Первая катастрофа Бугаева.
Небольшая предистория - это было уже второе серьёзное происшествие у него, первое было - пожар, ещё до моего прихода в часть (ноябрь 1983 г), подробностей не знаю, при попытках узнать отделывались общими фразами.
В это время я был праваком в экипаже командира отряда, бугаев был командиром корабля в этом-же отряде. (отряд -3 экипажа). Бортовой номер самолёта - 08. 11 мая 84 наш экипаж и ещё один пригнали из Чагана 2 самолёта Ту-95к (чаганцы переучивались на Ту-95мс6), и один из них, который достался нашему отряду тоже был 08, только другого цвета цифры. А одно из суеверий - двух одинаковых номеров быть не должно. Старший техник отряда Алексей Грицай ещё сказал:
- Надо срочно перерисовать - нехорошо,
Все согласились:
- На ближайшем ПХД всем отрядом и займёмся
Работа немалая - высота цифр около 1,5 м, ширина штриха - около 30 см, а на киле - ещё и высоко.
Но ближайшие полёты были раньше, "новый" 08 не летал (ещё в состав не вошёл), а свой - на всю смену распланирован.
Мы, своим экипажем отлетали на нём свою ночную программу (смена - разведка погоды и облет РТС - 21.00, начало 23.00, конец - 08.00).
Я, как незадействованый и второй штурман тоже - были отпущены домой, командир и штурман пошли инструкторить на другой борт.
А на этот частично сел экипаж Бугаева, часть осталась нашего.
Второй штурман решил остаться на аэродроме, я пешком потопал, возле штаба полка меня догнал на своей машине нач. штаба полка. Приехали, он пошёл машину ставить, я - домой (снимал домик в частном секторе).
Пришёл, стучу в ворота, жена (в положении ещё) открывает, слышим звук над головой - над городом (чего не должно быть) метрах на 200 проходит 95-й, горит корма, хвост пламени метров 70 (длиннее самолёта).
Бросил жене сумку с шлеммофоном и побежал обратно в гаражи, там уже НШ выезжает, молча доехали до аэродрома.
Ночью, все, кто был пешком пошли искать прыгнувших, нашли - 14.200 м от торца - КОУ и 2 радист, рядом 2,5 метра друг от друга, под каждым ямки по 60 см глубиной (извините уж за подробности - так было в акте судмедэкспертизы написано), у радиста руки и лицо немного обожжены (1-2 степень).
В 15 км от торца лежал парашют КОУ, сработавший, застёгнуты только верхние лямки (причём одна в замок заделана глухо и не снимается).
Как происходило в воздухе:
При заходе на посадку на удалении около 16-17 км в эфир прошла непонятная фраза (впоследствии установлено - второй радист кричал командиру огня: "Пожар!, пожар!. помогай!"), как положено командир на удалении 5-4 км запросил посадку, к тому моменту в корме позамыкало так, что все три УКВ радиостанции стали на передачу на одном канале, весь эфир практически выключен.
ПРП на СКП (который разрешает посадку) несколько раз разрешил посадку, и продублировал двумя зелёными ракетами, он уже видел, что самолёт горит.
РП дал команду:
- набрать 1200 покинуть самолёт
Экипаж не слышал ничего, не получив разрешение на посадку и не зная о пожаре КК принял решение об уходе на второй круг, уже переведя самолёт в набор увидел зеленые, но садиться было уже поздно.
Впереди был ещё один самолёт, поэтому с разворотом не торопился, и тут первый радист увидел пламя за самолётом, командир стал выполнять круг в другую сторону (над городом), сел нормально, с гладким крылом, самолёт оставался на полосе, подъехала пожарная машина, начали тушить, тут начали рваться снаряды задней установки, экипаж передней кабины повыпрыгивали на бетон просто так, старший радист - перелом ключицы.
Самолёт всё-таки потушили - из лафетного ствола, не вылезая из машины.
Выгорела вся задняя кабина, часть заднего техотсека включая патронные ящики задней установки, а далее были патронные ящики верхней и нижней установок, 150 кг жидкого кислорода в 5 КПЖ, задний фюзеляжный топливный бак.
При касании на посадке сначала вывалилась задняя пушечная установка и болталась на патронопроводах, чуть дальше - рулевая машина руля высоты и тяги проводки (т.е. - проводка РВ была разорвана).
Впоследствии причину пожара и даже его точное место так и не определили.
Кто-то пытался свалить вину на погибших - типа курили в воздухе, пепел попал в кислородную маску, кислород подтекал, вот и загорелось.
Из всего - только кислород из маски может подтекать - особенность бортового дыхательного аппарата КП-27.
Потом пытались имитировать такую ситуацию: включали подачу кислорода постоянно (от парашютного прибора) и сыпали туда пепел, потом горящие спички, от пепла вообще ничего, спички быстро и ярко прогорали сами, очага пожара не получилось.