3
Извозчики, появились в Санкт-Петербурге с первых лет существования города (известен указ 1705 "О сборе с извозчиков"), тогда же извоз превратился в промысел, которым занимались, как правило,крестьяне.
К 1745 в Санкт-Петербурге было 3 тысячи извозчиков. В 1705, 1732, 1745, 1783 и позднее издавались правила движения извозчиков по городу. В 1739 на улицах заведены специальные караулы для наблюдения за правилами движения.
Многие извозчики жили в ямских слободах в районе Лиговского проспекта и современной ул. Марата, в районе Александро-Невской лавры (в сер. XIX в. здесь была образована Каретная часть) и др., а также в ям-селениях возле Санкт-Петербурга (Ям-Ижора и др.), где селились и ямщики, несшие повинность "почтовой гоньбы" в др. города. Извозчики делились на ломовых (грузовых) и легковых (для ездоков).
Легковые извозчики подразделялись на "биржевых" (ожидавших важных седоков в особых местах) и "безместных", называвшихся "ваньками". "Ваньки" в большинстве работали "на хозяина".
легкая коляска на одного седока с кучером спереди носила характерное название ЭГОИСТКА. В «Мелочах жизни» Салтыкова - Щедрина Сережа Ростокин «в два часа садился в собственную эгоистку и ехал завтракать к Дюсо ».