Тогда, для начала, немного о самой ракете Х-20м и процессе её пуска.
Фактически, эта ракета - самолет Су-7 без колес и вместо кабины отсек для боевой части (только ядерная), двигатель такой-же АЛ-7ф (фк, фкп, фкпа), правда создана эта ракета КБ МиГ.
Как она запускается (почти весь экипаж участвует), оба штурмана выполняют прицеливание РЛС "ЯД", в это время борттехник выпускает ракету из походного положения (полуутопленное в люки) в стартовое (метра 2 ниже носителя) и запускает её двигатель, который питается от баков самолета, рули ракеты при этом зафиксированы (вот этот момент очень важен в данном случае) - РН и элероны нейтрально, РВ - немного на кабрирование.
При выполнении всех действий по прицеливанию и непосредственно перед отцепкой штурман сначала нажимает кнопку "Разаретирование рулей и гироскопов ракеты" (кнопка опломбирована), при этом рули ракеты расфиксируются и отрабатывают положение ракеты по командам автопилота, питание двигателя ракеты переходит на свой бак, электропитание - на свою систему, борттех переводит двигатель ракеты на форсаж, штурман отцепляет ракету, после чего ракета просаживается по высоте метров на 600, и переходит в набор с разгоном до скорости 1,6 маха и до высоты километров 15 (забыл!), когдаракета набирает высоту весь экипаж (у кого есть возможность) ищет ракету визуально, при обнаружении - доклад : Вышла справа 10,
Штурман в указанном направлении разворачивает антенну поиска ракеты (система - радиокомандная, пока ракета не перейдет в автономный полет носитель лишен возможности маневра и практически беззащитен).
Теперь о случае несанкционированной отцепки.
В 80-е годы в МО существовала так называемая ГИМО - Главная Инспекция Министерства Обороны, с одной только задачей - проверка боеготовности частей, её не интересовала недостаточно зеленая трава и прочие уставные прелести, только боеготовность, и рыли они досконально, выводы делались реальные, взысканий не раздавали, но с их подачи некоторые должностей лишились.
В общем, в оди прекрасный момент мимо нас по трассе следует Ту-134 с Чкаловской на Красноводск, мы (Моздок) запасные (наш экипаж дежурил на КДП), принимает решение о посадке у нас, просит к посадке прибыть ком. полка (все законно) для встречи, возле трапа командиру вручается пакет о приведении части в повышенную боевую готовность, на приказе подпись МО, настоящая неожиданная тревога.
Что во многом спасло положение - обычный рабочий день уже начался, ЛС был на месте.
Ну а далее - подготовка самолетов - заправка, подвеска ракет с УСБЧ (имитатор ядерной, но караул у каждой ракеты как с реальной БЧ), один из самолетов стоит в ТЭЧ на домкратах - регламентные работы...
По тревоге ТЭЧ только собирались и изображали деятельность.
На сей раз не прокатило - как положено - чтобы через 8 часов самолет был в строю, с горем пополам ввели в строй откатили в эскадрилью, без облета...
заправили, подвесили...
Но и на этом не закончилось - запуск, выруливание, взлет, уже и маршрут у ГИМО был заготовлен за Каспий... экипажи были одеты в повседневную общевойсковую форму - так и полетели.
Все выполняли "тактические пуски" ракет - все то-же самое но без отцепки, после имитации пуска двигатель ракеты выключается охлаждается некоторое время и убирается в походное положение.
А на том самолете из ТЭЧ при нажатии кнопки "Разаретирование рулей и гироскопов" произошла отцепка (на кнопку разаретирования заведена цепь отцепки - тогда разъёмы одинаковые были), ракета с заклинеными рулями на кабрирование чуть просела и дважды ударила по самолету, и, по докладу экипажа кувыркнулась в Каспий.
Наш экипаж в вылете не участвовал (накануне прилетели с авиаремзавода и в плановой №1 не стояли) на след. день все, кроме командира улетели на поиски ракеты, но это отдельная история,..
Это сообщение отредактировал Бокин - 18.08.2015 - 20:43