Вводная фраза-предисловие:
«Макар Гусев—случай советского гомосексуализма?»
Краткое содержание фильма.
Киноистория о приключениях двух подростков, один из которых… робот-андроид.
События происходят в крупном городе, конца 70-х начала 80-х годов. Стабильность, бесплатное качественное обучение в школе, не идет на пользу мальчику по имени Сергей Сыроежкин. Неуемность характера приводит к встречи со своим фенотипическим близнецом—роботом Электроником, который по-человечески одержим бредовой идеей: «стать человеком».
Человек Сыроежкин вступает в сговор с Электроником, который тут же включает его в свой бред.
Фильм заканчивается утопически-сказочно: общественное мнение приводит Электронику доказательства его причастности к людям (инициации «в человека»); в результате чего купируется психотическая тревожная депрессия Электроника и психоз переходит на следующий, парафренический, этап бредообразования…
Анализ кинодискурса.
В этой пародии на американский тинейджеровский фильм, есть интересный персонаж—одноклассник Сергея Сыроежкина—«второгодник» Макар Гусев, по кличке «Гусь».
Этот «Гусь»--обыкновенный «дежурный» хулиган советской школы.
Советским хулиганам 70--80-х годов предписывалось:
1) быть задиристым-драчливым;
2) вымогать «двадцать копеек» у тех, кто поскромнее (но отнюдь не слабее);
3) сквернословить;
4) курить сигареты;
5) употреблять спиртное (портвейн «777»--«топорики»);
6) иметь в кармане самодельный выкидной нож («братан из зоны прислал»);
7) «вселять дятла» в грудную клетку одноклассников;
8) хамить учителям и родителям (и вообще всем взрослым);
9) носить рубашку без красного галстука («ошейник, мля!»);
10) хватать задницы самых красивых школьниц;
11) склонять к сексуальному контакту самых созревших школьниц…
Внешне, советские хулиганы, были одеты вызывающе;
лица—взрослые; смотрят нагло; сплевывают—через зубы.
Все эти атрибуты присутствуют и у киношного хулигана «Гуся»…
Все, да не все!
Что сразу бросается в глаза—Гусь проявляет нездоровый, мужской интерес к Сереже Сыроежкину (миловидный мальчик с женскими кудрями)… Вместо того, чтобы облапать сексапильную (даже по прошествию тридцати лет с момента создания фильма) блондинку, Гусь стремиться к телесному (вроде «дружескому») контакту с Сыроежкиным. Буквально: вместо того, чтобы «бегать за девчонками», он бегает за мальчишкой. И, зажав в углу, нежно трогает за ягодицы и приговаривает сбивающимся голосом: «Ты кто? Сыро-ушкин или Сыро-попкин?»--шутит так…
Когда появляется абсолютный авторитет—Электроник, Гусь вынужден сменить тактику: демонстрируя дружескую симпатию, включается в компанию близнецов. И, продолжает щупать Сережу уже на приятельском основании: «Ну-ка, стой!, посчитаем пульс… согнем руку… проверим ногу» прикосновения, и обнимания Гусева следуют все три серии кинофильма. При этом, «классная блондинка», получив знаки сексуального внимания в начале картины, от «нормальных» хулиганов--скучает все оставшееся время. И бесплодно разыгрывает карту «интеллектуального интереса» мальчики блондинкой более не интересуются, а увлеченно продолжают свои мужские игры.
Создается основной треугольник: Электроник—Сыроежкин—Гусев; с прыгающими рядом, малолетними и малорослыми самцами.
Что интересно, классическая формула «все подвиги мужчина совершает ради женщины», на этом этапе фильма уже не работает, мальчики втянуты в «настоящую мужскую связь». Где присутствуют и обида, и ссора, и ревность, и любовь, и предательство, и слезы…
Т.о., в этой тройке, Электроник—асексуальный лидер, фиксированный на своей бредовой идее;
Сыроежкин—бисексуален, склонен уступить «ухаживаниям» Гусева;
Макар Гусев—гомосексуально-ориентированный подросток-второгодник.
Если проследить ассоциативный ряд: «гусь»--«курица»--«петух», то станет очевидным интерпретация данного кинодискурса, как «гомосексуальный».
Дальнейшее развитие событий, приводит нас к знакомству с иностранной («странной») бандой Стампа—желающих похитить Электроника.
А, «странность» банды в том, что состоит исключительно из мужчин. Где это видано («Место встречи изменить нельзя», «Бригада», кинохроника казанской группировки), чтобы бандиты обходились без женщин?! В банде Стампа—женщин мы не видим даже близко. Сам Стамп, расхаживает в картине одетый в обтягивающие, белые, женские брюки.
Осуществляет план по захвату Электроника, боец по кличке «Урри». Ему удается упаковать робота в специальный чемодан: в процессе Электроник жалобно стонет, когда Урри укладывает («ставит») его в неестественную для человека («противоестественную») позу.
В дальнейшем, андроид отомстит Урри—сам положит того в чемодан («поставит в неестественную позу»)…
В кульминационном эпизоде--ограбление в художественном музее, Электроник является свидетелем акта группового «мужеложства», с участием Урри. Бандиты по-очереди, воспользовавшись ограничением подвижности Урри, засовывают («заталкивают») свернутые рулоном украденные картины, в полый предмет (по форме напоминающий отрезок кишки), который замаскированный Урри держит в руке. На эту сцену, Электроник реагирует крайне напряженно, тревожно вращая глазами.
Затем бандиты «насилуют» уже Электроника, вновь запихнув того в чемодан (Электроник опять жалобно стонет и просит: «не надо!»)…
Из чемодана-насилия («насильников») его освобождает Урри. В благодарность за это, просит отдать («отдаться») ему весьма ценные картины, которые они украли из музея. --Электроник гордо отказывает, со словами: «Не нужны мне ваши миллионы!»
Здесь вспомним классическую интерпретацию З.Фрейда: «калл=деньги=подарок=фаллос=ребенок»…
Завершая анализ текста данного фильма, можно обозначить его, как «гомосексуальный дискурс» (устар. «педерастия»), просочившийся в советское кино 80-х годов, обойдя цензуру Сверх-Эго партийных функционеров.
март, 2010 г.
Использованная литература:
Руднев В.П. Словарь безумия.—М.: «Класс», 2005.—400 с.
Руднев В.П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. –М.: «Аграф», 2000.—432 с.
Фрейд З. «Я и Оно».