Я по специальности конструктор реактивных двигателей. Могу немного рассказать Вам о пепеле и полётах через него. Поможет мне в этом схема внизу.
Действительно, вулканический пепел - это взвесь из микроскопических частиц вулканического стекла и пролет самолёта через такое облако - вещь неприятная, но не все так страшно.
Начнём с конца, т.е. с
турбины. Вулканическая стеклянная пыль является достаточно сильным абразивом, но попасть этот абразив в турбину и покромсать лопатки не может, т.к. перед турбиной на пути пыли встретится камера сгорания, где все стекло будет жестоко расплавлено. Конечно, стекло может забиться в системы охлаждения турбинных лопаток (они полые), но на то есть датчики, автоматика и пилот, который спокойно справится с ситуацией если что.
Камера сгорания. Да, пепел и расплавленное стекло может иногда вызывать срыв пламени с нескольких форсунок, но на остальных горение продолжится, а погашенные тут же зажгутся вновь.
Компрессор. Данный узел обязательно проходит испытания градом. Т.е. самолёт, попав в облако с градинами должен, спокойно пройти через него и продолжить полёт (потом на земле двигатель переберут). А град является
гораздо более разрушающим фактором для лопаток компрессора, чем микроскопическая пыль. Кроме того, компрессор спроектирован так, что вся стеклянная пыль будет отбрасываться от центра к периферии и у современных пассажирских самолётов (с двухконтурными двигателями) она просто минует и компрессор высокого давления и камеру сгорания и турбину по внешнему контуру. У одноконтурных проблем тоже не возникнет - слишком мелка угроза.
Наиболее вероятным отказом при прохождении пепла является отказ
систем навигации GPS и ей подобных из-за статического электричества. В этом случае пилотам приходится пользоваться дублирующей системой, основанной на механических приборах (гироскопы всякие). Это не смертельно, не опасно и не страшно, если пилот не уснул за рулем. Во всяком случае на борту всегда есть тупые долбаёбы, которые несмотря на запрет (а в авиации почти все правила написаны кровью) пользуются электроникой, способной создавать помехи навигационным системам и системам управления двигателем.
Исследования инциденотв с самолётами (в том числе и с бортами KLM и British Airways, о которых идет речь в цитате) показали, что остановка двигателей происходила не из-за налипания стекла на лопатки турбины, а всего лишь из-за того, что в облаке пепла недостаточно кислорода для горения топливовоздушной смеси. Вот и всё. Именно поэтому после прохождения облака двигатели вновь удавалось запустить. Неприятно очень, но не смертельно.
По сабжу - отрыв лопаток турбины не должен быть опасен для самолета (иначе двигательникто не пустит в производство. Там над турбинными лопатками есть специальные конструкции (бывают разные), которые не позволяют лопатке после ее отрыва покинуть двигатель, а если и позволяют, то только через сопло, т.е. лопатка будет отброшена назад реактивной струёй и не повредит фюзеляж или оперение самолёта. Но! Подводя итог, я сильно сомневаюсь, что пепел мог вызвать взрыв двигателя и отрыв лопаток.