Ваш классический балет несёт фальшивые позы и уродливые движения, – доказывала Дункан своим оппонентам. – Танец – не случайное сочетание нескольких искусственных движений. Ходит ли кто-нибудь в жизни на пуантах или поднимает ногу выше головы?! Всё это неестественно и, следовательно, некрасиво и надуманно. Всё зло в условностях, придуманных обществом, в жизни и на сцене.В 1921 году американская танцовщица познакомилась с Сергеем Есениным. Айседора была старше поэта на 17 лет, не чаяла души в своём молодом любовнике, писала на зеркале губной помадой «Я лублу Есенин», дарила ему дорогие подарки и ни в чём не могла отказать.
Привязанность Айседоры Дункан к Сергею Есенину нередко объясняют сходством поэта с трагически погибшим в детском возрасте сыном танцовщицы. В 1913 году в автомобильной аварии погибли оба ребёнка Айседоры (дочь и сын), ехавшие с няней.
Есенин и Дункан поженились в мае 1922 года, тогда Айседора собиралась в заграничное турне, а Сергею не дали бы визу, не будь он на ней женат. 10 мая 1922 года супруги вылетели из Москвы в Калининград, а оттуда – в Берлин. Брак оказался недолгим. В 1923 году Есенин вернулся в Москву, а ещё через два года его не стало. Жизнь танцовщицы также оборвалась трагически в 1927, когда её шарф запутался в колесе автомобиля. Но образ Дункан навсегда запечатлелся в живописи, скульптуре, поэзии и в фотографиях, коллекцию которых собрала Нью-Йоркская публичная библиотека.
В этих 50 снимках не только Айседора Дункан, но и близкие ей люди – мать танцовщицы, её друзья, дети и ученицы, которых она удочерила.
Айседора Дункан, 1904 год. Фото: Раймонд Дункан.