Немного о городеКи́ренск — город в Иркутской области, административный центр Киренского района, старейший из существующих ныне городов Иркутской области. Основан в 1630. Является самостоятельным муниципальным образованием, входящим в состав Киренского района. Относится к городским поселениям районного уровня. Прежние названия: Никольский погост, Усть-Киренск.
Киренск: общие сведения
Площадь: 2,1 тыс. га.
Население: 12,7 тыс. человек (2010).
География города Киренска
Киренск расположен в пойменной излучине реки Лены в месте впадения реки Киренги, на обоих берегах этих рек и на острове у их слияния, в 650 км северо-северо-восточнее Иркутска (по прямой линии). С материковой частью остров связан дамбой.
Высота Киренска над уровнем моря — 255 м.
Левобережная часть Лены более возвышенна. С северо-востока Киренск закрывает гора Соколиная, с которой открывается живописный вид на город-остров.
Ближайшие города — Усть-Кут (170 км на юго-запад), Северобайкальск (250 км на юго-восток).
Расстояние от Киренская до других городов по автодороге, км
Город Расстояние
Киренск —
Усть-Кут 338
Братск 707
Зима 856
Черемхово 863
Иркутск 920
Тулун 932
Шелехов 938
Ангарск 964
Усть-Илимск 967
Бодайбо 1040
Нижнеудинск 1055
Байкальск 1071
Тайшет 1212
История города Киренска
Киренск — старейший из существующих ныне городов Иркутской области. Он основан казацким отрядом под предводительством десятника Василия Бугра в 1630 (на 31 год раньше Иркутска) как Никольский погост.
В 1665 на месте погоста был основан острог — Усть-Киренск. Своё название он получил по имени реки Киренги, в устье которого он находится. По наиболее распространённым версиям, это название пришло из эвенкийского языка: от киренӈа в значении «орлиное гнездо» либо от кири — «грязь, грязный» (из-за того, что дно Киренги выложено камнями, река кажется чёрной, хотя вода в ней прозрачная и чистая). Подробнее о версиях см.: Киренга.
В остроге организовали ярмарку и таможню. В начале XVIII Киренск представлял уже достаточно обжитое поселение, где была Спасская церковь и съезжая изба, располагались гостиный двор, таможенный дом, амбары, лавки, около 40 жилых домов и часовня.
Стратегическое месторасположение Киренска, ставшего плацдармом русского продвижения на восток, было использовано при подготовке ряда важнейших экспедиций, осуществлявшихся Хабаровым, Дежневым, братьями Лаптевыми, Чириковым и Берингом, другими первопроходцами и исследователями новых северных и восточных территорий. В те годы именно Киренск был последним опорным пунктом на пути в Якутию, на Камчатку и Чукотку, в Северную Америку.
Расположенный на перекрестке двух рек, он улучшал также транспортную доступность близлежащей территории, позволял осваивать новые богатые пушниной районы.
Статус города и название — Киренск — поселение получило в 1775, в 1783 Киренск стал уездным городом, а в 1822 — окружным городом Иркутской губернии. В то время в нем насчитывалось 140 домов, 5 церквей и 10 торговых лавок.
Открытие золота в бассейне Витима и развитие во второй половине XIX пароходства в бассейне Лены дали новый импульс для роста Киренска. Здесь был организован крупный отстойный пункт, где на зимний ремонт останавливалось около десятка пароходов и столько же грузовых барж. В районе затона располагались кузница, паровой молот, механическая мастерская, лесопилка и литейка. Группа этих предприятий стала прообразом первого производственного объединения на Лене. Обслуживание водного транспорта превратилось в очень важную статью городского дохода.
В начале XX в городе насчитывалось около 300 жилых строений (в том числе несколько каменных), а численность населения превысила 2 тыс. чел. Действовали судоремонтное, небольшие портняжные и сапожные производства. Основными занятиями населения были обслуживание водного транспорта, хлебопашество и огородничество, сезонная работа на золотых приисках.
До революции в Киренске проживало также несколько судовладельцев и представителей торговых фирм, в том числе обладателей миллионных состояний. Они поставляли на Ленские золотые прииски сено, овощи и картофельную муку местного приготовления, занимались скупкой пушнины и отправкой ее в Иркутск. Участвовали в сезонных ярмарках (с середины мая по июль), оборот которых оценивался в 50-100 тыс. р. золотом.
В то время в городе было несколько церквей, мужской Свято-Троицкий монастырь и часовня. Из образовательных учреждений действовали уездное и городское училища, приходское училище для мальчиков, женская прогимназия, церковноприходская школа. Работала больница и фельдшерский пункт. Имелась хорошая гостиница. Торговля велась в нескольких магазинах и 30 лавках. Действовали пристань, отстойный пункт для флота, имелись большие склады, в том числе винные.
В 1928 был образован Киренский район, и город стал районным центром. В эти же годы в Киренске жил и работал будущий Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин, возглавлявший правительство СССР на протяжении 16 лет. Он был направлен в Сибирь в 1924 после окончания Ленинградского кооперативного техникума, где до 1930 работал в системе потребительской кооперации. Благодаря «северному» опыту он смог инициировать строительство знаменитой Дороги жизни вдоль восточного берега Ладожского озера в период блокады Ленинграда. Косыгин также персонально отвечал за организацию водного транспорта на Ладожском озере, применяя опыт судоходства на Лене.
В послевоенный период и вплоть до начала перестройки Киренск развивался очень динамично. Он сохранял свое транспортное значение и служил опорным пунктом при освоении северных территорий. Большое внимание уделялось развитию Киренской и Алексеевской ремонтно-эксплуатационных баз флота. Начиная с 1950-х старый паровой флот постепенно заменили новыми, более эффективными дизельными судами повышенной грузоподъемности с более высокими технико-экономическими показателями. В городе строилось новое благоустроенное жилье.
В 1980 рассматривалась возможность прокладки железной дороги от Усть-Кута до Киренска и создания здесь крупного речного порта.
В 1990-е город лишился лучшей части флота.
В 2001 город пережил большое наводнение.
История образования в г. Киренске:
Киренское городское приходское училище
Киренское уездное училище
Киренская женская прогимназия
Экономика Киренска
Градообразующей основой Киренска остаётся водный транспорт. Данная отрасль представлена ОАО «Киренская РЭБ флота» и судоремонтным заводом.
Второй по важности отраслью специализации Киренска стала лесозаготовка. Район располагает значительными лесосырьевыми ресурсами (расчетная лесосека — одна из крупных в области — 5,3 млн. м3).
К числу прочих отраслей можно отнести пищевую промышленность, торговлю, бытовое обслуживание. Данными видами деятельности занимаются в основном частные предприниматели.
Социальная сфера
Районный дом культуры города Киренска
Киренский профессионально-педагогический колледж
Транспортная доступность Киренска
Река Лена является основной транспортной магистралью Киренска и всего Киренского района. На данном участке она имеет гарантированные глубины и судоходна со второй половины мая до конца октября (пять месяцев в году).
Аэропорт Киренска находится в пределах городской черты, в 3 км к западу от городского центра. Он может принимать легкие (Ан-2) и средние (Ан-24 и -26, Як-40) самолеты и вертолеты. Обеспечивает регулярное авиасообщение с областным центром и рядом других населенных пунктов области.
Во время Великой Отечественной войны аэропорт являлся ключевым пунктом воздушной трассы в Якутию и промежуточным пунктом перегона самолетов из США (с Аляски) на фронт. В те годы не было устойчивой навигации. От пилотов и штурманов требовалось особое мастерство. Самолеты находились в пути по шесть часов, зимой летали даже в снегопады, когда крылья и стабилизатор покрывались льдом. Наиболее сложный отрезок трассы был на участке Киренск — Красноярск.
Свое значение важного северного авиаузла аэропорт сохраняет и сегодня. Киренское авиапредприятие выполняет авиационные работы по перевозке пассажиров, почты, грузов, оказанию медицинской помощи, охране лесов от пожаров, причем не только в Иркутской области, но и в Забайкалье. Осуществляет чартерные рейсы в северные пункты Иркутской области, не имеющие наземной связи с большой землей.
Киренск соединен автодорогой с Усть-Кутом (338 км), а также с рядом близлежащих поселков. Но из-за слабого развития дорожной сети автотранспорт не играет заметной роли в экономике данной территории (в отличие от водного транспорта). Только в зимний период доля грузо- и пассажироперевозок автотранспортом заметно возрастает. С ноября по апрель постоянно действуют так называемые зимники.
В целом город Киренск относится к территориям Иркутской области, куда массовый завоз грузов осуществляется в ограниченные сроки — летом водным транспортом.