Авиация не промолчала. Она выполняла приказы. А проблем было выше крыши.
1. Недостаточная подготовка пилотов. Ускоренные курсы предполагали, что опытный пилот будет вести за собой двоих (или больше) малоопытных, которые и составляли основную массу.
2. От богомерзкой тактики троек окончательно отказались в начале войны. Двоим ведомым слишком трудно выполнять свою задачу, прикрывать ведущего, да еще и не столкнуться при этом. Стали летать только парами, пары могли объединяться в звенья. С тех пор двое их: учитель и ученик. (С)
3. Стратегия тоже изрядно хромала. Методику применения Ил-2 пришлось создавать с нуля, при этом допиливая и сам самолет. Поскольку авиация подчинялась армии (читай - пехоте), а не сотрудничала с ней через собственные штабы (да, был и такой пиздец) летчикам предписывалось летать вблизи линии фронта на малых высотах и небольших скоростях, поддерживая таким образом боевой дух пехоты. В мемуарах этот момент часто отражают. В общем, летчиков лишили главных козырей: высоты и скорости. Свободную охоту вообще разрешили только в 1944, да и воздушные армии как отдельные единицы возникли примерно в это же время.
4. Основная масса самолетов была уничтожена немцами на земле аэродромов. Возникла патологическая ситуация: пилоты есть, а самолетов нет. Самолеты делали, но их не хватало. Вдобавок, И-16 как самая массовая машина СССР, никак не мог тягаться с Мессершмитами и Фокке-Вульфами. В условиях превосходства немцев в воздухе выбивали их быстро. Среди летчиков процент тех, кто прошел всю войну, крайне низок, как и выпускников 1941-1942 годов. Вот выпустившихся из училищ в 1943 и позже - много. К тому времени довели до ума и машины, и культуру их обслуживания, и стратегию с тактикой.
5. Flak 8.8 - Дико продвинутая для тех времен зенитная система. Именно система, а не тупо здоровенная зенитка! Она позволяла управлять батареей или дивизионом орудий в полуавтоматическом режиме: электромеханическое счетное устройство вырабатывало огневое решение, а наводчикам надо было лишь быстро совместить стрелки на шкалах, после чего командир нажимал кнопку, и некоторый объем неба заполнялся осколками снарядов.
Так что немцам очень даже было чем сбивать.