Лица минувшей эпохи: 22 ретро портрета русских гимназисток из 1900 года

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) 1 2 [3] 4 5   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Корнетъ
31.12.2016 - 13:57
3
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 23.03.12
Сообщений: 101
Стр.2

Лица минувшей эпохи: 22 ретро портрета русских гимназисток из 1900 года
 
[^]
огомор
31.12.2016 - 13:58
4
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 13.02.14
Сообщений: 254
Картина Владимира Маковского "Приезд учительницы в деревню" (1897) — типичная жанровая картина конца 19 века. Картина как–бы проста и понятна, но весь культурный контекст, связывавшийся у первоначального зрителя с изображенным, давно уже утерян. Мы видим, что изображено на картине, но не можем догадаться, что подразумевается помимо изображенного и что нам об этом думать. Попробуем разобраться.

На первый взгляд, картина оптимистична. Мы видим двор крестьянской усадьбы в Южной России (тополь, наряд бабы слева, характерная форма кровли). Во дворе за столом сидит только что приехавшая (телегу с ее вещами еще не успели разгрузить) учительница в типичном для "барышни" городском наряде. Учительницу, по всей видимости, принимают хорошо — баба в ярком народном костюме уже растопила самовар, принесла фаянсовые чайник и чашку (для крестьян это парадные предметы), глиняную крынку с чем–то (молоко?), малопонятные фрукты или овощи. Какие–то личности, высунувшиеся из дома, с любопытством разглядывают учительницу; хмурый мужик куда–то ведет лошадь. Сияет летнее солнце. Но учительница, симпатичная и хорошо одетая молодая женщина, находится в оторопи, ничему не радуется, да и вообще выглядит так, как будто бы ее отправили на каторгу.

В общем, можно подумать, что капризная городская девица по глупости и вздорности не умеет радоваться травке, солнышку, свежей еде и прочим идиллическим прелестям деревенской жизни.

Что это всё значит на самом деле? Начнем со школы и положения сельских учителей. На 1897 год основым типом сельской школы была одноклассная школа с двух — или трехлетним) курсом. В половине случаев эта школа была земской (побольше зарплата, поменьше молитв), в половине — церковно–приходской (обратная ситуация). Одноклассной школа была в том смысле, что в ней была одна классная комната, и учитель одновременно занимался с детьми всех лет обучения. В школе учили чтению и письму, Закону Божию и чтению на церковно–славянском языке, арифметике; Закон Божий преподавал священник, а все остальные предметы — один учитель. Учителя получали приблизительно 240 рублей в год, как рабочий невысокой квалификации, меньше фельдшера в земской больничке, меньше волостного писаря. Но, кроме жалованья, учителям полагалось еще и бесплатное жилище (по умолчанию комната и кухня) с бесплатным отоплением.

В учителя брали равно мужчин и женщин, причем платили им одинаковое жалованье; это было весьма благородно для той эпохи, когда женщина обычно получала в два и более раза меньше мужчины за одинаковую работу (относится даже к учительницам гимназий). На момент написания картины женщин в профессии было чуть меньше половины. Сельские (их называли народными) учителя не являлись чиновниками, и для них закрыта всяческая карьера — ближайший начальник, инспектор народных училищ, приходившийся в среднем на сто школ, был уже чиновником с высшим образованием.

Образовательный ценз для народных учителей был невысоким. Кто–то (больше мужчины) заканчивал специализированные учебные заведения — учительские семинарии, это 6–летнее образование с курсом ниже среднего. Кто–то (исключительно женщины) заканчивал гимназию и сдавал на звание учительницы простой дополнительный экзамен; с начала 20 века в гимназиях появлялись добавочные 8–е классы, доучивавшие девочек именно на звание учителя начальной школы. Брали, при условии сдачи особого экзамена, и выпускников разных других учебных заведений с 6–летним и более курсом. Даже выпускники двухклассной (то есть 5–летней) начальной школы могли быть принимаемы в учителя при нехватке более компетентных кандидатов.

Итак, народные учительницы происходили из самых разных слоев общества и имели различный образовательный статус. Что же тогда происходит на нашей картине? Почему именно эта учительница такая смурная?

Для начала, надо понять, что перед нами женщина, одетая по моде городского среднего класса: блузка сложного покроя, кружевное жабо, шляпка — это наряд "барышни". Учительница, выбравшаяся из крестьян, никогда не стала бы одеваться так замысловато. Мы видим, несомненно, бывшую гимназистку (или, как минимум, выпускницу епархиального училища).
Но какая сила могла занести гимназистку в деревню? И тут мы подбираемся к сути картины.

Молодым женщинам среднего и высшего класса в ту эпоху было очень сложно найти себе мужа. Дело в том, что по правилам стратифицированного общества мужчины могут жениться "по горизонтали" (то есть на равных) и "вниз" (то есть на невестах ниже себя по социальному статусу), а вот женщины могут выходить замуж только "по горизонтали" и "вверх". Поскольку общество устроено как пирамида, и каждый высший социальный слой имеет заметно меньше членов, чем примыкающий к нему низший, то потенциальных невест "снизу" много, а потенциальных женихов "наверху" мало. А женихов "по горизонтали", среди равных, всегда оказывается меньше, чем невест — кто–то уже нашел себе невесту "снизу", а кто–то не особенно хочет жениться.

Напомним, что брак в том мире был для женщины решением всех жизненных проблем — он давал и социальный статус, и доход, и занятие (разумеется, занятие матери и домохозяйки), и доступ к сексу и деторождению. Для мужчины же брак давал всего лишь одну возможность — иметь законных наследников, все остальные опции были доступны в равной мере и женатым, и холостым; более того, доступ к сексу для мужчины после вступления в брак только ухудшался. Соответственно, мужчина нуждался в браке меньше, чем женщина. Как результат, брак во всех случаях, когда это было возможно, сопровождался доплатой со стороны женщины — приданым.

Но в эпоху 5% доходности многолетних накоплений и многодетности скопить на значимое (то есть дающее значительный для новой семьи постоянный доход) приданое для каждой из дочерей могла только очень и очень обеспеченная семья. Всем остальным приходилось как–то устраивать в жизни дочерей–бесприданниц. И тут на помощь приходила гимназия. Восьмилетнее обучение обходилось в 600–800 рублей (если девочка при этом жила дома), и вложиться в учебу было куда умнее, чем покупать на эти деньги белье или сервизы, которые все равно не произведут на жениха большого впечатления. Разумеется, гимназистка, при прочих равных, была много более привлекательной невестой, чем необразованная девица — она имела хорошо поставленную речь, читала книжки, могла написать письмо, умела поддержать беседу, даже знала немного по–французски.

Семьи из среднего, а иногда и из самых верхов низшего класса сдавали дочерей в гимназии вперебой. Министерство народного просвещения относилось к женским гимназиям безразлично — если местная инициатива имелась и был платежеспособный спрос, то почему бы и не открывать их там, где о том попросили. Спрос же имелся и непрерывно возрастал, и с 1890–х годов начался быстрый рост числа женских гимназий. К 1913 году в число мальчиков и девочек, учащихся в средних учебных заведениях, сравнялось. Мужские гимназии выпускали будущих студентов, чиновников, старших служащих в больших фирмах — а женские тем временем выпускали будущих невест.

Но, увы, по описанным выше причинам женихов все равно недоставало. Чем больше становилось невест–гимназисток, тем меньшее преимущество давала гимназия на брачном рынке. Грубо говоря, на четырех выпускниц гимназии приходились максимум три доступных для брака выпускника гимназии. Кто–то нашел себе необразованную, но имевшую приданое купеческую дочку, кто–то поступил в студенты или в офицеры (первым не разрешалось жениться вовсе, вторым до 29 лет), кто–то предпочел остаться холостяком. Век невесты–бесприданницы был недолог — 23–24 года, и ты вылетаешь с брачного рынка.

И вот тогда семье приходилось решать, что делать с дочкой, вероятность выйти замуж для которой стремительно уменьшается с каждым днем. Разумеется, те, кто мог себе позволить содержать незамужнюю дочь до конца дней в семье, так и поступали. Но многие и так отдавали дочерей в гимназии на последние деньги. Как пристроить в жизни неудачливую девушку? Увы, работы в городе для женщины со средним образованием было мало. Секретарш и машинисток в 1897 году еще не было. Продавщицы были великой редкостью, а платили им копейки. Разумеется, гимназистки могли стать домашними учительницами и гувернантками, но и этих завидных мест резко не хватало. Пойти и заняться простым физическим трудом человек со средним образованием в ту эпоху не мог — это было такое падение, что уж лучше сразу перейти к проституции. Последней опцией для тех, кто не смог найти ничего лучшего, и была должность сельской народной учительницы. То, что мы видим на картине — это итог крушения всех жизненных планов и надежд молодой женщины, чем и объясняется ее унылый внешний вид.

Сельское учительство оказывалось для женщины жизненным тупиком, выбраться из которого было очень и очень сложно. Денег платили ровно столько, что на деревенский вкус можно жить припеваючи, а вот накопить на то, чтобы выбраться из деревни, никогда не удавалось. Связь с городской культурой с годами терялась, и учительницы постепенно дичали — выписать ежедневную газету, толстый журнал, и купить за год 5–6 книжек стоило 40–50 рублей, то есть было для них уже малодоступным. Круг общения сужался до земского доктора, фельдшера и волостного писаря — учительница не могла общаться с "низшими" крестьянами (а помещики, по той же причине, не могли общаться с учительницей), что сводило шансы на замужество к нулю. И наконец, бытовые и гигиенические условия деревенской жизни для всякого выходца из среднего класса, у которого не было дома барского типа и прислуги, казались ужасными. Огромные сложности с мытьем, необходимость прилюдно справлять нужду на огороде (а вы думали, что у крестьян тогда были туалеты?) — все это ежедневно напоминало бедной учительнице, что ее жизнь по существу является каторгой.

Итак, наша картина совсем не про идиллию деревенской жизни, которую не умеет оценить вчерашняя горожанка. Сюжет ее куда более суровый. Полотно рассказывает нам о мире жестких гендерных отношений, в котором девушка, не сумевшая найти себе к 25 годам мужа, должна была убираться на обочину жизни.
 
[^]
ЗимняяСоня
31.12.2016 - 13:58
1
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 20.01.15
Сообщений: 430
Глаза у них совсем другие. Таких у нас не встретишь. Я, по крайней мере, не встречала такого взгляда у своих современниц. Да и за собой не замечала.
 
[^]
leo555
31.12.2016 - 13:59
2
Статус: Offline


Домашний кот

Регистрация: 9.03.13
Сообщений: 184
Цитата (Tavadi @ 31.12.2016 - 12:48)
ЯПы княжну Юсупову пригласил на карамболь

каждый ЯПролетарий просто обязан вдуть своим 45ым в образованную и воспитанную княжну sm_biggrin.gif
 
[^]
FloatP
31.12.2016 - 14:00
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.05.11
Сообщений: 5055
Цитата (SureShot @ 31.12.2016 - 13:26)
Оказывается школьные платья с фартуками к нам пришли еще с тех времен...

угу
Крупская выбирала
причем из всего многообразия почему-то выбрала самый отстойный вариант
 
[^]
Балдубей
31.12.2016 - 14:02
9
Статус: Offline


Гость

Регистрация: 20.09.15
Сообщений: 0
ГОЛОХВОСТЫЙ: Главное у человека — не деньги. А натурально хформа! Вченость. Потому ежели человек вченый, так ему уже свет переворачивается вверх ногами. Пардон. Вверх дыбом. И тогда, когда тому, одному, которому не вченому, будет белое так уже ему, вченому, которому, будет уже как...
СЕРКО: Зеленое?
ГОЛОХВОСТЫЙ: Нет, рябое! Вы меня понимаете, Проня Прокоповна?
ПРОНЯ: Очень! Мине тоже посля пансиена все другим кажется.

Лица минувшей эпохи: 22 ретро портрета русских гимназисток из 1900 года
 
[^]
andrey118
31.12.2016 - 14:05
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.03.14
Сообщений: 3289
и коричневые калготки.ето пиздец,лютый.
 
[^]
Корнетъ
31.12.2016 - 14:06
5
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 23.03.12
Сообщений: 101
Добавлю еще пару тройку...

Лица минувшей эпохи: 22 ретро портрета русских гимназисток из 1900 года
 
[^]
Корнетъ
31.12.2016 - 14:07
8
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 23.03.12
Сообщений: 101
Вторая..

Лица минувшей эпохи: 22 ретро портрета русских гимназисток из 1900 года
 
[^]
Корнетъ
31.12.2016 - 14:07
6
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 23.03.12
Сообщений: 101
Третья...

Лица минувшей эпохи: 22 ретро портрета русских гимназисток из 1900 года
 
[^]
Корнетъ
31.12.2016 - 14:10
10
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 23.03.12
Сообщений: 101
И да, про выпускниц. Мини-коллаж, об тогдашних и теперешних.

Лица минувшей эпохи: 22 ретро портрета русских гимназисток из 1900 года
 
[^]
Батарейкин
31.12.2016 - 14:19
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.06.12
Сообщений: 4851
Цитата (Wowan1964 @ 31.12.2016 - 14:48)
Впереди у них две мировые войны, революция. Дух безмятежности. Последние годы перед потрясениями.

А в это время куча губерний голодает,народ безграмотен и прочие нештяки, пока их благородия булками хрустят
 
[^]
Hedin3000
31.12.2016 - 14:25
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.12.13
Сообщений: 1315
Цитата (Батарейкин @ 31.12.2016 - 14:19)
Цитата (Wowan1964 @ 31.12.2016 - 14:48)
Впереди у них две мировые войны, революция. Дух безмятежности. Последние годы перед потрясениями.

А в это время куча губерний голодает,народ безграмотен и прочие нештяки, пока их благородия булками хрустят

А что в 30-х годах было не так? Народ голодал от коллективизации и самодурства, а у Ягоды и Ежова жены имели лучшие в Европе коллекции украшений.
И Горький что то о горестях пролетариата писал за государственный счёт тусуясь в Италии.
 
[^]
Батарейкин
31.12.2016 - 14:27
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.06.12
Сообщений: 4851
Цитата (Hedin3000 @ 31.12.2016 - 17:25)
Цитата (Батарейкин @ 31.12.2016 - 14:19)
Цитата (Wowan1964 @ 31.12.2016 - 14:48)
Впереди у них две мировые войны, революция. Дух безмятежности. Последние годы перед потрясениями.

А в это время куча губерний голодает,народ безграмотен и прочие нештяки, пока их благородия булками хрустят

А что в 30-х годах было не так? Народ голодал от коллективизации и самодурства, а у Ягоды и Ежова жены имели лучшие в Европе коллекции украшений.
И Горький что то о горестях пролетариата писал за государственный счёт тусуясь в Италии.

30е это короткий отрезок,в царской России это из века в век.Николашку расстреляли по тихой грусти и особо никто не расстроился,когда умер Сталин-народ рыдал.
 
[^]
Hedin3000
31.12.2016 - 14:36
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.12.13
Сообщений: 1315
Цитата (Батарейкин @ 31.12.2016 - 14:27)
Цитата (Hedin3000 @ 31.12.2016 - 17:25)
Цитата (Батарейкин @ 31.12.2016 - 14:19)
Цитата (Wowan1964 @ 31.12.2016 - 14:48)
Впереди у них две мировые войны, революция. Дух безмятежности. Последние годы перед потрясениями.

А в это время куча губерний голодает,народ безграмотен и прочие нештяки, пока их благородия булками хрустят

А что в 30-х годах было не так? Народ голодал от коллективизации и самодурства, а у Ягоды и Ежова жены имели лучшие в Европе коллекции украшений.
И Горький что то о горестях пролетариата писал за государственный счёт тусуясь в Италии.

30е это короткий отрезок,в царской России это из века в век.Николашку расстреляли по тихой грусти и особо никто не расстроился,когда умер Сталин-народ рыдал.

Все очень сложно... народ рыдал, потому что он хоть немного перестрелял этих лютых евреев которые пролезли во власть...
А после войны народ объективно начинал жить лучше и лучше... сука Хрущ-троцкист все развалил
 
[^]
Balazs
31.12.2016 - 14:36
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 21.06.14
Сообщений: 13776
Цитата (zxr @ 31.12.2016 - 11:48)
первая фото постановка современная.

откуда серьги у гимназистки??? это дурной тон.

И, тем не менее, это не современная постановка. На фото (справа, с серьгами) - та самая княжна З. Юсупова, которой уже вдули на предыдущих страницах. Фото сделано в Висбадене.

http://vm1.culture.ru/arkhangelskoye/catalog/0002400205/

 
[^]
Bjatta
31.12.2016 - 14:39
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.01.12
Сообщений: 2140
ммм...
И всё же я за возвращение школьной формы.
 
[^]
Rijick
31.12.2016 - 14:40
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.08.11
Сообщений: 1863

wub.gif Гимназисточка
 
[^]
straniero
31.12.2016 - 14:47
14
Статус: Offline


Паяц

Регистрация: 4.02.13
Сообщений: 1737
добавлю свою это прабабушка 1897 год г.Иркутск


Лица минувшей эпохи: 22 ретро портрета русских гимназисток из 1900 года
 
[^]
Forsait
31.12.2016 - 14:51
0
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 2.10.11
Сообщений: 510
а на седьмой случаем не тройняшки?
 
[^]
RiDE43YFR25
31.12.2016 - 14:58
0
Статус: Offline


Бывший лабух

Регистрация: 30.03.16
Сообщений: 2375
Цитата (Корнетъ @ 31.12.2016 - 13:57)
Правила Мариинской Донской женской гимназии. Стр.1

Цитата
"Ученицы.....бла=бла-бла.... обязаны НЕОПУСТИТЕЛЬНО посещать

Эта че за слово такоя?

Это сообщение отредактировал RiDE43YFR25 - 31.12.2016 - 14:58
 
[^]
АбрекЪ
31.12.2016 - 15:03
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.07.14
Сообщений: 10731
Обучение в гимназиях можно охарактеризовать словом "жесть".

Институтки в Смольном вставали в шесть утра и имели строго регламентированный распорядок дня, подчиненный полезности их воспитания: в день могло быть до 8 уроков. Девушек закаляли, поэтому температура в спальнях не превышала 16 градусов, спали они на жестких кроватях и умывались холодной невской водой.

Из книги «На заре жизни», принадлежащей перу бывшей «смолянки» Е.Н. Водовозовой: "Теперь даже трудно себе представить, какую спартанскую жизнь мы вели, как неприветна, неуютна была окружающая нас обстановка». Авторша неустанно подчеркивает низкое качество образования, получаемое институтками, бессердечность классных дам, интеллектуальную неразвитость воспитанниц.
 
[^]
VonDorn
31.12.2016 - 15:11
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.09.15
Сообщений: 1614
Цитата
низкое качество образования, получаемое институтками


Ага! Особенно, если учесть, что после 7-го класса гимназии все знали естественные науки в объёме 11-го класса современной школы, а после 4-го класса гимназисты и гимназистки свободно владели французским, немецким (иногда и английским) языками, знали латынь и древнегреческий, в объёме достаточном, что бы читать античных авторов. Вдобавок ко всему церковнославянский.
Кроме гимназий были ещё и реальные училища, куда брали детей и победнее, образование там было с уклоном на естественные науки. + возможность после поступить в технический или медицинский ВУЗ.

Это сообщение отредактировал VonDorn - 31.12.2016 - 15:13
 
[^]
Бархударов
31.12.2016 - 15:21
-2
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 13.02.12
Сообщений: 69
Цитата (Cheburatorrr @ 31.12.2016 - 11:43)
17. Выпускница Смольного института благородных девиц
Девушек готовили для светской и придворной жизни.

Я так понял, что Великие князья, да и сам Император имели своих фрейлин и придворных дам, по своему усмотрению.
Так например: 1844 году бездетная чета Штиглицев удочерила внебрачную дочь великого князя Михаила Павловича от фрейлины К.
Девочек в Смольном институте тоже этому учили?
Ну если Монарх раком ставить будет... lol.gif
 
[^]
АбрекЪ
31.12.2016 - 15:22
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.07.14
Сообщений: 10731
Цитата (VonDorn @ 31.12.2016 - 15:11)
Цитата
низкое качество образования, получаемое институтками


Ага! Особенно, если учесть, что после 7-го класса гимназии все знали естественные науки в объёме 11-го класса современной школы, а после 4-го класса гимназисты и гимназистки свободно владели французским, немецким (иногда и английским) языками, знали латынь и древнегреческий, в объёме достаточном, что бы читать античных авторов. Вдобавок ко всему церковнославянский.

В империи с нищим неграмотным аграрным населением, голодающим и не имеющем примитивного мед. обслуживания - а таких в России было примерно 85 процентов - знание латыни было весьма востребовано. gigi.gif Больше всего учили светские манеры, богословие, греческий, французский и пр. и пр.

К ХХ веку изначально дававшая неплохие результаты система выродилась в самоподдерживающееся болото, категорически противящееся любым переменам.

Отношение народа знаете к смолянкам и прочим гиназисточкам знаете??? В лучшем случае - ироничное. Слово "институтка" стало синонимом излишней сентиментальности, впечатлительности и ограниченности, читайте современников - все рассуждают "жеманных дурочках", "жантильных белоручках" и "сентиментальных барышнях", считающих, что "булки растут на деревьях" и "после тура мазурки кавалер обязан жениться". В общем цель у смолянок была таже, что и современных мукл - подороже продать писечку.

Это сообщение отредактировал АбрекЪ - 31.12.2016 - 15:24
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 34361
0 Пользователей:
Страницы: (5) 1 2 [3] 4 5  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх