Су-34. Гадкий утенок или гордый птеродактиль?

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
hawk1
13.10.2015 - 12:22
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
188
ВКС России, в Сирии, практически впервые, начали использовать новейший фронтовой бомбардировщик Су-34 в боевой обстановке, что немедленно всколыхнуло волну интереса к этому самолету. Участие их в конфликте с Грузией можно в расчет не брать, ибо пуски ПРР с запредельной дальности и немедленный отход на точку можно назвать боевым применением с большой натяжкой. ТВД Сирии - совсем другое дело. Здесь Су-34 применяется по прямому назначению - наносит бомбовые удары по заранее разведанным целям, как и предназначено фронтовым бомбардировщикам.

Интересные дискуссии вызвала тема СУ-34 "Воздушный бой". Но, как водится, обсуждение затихло после того как тема ушла в архив.

Предлагаю вашему вниманию 2 статьи, которые мне показались интересными.
Су-34 и F-15E. Встреча неизбежна Автор Олег Капцов.

…Под крылом лежал погубленный войной Ирак, всюду виднелись последствия недавних бомбардировок натовской авиации: поверхность пустыни усеивало бесчисленное количество воронок, на разбитых дорогах догорали обломки автомашин и танков. Некогда цветущие оазисы городков теперь превратились в пыльные руины, горизонт застилала страшная мгла от горящих нефтяных скважин.

Су-34. Гадкий утенок или гордый птеродактиль?
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
hawk1
13.10.2015 - 12:23
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923

Зимой 1991 года тактическая ударная авиация в очередной раз доказала свои высокие боевые возможности: используя высокоточные боеприпасы, истребители-бомбардировщики за 30 дней непрерывных бомбежек полностью парализовали страну. Многоцелевые машины F-16, F-15E, F-111 и F/А-18 нанесли в разы больше ущерба, чем толстобрюхие В-52 и скандально знаменитые «стелсы».

Среди зарубежных многоцелевых ударных машин все большее значение приобретают F-15E «Страйк Игл» - успешно дебютировав в операции «Буря в пустыне», «Страйк Иглы» совершили преступления на земле Югославии, чтобы затем вновь вернуться в Персидский залив (2003 г.) На этот раз F-15E стал основной силой авиации: благодаря солидной боевой нагрузке и совершенному прицельному оборудованию, F-15E мог находить и уничтожать самые сложные цели.

Идея создания универсального ударного самолета была актуальна не только за рубежом. Еще в середине 80-х годов в ОКБ им. П.О. Сухого начались работы над созданием новой ударной машины 4-го поколения на базе истребителя Су-27. Проект под шифром Т-10B был впоследствии реализован, как фронтовой бомбардировщик Су-34. В связи с известными политико-экономическими переменами, произошедшими в нашем Отечестве, серийное производство Су-34 началось всего несколько лет назад, в настоящее время новые бомбардировщики постепенно сменяют на боевом посту самолеты предыдущего поколения Су-24. Будем надеяться, что в недалеком будущем Су-34 станут основным самолетом фронтовой бомбардировочной авиации ВВС России, а их экспортные модификации получат широкое признание на мировом рынке.

Две совершенно разные машины – Су-34 и F-15E ориентированы на выполнение одинаковых задач. Какая машина оказалась совершеннее? И вообще, корректно ли сравнивать Су-34 с F-15E? Постараемся ответить на эти вопросы.

Родословная героев


Удар с фланга

Многоцелевой высокоманевренный истребитель с непревзойденными летными характеристиками. Су-27 вывел высший пилотаж на новый уровень, открыл недостижимые ранее в авиации режимы полета. Отечественные и зарубежные специалисты признают, что на самолете реализована лучшая на сегодняшний день аэродинамическая схема. Благодаря интегральной компоновке и заложенной в конструкцию статической неустойчивости, истребитель Су-27 получил превосходство в ближнем маневренном бою над любым воздушным противником.

Гены убийцы Проверенный киллер, одержавший 104 подтвержденные воздушные победы. Первый в мире самолет четвертого поколения, который десять лет, до появления Су-27, был бесспорным властителем небес – всякий, кто рискнул бросить вызов F-15, в тот же миг пополнял список трофеев «Игла».

Су-34


Сверхзвуковой бронепалубный крейсер, предназначенный для безумных маловысотных рейдов на позиции противника. Мощная ударная машина на базе истребителя специализируется на уничтожении сильнозащищенных целей, ночью и днем, в самый плотный туман и яростную грозу, в условиях мощных радиоэлектронных помех и эшелонированной противовоздушной обороны.
Су-34 объединил в себе опыт боевого применения ударных машин в локальных конфликтах. Впервые в истории авиации, кабина фронтового бомбардировщика выполнена в виде прочной бронекапсулы. Экипаж и важнейшие агрегаты самолета прикрыты титановой броней толщиной до 17 мм.

Су-34. Гадкий утенок или гордый птеродактиль?
 
[^]
hawk1
13.10.2015 - 12:24
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Несмотря на сомнения ряда специалистов в целесообразности подобной защиты на современном самолете (пуля пулемета ДШК пробивает 20 мм броневой стали с дистанции 500 м, снаряды 23-мм автоматической зенитки рвут в клочья такую броню на дистанции километр, а о поражающих факторах боевых частей зенитных ракет не стоит даже упоминать) – несмотря на все эти сомнения, бронезащита надежно защищает самолет от шальной пули из стрелкового оружия, что повышает выживаемость машины в маловысотных полетах над вражеской территорией.

Уникальной особенностью Су-34 стало наличие второй РЛС для обзора задней полусферы - система вовремя предупредит экипаж об угрозе, и, если потребуется, ответит залпом управляемых ракет на попытку вражеского истребителя ударить «сухому» в спину.

Сильные турбулентные вихри и резкие порывы ветра вблизи земли не смогут помешать экипажу выполнить боевую задачу – чуткая электроника Су-34 определит нарастание нагрузок и на помощь летчикам придет переднее горизонтальное оперение самолета, система автоматически демпфирует вредные аэродинамические явления.

Су-34. Гадкий утенок или гордый птеродактиль?
 
[^]
hawk1
13.10.2015 - 12:24
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Фирменным знаком Су-34 стала двухместная кабина, в которой лётчик и штурман не «дышат в затылок» друг другу, а сидят «плечом к плечу» - такое решение улучшает эргономику рабочих мест и упрощает взаимодействие между членами экипажа. Кабина «сухого» оборудована всем необходимым для дальних рейдов – на борту имеется санузел и мини-кухня с микроволновой печью, в кабине достаточно пространства для отдыха – один из членов экипажа может вздремнуть прямо на полу между кресел.

Умная электроника самостоятельно ведет самолет к цели, пилоты утолили голод, и с комфортом расположились в теплой просторной кабине в комфортабельных катапультных креслах К-36ДМ…Идиллия! Несмотря на язвительные замечания по поводу необходимости таких удобств на борту фронтового бомбардировщика, боевой вылет которого длится от силы 2-3 часа, - что плохого в том, что конструкторам удалось обеспечить столь беспрецедентные меры для удобства работы экипажа? Если бы, наоборот, пилоты сидели в узкой тесной кабине – начались разговоры о том, что инженеры совсем не уделяют внимание эргономике.

Су-34. Гадкий утенок или гордый птеродактиль?
 
[^]
hawk1
13.10.2015 - 12:25
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
А что же вооружение? Чем обрадует российский фронтовой бомбардировщик «вероятного противника»? Восемь тонн боевой нагрузки на 12 узлах внешней подвески, встроенная авиационная пушка калибра 30 мм. Широкая номенклатура вооружения: свободнопадающие бомбы и блоки неуправляемых ракет, комплекс высокоточного оружия на основе корректируемых авиабомб и ракет класса «воздух-поверхность» - различных по массе и назначению.
Кроме ударного вооружения, самолет может нести на внешних узлах контейнеры радиоэлектронной борьбы, подвесные топливные баки, контейнеры малогабаритных грузов и авиационное вооружение для ведения воздушного боя, в целом аналогичное истребителю Су-27, – например, 8 ракет средней дальности РВВ-АЕ.

Несмотря на короткий срок эксплуатации, Су-34 уже довелось принять участие в реальном боевом конфликте. Во время войны «трех восьмерок» Су-34 ВВС России применялся для ведения радиоэлектронной борьбы над грузинскими позициями. В ходе одного из боевых вылетов он уничтожил противорадарной ракетой Х-31П ключевую радиолокационную станцию 36Д6-М у села Шавшвеби, тем самым, парализовав грузинскую систему ПВО.

Су-34. Гадкий утенок или гордый птеродактиль?
 
[^]
hawk1
13.10.2015 - 12:25
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
F-15E «Страйк Игл»

Су-34. Гадкий утенок или гордый птеродактиль?
 
[^]
hawk1
13.10.2015 - 12:26
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
«Страйк Игл» - во многом неоднозначная машина, часто обозначаемая, как многоцелевой истребитель. Увы, это заблуждение: по факту F-15E - мощный ударный самолет, ориентированный на уничтожение наземных целей. Если называть вещи своими именами, то F-15E является фронтовым (тактическим) бомбардировщиком – выбирайте название себе по вкусу. У меня имеются на этот счет достаточно веские основания:

1. Утверждение о том, что F-15E приписаны к истребительным частям ВВС США абсолютно ничего не доказывает. Например, в истребительных подразделения, наряду с F-15E, числятся противотанковые штурмовики А-10 «Тандерболт». Парадокс? Или бессмысленная секретность?

2. Тактический бомбардировщик (повторяю: бомбардировщик!) F-15E способен применять самый широкий в мире спектр боеприпасов класса «воздух-поверхность», среди которых:
- управляемые и неуправляемые бомбы массой до 5000 фунтов (2270 кг),
- линейка боеприпасов JDAM (комплект на основе GPS, превращающий любую свободнопадающую бомбу в высокоточное оружие),
- три вида кассетных боеприпасов CBU
- управлямые ракеты AGM-65 «Мэврик», тяжелые AGM-130 и AGM-158,
- противокорабельные ракеты «Гарпун»,
- противорадиолокационные ракеты HARM,
- тактическое ядерное оружие – бомбы B61 с восемью типами боевых частей различной мощности, для уничтожения высокозащищенных целей. На всякий случай.

3. Экипаж из двух человек, возможность выполнять полет на сверхмалой высоте в режиме следования рельефу местности, радиолокационная станция, оптимизированная для обнаружения наземных целей, 10 400 кг подвесных элементов (бомбы, топливные баки, прицельно-навигационные комплексы) – именно с этих позиций нужно смотреть на самолет.

4. Наконец, опыт применения F-15E не оставляет никаких сомнений – перед нами бомбардировщик, стыдливо маскирующийся под истребитель. Страшный кровавый след тянется за «Страйк Иглом» через горы Афганистана и богатое нефтью Междуречье, через Палестину, Балканы и Ливию… Только зимой 1991 года в Ираке, тогда еще 24 «экспериментальных» F-15E совершили 2142 боевых вылета! Какую работу выполняли «Страйк Иглы» в Ираке? Занимались поиском и уничтожением важных наземных целей: ракетных позиций «Скадов», командных пунктов, автоколонн, зенитно-ракетных комплексов, случайно уцелевших после оглушительного удара «Томагавками».

Сила «Страйк Игла» в его подвесных контейнерах, в первую очередь, прицельно-навигационной системы LANTIRN (Low Altitude Navigation and Targeting Infrared for Night), усиливающей свет звезд в 25 тысяч раз. В техническом плане система состоит из двух электронных блоков – навигационного AN/AAQ-13 и прицельного AN/AAQ-14, данные с которых проецируются на индикатор лобового стекла кабины. Масса каждого контейнера в пределах 200 кг, навигационный содержит тепловизор и радар для слежения за рельефом местности, прицельный – дополнительный тепловизор с высоким разрешением, лазерный дальномер и датчики сопровождения цели. Все это позволяет «Страйк Иглу» совершать скоростные броски на сверхмалой высоте (30-70 м в зависимости от рельефа), обнаруживать и уничтожать точечные цели в любое время суток и при любых погодных условиях.

Индикатор на лобовом стекле истребителя F-16, оснащенного контейнером LANTIRN

Это сообщение отредактировал hawk1 - 13.10.2015 - 12:26

Су-34. Гадкий утенок или гордый птеродактиль?
 
[^]
hawk1
13.10.2015 - 12:27
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
LANTIRN является непременным атрибутом большинства самолетов ВВС США, действующих в локальных конфликтах – помимо F-15E, этим комплеком оснащены последние модификации F-16. Но у «Страйк Игла» имеются и некоторые уникальные особенности, например – радиолокационная станция APG-70 c высокой разрешающей способностью при обнаружении наземных объектов: на дальности 300 км разрешение составляет 38 м (этого достаточно, чтобы заметить изгиб русла реки или контрастное здание в зоне городской застройки), с дистанции 30 км разрешение радара «Страйк Игла» улучшается до 2,5 м – становится видна любая точечная цель. Другой особенностью APG-70 стала возможность картографирования подстилающей местности, при этом «картинка» сохраняет достаточное качество даже при маневрировании с многократной перегрузкой.
Прошло 20 лет и APG-70 с щелевой антенной решеткой окончательно устарел – в настоящее время ведется замена старого радара на перспективный APG-82. «Страйк Иглы» - единственные в мире тактические бомбардировщики, оснащенные РЛС с активной фазированной антенной решеткой.

Су-34. Гадкий утенок или гордый птеродактиль?
 
[^]
hawk1
13.10.2015 - 12:27
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Представители ВВС США подчеркивают, что F-15E создавался специально для действий в условиях сильной ПВО противника, а в случае ухудшения обстановки, способен самостоятельно постоять за себя в воздушном бою – изменения в специализации самолета мало коснулись его истребительных качеств. «Страйк Игл» по прежнему способен нести и применять ракеты класса «воздух-воздух» малой и средней дальности, в том числе AIM-120 (любимая ракета истребителей типа F-15, обычно на международных учениях представители зарубежных ВВС просят не использовать это оружие – иначе воздушный бой заканчивается, так и не успев начаться).


Су-34. Гадкий утенок или гордый птеродактиль?
 
[^]
hawk1
13.10.2015 - 12:28
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Сохранились и летные характеристики истребителя для завоевания превосходства в воздухе – скороподъемность «Страйк Игла» достигает 250 м/с, а максимальная скорость без подвесок превышает 2,5 скорости звука (2650 км/ч). Разумеется, это имеет мало отношения к выполнению его «основной работы» - на предельно малой высоте, увешанный гроздьями бомб «Страйк Игл», как и Су-34, летает на околозвуковых скоростях.

Су-34. Гадкий утенок или гордый птеродактиль?
 
[^]
hawk1
13.10.2015 - 12:28
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Высокие боевые характеристики и универсальность «Страйк Игла» снискали ему определенную популярность на международном рынке вооружений. Помимо ВВС США, дорогой и сложный «Страйк Игл» ограниченно эксплуатирует Израиль (25 машин, модификация F-15I «Гром»), развращенная нефтью и собственным величием Саудовская Аравия (84 машины, модификация F-15S) и город-государство Сингапур (24 машины модификация F-15SG) – кстати, эта крошечная страна обладает поистине огромными ВВС – более 100 самых современных боевых самолетов, при этом площадь Сингапура в 4 раза меньше площади Москвы! Еще одним оператором F-15E является Южная Корея – в 2002 году, несмотря на участие таких «корифеев», как Eurofighter Typhoon, Dassault Rafale и Су-35, тендер на поставку 40 боевых самолетов все-таки выиграл «Страйк Игл» (корейская модификация F-15K).

У переднего F-15E под гондолами двигателей хорошо заметны контейнеры с прицельно-навигационной системой

Это сообщение отредактировал hawk1 - 13.10.2015 - 12:29

Су-34. Гадкий утенок или гордый птеродактиль?
 
[^]
hawk1
13.10.2015 - 12:30
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Хорошо заметно, что «топовую» модификацию тактического бомбардировщика заказывают только самые богатые союзники США, маленькие европейские страны НАТО предпочитают закупать относительно дешевые F-16. Натовской авиации чаще всего приходится действовать в локальных конфликтах, где нет мощной ПВО, а авиация противника уничтожена на аэродромах. При использовании подвесных контейнеров с прицельно-навигационным оборудованием, разница между F-15E и F-16 Block 60 в таких условиях не принципиальна, а F-16 стоит вполовину дешевле. Хотя какой разговор об экономии уместен, если только комплект контейнеров LANTIRN стоит 5 млн. долларов!

Итоги заочной схватки

Российский фронтовой бомбардировщик создан в результате глобального переосмысления истребителя Су-27. Несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть, любой элемент конструкции Су-34 представляет собой совершенно новую деталь. Бронекабина, шасси, бортовая радиоэлектроника… изменилось буквально все. Появилось переднее горизонтальное оперение, но исчезли подфюзеляжные гребни и регулируемые воздухозаборники двигателей. При создании перспективного бомбардировщика Су-34 были учтены результаты последних локальных конфликтов, в результате, появился мощный и сбалансированный ударный самолет.

Американский F-15E – удачный экспромт на основе серийного истребителя, точнее его двухместной учебной модификации F-15D. На самолете подверглись изменению только ключевые элементы – его авионика и вооружение. «Страйк Игл» поражает своими высокими технологиями: радар с АФАР, всеракурсная станция постановки активных помех, конформные топливные баки (выполненные в виде обтекаемых накладок на боковые поверхности самолета).

Каждая машина сильна по-своему. Единственное убедительное преимущество «Страйк-Игла» - его огромный боевой опыт. Но, несмотря на все долгие рассуждения, истина вполне очевидна – оказавшись на месте летчика, любой из нас предпочел бы бронированную кабину Су-34.

Статья датирована 14 ноября 2012г., хотя могла появится и раньше.
 
[^]
hawk1
13.10.2015 - 12:34
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Вторая статья называется Су-34: лучший самолет несостоявшейся войны, автор Алексей Рамм, дата 6 ноября 2013.

До конца нынешнего года ВВС России пополнятся еще 14 фронтовыми бомбардировщиками Су-34. Об этом сообщило руководство Объединенной авиастроительной корпорации в ходе совещания, прошедшего на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре, которое посетил заместитель министра обороны по вооружению Юрий Борисов. По словам представителей ОАК, гособоронзаказ на 2014 год по новейшим бомбардировщикам будет выполнен, а уже в следующем году ожидается поставка еще 16 машин.

Су-34. Гадкий утенок или гордый птеродактиль?
 
[^]
hawk1
13.10.2015 - 12:35
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Очень оптимистичные планы, ведь еще в прошлом году ГОЗ по Су-34 был под угрозой срыва, а Минобороны через суд взыскало с производящего бомбардировщики Новосибирского авиационного завода неустойку за срыв сроков поставки. Остались недовольны первыми серийными «тридцатьчетверками» летный и технический состав Военно-воздушных сил. Претензий предъявлялось много, в частности не работала часть бортового оборудования, были проблемы с комплексами радиоэлектронной борьбы «Хибины» и т. д.

Бесполезен в современном конфликте


Для ВВС России Су-34 – одна из самых ожидаемых машин. Способный наносить удары высокоточным оружием, оснащенный мощной бортовой радиолокационной станцией Ш-141 с фазированной антенной решеткой, эффективным комплексом радиоэлектронного противодействия, тепловизионным и телевизионным каналами обнаружения и сопровождения цели, «тридцать четвертый» должен стать эффективным средством борьбы с наземными целями противника, заменив устаревшие Су-24М.

Опыт августовской войны 2008 года с Грузией, где фронтовая авиация добилась ограниченных результатов, показал, что ВВС России остро нуждаются в бомбардировщике, способном поражать цели высокоточным оружием, не входя в зону поражения ПВО противника. Некоторые эксперты приписывают участие Су-34 из состава 4-го Центра подготовки авиационного персонала в Липецке в конфликте с Грузией. Считается, что на счету этих машин – грузинский радар, пораженный ракетой Х-31. В то же время представитель ВВС России рассказал газете «ВПК», что это не так.

«Су-34 испытали с противорадиолокационной ракетой только в 2010 году. Все пять радаров, которые мы выбили, на счету обычных строевых Су-24», – рассказал изданию офицер ВВС России, участвовавший в конфликте. По его словам, если бы Су-34 смогли воевать в конфликте, то задействовать машины надо было не против радаров, а для уничтожения наземных целей.

«Даже слабая грузинская ПВО «завалила» глицевский Су-24 (Су-24М из состава 929-го ГЛИЦ, сбитый 9 августа) с двумя опытными пилотами, когда тот атаковал позицию артиллерии. На Су-24 не было управляемых бомб или ракет и нормального прицельного комплекса. И экипажу пришлось снижаться под прицелом грузинских ракет и наносить удар», – пояснил газете «ВПК» собеседник.

Су-34 с его высокотехнологичным радаром, теле- и тепловизионным каналами наведения справится в такой ситуации гораздо эффективнее. Но недавний опыт боевого применения новых бомбардировщиков доказал обратное. В интернет-блоге Hard Ingushetia есть фото базового лагеря боевиков «Иммарата Кавказ», уничтоженного авиаударом. Это работа Су-34 ВВС России.

«Су-34 столкнулись с большими трудностями при нанесении удара в сложной горно-лесистой местности. Радар не смог найти цель в таких условиях, а тепловизионный и телевизионный каналы оказались с ограниченным полем зрения. С задачей справились, но с большим трудом», – отметил военнослужащий Южного военного округа, знакомый с ситуацией.

По словам собеседника, основа прицельного комплекса «тридцать четвертого» – высокотехнологичный радар Ш-141 оказался в таких условиях бесполезен. Экипаж не смог найти на картинке, забитой отражением различных объектов на земле, нужной цели, и фронтовой бомбардировщик был вынужден снизиться для поиска объекта. Благо, ПВО у боевиков нет.

Но НПП «Ленинец», создавшее радар, не виновато в такой ситуации. Радар Ш-141 – это уникальное изделие, способное обнаруживать цели с малой ЭПР на дальности 150–200 километров. Су-34, созданный как лучший ударный бомбардировщик холодной войны, способный прорывать на низкой высоте ПВО НАТО и уничтожать как подвижные, так и стационарные цели, бесполезен в современной войне.

От радара к тепловизору и телекамере

Война во Вьетнаме во многом изменила облик современной боевой авиации. В начале конфликта пилоты самолетов, наносившие удары неуправляемыми бомбами и ракетами, прицеливались, используя радар или бомбовые прицелы, но уже в 1973 году цели, обнаруженные по телекамерам и тепловизорам, поражались бомбами и ракетами с телевизионными и лазерными головками наведения.

Су-34. Гадкий утенок или гордый птеродактиль?
 
[^]
hawk1
13.10.2015 - 12:36
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Главной задачей основного ударного самолета ВВС США 60-х годов F-105 «Тандерчиф» было нанесение удара по радиоконтрастным целям (здания, мосты, колонны техники) ядерными или обычными бомбами со средних высот и на больших скоростях. Для своего времени прицельный комплекс «Тандерчифа», построенный вокруг радара, был произведением искусства. Но во Вьетнаме радиолокаторы оказались бесполезными, пилотам приходилось наносить удары, визуально используя бомбовые прицелы.

С появлением у Северного Вьетнама комплексов ПВО С-75, «Тандерчифам» надо было снижаться на малые высоты, где созданные для сверхзвуковых полетов на средних и больших высотах F-105 часто выходили на критические режимы полета, что приводило к катастрофам, а пилоты просто не успевали вовремя обнаружить цели. Добавили проблем мелкокалиберная зенитная артиллерия (МЗА), пулеметы и появившиеся в конце войны ПЗРК «Стрела», если не сбивавшие, то наносившие значительные повреждения истребителям-бомбардировщикам.

ВВС США пришлось уделить внимание разработке управляемых средств авиационного поражения и прицельных комплексов с оптикой высокого разрешения для обнаружения наземных целей.

На фоне проблем с «Тандерчифами» и «Фантомами» высокую результативность показали истребители-бомбардировщики c изменяемой геометрией крыла F-111 «Адварк». Оснащенные системой огибания рельефа местности «Адварки» на низких высотах ночью и в сложных метеусловиях наносили удары по наземным объектам с уже известными координатами.

В 1973 году американцы провели операцию по уничтожению стратегических целей в Северном Вьетнаме – «Лаинбаккер-2». ВВС США массово применили бомбы с лазерной и телевизионной системами наведения, а также прицельные контейнеры «Пэйв Тэк» и «Пэйв Пенни» для обнаружения целей и наведения высокоточных АСП. Американская ударная авиация выполняла практически все боевые вылеты на средних и больших высотах, подавляя ПВО Северного Вьетнама противорадиолокационными ракетами и РЭБ.

В начале 80-х годов прицельными контейнерами стали оснащаться F-111. По замыслу американских военных «Адварки» должны прорывать ПВО на низкой высоте, используя радар для навигации. Обнаружив цель, выполнить набор, взять ее на сопровождение подвесным прицельным контейнером и поразить управляемой бомбой или ракетой. Так же действовали и европейские истребители-бомбардировщики «Торнадо» IDS, оборудованные таким же прицельным оборудованием.

Так и не повоевав с Советской армией, F-111 и «Торнадо» попрактиковались на Ираке в 1991 году, где столкнулись с большими трудностями. Иракцы сбили МЗА пять действовавших на низких высотах «Торнадо». F-111, работавшие на трех – пяти тысячах метров, обошлись без потерь.

На смену F-111 «Адварк» пришел F-15Е, также участвовавший, но не совсем удачно, в войне с Ираком. «Страйк Игл» изначально создавался для применения высокоточного оружия с использованием новейшего прицельного контейнера LANTIRN. Но в Ираке F-15Е, не получившие контейнеры, наносили удары обычными и кассетными бомбами с низких высот, потеряв от МЗА и ПЗРК несколько машин. Установленная на F-15Е БРЛС AN/APG-70 применялась для ведения воздушного боя, а входящий в состав LANTIRN подвесной контейнер AN/AAQ-13 – для ориентирования и картографирования местности.

В 90-х года в Югославии «Страйк Иглы» уже действовали на высотах в пять-шесть тысяч метров. Сейчас ВВС США модернизировали «Игл», установив обновленный подвесной контейнер «Снайпер» с РЛС с синтезированной апертурой AN/ASQ-236 фирмы Raytheon.

Современный опыт ВВС США и НАТО показывает, что удары по наземным целям из-за угрозы МЗА и ПЗРК наносятся с высоты шесть-семь тысяч метров, стационарное ПВО уничтожается крылатыми ракетами, а ударные машины сопровождают специальные истребители-бомбардировщики, подавляющие ПВО и самолеты РЭБ. Последний раз тактическая авиация бомбила врага с использованием радара в 1993 году в Югославии.

Советский путь

Еще с 60-х годов в ВВС СССР низковысотный прорыв ПВО стал основой боевой работы ударной авиации. Если Су-7 наносили удары, используя визуальные прицелы, то уже более современные Су-17, Миг-23БН и Миг-27 оснащались радиолокационными прицельными комплексами.

Советский ответ на F-111 – фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Су-24 наносил удары в сложных метеоусловиях, а также ночью, выполняя прорыв ПВО противника на низкой высоте в режиме огибания рельефа местности. Для поиска целей Су-24 использовал радар, дополненный лазерным дальномером и телевизионной системой.

Су-24 в 1988 году отправились в Афганистан. Здесь результаты оказались не такими положительными и внушающими оптимизм. Из-за применения моджахедами МЗА и ПЗРК «Стингер» Су-24М 755 и 143-го бомбардировочных полков, действующие с советских аэродромов, наносили удары с высоты в шесть-семь тысяч метров обычными свободнопадающими бомбами. Даже модернизированный радиолокационный прицельный комплекс ПНС-24М «Тигр» оказался бесполезным, так как не мог различить маленькие цели на фоне земли.

Попытка применить корректируемые бомбы КАБ-500л и КАБ-1500л провалилась. Мощности телевизионных систем оказалось недостаточно, чтобы различать объекты на земле и брать их на сопровождение. С такими же трудностями столкнулись истребители-бомбардировщики Су-17М и Миг-27. Опыт войны и учений в Европе, а также анализ зарубежных информационных источников заставили командование ВВС СССР заменить Су-24 специализированным под применение высокоточных средств авиационного поражения бомбардировщиком, аналогом американского F-15Е «Страйк Игл».

Новый бомбардировщик должен действовать на низких высотах с набором высоты для поражения цели и последующим снижением. В отличие от американских военных, считавших, что радиолокатор нужен для ориентирования и полетов в режиме огибания рельефа местности, командование ВВС СССР сделало ставку на радиолокационный прицельный комплекс, правда, дополненный более современными телевизионными и лазерными системами.

Западные военные эксперты в 80-х годах считали, что для подавления МЗА и ПЗРК достаточно оснастить ударные машины кассетными боеприпасами, но командование ВВС СССР потребовало забронировать уязвимые места нового бомбардировщика по примеру штурмовика Су-25. Для защиты от истребителей противника и комплексов ПВО стран НАТО перспективный фронтовой бомбардировщик оснащался средствами РЭБ. Все эти требования легли в основу нового самолета, позже ставшего Су-34.

На момент формирования требований в 1989 году новый бомбардировщик, имевший ряд качественных преимуществ перед F-15 и F-111, был бы лучшим самолетом холодной войны в своем классе. Эксперты НАТО планировали работу «Адварков» и «Страйк Иглов» под прикрытием истребителей, самолетов РЭБ и так называемых «Уаилд Визлов», оснащенных для подавления ПВО истребителей-бомбардировщиков F-4.

В ВВС СССР считали, что перспективный фронтовой бомбардировщик должен действовать самостоятельно, не надеясь на помощь. От истребителей и ПВО прикрыться РЭБ и рельефом местности, выйти на цель с помощью радиолокационного прицельного комплекса, поразить ее, а если попал под огонь МЗА и ПЗРК, то вернуться на аэродром. Для реалий 80-х годов и европейского ТВД новый бомбардировщик стал бы прорывной машиной.

Опоздавшая машина

В 1991 году распался СССР. В 1992-м ОКБ Сухого разработало палубный истребитель-бомбардировщик Су-32ФН, ставший через несколько лет Су-34. Первые машины поступили в ВВС в конце 90-х годов, но массовая поставка началась только в 2011-м. Все это время Су-34 так и оставался идеальным фронтовым бомбардировщиком времен холодной войны. Интегрированная аэродинамическая схема с передним горизонтальным оперением (ПГО) обеспечивает устойчивый полет и отличную маневренность на низкой высоте даже с подвощенным вооружением, что очень хорошо показали пилоты 4-го ЦПА на демонстрационных полетах на МАКС-2013.

Мощный радар Ш-141 обнаруживает малоразмерные цели на высотах до четырех тысяч метров, титановая кабина делает пилотов и бортовое радиоэлектронное оборудование неуязвимыми от огня зенитной артиллерии и стрелкового оружия с земли. Комплекс РЭБ «Хибины» защищает фронтовой бомбардировщик не только от авиационных и зенитных ракет, но и от ПЗРК. Для своих задач Су-34 гораздо лучше F-15Е. Но сейчас концепция ударных самолетов изменилась и достоинства Су-34 стали его недостатками.

Современные ударные машины, избегая огня с земли, забираются на высоты пять-шесть тысяч метров. На такой высоте Су-34 сразу теряет преимущество в работе радиолокационного комплекса, неспособного различать малозаметные цели – одиночные машины и бронеобъекты, группы людей и полевые укрепления, скрытые рельефом местности.

Но и снижение до двух-трех километров не гарантирует обнаружение таких целей, что и доказало недавнее боевое применение в Ингушетии. Тут нужны телекамеры и тепловизоры, которые у Су-34 не отличаются высокими возможностями, значительно уступая не только современному американскому «Снайперу», но и устаревшему LANTIRN и более дешевому французскому «Дамоклу». При этом по весу и габаритам, а также энергопотреблению прицельный комплекс Су-34 в несколько раз превосходит умещающиеся в подвесных контейнерах иностранные аналоги.

Даже забронированные штурмовики Су-25 с простым бортовым радиоэлектронным комплексом часто становились жертвой огня ПВО и ПЗРК как в Афганистане, так и в Грузии. Кабина спасет пилотов, но в случае поражения зенитной ракетой, огнем стрелкового оружия и малокалиберной артиллерии важных систем самолет придется покинуть. Спасти Су-34 может только полет на недосягаемой высоте, но броня лишь увеличивает вес машины и приводит к лишнему расходу топлива, снижению дальности полета и веса боевой нагрузки. ВВС США и стран НАТО уже давно пришли к выводу, что надо не бронировать самолет, а снизить до минимума возможность его поражения.

Многие авиационные эксперты, не отрицая проблем, говорят, что для большой войны с высокотехнологичным противником вроде США и НАТО Су-34 сможет реализовать все свои возможности по низковысотному прорыву. Современные самолеты ДРЛО типа американского Е-3 «Сентри» легко обнаружат даже прикрывшийся помехами Су-34 на фоне земли. Мультиспектральные ПЗРК типа испытывающихся сейчас моделей американского «Стингера» и французского «Мистраля» гарантированно поразят фронтовой бомбардировщик, так что все равно придется уходить на большие высоты.

Комплексы РЭБ противника, если не «задавят», то создадут большие проблемы для Ш-141, поэтому придется применять оружие только по тепловизионному и телевизионному каналам наведения. Работа радиолокационного прицельного комплекса с учетом современных средств радиотехнической разведки станет демаскирующим фактором для бомбардировщика, предупреждающего противника о его присутствии. Без подавления ПВО противника и уничтожения его истребительной авиации Су-34, несмотря на титановую кабину, современный радар и комплекс РЭБ, не жилец. Благо, если до цели сможет долететь.

Понятно, что у ВВС России сегодня нет альтернативы. Срочно надо менять парк устаревающих фронтовых бомбардировщиков Су-24М. В то же время из всего парка Военно-воздушных сил, несмотря на свои недостатки, прицельный комплекс Су-34 сейчас самый «продвинутый».

Су-34 – это лучший самолет холодной войны, закончившейся 20 лет назад. Поэтому руководству ОАК стоило бы подумать, как сделать его лучшим ударным самолетом современности, а не носиться с идеями 80-х годов.

Это сообщение отредактировал hawk1 - 13.10.2015 - 13:07

Су-34. Гадкий утенок или гордый птеродактиль?
 
[^]
LeSabre
13.10.2015 - 12:56
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
hawk1
Все, как я понял)
Если честно, то статьи хороши тем, насколько они разные. cool.gif Контраст, так сказать.
 
[^]
hawk1
13.10.2015 - 12:59
18
Статус: Offline


Похренист

Регистрация: 15.06.05
Сообщений: 14923
Лично мое мнение - Су-34 нужны на замену устаревшим как по планеру, так и по двигателям Су-24. Но делать из них убер-вафлю не надо.
На некоторых форумах, где иногда пишут летчики и штурманы Су-24, на некоторые видео, на ЯПе вызывающий взрыв патриотизма, знающие люди отвечали однозначно - "Промазали".
Например - на это:


В то-же время они списывали ошибку не на самолет и работу штурмана с новым "Платаном", а на несовершенство новых корректируемых бомб, со спутниковой системой наведения КАБ-500С.

Вот, например, видео с места работы штурмана, при работе с управляемым вооружением с Су-24. Кладут намного точнее. Не знаю, впрочем, чем именно. Скорее всего КАБ-250-500Л и Х-25МЛ.



Закончил.

Добавлено в 13:00
Цитата (LeSabre @ 13.10.2015 - 13:56)
hawk1
Все, как я понял)
Если честно, то статьи хороши тем, насколько они разные.  cool.gif  Контраст, так сказать.

Да. Все. Не сломал.

Это сообщение отредактировал hawk1 - 13.10.2015 - 13:00
 
[^]
Armavir
13.10.2015 - 13:00
28
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 13.12.12
Сообщений: 494
Спасибо большое, статьи были очень интересны и многое по делу) но нельзя не сказать что самолет СУ-34 ооооочень красив и грациозен, и дай бог чтоб сравнить эти самолеты не пришлось в реальном бою!!!

Су-34. Гадкий утенок или гордый птеродактиль?
 
[^]
LeSabre
13.10.2015 - 13:14
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.12
Сообщений: 11072
hawk1
Первое видео (вторая часть с тюрьмой) напомнило эпопею с организацией побега из тюрьмы во Вторую мировую при помощи уничтожения ее стены Москито)
 
[^]
samoletuda
13.10.2015 - 13:27
2
Статус: Offline


Гость

Регистрация: 11.10.11
Сообщений: 0
Погосян таки успел продавить своё детище.
 
[^]
star964
13.10.2015 - 13:33
19
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 14.02.13
Сообщений: 196
Годные статьи. Особенно для любителей позакидывать шапками.
И действительно: бой с тенью каратеиста выглядит просто захватывающе - головоломные прыжки, точные зубодробящие удары, быстрые уходы и блоки.
Но реальный бой двух бойцов уже начисто лишен всей этой красивой мишуры. смотрел - ничего интересного.
Так и в авиации. Применение даже самых навороченных прицельных и навигационных комплексов всегда ограничивается противодействием противника, или погодными и иными условиями.
К примеру: СУ 24 даже самых первых модификаций был оборудован системой автоматического полета в режиме огибания рельефа местности. Полезно? Несомненно. Но случаев реального её применения даже в учебных полетах крайне немного.
Знакомый пилот так мне ответил : А ты представляешь, какого это - лететь на двух сотнях метров, не держась за ручку, видеть, как она мотыляется у тебя между коленями, и думать, пойдёт она на себя перед следующей горушкой, или нет.
 
[^]
YSkv
13.10.2015 - 13:39
5
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 27.06.12
Сообщений: 4
Очень красивая машина! "Только красивые самолеты хорошо летают. Туполев А.Н"
 
[^]
AFA
13.10.2015 - 13:58
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.07.14
Сообщений: 14037
Цитата
а на несовершенство новых корректируемых бомб, со спутниковой системой наведения КАБ-500С.


Очень ругают.
ИМХО: удачна машина или нет, НО ПЕРВАЯ ПОЛНОСТЬЮ НОВАЯ машина после развала СССР (130 не приводить совместно с италами). Рождалать очень тяжело.
Товарищ в СБ НАПО работает, было много чего .......
 
[^]
yayu
13.10.2015 - 14:23
4
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 9.02.14
Сообщений: 200
Хорошие, добротные, разноплановые статьи. Спасибо. А то, что самолет будет продолжаться совершенствоваться, ни грамма не сомневаюсь. Что то отомрет за ненадобностью, что то добавиться. Сколько смотрю, абсолютно все самолеты продолжают бесконечную модификацию на всем пути своего существования, тоже произойдет и Су-34, но то, что блин не комом получился, это точно, пока первый опыт неплохой. А дальше анализ плюсов-минусов.
 
[^]
alextango
13.10.2015 - 14:25
7
Статус: Offline


Исследователь

Регистрация: 22.07.11
Сообщений: 3811
От этого утенка орлы дрищут
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 44605
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх