт" предназначался для первоначального определения летно-технических характеристик и исследования режимов полета на больших числах М; второй - для изучения режимов полета на малых скоростях и больших углах атаки. Изменение назначения второго опытного самолета вело к переоснащению его специальной исследовательской аппаратурой. Было принято решение оставить самолет ╧ 2 для изучения малоскоростных режимов, а первый прототип заменить одним из последующих самолетов. Первый полет второго "Томкэта" отложили на несколько месяцев, во время которых определили причины катастрофы и заменили титановые трубопроводы на стальные. Первый полет второй самолет совершил 24 мая 1971 г.; пилотировали самолет Боб Смайз и Билл Миллер. Полет прошел удовлетворительно, и в течение следующих пяти недель "Томкэт" 17 раз поднимался в воздух. В целом эти полеты подтвердили расчетные характеристики устойчивости и управляемости на скоростях до 740 км/ ч при угле стреловидности крыла не более 20 град. Нарекания летчиков-испытателей вызвало чересчур заднее положение ручки управления при заходе на посадку и бафтинг, возникающий при взаимодействии воздушного потока, обтекающего отклоненные интерцепто-ры и выпущенные закрылки. Регулировка хода ручки и увеличение хорды интерцепторов вкупе с большим углом отклонения закрылков ликвидировало эти проблемы.

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 21:57
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Всего в программе летных испытаний было задействовано 12 прототипов F-14, последний из которых совершил первый полет 2 мая 1972 г. Летные испытания показали, что самолет может достигать перегрузки, равной 7 ед., при скорости до М=2 на высоте 15 000 м и имеет удовлетворительную маневренность; на большой высоте истребитель разгонялся до скорости М=2,2, у земли - до 1580 км/ч. Также исследовались вопросы, связанные с использованием бортового вооружения; так, стрельба из пушки не вызывала никаких проблем и демонстрировалась на скоростях от минимальной до М=1,6 при перегрузке до 6g. Запуск и сбрасывание УР AIM-7 "Спэрроу" с узлов подвески, расположенных под наплывами крыла, возможен при скоростях от минимальной до М=1,6 и перегрузке до 7,5g; УР AIM-54 "Феникс" - со всех пилонов на скоростях от минимальной до М=1,6 и перегрузке до 6,5g.

В целях ускорения летных испытаний была специально разработана автоматизированная телеметрическая система сбора, передачи и обработки данных, работающая в реальном масштабе времени. Обработка данных заканчивалась наземным вычислительным центром уже через 5 минут после выполнения летчиком заданного режима. В результате появилась возможность менять задание в процессе одного полета в зависимости от полученных результатов. Эффективность системы хорошо видна на следующем примере: использование новой системы для оценки маневрирования "Томкэта" в течение 4,5 минут на скорости М=1,8 давало такой же объем информации, как шесть полноценных испытательных полетов F-111. В испытательных полетах каждый "Том-кэт" сопровождали или тройка "Фантомов" (при полетах на больших скоростях), или тройка "Интрудеров" (на дозвуковых скоростях). Предусмотренная контрактом на исследования и разработку истребителя F-14 программа летных испытаний завершилась весной 1975 г.; к концу мая все опытные самолеты налетали более 32 000 ч. Черту под летными испытаниями "Томкэта" подвела команда летчиков ВМС из испытательной эскадрильи VF-124. Их командир - коммэндер Фрэнк Шланц -вынес следующий вердикт: "Самолет продемонстрировал выдающиеся летные характеристики и потенциально пригоден для выполнения задач завоевания превосходства в воздухе и противовоздушной обороны соединения кораблей." Кроме первого прототипа, в ходе испытательных полетов разбилось еще две машины. 30 июня 1972 г. на десятом прототипе, во время демонстрационного полета на авиабазе Патуксент-Ри-вер, разбился Билл Миллер. Причину катастрофы установить не удалось. Всего за две недели до своей гибели Миллер первым взлетел на "десятке" с борта авианосца "Форрестол", а 28 июня первым же совершил посадку на авианосец. Через год после катастрофы "десятки", 20 июня 1973 г., был потерян самолет N 5: при пуске УР "Спэрроу" ракета сошла с направляющих горизонтально, а не с отрицательным углом атаки и повредила топливный бак в центральной части фюзеляжа. В результате произошел взрыв и начался пожар. На счастье экипажа, УР была без боевой части, летчик и оператор успешно катапультировались. По результатам этого инцидента доработали систему сброса ракет.

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 21:59
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Особое место в программе испытаний отводилось исследованию возможностей СУО AWG-9 и совместимости самолета с ракетным оружием. Испытания комплекса истребитель F-14/УР "Феникс" начались в апреле 1972 г. со сброса в полете массо-габаритных макетов ракет, подвешенных на "Томкэт". В июле 1972 г. произошло эпохальное событие в ходе отработки системы самолет/ракета. "Томкэт" успешно поразил ракетой "Феникс" мишень AQM-37А "Стилетто". Мишень имитировала не что иное, как МиГ-25. Специально для этих испытаний радиолокационная сигнатура "Стилетто" была максимально приближена к ЭПР МиГа, а профиль полета имитировал типичный профиль полета советского разведчика - высота 25 000 м, скорость М=2,2. Перехватчик в момент пуска по мишени УР "Феникс" совершал полет на высоте 14 300 м со скоростью М=1,2 на удалении 65 км от мишени. "Феникс" успешно поразил цель.

мишень AQM-37

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 22:00
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Следующим знаменательным этапом испытаний стали одновременные пуски УР по нескольким целям. В середине декабре 1972 г. впервые был проведен одновременный пуск двух ракет "Феникс" по двум мишеням, имитирующим советские ПКР Х-22. Одна ракета поразила цель, вторая сошла с траектории из-за отказа бортовой аппаратуры. 20 декабря один "Томкэт" отражал "налет" двух истребителей МиГ-21 и трех ПКР. В роли МиГов выступали беспилотные мишени BQM-34, в роли ПКР - мишени QT-33. Мишени летели на высотах 6-7,5 км со скоростью М=0,6. Перехват осуществлялся с "Томкэта", летевшего с превышением на высоте 9600 м со скоростью М=0,7. Оператор перехватчика засек цели на дальности 110 км, на удалении 92 км РЛС перешла в режим автосопровождения, а с расстояния 56 км был запущен первый "Феникс", за которым с интервалом в 45 с последовали еще три. Одна мишень QT-33 сбита прямым попаданием, три других ракеты прошли от целей на расстоянии, обеспечивающем их поражение при подрыве головной части "Фениксов". В дальнейшем отрабатывались пуски ракет по целям, применяющим радиопомехи и имитирующим еще одну советскую угрозу - бомбардировщик Ту-22М, не менее знаменитый на Западе, чем МиГ-25. Так, в апреле 1973 г. экипаж "Томкэта" сумел обнаружить мишень BQM-34, имитирующую "Бэк-файр", на дальности 245 км и уничтожить ее на расстоянии 134 км от точки пуска УР "Феникс". Наконец, в ноябре 1973 г. экипаж в составе летчика Джона Уилсона и оператора вооружения Джека Ховера осуществили уникальный перехват сразу шести мишеней. Американская пресса окрестила этот эпизод испытаний системы оружия "Томкэт"/"Феникс" рекордным. В течение 37-38 секунд с F-14 было запущено шесть УР "Феникс" по шести целям (две BQM-34A и четыре QT-33), находящимся на удалении 80-115 км. Четыре ракеты поразили цели, одна ракета сошла с траектории из-за отказа аппаратуры и один пуск признали неудачным из-за неисправности мишени.

мишень BQM-34

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 22:00
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Фаза "фирменных" испытаний УР "Феникс" завершилась в 1973 г. При этом с истребителя F-14 запускались 17 ракет, 88% пусков признали успешными. Система оружия "Toмкэт"/AWG-9/ "Феникс" продемонстрировала возможности, превосходящие требования заказчика. Следует отметить, что все эти замечательные результаты показаны при пусках ракет по мишеням, летящих на средних и больших высотах, перспективные же советские ПКР должны были совершать полет непосредственно над водной поверхностью. Возможность перехвата такой цели, "Томкэт" продемонстрировал в августе 1974 г., сбив "Фениксом" летевшую на высоте 15 м мишень BQM-34.

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 22:01
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Во всякой бочке меда есть своя ложка дегтя. В новой системе оружия их было даже две, первая - его сложность, вторая - немалая цена ракеты "Феникс" (980 000 долл.). Вплоть до 1975 г. все пуски "Фениксов" производили опытнейшие экипажи ВМС и промышленности. Ответ на вопрос, смогут ли обычные строевые летчики использовать AWG-9 в условиях, максимально приближенных к боевым, дали трехдневные учения 1-го палубного авиакрыла авианосца "Джон Ф. Кеннеди". Экипаж F-14А в составе лейтенанта Эндрюса и оператора лейтенанта Краая из эскадрильи VF-32 сбил мишень CQM-10B "Бомарк", имитировавшую МиГ-25. Однако, сей факт был всего лишь проверкой теоретической возможности использования УР "Феникс" рядовыми экипажами. Лишь очень немногим строевым летчикам и операторам за свою карьеру удалось осуществить пуск УР AIM-54. Слишком дорогим оружием оказался "Феникс", чтобы использовать его в процессе боевой подготовки. Один из адмиралов по этому поводу отметил: "Трудно рассчитывать на высокую эффективность в реальном воздушном бою системы оружия, недоступной для использования в процессе обучения." Видимо, он был глубоко прав, поскольку экипажи F-14 так ни разу и не применили по-настоящему противнику свою "длинную руку".

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 22:02
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Испытания AWG-9 на борту "Томкэта" показали, что как перехватчик F-14 состоялся. Сложнее было дело с подтверждением его способности вести маневренный воздушный бой, без чего истребитель завоевания превосходства в воздухе немыслим. Проектировщики "Томкэта" приложили массу усилий, чтобы сделать его "истребителем N 1". Первые результаты испытаний и учебных воздушных боев с "Фантомами" и "Скайхоками", казалось, подтвердили самые смелые ожидания конструкторов. Так, сообщалось, что самолет выходил на углы атаки около 90 град, его радиус виража был меньше чем у "Фантома". В то же время, все рекламные статьи, посвященные "истребителю завоевания превосходства в воздухе" F-14 изобилуют превосходными оценками только его маневренности в горизонтальной плоскости; в частности, отмечается, что летчики "Томкэтов" широко применяют маневр "ножницы" с одновременным уменьшением стреловидности крыла и выходом на большие углы атаки. В результате выполнения "ножниц" "бандит" (принятое у американских летчиков прозвище противника) проскакивает вперед, подставляя себя под стволы "Вулкана" или головку самонаведения "Сайдуиндера". Слов нет, прием замечательный, нечто подобное проделывали в воздухе многие асы, начиная с первой мировой войны. Да вот только "бандит" перед выполнением "ножниц" уже висел на хвосте F-14. Маневр этот в чистом виде оборонительный, впрочем, как и большинство маневров в горизонтальной плоскости. Для ведения наступательного воздушного боя истребитель должен иметь приличную тяговооруженность, чего как раз и не было у F-14A; по мнению ряда летчиков и экспертов, для успешного ведения воздушного боя "Томкэту" не хватало порядка 30% тяги двигателей. Эксплуатация нового истребителя в строевых эскадрильях ВМС показала, что и с горизонтальной маневренностью не все в порядке: ряд самолетов был потерян при маневрировании в учебных воздушных боях из-за сваливания в плоский штопор при выходе на большие углы атаки. Оказалось, что на больших углах атаки возникают колебания самолета по крену и рысканью. Одновременное использование руля направления и дифференциально отклоняемого стабилизатора, заложенное в систему управления, на таких режимах полета приводит к возникновению очень больших угловых скоростей по осям рысканья и крена, что способствует сваливанию в штопор.

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 22:03
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Многие люди из Пентагона и конгресса США очень быстро поняли ущербность "Томкэта" в качестве многоцелевого истребителя, при этом вовсе не умаляя его способность осуществлять ПВО авианосного соединения на дальних рубежах. Наряду с чисто техническими проблемами особую тревогу вызывала слишком высокая цена перехватчика. Один "Томкэт" стоил столько же, сколько четыре отнюдь не самых дешевых "Фантома", причем "Фантом", в отличие от F-14, был "мастером на все руки", способным и крылатые ракеты сбивать (теоретически), и воздушный бой вести (правда, не всегда удачно), и удары по наземным целям наносить. Конечно, никто не ставил вопрос о продлении срока службы F-4 в качестве альтернативы принятию на вооружение "Томкэта". Конкурент у F-14 был куда более серьезный: в июле 1971 г. Пентагон инициировал изучение возможности базирования на авианосцах истребителей F-15. Тогда фирме Грумман при поддержке вице-адмирала Коннели удалось сравнительно легко отстоять "Томкэт". Новая дискуссия развернулась в марте 1973 г.; вновь на палубы авианосцев продвигали F-15N (N - NAVY, ВМС США). Фирме Грумман пришлось туго. Спешно в противовес F-15 были представлены проекты модернизации "Томкэта" в F-14B/C/D. "Иглы" так и не появились на авианосцах, но "Том-кэтам", тем не менее, пришлось потесниться: дискуссия оказала влияние на развитие авиации ВМС, стимулировав работы по многоцелевому истребителю F-18 "Хорнит". Таким образом, ВМС, как и ВВС США пришли к выводу о необходимости иметь на вооружении смешанный парк истребителей: дорогих и сложных (F-14, F-15) наряду с более простыми и дешевыми (F-18, F-16).

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 22:06
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Подготовка экипажей для новых палубных истребителей ВМС США началась в 1973 г., с формирования в октябре на авиабазе Мирамар эскадрилий VF-1 и VF-2. Однако первый серийный "Томкэты" был передан флоту 31 декабря 1972 г. и поступил на вооружение учебной эскадильи VF-124. В это подразделение передали все 15 истребителей первой партии, выпущенной на заводе в Калвертоне. Экипажи VF-1 и VF-2 проходили подготовку в составе VF-124, эти эскадрильи получила первый F-14 только 31 октября 1973 г., последний, двадцать четвертый, - 26 апреля 1974 г. Освоение "Томкэтов" затруднялось отсутствием вариантов с двойным управлением (в кабине оператора вооружения установка органов управления самолетом не предусмотрена), поэтому много внимания уделялось работе на тренажерах. Тем не менее первые полеты с береговых аэродромов обошлись без летных происшествий. Обе эскадрильи были приписаны к атомному авианосцу "Эйзенхауэр". В свой первый поход с "Томкэтами" на борту корабль вышел 17 сентября 1974 г. Авианосец направлялся на не сколько месяцев в западную часть Тихого океана с последующим заходом в воды Индийского океана. В свою базу "Эйзенхауэр" вернулся только в мае 1975 г. За время плавания экипажи F-14 налетали 2900 ч, совершили 1600 взлетов и посадок на палубу, причем 460 из них ночью. В марте 1975 г. эскадрилья VF-1 была квалифицирована для выполнения полетов с авианосца в дневное время, таким образом став первым подразделением ВМС, оснащенным "Томкэтами", достигшим состояния первоначальной оперативной готовности. В ходе этого похода произошла и первая катастрофа - 2 января в Южно-Китайском море из-за пожара двигателя разбился один "Томкэт", экипаж катапультировался. Самолеты VF-1 и VF-2 успели поучаствовать во Вьетнамской войне. "Томкэты" прикрывали бесславное бегство американцев из Сайгона. Участие в войне было чисто номинальным, поскольку авиация ДРВ не препятствовала стремительной эвакуации янки.

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 22:07
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Вторым авианосцем, принявшим на борт "Томкэты", стал "Джон Ф. Кенеди". В июне 1975 г. корабль направился в Средиземное море, имея в составе своего авиакрыла эскадрилью VF-14 и VF-32, вооруженные "Томкэтами". В Средиземноморье самолеты авианосца приняли участие в совместных учениях с ВВС Франции. Французы "играли" за "красную" сторону. "Ягуары" и "Миражи" III, выступая в роли МиГов и Су, выполнили 91 вылет, пытаясь прорваться к "Кеннеди". Все их атаки успешно отразили F-14, работавшие совместно с палубными самолетами ДРЛО Е-2 С "Хокай".

В 1976 г. пара эскадрилий "Томкэтов" заступила на боевое дежурство на борту авианосца "Америка" (VF-142 и VF-143); пик ввода в строй эскадрилий "Томкэтов" пришелся на 1977 г., их получили эскадрильи VF-24 и VF-211 (авианосец "Констеллейшн", VF-114 и VF-213 ("Китти Хок"), VF-41 и VF-84 ("Нимиц"). Всего "Томкэты" получили 22 палубные эскадрильи, четыре эскадрильи резерва ВМС и две учебные. Всего завод в Калвертоне изготовил 557 самолетов модификации F-14A (включая 12 опытных и 79 для ВВС Ирана), 38 самолетов F-14B (еще 32 переоборудовано из F-14A), 37 F-14D (16 модернизировано из F-14A).

Типовыми заданиями для палубных F-14 стали патрулирование и перехват. В первом случае пара "Томкэтов" и самолет управления Е-2С "Хокай" патрулировали в течении 50 минут на удалении 550 км от авианосца. Нагрузка "Томкэта" включала четыре УР "Феникс", две УР "Спарроу", две УР "Сайдуиндер" и два ПТБ емкостью по 1060 л. При вылете на перехват из положения дежурства на авианосце истребитель нес аналогичный груз на внешних подвесках. Боевой радиус действия в этом случае составлял 247 км при полете со скоростью М=1,5.

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 22:09
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
С момента поступления на вооружение "Томкэты" буквально преследовали катастрофы. Несколько раз ВМС вынуждены были прекращать полеты всего парка самолетов этого типа, в частности после двух катастроф, произошедших с интервалом в двое суток 21 и 23 июня 1976 г. Тщательное разбирательство этих катастроф наряду с инспекцией всех самолетов не помогло. 14 сентября того же года врезался в воду только что взлетавший с авианосца "Кеннеди" F-14. Самолет затонул на мелководье, а вблизи находились корабли ВМФ СССР. Неизвестно как отреагировали советские моряки на затонувший истребитель, зато американцы развили бешеную активность, даба исключить саму возможность подъема секретного самолета вероятным противником. В район гибели "Томкэта" , расположенный недалеко от английской ВМБ Скапа-Флоу, спешно вышли два буксира и спасательное судно. Самолет подняли и доставили для осмотра в английскую базу Росайт; ракеты "Феникс" с "Томкэта", когда он еще находился на дне, сняла исследовательская субмарина ВМС США NR-1. На середину 1984 г. в авариях и катастрофах разбилось около 70 истребителей; основные причины - пожар двигателей и сваливание в штопор. Из-за высокой аварийности и чрезмерной дороговизны самолета корпус морской пехоты отказался принимать на вооружение "Томкэты", предпочтя более надежный и простой F-18, который к тому же был и более универсальным.

Наряду с аварийностью отмечалась и относительно низкая надежность материальной части новых истребителей; опять же - основной головной болью стали движки. На борту авианосца находилось не менее восьми ТРДДФ TF-30, предназначенных для установки на самолеты взамен вышедших из строя. Нормальной ситуацией было когда восемь из двенадцати "Томкэтов" эскадрильи были пригодны к выполнению боевых заданий.

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 22:10
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Боевое применение
Впервые с настоящим воздушным противникам экипажи F-14 встретились в ходе маневров, проводившихся вбли­зи побережья Ливии в августе 1981 г. Американцы демонстративно действо­вали в заливе Сидра, который ливийцы объявили своими территориальными водами. Авианосцы «Нимиц» и «Форрестол» постоянно облетывали самолеты ВВС полковника Каддафи. Во время од­ного из таких облетов пара «томкэтов» из эскадрильи VF-41 атаковала и сбила два Су-22. Впоследствии F-14 неодно­кратно использовали против Ливии. В 1986 г. «томкэты» с авианосцев «Сара-тога» и «Корал Си» принимали участие в операции «Каньон Эльдорадо» — на­лете на Триполи. 4 января 1989 г. над заливом Сидра F-14 с авианосца «Кен­неди» уничтожили два ливийских МиГ-23. Во всех этих случаях американская сто­рона не понесла никаких потерь.

Поквитались с американцами за бра­тьев-арабов сирийцы. В декабре 1982 г. сирийские ракетчики сбили три «Томкэта», сопровождавшие штурмовики А-6 при нанесении ударов по целям на тер­ритории Ливана.

В 1985 г. самолеты эскадрилий VF-74 и VF-103 с авианосца «Саратога» пере­хватили Боинг 737 и посадили его на американской военной базе в Италии. Целью был арест находившихся на бор­ту арабских террористов, которыми ранее был захвачен итальянский лайнер «Акиле Лауро».

Во время ирано-иракской войны аме­риканские авианосцы участвовали в па­трулировании Персидского залива и прикрытии с воздуха шедших по нему танкеров. 8 августа 1987 г. пара «томкэтов» с авианосца «Констеллейшн» не смогла поразить иранские «фантомы», по мнению американцев, угрожавшие патрульному самолету «Орион», кото­рый сопровождал три кувейтских танке­ра. Экипажи F-14 по каким-то причинам не стали применять УР «Феникс», а ра­кеты «Спэрроу» выпустили слишком по­здно (к тому же у одной ракеты не запу­стился двигатель), когда «фантомы» уже проскочили зону стрельбы ими. Вступать в маневренный бой не горела желанием ни одна из сторон — «фанто­мы» развернулись и ушли на свою базу.

В 1990-х гг. американские летчики на­конец-то смогли стрелять «фениксами» на учениях. Вероятно, это было связано с тем, что у ракет истекал срок хранения. Рекордный залповый пуск произвели в ходе учений RIMPAK'97 экипажи эскад­рильи VF-213: с шести самолетов было одновременно запущено 12 «фениксов».

В операции «Буря в пустыне» амери­канцы задействовали шесть авианос­цев; на четырех из них («Саратога», «Джон Ф. Кеннеди», «Теодор Рузвельт» и «Америка») базировались по две эска­дрильи F-14. «Томкэты» привлекались к сопровождению ударных самолетов и обеспечению ПВО кораблей; машины, оснащенные контейнерами TARPS, вы­полняли разведывательные задания. На свой счет они записали один сбитый иракский вертолет, при этом один «Томкэт» был уничтожен иракскими зенитчи­ками. Интенсивнее всего летали F-14 из эскадрильи VF-2 — 550 боевых вылетов с общим налетом 1900 ч.

В конце 1998 г. Ирак вновь оказался на грани войны с США и их союзниками. Американцы организовали операцию «Лиса в пустыне», целью которой, по мнению многих политических обозрева­телей, была задача отвлечь внимание общественного мнения от выяснения отношений между президентом Клинто­ном и Моникой Левински. Непосредст­венно в ходе этой операции воздушных боев не произошло, однако обстановка накалилась до предела. 5 января 1999 г. в «запретной» зоне (где американцы не допускали полетов иракских военных самолетов) случились два столкнове­ния. С иракской стороны фигурировали МиГ-25, с американской — истребители F-15 и F-14. Потерь ни те, ни другие не имели. Более того, иракские самолеты вообще пусков ракет не производили. Зато «Томкэт» впервые выпустил в боевой обстановке ракету AIM-54 «Фе­никс», которая в цель не попала. В сен­тябре 1999 г. F-14D из эскадрильи VF-2 также безрезультатно выстрелил ракетой по паре иракских МиГ-23 (или МиГ-25, в разных источниках иракские истребите­ли идентифицируются по-разному).

В качестве бомбардировщиков аме­риканские самолеты действовали над Ираком удачнее. Эскадрилья VF-2 9 сен­тября 1999 г. в ходе операции «Ган смоук» поразила 35 из 39 намеченных пози­ций зенитных ракетных батарей.

«Томкэты» принимали активное учас­тие в действиях сил НАТО на Балканах, причем не только в качестве перехват­чиков. 5 сентября 1995 г. там состоялся боевой дебют «бомбкэтов»: пара F-14A из эскадрильи VF-41 (с авианосца «Тео­дор Рузвельт») нанесла удар бомбами с лазерным наведением по военному за­воду в Сербии. Всего за время этой кам­пании пять экипажей сбросили 10 бомб GBU-16. Во время воздушной войны НАТО против Югославии «томкэты» применялись и как разведчики. При этом на машины подвешивали новые разведывательные контейнеры FTI вме­сто контейнеров системы TARPS. Позд­нее это оснащение использовалось и при полетах над Ираком.

«Томкэты» не остались в стороне и от «контртеррористических» войн послед­них лет. В операции «Эндьюринг фридом» самолеты-ветераны принимали участие с самого первого дня. Лидеры правившего тогда в Афганистане движе­ния «Талибан» отказались выдать орга­низатора уничтожения двух небоскре­бов в Нью-Йорке Усаму бен Ладена. 7 октября 2001 г. Пентагон объявил о на­несении по Афганистану ударов с воз­духа. В ходе первых налетов предстоя­ло нейтрализовать немногочисленные ВВС талибов и разрушить военную ин­фраструктуру движения, прежде всего уничтожить РЛС, средства ПВО и ко­мандные пункты. В качестве целей вы­делили также тренировочные лагеря ор­ганизации «Аль-Каида». Всего в список попал 31 объект, в том числе трениро­вочный лагерь в Гармабак-Чаре, аэро­порт и батареи ПВО в Герате, аэропорт в Джелалабаде, аэропорт и здание ми­нистерства обороны в Кабуле, аэропорт и позиции зенитчиков в Кандагаре, мес­та дислокации отрядов движения «Та­либан» в Кундузе, военная техника в Мазари-Шарифе и аэродром Шиндад.

В состав сил, наносивших первый удар, вошли 15 стратегических бомбар­дировщиков В-1В и В-52Н, дислоциро­ванных на о. Диего-Гарсия, шесть В-2А, находившихся на территории США, а также палубные истребители F-14 и F/A-18 с авианосцев «Карл Винсон» и «Энтерпрайз». Их действия обеспечива­ли самолеты РЭБ ЕА-6В «Проулер», са­молеты ДРЛО Е-2С «Хокай» и заправ­щики. В частности, 9 октября пара «томкэтов» с авианосца «Карл Винсон» на­несла удар по аэродрому Мукур. После налетов министр обороны США Д. Рамсфелд заявил, что результат был «во многом успешным».

В ходе операции в Афганистане «томкэтам» пришлось нанести удар по сво­им, причем не по ошибке, а согласно за­данию. 2 ноября 2001 г. из-за плохой по­годы разбился вертолет МН-53М сил специальных операций. Четыре члена экипажа погибли, остальных, находив­шихся на борту, эвакуировал второй принимавший участие в выполнении за­дания вертолет. Вероятно, катастрофа произошла в округе Навур (провинция Газни). Эвакуировать вертолет не пред­ставлялось возможным, и тогда экипажи «томкэтов» получили приказ его уничто­жить. Что и было сделано. Удар наноси­ли самолеты с авианосца «Теодор Руз­вельт».

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 22:11
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви принял решение закупить «томкэты», поскольку его советники обоснованно считали F-14 единственным оружием, способным «достать» МиГ-25. Деньги у иранцев имелись, и стоимость заокеан­ской «игрушки» их не смущала.

Контракт на поставку 80 «томкэтов» подписали в 1973 г., а первые перехватчики F-14A были получены в январе 1976 г. К моменту свержения шаха кон­тракт оказался выполнен почти в полном объеме: иранцам успели поставить 79 машин. Этого хватило для оснащения четырех эскадрилий. Самолеты базиро­вались на аэродроме Хатами, располо­женном в окрестностях Исфагана. Для обучения летного и технического состава иранских ВВС прибыло около тысячи американцев, порядка сотни из них яв­лялись служащими фирмы «Грумман».

После свержения шаха истребители достались новой власти. Исламская рес­публика Иран использовала свои «том­кэты» в ходе войны с Ираком. Опублико­ванные в иностранной печати сведения о боевой работе F-14 иранских ВВС крайне противоречивы и отрывочны. Из­вестно, что поддерживать в боеготовом состоянии весь парк перехватчиков страна не смогла, поскольку США нало­жили эмбарго на поставку любого воен­ного имущества — канал поступления запасных частей был перекрыт. Экспер­ты сходились во мнении, что в летном состоянии постоянно пребывали четы­ре-пять истребителей за счет разборки остальных машин. Боеспособные «томкэты» входили в систему ПВО Тегерана. В ремонте самолетов иранцам оказыва­ли техническое содействие специалисты из Израиля. Вероятно, что в рамках ны­не подзабытой скандальной сделки «Иран-Контрас», которая проводилась ЦРУ США, Иран получил-таки запасные части к «томкэтам» непосредственно из Штатов. В 1987 г. авиация американско­го флота списала несколько F-14 с це­лью использования их в качестве источ­ника запасных частей для оставшихся в строю «томкэтов». Но узлы и агрегаты со списанных самолетов всплыли потом в Иране.

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 22:12
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Еще большие разногласия вызывает оценка боевой эффективности пере­хватчиков в ходе ирано-иракской войны. Например, о применении ракет «Фе­никс» высказываются диаметрально противоположные точки зрения. Журнал «Авиэйшн уик», ссылаясь на официаль­ные источники в Ираке, утверждал, что иранские ВВС регулярно осуществляют боевое патрулирование с использовани­ем еще оставшихся истребителей F-14, которые ведут огонь ракетами «Феникс». Журнал «Аэроспейс дэйли» приводил другую точку зрения: «Представители США заявили, что иранские истребители F-14 не могли использовать ракетную систему «Феникс»... Лучшее, на что спо­собны иранцы, — это стрелять ракета­ми «Сайдуиндер»».

Видимо, иранцы все-таки испытывали проблемы с «фениксами». Сравнитель­но недавно стало известно о вооружении «томкэтов» разработанной в Иране мо­дификацией старой зенитной ракеты «Хок». В ограниченном количество «Хок» в варианте «воздух—воздух» поступила на вооружение специально оборудован­ных F-14A в 1987 г. Но о боевом приме­нении этих ракет ничего не известно.

«Томкэты» привлекались к боевым вы­летам с первых дней войны. Так, 25 сен­тября 1980 г. удар «фантомов» по базам ВВС Ирака прикрывали не менее двух пар F-14, после чего их экипажи доложи­ли о двух сбитых иракских МиГ-23. Ле­том 1982 г. в Багдаде намечалось прове­сти крупную международную конферен­цию. Аятолла Хомейни лично поставил перед ВВС задачу ее сорвать. Самоле­там предстояло разбомбить здание, где должны были проходить заседания. Тройка «фантомов» с самыми опытны­ми в иранских ВВС летчиками вылетела вечером 21 июля. Удар предстояло на­носить паре истребителей-бомбарди­ровщиков, а третья машина шла в каче­стве резервной и отвлекающей внимание ПВО. Прикрытие осуществляли два «томкэта», но им запретили пересекать границу с Ираком, и они остались над своей территорией. Один «Фантом» иракцы сбили, а второй сбросил бомбы в чистое поле, уклонясь от ракет «Ро­ланд». На обратном пути F-4E получил прямое попадание 57-мм снаряда. На перехват уцелевшего «Фантома» подня­лась четверка МиГ-23. Перипетии пого­ни наблюдали операторы «томкэтов». Ведущий пары не выдержал, и истреби­тели пересекли границу. С дистанции примерно в 100 км ведущий F-14 пустил «Феникс» по лидеру четверки иракцев. Прямым попаданием ракеты сбит был не только он, от взрыва получил тяже­лые повреждения еще один МиГ-23 (возможно, он также погиб). В этот мо­мент на «поле боя» неожиданно появи­лась четверка Су-22. Один из них пора­зил ракетой с дистанции 35 км ведомый «Томкэт».

Объект не пострадал, но само появ­ление «фантомов» над Багдадом заста­вило изменить время и место проведе­ния конференции. Она состоялась в Ин­дии в феврале 1983 г.

Иранские «томкэты» выполняли глав­ным образом две задачи: прикрытие Те­герана от налетов иракской авиации и сопровождение ударных групп «фанто­мов». Одна из последних побед была одержана 12 июля 1986 г., когда прикры­вавший «фантомы» F-14 сбил в районе Бушера МиГ-23. В августе того же года иранский летчик-дезертир перегнал один самолет в Ирак. Информация о дальнейшей судьбе машины и ее пило­та отсутствует. В заключительный пери­од долгой войны «томкэты» использова­лись почти исключительно в системе ПВО Тегерана. За один день до вступле­ния в силу перемирия между Ираном и Ираком, 18 июля 1988 г., иракские «ми­ражи» F.1 сбили два F-14.

Данные о потерях обеих сторон силь­но расходятся. Общее количество ирак­ских самолетов, сбитых «томкэтами» в воздушных боях, оценивается разными специалистами от 30 до 95. Сообща­лось, что во время боевых действий F-14 уничтожили, по крайней мере, один МиГ-25 ВВС Ирака, но никаких досто­верных подтверждений этому нет. Впро­чем, как нет проверенной информации о нескольких успешных боях, проведен­ных с «томкэтами» иракскими МиГ-21.

На начало 2000 г. в иранской авиации еще числились 25 истребителей F-14A, но сколько из них еще могли летать — неизвестно.

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 22:12
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Опираясь на опыт боевого применения "Томкэтов", можно посчитать, что самолет не оправдал возлагаемых на него задач, особенно если провести анализ в соответствии с критерием стоимость-эффективность. Наиболее громкие победы F-14 одержал над ливийцами в заливе Сидра практически в полигонных условиях, никаким маневренным воздушным боем там и не пахло. В Ливане попытка использовать самолет для сопровождения бомбардировщиков, наносивших удар по целям, прикрытым сильной ПВО с опытными расчетами закончилась плачевно. Ирак и Югославия - войны весьма специфические, где авиация США достойного сопротивления не встретила. И все же, F-14 -система оружия выдающаяся. Этот самолет нельзя оценивать с позиций "сам сбил, его сбили". Появление "Томкэта" на вооружении ВМС США вызвало огромную тревогу у командования советского флота. В катехезисе послевоенной истории отечественного флота -книге Кузина и Никольского "ВМФ СССР" этому самолету уделено немало внимания. Переход от концепции поражения носителя к концепции поражения ракет, который знаменовала СУО AWG-9 с ракетами "Феникс", привел к перевооружению советского флота. Пришлось разрабатывать новые ПКР "Гранит" и их носители - ПЛАРК проекта 949. Многие умные люди из разных стран отмечали, что развертывая гонку вооружений американцы не ставили целью победить Советский Союз в гипотетической третьей мировой войне. Все было гораздо проще - измотать Союз экономически. И в этом изматывании "Томкэты" сыграли заметную роль. Вот уж поистине ассиметричный ответ - сколько стоит 600 даже очень дорогих истребителей и сколько стоят сотни вовсе недешевых крылатых ракет, атомных подводных лодок, крейсеров и бомбардировщиков (все это хозяйство входило в так называемые "противоавианосные силы" Советского Союза)?

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 22:13
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
С политической точки зрения "Томкэт" со своей задачей справился, вытянув кучу средств из советской экономике, чем в немалой степени способствовал ее коллапсу. С военной же точки зрения все не так однозначно даже при использовании F-14 для решения своей главной задачи - обороны авианосного ордера. К примеру, 8 августа 1987 г. над Персидским заливом пара "Томкэтов" с авианосца "Констеллейшн" не смогла поразить иранские "Фантомы", по мнению американцев, угрожавшие патрульному "Ориону". "Орион" прикрывал с воздуха три кувейтских танкера. На дальней дистанции экипажи F-14 по каким-то причинам не стали применять УР "Феникс", а УР "Спэрроу" выпустили слишком поздно, когда "Фантомы" проскочили зону применения ракет этого типа. Видимо, вступать в маневренный воздушный бой не горела желанием ни одна из сторон -"Фантомы" развернулись и ушли на свою базу. О проблемах с боевым применением УР "Феникс" уже говорилось выше. Когда в середине 80-х годов прошла эйфория от этих ракет, изменилась и чисто техническая их оценка в самих США. Так, согласно отчету, подготовленному для конгресса США, вероятность поражения целей ракетой AIM-54 не поддается точному прогнозированию из-за отсутствия статистики пусков в реальных условиях. На основе моделирования ее эффективность не оценивается более 0,5; отмечались ограниченные возможности истребителей F-14 по перехвату маловысотных целях в автономном режиме без наведения от самолетов ДРЛО "Хокай". Ракеты AIM-54A/B способны перехватывать только относительно старые ПКР типа Х-22, имеющие значительную ЭПР. Противостоять более совершенным ПКР как авиационного, так и корабельного базирования "Фениксы" не могли. Не исключено, что перспективные советские ПКР делали, уже зная о реальных, а не рекламных возможностях УР "Феникс". В сентябре 1976 г. с авиабазы ВМС Оушена пропали пять блоков с системами наведения УР "Феникс". Как оказалось, их похитил некто Тимоти М. Раис, служивший на базе кем-то вроде прапорщика. Четыре блока вскоре нашли на дне близлежащего озера, Раиса, понятно, посадили. А вот куда делся пятый блок? Не на драгметаллы же его сдал американский военнослужащий.

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 22:14
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Так или иначе, но американцам пришлось вкладывать средства в создание варианта А1М-54С, способного перехватывать маловысотные цели с ЭПР порядка 0,5 м2. Однако даже для AIM-54C проблематично поражение маловысотной крылатой ракеты, летящей со скоростью более М=3. В заключении - цитата из книги ВМФ СССР: "... многие научные работники и руководители ВМФ СССР вплоть до конца 70-х годов не верили тому, что истребитель F-14 способен произвести эффективный залп ракетами "Феникс" по шести сверхзвуковым целям на дальности более 140 км." Может быть и не зря не верили.

F-14 Tomcat
 
[^]
hawk1
20.12.2015 - 22:14
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
В 2006 году истребитель F-14 "Томкэт" снят с вооружения ВМС США. Для Америки это знаковое событие: в годы "холодной войны" эта машина считалась главной ударной силой палубной авиации ВМС и очень высоко оценивалась профессионалами. После же выхода на экраны в 1986 г фильма "Ас" с Томом Крузом в главной роли она приобрела почти культовый статус и в массовом общественном сознании американцев.

В этом отношении с "Томкэтом" (это название можно перевести как "Кот-забияка") вряд ли когда-нибудь сможет поспорить его официальный "сменщик" - истребитель F/A-18 "Супер Хорнет".

F-14 Tomcat
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 31846
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх