Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
yaiztazika
23.10.2019 - 11:59
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
97
После завершения в 1895 году войны с Китаем, японская экспансия в Манджурии неожиданно столкнулась с российскими интересами. При поддержке Франции и Германии, Российска империя потребовал от микадо отказаться практически от всех завоеванных территорий. Восходящая азиатская империя была вынуждена уступить, однако прощать этого самурайская гордость не позволяла. Страна восходящего солнца, заручившись полной поддержкой своего европейского союзника - Бритиании, начала подготовку к новой войне, в которой флоту в ней отводилась очень важная роль. В 1895 г. правительство и парламент Японии приняли новую программу кораблестроения, рассчитанную на 10 лет.

В соответствии с ней предполагалось пополнить императорский флот - "Тэйкоку Кай-гун", в котором главная роль отводилась шестью броненосцами 1-го класса и шестью броненосными крейсерами 1-го класса (программа 6+6), а также шестью бронепалубными крейсерами 2-го класса, минными крейсерами и миннымы транспортами, 23 эсминцами и 63 миноносцами. Так родилась беспрецедентная по своей амбициозности "10-летняя судостроительная программа 1895-1896 гг.", призванная вывести полуфеодальную дальневосточную империю в разряд сильнейших морских держав.

Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:00
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
2
Все новые корабли планировалось заказать в несколько этапов - в основном, на британских верфях. Из них в первую очередь, на которую выделялось 126 047 975 иен, вошли три броненосца и пять броненосных крейсеров. Но если с первыми, несмотря на некоторые противоречия во взглядах руководства японского флота, особых проблем не было (после жарких споров остановились на английских прототипах наибольшего на тот момент водоизмещения), то со вторыми все оказалось гораздо сложнее. Британские крейсера 1-го класса, с их огромной дальностью плавания и весьма слабой броневой защитой, флотоводцев Страны восходящего солнца никак не устраивали. Те хотели получить совсем другие корабли, предназначавшиеся не столько для крейсерской службы, сколько для эскадренного боя, т.е они должны были бы иметь мощное бронирование, сильное воору­жение и ограниченный радиус действия, что кардинально отличалось от изначальной концепции броненосного крейсера - океанского рейдера с высоким бортом, хоро­шой мореходностью, большой дальностью плавания и до­вольно скромным вооружением (типичные представители русские «Громобой» и «Россия»).

Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:00
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
3
Пожалуй, единственным в мире готовым проектом, более или менее соответствующим заявленным требованиям, был проект чилийского крейсера "О'Хиггинс", разработанный главным конструктором фирмы "Армстронг" Филипом Уоттсом. Этот оригинальный корабль водоизмещением в 8500 т был заложен на заводе фирмы в Эльсвике в марте 1896 г. по заказу чилийского правительства. Он представлял собой хорошо защищенный броненосный крейсер с вооружением из четырех 203-мм, десяти 152-мм и четырех 120-мм скорострельных орудий, причем 8-дюймовки размещались по "французской" схеме - ромбом в одноорудийных башнях. Именно "О'Хиггинс" и стал прототипом японских броненосных крейсеров типа "Асама".

Это сообщение отредактировал yaiztazika - 23.10.2019 - 12:00

Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:00
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
4
Корпус корабля под заводским номером 661 (впоследствии получившего имя "Асама") заложили 20 октября 1896 г. Постройку второго броненосного крейсера, позже нареченного "Токива", начали 6 января следующего года. Ему в заводской документации присвоили № 662. В июле 1897 г., когда корабли находились еще на стапелях, их официально продали Японии.

Через полтора месяца, 16 сентября 1897 г., британская фирма получила заказ на очередной крейсер 1-го класса. Его решили строить по несколько измененному проекту. Самым заметным отличием стало появление третьей дымовой трубы, обусловленное новой компоновкой котельных отделений. Прогресс в машиностроении позволил рассчитывать на комплексное улучшение характеристик корабля без увеличения водоизмещения. Так, только применение водотрубных котлов Бельвиля, по предварительным расчетам конструкторов, обещало дать прирост скорости на один узел при нормальной тяге и экономию в весе ЭУ почти в 300 т по сравнению с "Асамой". Однако для выработки необходимого количества пара их требовалось установить в два раза больше, чем огнетрубных. Для этого пришлось подвергнуть значительной перепланировке все внутренние помещения центральной части корабля. Но уложиться в уже имеемые размеры не удалось, поэтому ширину крейсера увеличить на полтора фута (0,46 м).
Первым по измененному проекту, под заводским номером 681, заложили "Идзумо" - церемония состоялась 14 мая 1898 г. Закладку второго крейсера произвели только через полгода - 11 ноября, под заводским номером 689, поскольку заказ на него Морское министерством Японии выдало лишь в июле 1898 г. Новому кораблю присвоили имя "Иватэ".

Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:01
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
5
Помимо четырех броненосных крейсеров, созданных британскими инженерами, флот микадо также пополнили два корабля, построенные по единому техническому заданию во Франции и Германии.
В 1897 г. контракт на постройку был подписан с обществом (Societe des Charvtiers et Ateliers de la Loire), со сроком сдачи 1 июня 1900 г. Корабль получил имя "Адзума". Последний броненосный крейсер программы - "Якумо" - заложили в том же 1897 г. на германской верфи "Вулкан" в Штеттине; срок его сдачи - апрель 1900 г.

Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:01
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
6
Броненосные крейсера типа "Идзумо"

Водоизмещение: 9.750; 10.305 и 10.235 т.
Размерения: 121,9/7/132,28х20,94х7,37 м.
Механизмы: 2 вала ВТР, 24 котла Бельвиля; 14.500 и.л.с. = 20,75 уз./15.739 и.л.с. = 22,04 уз. и 16.078 и.л.с. = 21,74 уз.
Уголь: 600/1402 и 1412 т.
Дальность: 4.900 миль (10 уз.).
Броня (круп.): пояс по ВЛ (83,7x2,14 м) 178, переборки 152, концы пояса 89, верхний пояс (53,3x2,14 м) 127, барбеты 102-152, башни и казематы 152, рубки 356 и 76, палуба 51-63 (скосы).
Вооружение: 4-203/40 (80), 14-152/40 (150), 12-76/40, 8-47/33, 4 подводных ТА 457 мм.
Экипаж: 28/550-585 человек, затем 672.

С начала русско-японской войны действовали в основном против крейсеров Владивостокского отряда. "Идзумо" являлся флагманом в.-адм. Камимуры. Повреждены в бою 1/14.08.1904 г.: "Идзумо" - 20 попаданий (2 убито, 17 ранено), "Ивате" - более 10 (40 убито, 47 ранено, ремонт до 6/19 августа).

В Цусимском бою "Идзумо" получил 12 снарядов (5 305-, 1 254-,3 152-мм, остальные мелкие, убито 3 и ранено 27 человек). В 1921 г. стал кораблем береговой обороны. В 1932-1942 гг. - флагман флота, действующего в Китае, с июля 1942 г.- крейсер 1 класса, в 1943 г.- учебный корабль. Потоплен авиацией в Куре 28.07.1945 г. В 1947 г. разобран на металл.

"Ивате" получил 17 попаданий (2 305-, 3 203-, 2 152-, 1 120-, 5 75-мм и 4 неустановленного калибра), но без серьезных повреждений (15 раненых). В 1921 г.- корабль береговой обороны, 1923 г.- учебный корабль, 1942 г.- крейсер 1 класса, с 1943 г.- учебный корабль. Потоплен авианосной авиацией в Куре 24.07.1945 г. Разобран на металл в 1947 г.


Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:02
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
7
Броненосные крейсера типа "Асама"

Водоизмещение: 9.700; 10.519 и 10.476 т.
Размерения: 24,36/7/134,72х20,45х7,43 м.
Механизмы: 2 вала ВТР, 12 цилиндр, котлов; 18.000 и.л.с. = 21,5 уз./18.277 и.л.с. = 22,07 уз.
Уголь: 600/1.406 т.
Дальность: 4.600 миль (11,5 уз.).
Броня (гарв.-ник.): пояс по В Л (86,5x2,14 м) 178, переборки 152, концы пояса 89, верхний пояс (65,2x2,14 м) 127, барбеты, башни, казематы и защита носового ТА 152, рубка 356, палуба 51-76 (скосы).
Вооружение: как на "Идзумо", но 5 ТА (+ 1 надводный носовой).
Экипаж: 28/553, затем 726 человек.


Построены по программе 1896 г. Проект Ф.Уаттса на основе чилийского крейсера "О'Хиггинс", но с лучшей защитой, более мощным и лучше расположенным вооружением. Завер­шали линию развития "эльсвикских" крейсеров. В отличие от броненосных крейсеров других морских держав, которые предназначались в первую очередь для действий на торговых путях и дальней разведки, главной задачей этих кораблей было участие в эскадренном сражении вместе с броненосцами. Удачные действия японских бро­неносных крейсеров в ходе русско-японской войны, особенно в Цусимском бою, во всех странах стимулировали постройку кораблей этого класса все возраставших размеров. С появлением вскоре после войны линкоров-дредноутов функции быст­роходного крыла флота в эскадренном сражении перешли к линейным крейсерам.

"Асама" с начала войны действовал в основном под Порт-Артуром, принимал участие в сраже­ниях под Чемульпо 27.01/9.02 и в Желтом море 28.07/10.08.1904 г., а "Токива" входил в отряд в.-адм. Камимуры и был поврежден в бою 1/14.08. 1904 г. с Владивостокскими крейсерами.

В Цусимском бою "Асама" получил тяжелые повреждения (попадания 3-х 305-мм, 2-х 229-мм и 7 средних и мелких снарядов, вышло из строя рулевое управление, большие затопления, 16 убитых и раненых). В 1921 г.- корабль береговой обороны, а с 1937 г.- учебный корабль. Разобран на металл в 1947 г.

"Токива" в Цусимском бою получил 1 снаряд крупного и 7 мелкого калибра (1 убит, 14 ранено). В 1921 г.- корабль береговой обороны, с 30.09.1922 г. - минный заградитель. При взрыве мин 1.08.1927 г. на его борту погибло 35 и ранено 68 человек. Потоплен американской авиацией 8.08.1945 г. в Майдзуру. Корпус разобран на металл в 1947 г.


Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:02
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
8
Броненосный крейсер "Адзума"

Водоизмещение: 9.278; 9.953 т.
Размерения: 131,5/?/137,9х18х7,21 м.
Механизмы: 2 вала ВТР, 24 котла Бельвиля; 17.000 и.л.с. = 20 уз./18.000 и.л.с. = 21 уз.
Уголь: 600/1.275 т.
Дальность: 3.900 миль (10,5 уз.).
Броня (круп.): пояс по В Л (64x2,14 м) 178, переборки 152, концы пояса 89, верхний пояс (64x2,14 м) 127, барбеты, казематы башни и защита ТА 152, рубки 356 и 76, палуба 51-63.
Вооружение: 4-203/40 (120), 12-152/40 (140), 12-76/40, 8-47/33, 5 ТА 457 мм (1 носовой надводный и 4 подводных).
Экипаж: 28/550, затем 726 человек.


Альтернативный французский проект башен­ного броненосного крейсера программы 1896 г. Несмотря на наибольшую длину, имел по сравне­нию с остальными самый короткий пояс.

С начала войны действовал против Владивос­токских крейсеров. В бою 1/14.08.1904 г. получил 10 попаданий (8 раненых). В Цусимском бою - попадания 7 снарядов калибром 203...305-мм, 4 152- и 4 75-мм (серьезные повреждения, 10 убитых и 30 раненых). С 1914 г. - учебный корабль, в 1921 г. сняты 4 152-мм и все мелкие орудия. В 1941 г. стал блокшивом. 18.07.1945 г. тяжело поврежден при налете американской авиации. Разобран на металл в 1946 г.


Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:03
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
9
Броненосный крейсер "Якумо"

Водоизмещение: 9.735; 10.288 т.

Размерения: 124,6/?/132,3х19,6х7,24 м.

Механизмы: как на "Адзума"; 15.500 и.л.с. = 20 уз./16.960 и.л.с. = 21 уз.

Уголь: 600/1.242 т.

Дальность: 5.000 миль (10 уз.)

Броня (круп.): пояс по ВЛ (68,5x2,14 м) 178, переборки 152, концы пояса 89, верхний пояс (61,6x2,14 м) 127, барбеты 102-152, башни 152, казематы 51-152, рубки 356 и 76, палуба 63 мм.

Вооружение: 4-203/40(80), 12-152/40(150), 12-76/40, 8-47/33, 5 ТА 457 мм (1 надводный носовой и 4 подводных).

Экипаж: 28/553, затем 700 человек.


Построен по программе 1896 г. Германский проект, но с английскими орудиями. Принимал участие в блокаде Порт-Артура, став после гибели "Иосино" флагманом 3-го боевого отряда к.-адм. Дева. В сражении в Желтом море 28.07/10.08.1904 г. был серьезно поврежден русскими броненосцами (305-мм снарядом убило 12 и ранило 10 человек) и крейсером "Аскольд". В Цусимском бою получил попадания 1 305-мм и 6 76-152-мм снарядов (3 убитых, 9 раненых). В 1921 г. стал кораблем береговой обороны, затем учебным кораблем. Котлы Бельвиля заменили шестью котлами Ярроу, снятыми с линейного крейсера "Харуна". В 1942 г. стал крейсером 1 класса. В 1946 г. разобран.


Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:03
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
10

По традиции броненосным кораблям "Тэй-коку Кайгун" присваивались названия преимущественно в честь расположенных на территории Японии географических объектов. Четыре из шести броненосных крейсеров программы 1895-1896 гг. не стали исключением: Асама, Иватэ и Адзума - это горы, Идзумо - провинция. Однако два оставшихся корабля получили весьма нетипичные названия. Слово "якумо" означает "многослойные облака" и, согласно тогдашним японским нормам, больше подходит для наименования миноносца, поскольку суда данного класса часто имели подобные поэтические имена. Тем не менее, оно по каким-то причинам досталось кораблю другого ранга. Не вполне понятно и появление на борту названия "Токива", в переводе означающего "незыблемый, вечный". Такие наименования "капитальные" корабли японского флота получали крайне редко.


Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:03
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
11

В канун нового 1904 года японский флот был переформирован и теперь более соответствовал военному времени. Вместо Постоянной эскадры появился Соединенный флот - "Рэнго Кантай", включавший три эскадры (3-я эскадра, состоявшая из устаревших кораблей, поначалу считалась самостоятельной, но в феврале 1904 г. тоже официально вошла в состав Соединенного флота). Все 6 броненосных крейсеров вошли в одно соединение - они составили 2-й боевой отряд 2-й эскадры. На "Идзумо" держал флаг командующий 2-й эскадрой вице-адмирал Камимура Хиконадзо, на "Иватэ" - младший флагман контр-адмирал Мису Сотаро.

В начале войны броненосный крейсер "Асама" был передан для усиления отряду контр-адмирала Уриу, задачей которого было обеспечение высадки десанта в корейском порту Чемульпо. В ходе боя с русским крейсером "Варяг" был основной огневой мощью Уриу, и нанес самые ему решающие паподания.

На рейде корейского порта Чемульпо события для японцев развивались очень успешно. Впрочем, у блокированных там русских кораблей не было никаких шансов на спасение. После часового боя "Варяг" и "Кореец" вернулись на мелководный рейд, где первый был затоплен, а второй - взорван. С японской стороны решающую роль в артиллерийской дуэли сыграла "Асама". Она выпустила 28 203-мм, 98 152-мм и 9 76-мм снарядов, из которых предположительно 10 попали в "Варяг" (3 203-мм и 7 152-мм).( Всего за время боя "Варяг" по японским данным получил 11 попаданий, по русским - 12 или 13.) Японской эскадре огонь русских кораблей никакого ущерба не нанес.


Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:03
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
12
В дальнейшем, в результате активизации действий владивостокских крейсеров, совершивших в феврале два похода к берегам Японии и Кореи, командущий японского флота адмирал Того был вынужден разделить свои силы и отправить отряд Камимуры в Японское море.

Владивостокский отряд крейсеров, созданный весной 1903. обеспечивал выполнение задач по морской обороне Владивостока и нарушению морских перевозок противника в Японском море. В этот период в состав отряда входили пять крейсеров — броненосные "Россия", "Громобой" и "Рюрик", бронепалубный крейсер «Богатырь» и вспомогательный крейсер «Лена». В боевых походах отрядом командовали контр-адмирал К. П. Иессен, вице-адмирал П. А. Безобразов.
На морских коммуникациях противника отряд потопил 10 транспортов и 12 шхун, захватил 4 транспорта и 1 шхуну.

1 августа (14 августа) 1904 между владивостокским отрядом и 2ой японской эскадрой произошло сражение, известное, как "Бой в Японском море" или "Бой у Ульсана". В состав японской эскадры входили 4 броненосных крейсера: «Идзумо», «Адзума», «Токива» и «Ивате», в состав русской "Россия", "Громобой" и "Рюрик".


Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:04
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
13
В ходе неравного боя, длившегося 4 часа 41 минуту, героически сопротивлявшийся "Рюрик" был потоплен, но поврежденным "России" и "Громобою" удалось оторваться от преследования и уйти во Владивосток.

Победа далась японцам не легко: броненосные крейсера Камимуры получили более 40 попаданий. Так, "Идзумо" поразили более 20 русских снарядов. Два матроса погибли, еще 17 получили ранения. Правда, по большей части попадания были не опасные и снарядами малого калибра. Однако в 6.17, когда противо борствующие стороны разделяло уже 9000 м, русский 203-мм снаряд чуть не решил судьбу флагманского корабля, пробив броню носовой башни ГК. По всей видимости, он не взорвался, так как ни о каких последствиях этого попадания в японских источниках не упоминается.

Зато крейсер младшего флагмана "Иватэ", шедший концевым, получил самые тяжелые повреждения из всех, какие понесли японские броненосные крейсера за всю войну. Примерно в 7.00 8-дюймовый снаряде "Рюрика", выпущенный с дистанции 5000 м, пробил крышу каземата 152-мм орудия №1, расположенного на уровне верхней палубы. Попав в стеллаж с боезапасом, находившийся непосредственно около 6-дюймовки, он вызвал его детонацию. В результате мощного взрыва каземат был полностью уничтожен: броневые плиты отвалились от борта, а расчет орудия просто испарился. Помимо 6-дюймовки №1 из строя до конца сражения вышли 152-мм пушки - в нижнем каземате №3 и установленная за щитом на верхней палубе №9. Также получила повреждения 12-фунтовая артустановка №3. В результате взрыва мгновенно погиб 31 человек, причем старший лейтенант Харагучи и 13 старшин и матросов пропали бесследно.

Шедшая второй в строю "Адзума" получила более 10 попаданий. Было ранено 7 нижних чинов и один вольнонаемный. В 9.30 на крейсере случилась поломка в машине, и он покинул строй. Однако это повреждение устранили очень быстро, так что фактически корабль лишь переместился со второго места в колонне на третье.

Из всей четверки броненосных крейсеров в этом сражении наименее пострадала "Токива". В японской официальной истории войны отмечено, что в крейсер попало несколько снарядов. Ранения получили всего 3 человека (один нижний чин и два вольнонаемных).

Общие потери на японских кораблях, включая подошедшие позже бронепалубные крейсера "Нанива" и "Такачихо", составили 44 убитых и около 80 раненых. На русских крейсерах только убитых, утонувших и умерших от ран было 341. еще 626 человек попали в японский плен (из них двое позже скончались).


Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:04
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
14

В это самое время происходил еще оди бой (сражение в Желтом море), в котором основные силы японского флота блокировали попытку русского флота прорваться из блокированного Порт-Артура во Владивосток. В состав японского флота входили 2 броненосный крейсера "Асама" и "Якумо", временно приписаные к 3-му боевому отряду контр-адмирала С.Дэва. Бой закончился поражением русской эскадры. "Асама" и "Якумо" провели его успешно и без потерь.


Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:04
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
15

Звездным часом японских броненосных крейсеров, да и всего японского флота стало Цусимское сражение, произошедшее 27-28 (14-15) мая 1905 г.
Поставленные в единый строй с броненосцами, "Асама" и ее собратья во многом способствовали достижению победы. На этот раз их мощное вооружение было использовано на все 100%, дав адмиралу Того колоссальное превосходство по количеству стволов среднекалиберной артиллерии. Град снарядов этих орудий выводил из строя технику и людей, вызывал на русских кораблях пожары и мешал бороться с ними.

Бессменный флагман вице-адмирала Камимуры - "Идзумо" - получил порядка 9 снарядов крупного и среднего калибра. Первый из них разорвался в средней части крейсера на верхней палубе, в 14.36, около орудия №5, предварительно пробив коечные сетки. Его взрывом было ранено 6 человек (двое тяжело и четверо легко). Следующий снаряд поразил крейсер в 15.14. Он пробил борт и взорвался на батарейной палубе, ранив четырех человек. Его калибр оценили в 12 дюймов. Между 19.19 и 19.27 очередной 12-дюймовый снаряд пробил верхнюю и батарейную палубу, пролетел вдоль броневой и через дымоход проник в котельное отделение. На счастье японцев, он не взорвался. Всего на корабле было убито 3 матроса, а ранения получили гардемарин, один вольноопределяющийся и 32 нижних чина.

"Иватэ", на котором находился младший флагман контр-адмирал Симамура, был поражен 17 снарядами (по японским данным, двумя 305-мм, тремя 203-мм, двумя 152-мм, одним 120-мм, пятью 75-мм и меньшего калибра). В 14.34 120-мм снаряд поразил кормовую часть крейсера и взорвался в офицерской каюте, ранив четырех человек. Через 5 минут 305-мм снаряд разорвался в помещениях, занимаемых командиром, ранив также четырех человек. В 16.19 очередное попадание пришлось в грузовую стрелу грот-мачты. Его осколками был ранен один человек. Два 203-мм снаряда(Если верить японским данным, то в их корабли попало довольно много 203-мм снарядов. Однако орудиями такого калибра был вооружен всего один корабль 2-й Тихоокеанской эскадры - крейсер "Адмирал Нахимов". Трудно поверить, что он добился столь большого числа попаданий. Скорее всего, калибр взорвавшихся русских снарядов японцы оценивали весьма приблизительно.) пробили борт чуть выше ватерлинии. Через эти пробоины на волнении стала поступать вода, в результате чего в некоторых отделениях ее уровень доходил до двух футов. Также была пробита дымовая труба. Всего на крейсере пострадало 15 человек.

Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:04
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
16

Наименьшие повреждения получила "Токива". В корабль попал один 152-мм снаряд и 8 малого калибра. Самым опасным оказался 75-мм снаряд, который поразил 12-фунтовое орудие №12. Его осколками ранило четырех человек. Всего же на крейсере погиб один матрос, смертельно раненный осколками разорвавшегося в воде снаряда, еще 14 нижних чинов получили ранения разной степени тяжести.

"Якумо" поразили 7 снарядов: один 305-мм, четыре 152-мм и два малого калибра. На крейсере была пробита верхняя палуба, дымовая труба и фок-мачта. Повреждения получил паровой катер, в нос которого в 15.24 ударил снаряд малого калибра. Его осколками убило двух человек, еще 6 получили ранения, причем один - смертельное. Еще четверых вывели из строя осколки малокалиберного снаряда, взорвавшегося в каюте по правому борту на 50 минут раньше, в 14.34. Но в целом крейсер пострадал не очень сильно.

Куда более тяжелые повреждения получила "Асама". Ей досталась сомнительная честь первой покинуть боевую линию. В 14.27 русский 305-мм снаряд ударил в корму корабля, повредив рулевой привод. На исправление последнего ушло менее 10 минут, но за это время крейсер потерял из виду свой отряд. Пока он бродил в поисках своего соединения, его неожиданно подвергли сосредоточенному обстрелу сразу несколько русских кораблей. В 14.37 305-мм снаряд разорвался по правому борту в каюте командира, в очередной раз повредив рулевой привод. В 14.59 75-мм снаряд угодил в передний мостик, ранив матроса. Примерно в 15.10 в корму попало еще два 12-дюймовых "гостинца". Осколки одного из них, уничтожившего командирский буфет, прошили внешнюю обшивку у ватерлинии по левому борту. Через образовавшиеся пробоину внутрь корпуса стала поступать вода, в результате чего образовался 1,5-метровый дифферент на корму. На средней же палубе ее уровень доходил до колен. При взрыве погиб один человек, еще 6 получили ранения (один смертельное, четверо тяжелые и один легкое). Через 10 минут 75-мм снаряд, разорвавшийся на спардеке левого борта, уложил еще пятерых (один убит, четверо ранены). В 15.39 152-мм снаряд уничтожил каюту ревизора, ранив двух человек. Другой снаряд оставил небольшую отметину на нижней кромке вертикальной брони кормовой башни ГК. Примерно в 16.08 очередной 152-мм снаряд, разорвавшись у основания кормовой дымовой трубы, нанес ей ощутимые повреждения и вывел на некоторое время из действия котел. В результате этого "Асама" смогла присоединиться к своему отряду только после 17 часов. Всего в крейсер попало 12 снарядов (три 12"; два 8" или 10", пять 6", два 75-мм). Но, несмотря на такие повреждения, потери в экипаже корабля оказались небольшими: 4 человека были убиты, 12 - ранены.

"Адзуме" от русских артиллеристов досталось 15 снарядов. Из них 11 крупного и среднего калибра (шесть 12", один 8 или 10", четыре 6") и четыре малого (75-мм и менее). В 14.27 крупный осколок 305-мм снаряда отбил кусок ствола длиной примерно в 2 фута у 6-дюймовки в верхнем кормовом каземате правого борта. Двое человек при этом были ранены (один тяжело, один легко). Одновременно 152-мм снаряд пробил правый борт, но не взорвался, хотя и убил вестового и ранил одного матроса. В 14.37 305-мм снаряд ударил в стык между вертикальной броней и крышей кормового верхнего каземата правого борта, сделав пробоину внушительных размеров. Разорвавшись, он повредил станок 6-дюймовки, ствол у которой был отбит ранее осколком, и уничтожил весь ее расчет. Шесть человек погибло на месте, седьмой был ранен. Ранение также получил старший офицер корабля Того Сидзуносуке и еще 8 человек, находившихся на кормовом мостике. В 14.47 другой 12-дюймовый снаряд ударил в ствол кормовой установки ГК, заметно согнув его. После этого он срикошетировал в верхнюю палубу и, пробив ее и борт, улетел в море, так и не взорвавшись. По пути он ранил 4 человека. До момента выхода из строя 8-дюймовка успела сделать всего 19 выстрелов. В 15.35 разорвало одно из 12-фунтовых орудий. При этом пострадало двое - один погиб, второй был ранен. В 16.44 6-дюймовый снаряд пробил оба борта на вылет и, не разорвавшись, упал в море. Всего на корабле погибло 10 нижних чинов, а ранения помимо старшего офицера получили гардемарин, старший кондуктор и 27 старшин и матросов.


Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:05
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
17

Однако потери в личном составе и полученные повреждения ничуть не помешали всем шести броненосным крейсерам поучаствовать в заключительном акте этой драмы. Утром 28 (15) мая практически весь Соединенный флот окружил недалеко от острова Такесима остатки 2-й Тихоокеанской эскадры, которыми к тому времени командовал контр-адмирал Н.И.Небогатое, и вынудил их сдаться.

А около 17 часов "Иватэ" и "Якумо" нагнали поврежденный броненосец береговой обороны "Адмирал Ушаков". Контр-адмирал Симамура, державший флаг на "Иватэ" предложил русскому кораблю сдаться. Но его командир предпочел принять бой с превосходящими силами противника. Японские броненосные крейсера открыли огонь с дистанции 9000 м, постепенно сближаясь с броненосцем. Через 45 минут "Адмирал Ушаков" затонул: видя бесполезность своей стрельбы, его экипаж открыл кингстоны, чтобы корабль не попал в руки врага. Всего в броненосец береговой обороны попало два 203-мм и три 152-мм снаряда.

Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:05
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
18

После русско-японской войны сильно изношенные корабли "Тэйкоку Кайгун" в порядке очереди отправились на верфи для капитального ремонта, а их экипажам был предоставлен долгожданный отдых. 20 декабря 1905 г. Соединенный флот был расформирован; вместо него вновь появились 1-я и 2-я эскадры, а также учебный отряд и отряд Южного Китая.

Японские броненосные крейсера программы 1895-1896 гг. находились в первой линии боевых кораблей вплоть до начала Первой мировой войны. Однако уже после вступления в строй четырех кораблей типов "Цукуба" и "Ибуки", вооруженных 12-дюймовой артиллерией ГК, их боевая ценность резко уменьшилась. Ну, а с появлением в 1913 г. линейного крейсера "Конго" стало ясно, что "Асама" и ее сверстники окончательно устарели.

Тем не менее, крейсерам-ветеранам предстояла еще очень и очень долгая карьера на вторых ролях, вполоть до своей гибели во время второй мировой войны.


по материалам:
А.С. Александров
С.А. Балакин
"Асама" и другие
Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.


Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:05
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
Можно добавлять все.


Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
BASOID
23.10.2019 - 12:19
11
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 13.10.10
Сообщений: 517
... наткнулся в гуглах, у южных берегов острова Идзуосима

 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:36
2
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
Ивате

Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:36
2
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
Якумо

Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:37
2
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
Якумо в 1925 году

Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:48
3
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
Конец Ивате

Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
yaiztazika
23.10.2019 - 12:48
3
Статус: Offline


Конь в тапочках

Регистрация: 11.07.19
Сообщений: 7813
Ивате 1945

Японские броненосные крейсера программы 1895-1896г.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 10018
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх