Кстати, именно этот самолет породил поговорку "Взлет за счёт кривизны земли", после отрыва с запасом по углу атаки около 1 градус летчик делает энергичное движение штурвалом "от себя" (дабы обеспечить этот запас побольше0, эмка, задрав хвост выше передней кабины с рёвом и копотью (особенно с ВД-7б) неспешно набирает высоту.
При невыпуске тормозных парашютов и посадке с нормальным весом пробег - 4200 м. (выкатывается за БПРМ), тормозов, даже аварийных (без использования антиюзовой автоматики не хватает), тормоза т.н. "Рубашечного типа" - по сути барабанные, только внутри барабана находится резиновая камера из довольно толстой резины, на внешнюю поверхность наклеены тормозные накладки из фрикционного материала (что-то типа феродо) - именно эта камера называется "Рубашка", при подаче гидросмеси (макс давление АМГ-10 до 150 атм), рубашка увеличивается в диаметре и накладки прижимаются изнутри к барабану.
Аналогичная система была на Ту-16, были случаи - при перегреве тормозов возникали пожары резиновых камер и гидросмеси, на пробеге после посадки экипажи успевали спастись и сгорал только самолет (в конструкции шасси широко использовались магниевые сплавы, горение которых потушить невозможно).
На 3М был случай взлета на стояночном тормозе, в процессе разбега перегрелись, возник пожар, горящая опора шасси была убрана, в результате возник пожар уже внутри фюзеляжа, часть экипажа погибла.
Вину возложили на борттехника - якобы лампа контроля стояночного тормоза была "зашторена в ночное положение" и борттех не увидел её состояние - это ещё один недостаток конструкции самолета - распределение обязанностей, правак (помощник командира корабля) полностью работает с двигателями, а с системами двигателя - борттехник, а вышеупомянутая лампочка должна быть у летчиков.
После этого случая была установлена лампа без шторок и в карте контрольных докладов введен контроль стояночного тормоза, но попытка взлета на стояночном тормозе была впоследствии, на сей раз все закончилось благополучно, обнаружено экипажем на разбеге, взлет прекращен, остановились в пределах полосы, несколько экипажей распихали по запасным - самолет переобували на полосе.