К сожалению, статья о лайнере грешит там множеством ошибок. Вот, навскидку, если рассмотреть представленные данные о его карьере:
1) Первый рейс – не 5, а 4 июля 1923 г. 5 июля лайнер вышел в Атлантику уже из британского Саутгемптона;
2) Переименование в «Ганзу» последовало не 31, а 1 октября 1935;
3) Имя «Советский Союз» турбоход носил в 1953-1980 гг.;
4) Последнее имя лайнера после вывода из эксплуатации и перед разделкой было не Soyuz, а «Тобольск»;
5) Корабль был отправлен на разделку не в 1981-м, а в марте 1982 года.
То есть, в данном случае, Википедия как источник — слаба. И если кто-то будет делать русскоязычную статью, учтите, пожалуйста, эти ошибки.
Ещё добавление о мифологии, плотно окутывавшей лайнер всё время его советской биографии, после 1957 г.; несколько любопытных образцов и обьяснений их.
Из статьи А.Борисенко Легенды и правда «Советского Союза»
Одни «знатоки» рассказывали, что первоначально судно было столь огромным, что не могло развернуться в бухте Золотой Рог и его пришлось чуть ли не наполовину обрезать, другие утверждали, что первоначально судно называлось «Адольф Гитлер» (по другой версии – «Великая Германия») и якобы по этой причине немцы поклялись утопить его при первом удобном случае. Механизм появления последней легенды в принципе понятен. В октябре 1955 года (за полтора года до появления «Советского Союза» во Владивостоке) на рейде Севастополя взорвался и затонул, унеся с собой в пучину более 600 человек, линкор «Новороссийск». Он также был получен по репарациям, входил прежде в итальянский ВМФ и назывался «Джулио Чезаре».
По стране немедленно поползли слухи (они, кстати, гуляют до сих пор) о том, что «Новороссийск» взорвали мстительные итальянские боевые пловцы, которые, к слову сказать, по праву считались лучшими в мире. А потому многие дальневосточники были убеждены, что «Советский Союз» специально «сховали» на самый дальний бассейн - подальше от мстительных «фрицев».
Мифология рояля музыкального салона.
1. Но, пожалуй, самый древний рояль во Владивостоке стоит на сцене Пушкинского театра. Это инструмент знаменитой немецкой фирмы Blutner. По некоторым данным, ему более ста лет. Во время Второй мировой войны этот шикарный инструмент "под светлый орех" украшал музыкальный салон турбохода "Адольф Гитлер", входившего в состав пассажирского флота гитлеровской Германии. Поговаривают, что за этим роялем якобы сидел сам фюрер! Не зря, значит, местные музыканты называют его "Гитлер капут!" После войны судно по контрибуции досталось СССР, где было переименовано в "Советский Союз" и долгое время бороздило дальневосточные воды новой родины, так как не имело права пересекать границу. Когда судно списали на лом, "гитлеровский" рояль долгое время стоял на причале под брезентом, пока его не пристроили в Дом отдыха моряков. В 1999 году его подремонтировали, попутно покрасив автомобильным лаком. А в 2000 году инструмент купил Пушкинский театр за 12 тысяч рублей. По меткому замечанию Виктора Баранова, директора творческой студии "Камертон", базирующейся в здании Пушкинского театра, "ни один уважающий себя музыкант за него не сядет".
2. Второй рояль, установленный на главной сцене Пушкинского театра, не связан с событиями Русско-японской войны 1904-1905 годов. Да и возраст его не позволяет даже намекать на какую-либо связь с историей начала ХХ века: рояль изготовлен в Германии в 1934 году на фирме «Блютнер». И тем не менее этот музыкальный инструмент напрямую связан с событиями другой войны - Второй мировой, которая закончилась, как известно, атомной трагедией Хиросимы и Нагасаки и поражением Японии.
В свое время рояль стоял в фешенебельном салоне «Великой Германии» - крупнейшего пассажирского парохода гитлеровского рейха. По слухам, на этом пароходе часто бывал Адольф Гитлер и - то ли сам играл (во что с трудом верится), то ли наслаждался игрой лучших пианистов Германии на этом рояле. В 1943 году пароход «Великая Германия» был торпедирован и потоплен, а вскоре после войны поднят и передан в качестве трофея Советскому Союзу. [...]
В 80-х годах ХХ века, когда из-за резкого падения рентабельности морских пассажирских перевозок перед руководством Дальневосточного пароходства во весь рост поднялась необходимость решительного сокращения плановых убытков предприятия, судьба теплохода «Советский Союз» была решена. Сыграл в этом свою роль и возрастной фактор. Белоснежный океанский лайнер был переименован в «Тобольск» и продан на металлолом в Японию. А любимый Гитлером рояль оказался в пригороде Владивостока, на задворках Дома отдыха моряков. Там инструмент и был обнаружен первым директором Пушкинского театра Б.Г. Косяковым. Он-то и предложил нам в 1999 году приобрести эти «музыкальные дрова».
Приобрели. Отреставрировали. Восстановили. Настроили. И вот, когда на своем первом концерте в Пушкинском театре зазвучал этот музыкальный инструмент, я вспомнил…
В начале шестидесятых годов ХХ века, когда по воле Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева тысячам первокурсников пришлось делить свой день между работой на предприятиях и вечерней учебой в институтских аудиториях, я работал судосборщиком (по профилю избранного факультета) на Дальзаводе. И вот как-то поставили в док на ремонт белокорпусный «Советский Союз». Бригадир прихватил меня, и мы взошли на борт красавца теплохода для выполнения каких-то корпусных работ в одном из залов-салонов этого лайнера. Войдя в помещение, я обомлел, увидев роскошь и объемность громадного пространства холла: высокие и широкие трапы, укрытые не менее широкими ковровыми дорожками, изящные столики и стулья, великолепные картины на переборках и где-то в далекой дали этой роскоши на небольшом возвышении стоял элегантный темно-вишневый рояль.
Тот самый рояль, который через сорок лет будет найден на пригородных задворках Дома отдыха моряков и, изумительно отреставрированный, украсит сцену Пушкинского театра ДВГТУ…
Наш университет часто посещают иностранные гости. Бывают они не только в учебных аудиториях, но и на концертах в Пушкинском театре. Узнав историю вишневого рояля, многие из них предлагают за этот инструмент немалые деньги, желая приобрести уникальную реликвию в собственность.
Сейчас рояль уже не удовлетворяет современным требованиям. Ко мне обращаются устроители концертов с просьбой раздобыть новый рояль. Но, во-первых, для этого надо где-то раздобыть средства, а во-вторых, мне почему-то жалко расставаться с легендой. Поэтому и сегодня рояль настраивают лучшие специалисты, и он продолжает звучать свежо и чисто, аккомпанируя даже звездам из Большого театра России.
Однажды во время выступления в Пушкинском театре Народной артистки СССР Героя Социалистического труда Елены Образцовой, я вышел на авансцену с большим букетом цветов. После слов благодарности за ее редкостный талант, я коротко рассказал о рояле, под аккомпанемент которого она пела. Услышав про Гитлера, певица распахнула еще шире свои и без того огромные глаза и произнесла: «О, боже, со мной еще такого никогда не было!». Зал буквально взорвался аплодисментами.
Как видите, лайнера нет уже как 27 лет, а мифология, связанная с ним — она множится и воспроизводится :)
Поэзия.
Олег Кабалик, 1995
Я – «Советский Союз»
Я – «Советский Союз». Ухожу в переплавку.
Я своё отходил, отпустите грехи.
Я – «Советский Союз». Отправляюсь на плаху.
По последнему разу погудим, моряки.
Cкажем тост, помолчим над прожитыми жизнями
Нам самим-то себе - ни простить, ни солгать...
Крысы в трюмах моих, если б не были крысами,
Много кое-чего бы могли рассказать.
Но они побегут - крыса дохнуть не вправе,
Чтоб, добравшись в красивый, фешенебельный порт,
Окопавшись в какой-нибудь сточной канаве,
Крыситься, что паршивый я был пароход:
Весь в заплатах и дырах, гнилой и громоздкий
Загрязнял океаны, проливы, моря...
Эй, вулкан Алаид! Одолжи папироску!
Мы-то знаем с тобой, что дымили не зря.
А ещё вам, ребята, скажу на прощанье,
Отправляясь под старость на металлолом,
Что пятнадцать посудин, из меня понапаянных,
Перетопит любой разыгравшийся шторм.
Я «Советский Союз», отправляюсь в последний...
Вспоминайте, ребята, старика иногда.
Я вернусь даже если и через столетия, -
Я вернусь! Но теперь уже - навсегда!
Марка с «Советским Союзом».