Як-3 Ф. Головатого вернулся в Россию, возвращение растянулось на 24 года

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Borl
27.07.2015 - 10:56
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.07.12
Сообщений: 2270
104
В Россию вернулся Як-3, подаренный Ферапонтом Головатым. Возвращение растянулось на 24 года.
Во время Великой Отечественной войны крестьянин-колхозник Ферапонт Головатый из с. Степное Калининского района приобрел на собственные деньги два истребителя ЯК-1 и ЯК-3 у саратовского авиазавода и передал их летчику-истребителю, уроженцу Саратовской области Борису Ерёмину.
После войны боевой самолет Як-3 с надписью на борту: «От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолет на окончательный разгром врага!» и 14 красными звездочками на фюзеляже был помещён музей ОКБ имени Яковлева

[b]4 фото

Як-3 Ф. Головатого вернулся в Россию
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Borl
27.07.2015 - 10:58
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.07.12
Сообщений: 2270
В том же 1991 году фирма заключила контракт с американским Museum of Flying на четырехлетнюю аренду самолета. Он был перевезен в Америку и размещен в города Санта–Моника.

Як-3 Ф. Головатого вернулся в Россию
 
[^]
Borl
27.07.2015 - 10:58
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.07.12
Сообщений: 2270
Однако, через четыре года, после окончания действия договора самолет возвращен не был. Более того, в России не осталось ни одного ЯК-3, хотя во время войны и после нее их было выпущено более 4 тыс. штук. Генерал-лейтенант Борис Еремин до своих последних дней писал во всевозможные инстанции с просьбой вернуть самолет на Родину. Летчик умер в 2005 году, так и не дождавшись возвращения истребителя на Родину.

Вплоть до последнего времени все попытки вернуть Як–3 оказывались безрезультатными, однако в 2014 году ОКБ Яковлева при поддержке МИД РФ наконец удалось решить конфликтную ситуацию — в результате договоренности между ОКБ и Museum of Flying Як–3 разобран, погружен в контейнер и отправлен морским путем из Лос–Анджелеса. И вот наконец, самолёт вновь оказался на родине.

Сейчас он вместе с другими экспонатами из музея ОКБ Яковлева находится в музее техники Вадима Задорожного.

Як-3 Ф. Головатого вернулся в Россию
 
[^]
Borl
27.07.2015 - 11:00
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.07.12
Сообщений: 2270
Новость с сайта http://aviarestorer.ru/blog/aviahistory/145.html

И от туда же поясняющий историю коментарий:
Цитата
Як-3 никогда ОКБ им. А.С. Яковлева не принадлежал. В мае 1944 г. он был куплен саратовским колхозником Ф. Головатым за сто тыс. рублей на Саратовском авиационном заводе и подарен 29.05.1944 г. летчику истребителю саратовцу Б. Еремину. Во времена СССР с 1947 года он был музейным экспонатом в ЦД авиации им. Фрунзе. В 1958 г. его по просьбе ОКБ передали для экспонирования в Музей ОКБ. При этом самолет находился в собственности СССР и охранялся, как культурная ценность. ОКБ всячески старалось уничтожить память о том, что этот самолет дарственный. Уничтожили надпись при реставрации. Однако, летчик Еремин Б.С. настоял на проведении экспертизы, которая подтвердила, что это его самолет № 1712 и ОКБ вынуждено было восстановить дарственную надпись. В 1991 г. правопреемником СССР стала РФ. Следовательно, собственность на самолет перешла к РФ. В 1991 г. ОКБ в нарушение действовашего в то время законодательства отправило Як-3 для рекламы в США на 4 года. Где его и «забыли». Еремин Б.Н. узнав об этом, начал борьбу за воврат самолета. Была масса статей в различных СМИ, писались письма в различные организации и должностным лицам. Однако, все было бестолку. Никто не предпринимал никаких действий по возврату самолета. В 2005 г. Еремин Б.С. умер. Дело его продолжали сослуживцы (генерал Фотинов), но и ему ничего не удалось. В августе 2013 г. работники Саратовского авиационного завода (уничтоженного современными менеджерами) написали депутату ГД РФ Алимовой О.Н. письмо с просьбой оказать содействие в возврате самолета из США в Россию, в г. Саратов, как память о Саратовском авиационном заводе, о подвиге в году ВОВ. Алимова О.Н. обратилась с депутатскими запросами в МО РФ и МИД РФ. МО РФ эта тема не тронула, а МИД РФ занялся возвращением самолета. Хозяин музея авиации в г. Санта-Моника, США без проволочек согласился вернуть самолет в Россию. Для оплаты транспортировки, упаковки, страховки МИД РФ привлек ОКБ им. А.С. Яковлева, как организацию отправившую самолет в США и «забывшую» его там. Самолет из музея никуда не пропадал. Информации в интернете о нем масса.
В декабре 2014 г. Як-3 № 1712 вернулся в Россию на Питерскую таможню. Самолет вернулся в собственность РФ. ОКБ им. А.С. Яковлева до 31.08.1993 г. находилось в федеральной собственности. При приватизации в его Уставной капитал Як-3 не попал и не мог попасть. В декабре 1993 г. вышел Указ Президента РФ «О приватизации», которым было запрещено приватизировать… памятники науки и техники ХХ века.
В таможне самолет оформляли 4 месяца. Был представлен акт экспертизы эксперта Минкульта РФ Маслова о том, что самолет Як-3 представляет является уникальной культурно-исторической ценностью. Руководящие работники ОКБ неоднократно подтверждали готовность вернутьь самолет в Саратов. Для экпозиции самолета был построен Музей трудовой славы, рядом с Музеем боевой славы, гле находится первый самолет Ф.Головатого Як-1, который также был подарен Еремину.
Алимова О.Н. направляла запросы и получала ответы, от администрации Президента РФ — начальника управления П. Зеньковича, от Министра иностранных дел Лаврова С.В., от зам. министра культуры РФ Миловзорцевой (где она обещает включить самолет в Музейный фонд РФ), что они поддерживают возврат самолета в Саратов и что ОКБ обещает это сделать. Однако, ОКБ им. А.С. Яковлева не только не выполнило свои обещания, но не прислушилось к мнению перечисленных выше уважаемых людей и организаций. ОКБ им. А.С. Яковлева по существу присвоило права собственности и распоряжения уникальной культурной ценностью, хотя этим правом согласно Закону № 54-ФЗ обладает исключительно Минкульт РФ. ОКБ им. А.С. Яковлева передало самолет для экспозиции в частный музей В. Задорожного. Причем, в упомянутой статье в «Вечерней Москве» сказано, что вернул самолет в Россию В. Задорожный. Хотя, данная фамилия всплыла только в вопросе его реставрации после прибытия в Россию и никакого отношения этот гражданин к возврату самолета не имел…
Данная весть вызвала взрыв возмущения саратовцев, ветеранов САЗа, наследников Ф. Головатого (ныне проживающих в Саратовской области).
В настоящее время отправлены запросы в Прокуратуру, в Минкульт РФ о праве собственности и распоряжению Як-3 № 1712.
Пишу об этом, т.к. зсам участвую в этой истории и имею все докуемнты.




Як-3 Ф. Головатого вернулся в Россию
 
[^]
Shabalok
27.07.2015 - 11:00
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.09.13
Сообщений: 1538
Вот и хорошо, нашим детям будет что показать!
 
[^]
Vebaster
27.07.2015 - 11:04
6
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 12.02.15
Сообщений: 132
С нонешней политикой образования и воспитания у детей будут другие ценности.
 
[^]
yagran
27.07.2015 - 11:13
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 1.11.14
Сообщений: 97
Читал мемуары Еремина. Интересно написано. В книге есть про оба самолета. Не знал что они сохранились.
 
[^]
понча
27.07.2015 - 11:14
35
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 21.02.07
Сообщений: 213
Одна маленькая деталь...... КОЛХОЗНИК на СВОИ ЛИЧНЫЕ деньги купил два самолета ценой примерно около ста тысяч рублей....... И таких случаев были сотни....

Это сообщение отредактировал понча - 27.07.2015 - 11:15
 
[^]
DedCanLiv
27.07.2015 - 11:23
10
Статус: Offline


Пока еще землянин

Регистрация: 8.05.13
Сообщений: 9762
Цитата (понча @ 27.07.2015 - 18:14)
Одна маленькая деталь...... КОЛХОЗНИК на СВОИ ЛИЧНЫЕ деньги купил два самолета ценой примерно около ста тысяч рублей....... И таких случаев были сотни....

Мед продавал, пасека у него была нехилая. Можно сказать что за один урожай на самолет сразу собрал денег...
А на второй самолет уже всей родней собирали и соседи помогали...
 
[^]
Transaero
27.07.2015 - 11:24
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.04.14
Сообщений: 2194
хороша новость. но стыдно, что у нас нет нормального музея авиации в Москве!!! на Ходынском поле все снесли воткнули торговый центр. Вы посмотрите на музей в Сербии в Белграде, ну не ужели такой на Ходынке поставить нельзя? и поселить туда нашу огромную красивую историю авиации. Долбанные чиновники Москвы только плитку по второму разу перекладывают...
 
[^]
norstt
27.07.2015 - 11:33
8
Статус: Offline


Махновец

Регистрация: 6.08.14
Сообщений: 1649
Цитата (Transaero @ 27.07.2015 - 11:24)
хороша новость. но стыдно, что у нас нет нормального музея авиации в Москве!!! на Ходынском поле все снесли воткнули торговый центр. Вы посмотрите на музей в Сербии в Белграде, ну не ужели такой на Ходынке поставить нельзя? и поселить туда нашу огромную красивую историю авиации. Долбанные чиновники Москвы только плитку по второму разу перекладывают...

в Монино, музей авиации просто ни как не разместить в городе, за городом да) а в Монино даже Ил-2 Ил-10 есть и куча всего, я там чуть не кипятком от счастья ссал )))))
на Поклонной Ил-4 стоит и лавка ранняя с гарготом - раритетище (хотя вариант, что копия по размерам)

Это сообщение отредактировал norstt - 27.07.2015 - 11:35
 
[^]
Shabalok
27.07.2015 - 11:46
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.09.13
Сообщений: 1538
Цитата (Vebaster @ 27.07.2015 - 11:04)
С нонешней политикой образования и воспитания у детей будут другие ценности.

Мой по крайней мере рад был бы посмотреть, жаль живем далеко!
 
[^]
Младоктулх
27.07.2015 - 12:17
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.11.13
Сообщений: 1088
насколько я понял - самолет так и находится в руках какого-то Задорожного?

а что до Ферапонта Головатого - тут вот DedCanLiv пишет, что он был пасечник.
пасечники - отдельная песня. я сам документа этого не видел, но слыхал будто еще Ленин написал мандат, по которому частники пчеловоды и цветоводы освобождались от налогов. и эта бумага вроде бы была действительна до конца существования СССР.
что, конечно, никоим образом не умаляет ценность и важность подарка Ферапонта Головатого. особенно в военное время.

мне про этот мандат один цветовод рассказал. он был одним из первых (если не первым) "официальным", не теневым миллионером в СССР. фамилию не помню, к сожалению, хотя по работе общался с ним несколько раз.
он рассказывал, что его в 80-х за жопу решили взять. глаза колол местным партийцам и ОБХСС. собрали насчет него целое совещание (он жил в Алма-Ате, кажется). начали издалека - мол, наемный труд. он нахуй послал - не было у него наемного труда. потом какой-то дурак сказал, что земля народная, поэтому он получая доходы с земли обкрадывает народ. но это слабо было - у того участок официальный был, да и сам он - народ.
тогда про налоги речь зашла - тут-то он Лениным и защитился. грамотный был человек. он вообще - не цветы продавал - а семена, выводил новые сорта. а цветов как-то целый самолет подарил на какие-то спортивные соревнования.
 
[^]
Borl
27.07.2015 - 12:22
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.07.12
Сообщений: 2270
Цитата (Младоктулх @ 27.07.2015 - 12:17)
насколько я понял - самолет так и находится в руках какого-то Задорожного?

а что до Ферапонта Головатого - тут вот DedCanLiv пишет, что он был пасечник.
пасечники - отдельная песня. я сам документа этого не видел, но слыхал будто еще Ленин написал мандат, по которому частники пчеловоды и цветоводы освобождались от налогов. и эта бумага вроде бы была действительна до конца существования СССР.
что, конечно, никоим образом не умаляет ценность и важность подарка Ферапонта Головатого. особенно в военное время.

мне про этот мандат один цветовод рассказал. он был одним из первых (если не первым) "официальным", не теневым миллионером в СССР. фамилию не помню, к сожалению, хотя по работе общался с ним несколько раз.
он рассказывал, что его в 80-х за жопу решили взять. глаза колол местным партийцам и ОБХСС. собрали насчет него целое совещание (он жил в Алма-Ате, кажется). начали издалека - мол, наемный труд. он нахуй послал - не было у него наемного труда. потом какой-то дурак сказал, что земля народная, поэтому он получая доходы с земли обкрадывает народ. но это слабо было - у того участок официальный был, да и сам он - народ.
тогда про налоги речь зашла - тут-то он Лениным и защитился. грамотный был человек. он вообще - не цветы продавал - а семена, выводил новые сорта. а цветов как-то целый самолет подарил на какие-то спортивные соревнования.

Судя по статье да, и москвичи наверное могут сходить и посмотреть на него.
 
[^]
nikam69
27.07.2015 - 13:26
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.06.12
Сообщений: 2073
уехал в америку из музея ОКБ имени Яковлева, а вернулся в музей техники Вадима Задорожного. не против Задорожного, он много сделал для восстановления исторической техники СССР и России (еще не каждый такое может), мне интересна сама коллизия.
 
[^]
Hedin3000
27.07.2015 - 14:35
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.12.13
Сообщений: 1315
Цитата (DedCanLiv @ 27.07.2015 - 11:23)
Цитата (понча @ 27.07.2015 - 18:14)
Одна маленькая деталь...... КОЛХОЗНИК на СВОИ ЛИЧНЫЕ деньги купил два самолета ценой примерно около ста тысяч рублей....... И таких случаев были сотни....

Мед продавал, пасека у него была нехилая. Можно сказать что за один урожай на самолет сразу собрал денег...
А на второй самолет уже всей родней собирали и соседи помогали...

Это как раз к либерастическим рассказам о том, что все сидели по лагерям и крестьяне - забитый и нищий скот... На самом деле до смерти Сталина были очень развиты артели и индивидуальные предприниматели. Артели - это союз собственников без наемного труда. 70% рыбы, 80% картофеля и овощей и 90% предметов легкой промышленности давали артели и индивидуалисты... Так как они не были заточены на вал и массу - было очень приличное качество. А потом пришел хрущев и все убил... так и появилась уродливая легкая промышленность позднего социализма и голодные электрички.
 
[^]
Bona25
28.07.2015 - 11:49
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.06.09
Сообщений: 12117
Эх на крыло бы эту машину, для неба он создан.
 
[^]
HelsinG
28.07.2015 - 11:57
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 29.10.11
Сообщений: 22
Не только Москвичи могут посетить музей В.
Задорожного. Я из республики Коми, будучи проездом в Москве посетил этот музей в 2013г. Очень уж понравился, какой только техники там нет. Из самолётов як-3, хайрикен, мессер 106 густав, як-1 поднятый из озёра есть даже.

Это сообщение отредактировал HelsinG - 28.07.2015 - 11:59
 
[^]
видеограф
28.07.2015 - 12:04
11
Статус: Offline


видеограф

Регистрация: 8.04.14
Сообщений: 7247
Цитата (DedCanLiv @ 27.07.2015 - 11:23)
Цитата (понча @ 27.07.2015 - 18:14)
Одна маленькая деталь...... КОЛХОЗНИК на СВОИ ЛИЧНЫЕ деньги купил два самолета ценой примерно около ста тысяч рублей....... И таких случаев были сотни....

Мед продавал, пасека у него была нехилая. Можно сказать что за один урожай на самолет сразу собрал денег...
А на второй самолет уже всей родней собирали и соседи помогали...

Подождите, ПОДОЖДИТЕ!!!!!!!
Это какой то разрыff мозга...
Все же знают, шо кровавый тиран СТАЛИН, так угнетал бедных крестьян, что они были ЗАГНАНЫ штыками в колхозы, жили практически в...впроголодь и получали, работали и...исключительно за палочки!
К тому же у них не было паспортов!!! Какой мёд, куда вывозить? Кругом НКВДэ...
Жуткое, ужасное зрелище....толитариЗЬм и сталениЗьм кругом...БЫЛ!
А вы про..."купил два самолёта на свои деньги"!!!
ВЫВСЁВРИЁТЕ!!!!!

Это сообщение отредактировал видеограф - 28.07.2015 - 12:05
 
[^]
видеограф
28.07.2015 - 12:08
5
Статус: Offline


видеограф

Регистрация: 8.04.14
Сообщений: 7247
Цитата (Hedin3000 @ 27.07.2015 - 14:35)
Цитата (DedCanLiv @ 27.07.2015 - 11:23)
Цитата (понча @ 27.07.2015 - 18:14)
Одна маленькая деталь...... КОЛХОЗНИК на СВОИ ЛИЧНЫЕ деньги купил два самолета ценой примерно около ста тысяч рублей....... И таких случаев были сотни....

Мед продавал, пасека у него была нехилая. Можно сказать что за один урожай на самолет сразу собрал денег...
А на второй самолет уже всей родней собирали и соседи помогали...

Это как раз к либерастическим рассказам о том, что все сидели по лагерям и крестьяне - забитый и нищий скот... На самом деле до смерти Сталина были очень развиты артели и индивидуальные предприниматели. Артели - это союз собственников без наемного труда. 70% рыбы, 80% картофеля и овощей и 90% предметов легкой промышленности давали артели и индивидуалисты... Так как они не были заточены на вал и массу - было очень приличное качество. А потом пришел хрущев и все убил... так и появилась уродливая легкая промышленность позднего социализма и голодные электрички.

Приятно сознавать, что правда по тихоньку выходит наружу.
Не так быстро и оперативно... ещё много горбачёвско-яковлевско-солженицынского ГОВНА в головах людей и у тех кто при власти то же !

Это сообщение отредактировал видеограф - 28.07.2015 - 12:09
 
[^]
TVAR
28.07.2015 - 13:23
2
Статус: Offline


Вождь эскадрильи конных водолазов

Регистрация: 16.10.05
Сообщений: 15786
Приятная новость))))
 
[^]
bdfy1
28.07.2015 - 13:28
-2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 22.06.12
Сообщений: 226
Цитата (видеограф @ 28.07.2015 - 12:04)
Цитата (DedCanLiv @ 27.07.2015 - 11:23)
Цитата (понча @ 27.07.2015 - 18:14)
Одна маленькая деталь...... КОЛХОЗНИК на СВОИ ЛИЧНЫЕ деньги купил два самолета ценой примерно около ста тысяч рублей....... И таких случаев были сотни....

Мед продавал, пасека у него была нехилая. Можно сказать что за один урожай на самолет сразу собрал денег...
А на второй самолет уже всей родней собирали и соседи помогали...

Подождите, ПОДОЖДИТЕ!!!!!!!
Это какой то разрыff мозга...
Все же знают, шо кровавый тиран СТАЛИН, так угнетал бедных крестьян, что они были ЗАГНАНЫ штыками в колхозы, жили практически в...впроголодь и получали, работали и...исключительно за палочки!
К тому же у них не было паспортов!!! Какой мёд, куда вывозить? Кругом НКВДэ...
Жуткое, ужасное зрелище....толитариЗЬм и сталениЗьм кругом...БЫЛ!
А вы про..."купил два самолёта на свои деньги"!!!
ВЫВСЁВРИЁТЕ!!!!!

Ты забыл указать что в СССР с большими деньгами особо делать было нечего: прочитай "Золотого теленка" - там все это описано. Сейчас бы мужик был миллионерам - а в СССР так колхозником и остался.
 
[^]
Primus525
28.07.2015 - 13:30
-3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.01.11
Сообщений: 11806
Цитата (понча @ 27.07.2015 - 11:14)
Одна маленькая деталь...... КОЛХОЗНИК на СВОИ ЛИЧНЫЕ деньги купил два самолета ценой примерно около ста тысяч рублей....... И таких случаев были сотни....

ага, миллионы, блять.

Это сообщение отредактировал Primus525 - 28.07.2015 - 13:31
 
[^]
badapple
28.07.2015 - 15:05
1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 16.08.09
Сообщений: 310
Цитата (понча @ 27.07.2015 - 11:14)
Одна маленькая деталь...... КОЛХОЗНИК на СВОИ ЛИЧНЫЕ деньги купил два самолета ценой примерно около ста тысяч рублей....... И таких случаев были сотни....

Во время войны люди продавали свои фамильные драгоценности, произведения искусств, продавали всё что угодно и передавали полученные средства на постройку самолётов, танков, пушек, чего угодно, всё ради победы. Таких примеров многие тысячи, стыдно такого не знать.
 
[^]
Akirik
28.07.2015 - 15:22
1
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 18.08.11
Сообщений: 110
Где то читал что на постройку танковой бригады "Дмитрий Донской" деньги дала церковь, и самый прикол деньги были из пожертвований церквей находяшихся в окупации. То есть деньги собирали под носом у фашистов.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 14803
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх