— Что выгоднее для фабрики: культивировать собственные бренды или производить лицензионные?
— Производить зарубежные бренды было особенно важно тогда, когда мы начинали. В начале 2000-х в табачной отрасли страны наблюдался хаос: 20% официального импорта, такое же количество контрабанды, которая шла из России, Украины в Европу и частично оседала в Беларуси. У гродненской фабрики в то время 80% мощностей были загружены производством сигарет без фильтра… Когда встал вопрос о развитии табачной отрасли, было принято решение не изобретать велосипед, а наладить выпуск сигарет известных брендов, которым обычно отдает предпочтение курильщик. Предложили крупным транснациональным компаниям участвовать в производстве, инвестировать средства в развитие отрасли, получив возможность присутствия на рынке. Не все компании тогда захотели этого — поэтому у нас нет на рынке некоторых известных брендов. Тем не менее, наладить сотрудничество удалось. В результате с 2006 года было привлечено почти 20 млн евро иностранных инвестиций в виде безвозмездной спонсорской помощи, при этом у государства осталось 100% акций фабрики, модернизация проведена, опыт получен. Известные марки дали возможность загрузить мощности, восстановить имидж. А говорить сегодня, что выгоднее?.. И то, и другое. Но с точки зрения позиционирования ставку нужно делать на собственные марки, только они способны гарантировать стабильность. В прошлом году мы значительно активизировали экспорт, смогли выйти на непростой российский рынок…
— Но ведь покупают у нас все равно в основном импортное…
— Это тоже стереотип. Если посмотреть объемы продаж, то в лидерах — наши собственные марки.