Ну попробую.
Тридцатьчетверку люблю, рассказать могу довольно много, правда большей частью скучных (большинству) цифр и фактов.
Итак Фото 01
Внешний вид Т-34 обр. 1942.
Цифра 76 не ставилась, ибо на тот момент только такой калибр и был. Но тем не менее стоит на нем именно 76,2 мм оруди Ф-34.
Деталей башни из-за плохой освещенности не разглядеть, но судя по упоминанию Нижнего Тагила, танк именно этого завода. Танки всех заводов в деталях отличались, наиболее заметными были именно отличия башни.
Экипаж на тот момент 4 человека. Командир танка, он же выполнял функции наводчика. Заряжающий. Механик-водитель. Стрелок-радист. Довольно бесполезный член экипажа. Теоретически стреляет из пулемета и ведет радиосвязь. На практике и в спокойной обстановке через прицел мало что видно, в бою, в дыму и тряске вообще почти ничего... Стрелял иногда в сторону противника. С рацией почти аналогично. В бою как правило не работала. Зато на марше помогал уставшему механику-водитель переключать скорости. Операция требовала значительных усилий.
PS по Тигру. С точки зрения управляемости был очен простой танк. Им мог управлять, как правило, любой член экипажа.
Фото 02
Сделано с пола башни (а ля заряжающий на корточках фоткал) по направлению вперед. Хорошо видно рабочее место механика водителя и открытый его люк. Черная круглая фигня справа вверху - шаровая установка пулемета стрелка-радиста. Черный ящик под ней - гильзоулавитель. Слева внизу серый ящик - боеукладка снарядов.
Фото 03
Процесс обратный. Снято через открытый люк механика-водителя по направлению назад. Видна спинка сидения механика-водителя. Боеукладка на дне танка, держатели для 3-х снарядов слева и 2- справа. Еще часть снарядов в самой башне. Круглый ее погон сверху просматривается.
Сзади на белом фоне черный люк. Люк в моторное отделение, для обслуживания двигателя. К сожалению двигатель довольно плохо отделялся от боевого отделения из-за чего в танке было много лишних газов и запахов. А иногда и огонь пробирался.
Фото 04
Снято похоже опять через люк механика-водителя, но теперь по напрвлению налево. Т.е. лобовая броня справа. Видим почти исключительно казенную часть ДТ. То бишь пулемета Дегтярев-Танковый стрелка-радиста.
Где-то за ней должна располагаться радиостанция.
Фото 05
Башня вид сверху. Люки командира (слева) и заряжающего (справа). С открытыми люками спереди у танка вид и вправдк у забавный. У упоминание о Микки-маусе я встречал. Но источник не очень надежный. Кроме того встречал то же самое и про БТ и КВ.
В нижней части фото (сзади башни) бронированный колпак вентилятора башни.
Фото 06
Вид изнутри и снизу на башню. Хорошо видна казенная часть пушки. А также собственно погон башни (круглая дыра в крыше корпуса). Из-за размеров которого очень долго не получалось увеличить калибр орудия. А размер погона не получалось увеличить из-за отсутсвия станков для его обработки. Как только американцы заказ на эти станки выполнили, диаметр погона был увеличен м 1420 до 1600мм и появилась возможность поставить башню побольше и трехместну. Так появился Т-34-85.
Фото 07
Рабочее место командира, причем в качестве наводчика. Прицелы и маховики наводки. Справа казенная часть орудия.
PS Что впомню еще из писанного прокомментирую.
1. Привода поворота башни было 2: электрический и ручной. Электрический довольно шустрый, башня поворачивалась быстро. В чем был определенный плюс. С другой стороны трудно точно прицелиться. Поэтому пользовались обоими.
В горячке боя часто только ручным, потому как с электрическим некоторый навык нужен. В спокойной обстановке одно, в бою другой.
2. Про огнеопасность. Легенда, пиар, поднятие боевого духа. Статистика наоборот фиксирует незначительно бОльшую огнеопасность наших танков. Что впрочем относят на отсутсвие (поначалу) автоматической противопожарной ситемы. У немцев с этим было на порядок лучше. Плюс баки в моторном отделении (у немцев) и отделено все это от боевого надежной противопожарной перегородкой.
Но неопытным на заводах демонстрировали прием: брался факел и два ведра - с бензином и соляркой. И факел совался в эти ведра. Соответственно бензин загорался, а в солярке факел тух. На неспециалистов действовало хорошо.
Главная фигня баки с горючим бортах. Как раз за этими наклонными листами на надгусеничных полках. На фото танка изнутри видно что борта вертикальны. Снаружи наклонные. В этих зазорах и были баки. Когда пустые - вопросов нет. Полные - тоже ничего. Может загорится, может и нет, а может вылезти успеешь. А вот полупустые - труба. Взрываются пары очень охотно и мощно. Вырывают бортовые и/или лобовые листы. Экипажу обычно конец.
3. Рациональный угол наклона брони. Не меньший пиар.
Во-первых такой брони надо заметно больше, чем если броню поставить вертикально. Во-вторых сложность сборки увеличивается.
В-третьих эффект есть до калибра снарядо 75-мм. А с 1942 года с введением специальных наконечников, которые снаряд при ударе "нормализировали", процент рикошетов тоже упал до стандартных значений.
В итоге немцы на Пантере и Королевском Тигре борта тоже сделали наклонными. Наши же кроме Т-34 этот фокус нигде больше не использовали. Задумка дала малый и недолгий эффект, а минусов имела заметное количество.
4. По Шерману. Есть такая книга "Танкист на иномарке" Лоза Д. Ф.
Если сильно интересно, можно почитать. Чуть ли не единственное описание наших на ихних танках. Мемуары, конечно, но хоть не одна фраза.
Что оттуда помню:
Про комфорт - ясно. Хотя немцев не меньше хвалят.
По началу малоприспособленные к нашей зиме гусеницы. Скользили здорово. Правда обычно был представитель завода в полку отправлял замечания, и американцы довольно оперативно реагировали.
Нет детонации боекомплекта при пожаре из-за особенностей взрывчатки.
Из общих данных - броня более вязкая, нет отколов изнутри и соответсвенно ранений и смертей по этой причине. По снарядостойкости примерно аналогична Т-34. Орудине не хуже, а то и лучше, чем на Т-34, но заметно уступает Т-34-85.
Так что танк неплохой, вполне сравним по боевым качествам с Т-34. Где-то лучше, где-то хуже. Хуже в основном в ремонтопригодности и обслуживании, требовал более качественного ГСМ.
5. Про подвеску. Может про Кристи и не надо. Но подвеска именно от него. Через БТ, кончено, но тем не менее. Торсионная предусматривалась в Т34М. Там вообще много чего было. И наклона бортовых листов уже не было, и командирская башенка была. Единственный заметный минус - экипаж так и оставался 4 человека.
Вообще проект Т-34М интересен тем, что почти все недостатки танка конструкторы видели еще ДО войны и пытались исправить. Держала технологическая база. С войной проект прикрыли. Когда вернулись к нему - получили Т-44. Вот это зверь танк. Но поздно. Дорога ложка к обеду.
Это сообщение отредактировал Navigobear - 10.11.2010 - 01:39