Белое солнце пустыни. Невидимые приемы. Часть 2.

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Videotrain
21.11.2017 - 22:59
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 16.11.17
Сообщений: 34
176
Почему одни фильмы забываются, едва начинаются финальные титры, а другие остаются на века?
Попробуем понять это, продолжая разбирать приемы фильма "Белое солнце пустыни" - мы убедимся, что эти решения не случайны, каждый эпизод вносит незаметный, но важный "взнос" в эмоциональную "копилку" фильма.

Начало здесь


Белое солнце пустыни. Невидимые приемы. Часть 2.
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Videotrain
21.11.2017 - 23:00
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 16.11.17
Сообщений: 34
Кадр 1.
Один из самых драматичных эпизодов фильма — Верещагин узнает о гибели Петрухи и понимает, что уже не может оставаться в стороне от схватки Федора Сухова и Абдуллы. Он также понимает, что, приняв решение выступить на стороне красноармейца, скорее всего будет убит — численное превосходство бандитов слишком велико и офицер в отставке Верещагин трезво оценивает свои шансы.
Тень очень точно дополняет и акцентирует глубокую скорбь и драму, произошедшую в герое.

Белое солнце пустыни. Невидимые приемы. Часть 2.
 
[^]
Videotrain
21.11.2017 - 23:01
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 16.11.17
Сообщений: 34
Кадр 2.
Сравните с кадром 1 — лицо актера освещено: герой ясно и отчетливо понял, что перед ним — враг.
Верещагин увидел истинную суть Абдуллы, в глазах — и укор за убийство Петрухи — как ты мог? — и боль утраты и оценивание врага перед боем, перед дракой.
Герой определился в своем выборе, приговор Абдулле вынесен.

Белое солнце пустыни. Невидимые приемы. Часть 2.
 
[^]
Videotrain
21.11.2017 - 23:02
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 16.11.17
Сообщений: 34
Кадр 3.
И в этот момент крик любимой жены:
— Паша!..
Чуткое сердце Настасьи почувствовало наступление беды, она зовет Верещагина, желая отвлечь от беседы со страшным Абдуллой — как мать зовет ребенка, когда видит, как тот ввязывается в что-то нехорошее.


Белое солнце пустыни. Невидимые приемы. Часть 2.
 
[^]
Videotrain
21.11.2017 - 23:03
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 16.11.17
Сообщений: 34
Кадр 4.
— Иди, иди! Хорошая жена, хороший дом, что еще нужно, чтобы спокойно встретить старость!..
Исключительная по точности, циничности и жестокости реплика Абдуллы, снятая так же точно — Абдулла говорит ее в лицо Верещагину, небрежно кидает окурок и, отворачиваясь, уезжает, заканчивая разговор.
В одной фразе обозначено и то, чем рискует Верещагин, если ввяжется в противостояние с Абдуллой, и ценность жизни Верещагина в глазах Абдуллы.


Белое солнце пустыни. Невидимые приемы. Часть 2.
 
[^]
Videotrain
21.11.2017 - 23:04
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 16.11.17
Сообщений: 34
Кадр 5.
Решение мизансцены невероятно красиво.
Позади Абдуллы — мрачная цистерна, полная готового вспыхнуть горючего, одноцветный безжизненный пейзаж пустыни и его бандиты-сообщники, деловито готовящие лютую смерть узникам башни; картинка, практически, черно-белая.
Позади Верещагина — беззаветно любимая и преданно любящая жена, в синем, в цвет воды, платье, напоминающее цвет ее глаз, яркое, красочное, живое море — как символ Родины, той державы, за которую ему «обидно».
Позади Абдуллы - бесцветный хаос ненависти, позади Верещагина - стройная гармония жизни.
Но в кадре с Верещагиным присутствует ржавая стенка нефтяной башни и перила - попробуйте их мысленно убрать и вы убедитесь - кадр потеряет тревогу, неотвратимость беды и присутствие смерти.
Это два противостоящих героя, два противостоящих мира, две противостоящие системы ценностей. Визуальное противостояние усиливает этот антагонизм, создает важную видеометафору, которая укрепляет конструкцию всего сюжета фильма.



Белое солнце пустыни. Невидимые приемы. Часть 2.
 
[^]
Videotrain
21.11.2017 - 23:04
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 16.11.17
Сообщений: 34
Кадр 6.
Все выстроено с точностью до деталей: опора лестницы — мощная металлическая деталь каркаса — через которую снят Верещагин, вносит не только дополнительное изобразительное напряжение в кадр, но и дополнительный смысл — герой визуально «балансирует» по кадру, металлическая опора — овеществленная граница сомнений Верещагина, мы буквально сопереживаем ему и переживаем — какую сторону он примет, предпочтет отсидеться или, все-таки, поможет Сухову?

Герой оказался в состоянии жесткого выбора: устраниться от конфликта, сохранив жизнь, или остаться собой, вступить в битву со злом, а значит — почти наверняка — умереть.
Это один из важнейших акцентов фильма — столкнулись два мощных внутренних мотива: невмешательство (- Мне сейчас все поровну, что ваши, что Абдулла…) и жажда справедливости.
Заявленные в эпизоде, перила и сама лестница станут важными элементами финальной схватки Сухова и Абдуллы, связывая сцены конфликта Верещагина с Абдуллой и кадр смерти бандита.

Это не просто эпизод фильма. От решения Верещагина — от того, чью сторону он примет — зависела не только жизнь Сухова и гарема, но и победа Добра над Злом. Верещагин мог сохранить себе жизнь, но — лишь ценой своих жизненных ценностей — и жизни запертых в башне людей.


Белое солнце пустыни. Невидимые приемы. Часть 2.
 
[^]
Videotrain
21.11.2017 - 23:05
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 16.11.17
Сообщений: 34
Кадр 7.
Обратим внимание на совпадение визуальных акцентов эпизода и титров фильма.



Белое солнце пустыни. Невидимые приемы. Часть 2.
 
[^]
Videotrain
21.11.2017 - 23:07
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 16.11.17
Сообщений: 34
Кадр 8.
Художник-постановщик фильма Валерий Петрович Кострин рассказывал мне - сама идея линий на титрах возникла у режиссера Владимира Мотыля экспромтом, ему понравились линии стрелок на раскадровках и он распорядился воплотить их на пленке - видимо, увидев в них рифмы с теми смыслами, которые он закладывал в фильм и с уже отснятыми кадрами фильма.
Пометки синими чернилами сделаны директором фильма Борисом Довлатовым, братом писателя Сергея Довлатова.
О беседе с Валерием Петровичем - в следующих постах, он рассказал много интересного, пока же вернемся к обсуждаемому эпизоду.



Белое солнце пустыни. Невидимые приемы. Часть 2.
 
[^]
Videotrain
21.11.2017 - 23:08
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 16.11.17
Сообщений: 34
Кадр 9.
Действие перемещается во двор Верещагина. Здесь тень становится уже доминирующей чертой образа героя. Лицо его темно от тяжелых дум и мрачных ожиданий.
Прощальный взгляд на жену Настасью, бегающую по хозяйству, по двору. По взгляду видна и любовь к ней, печаль и опостылость жизни, в которой он, утратив должность служения Отечеству, потерял смысл.
Настасья вспоминает их молодость:
— Паша, а ты пароход «Князь Таврический» помнишь?
Она своей деланной беззаботностью изо всех сил старается отвлечь себя от одолевающей тревоги, а Верещагина — от тяжелых мыслей, обращенных к окруженному Сухову. Старается отвлечь от происходящего — в хлопоты, от настоящего — в светлое, счастливое прошлое. Чтобы он не ввязался в чужую драку.



Белое солнце пустыни. Невидимые приемы. Часть 2.
 
[^]
Videotrain
21.11.2017 - 23:09
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 16.11.17
Сообщений: 34
Кадр 10.

И вот — решение принято окончательно, Верещагин поднимается по лестнице, чтобы запереть Настасью.

Обратите внимание, как оператор передает внутреннюю борьбу, сомнения и мрачные предчувствия Верещагина расположением актера относительно основного источника света — солнца, на лице — снова тень.
Оба кадра — 9 и 10 — является превосходной иллюстрацией исключения из правил. Обычно свет выстраивается так, чтобы лицо персонажа было освещено — полностью или частично — в соответствии с идеей происходящего в кадре или на сцене; выразительности света посвящено множество литературы. Здесь же мы, вроде, видим противоречие канонам: основной источник света — солнце — находится за спиной актера.

Но именно такое расположение очень точно передает драматизм эпизода: Верещагин предчувствует свою гибель, его лицо омрачено — в прямом и переносном смыслах.

Тень на стене, тень на лице — все работает на образ героя, выбравшего тяжелую долю и которого ждет скорая трагическая участь. На ум приходят ассоциации — царство теней из древнегреческой мифологии, царство мертвых.
Тень на стене — смерть, приблизившаяся на расстояние шага.



Белое солнце пустыни. Невидимые приемы. Часть 2.
 
[^]
Videotrain
21.11.2017 - 23:09
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 16.11.17
Сообщений: 34
Кадр 11.
Кадр с павлином — это и искушение остаться в налаженной мирной жизни, не ввязываясь в чужой конфликт, и непричастность окружающего мира к происходящей трагедии, к мыслям Верещагина. И прощание с жизнью.
Одновременно — это и знаменитое суховское саркастическое:
— Павлины, говоришь?


Белое солнце пустыни. Невидимые приемы. Часть 2.
 
[^]
Videotrain
21.11.2017 - 23:10
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 16.11.17
Сообщений: 34
Кадр 12.
Крупные планы эпизода дают возможность в полной мере оценить игру Павла Борисовича Луспекаева. Несколько малозаметных оттенков эмоций выдают и сложный характер героя, и его силу воли, любви и ненависти.

Так из эпизода в эпизод в зрителе накапливается эмоциональная энергия, заложенная в мизансцене и композиции кадра. Все эти решения незаметно, не бросаясь в глаза, участвуют в этом процессе и скапливаются в одну большую лавину сложных чувств, задевающих наши самые основные, глубинные представления о себе и о мире.

Конечно же, основная доля успеха фильма — в сценарии, в видении режиссера, в подборе и игре актеров. Но, как можно было убедиться, все это получает дополнительную мощную эмоциональную силу при продуманной работе с пространством кадра.

Разумеется, здесь перечислены не все секреты, которые творческая группа «заложила» в фильм.
Зато теперь вы увидите их самостоятельно. Надеюсь, этот пост дал еще один повод пересмотреть фильм, и вы получите еще одно — настоящее гурманское — удовольствие от просмотра.
Продолжение следует,


Белое солнце пустыни. Невидимые приемы. Часть 2.
 
[^]
DasKochet
21.11.2017 - 23:14 [ показать ]
-14
Xing
21.11.2017 - 23:16
9
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 6.12.15
Сообщений: 409
Videotrain
Спасибо, было интересно up.gif
Пиши продолжение, с удовольствием почитаю )))
 
[^]
Oneforgiven
21.11.2017 - 23:24
18
Статус: Offline


Вот. Ем клюкву и не морщюсь.

Регистрация: 29.11.14
Сообщений: 3764
Киношедевр на то и шедевр, что удовольствие получаешь не только от просмотра, но и от его обсуждения. Зелени ТСу!
 
[^]
парасенаг
21.11.2017 - 23:25
15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.12.12
Сообщений: 3166
ТС, ты Фрейд?
Ну вот честно - нахуя раскладывать по полочкам и обсасывать то, что должно оставаться тайной, и просто давать наслаждение?
"Убивать надо таких знатоков"©
 
[^]
TVAR
21.11.2017 - 23:45
27
Статус: Offline


Вождь эскадрильи конных водолазов

Регистрация: 16.10.05
Сообщений: 15779
Не хочу задумываться, почему он так хорош. Он просто шедеврален и все )))
 
[^]
парасенаг
21.11.2017 - 23:51
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 12.12.12
Сообщений: 3166
Цитата (TVAR @ 21.11.2017 - 22:45)
Не хочу задумываться, почему он так хорош. Он просто шедеврален и все )))

Поправьте, пжлст, кто-нибудь карму коммента. Случайно шпаланул.
TVAR, прошу пардону, согласен полностью.
 
[^]
elkimotalki
22.11.2017 - 00:07
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.01.09
Сообщений: 4171


В данный момент, художника этого фильма, 79 летнего Валерия Петровича Кострина, выселяют из его мастерской.
http://www.ntv.ru/novosti/1952561




Это сообщение отредактировал elkimotalki - 22.11.2017 - 00:13
 
[^]
P0M4Hbl4
22.11.2017 - 00:30
5
Статус: Offline


какой-то статус

Регистрация: 20.10.13
Сообщений: 3069
Вот тут хорошо про съемки.


А то, что ТС написал, мне кажется, каждый понимает по-своему. Все всё видели и ещё увидят. Да и нет смысла расписывать каждый кадр дольше, чем он на экране длится. Опять же, ИМХО.
 
[^]
DmitryDmitry
22.11.2017 - 00:37
80
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.06.15
Сообщений: 2241
Фильм замечательный, но вот пост ТС напомнил:

...Ученику известного профессора семиотики Юрия Лотмана очень понравился фильм «Полеты во сне и наяву», и он написал мне письмо – разбор фильма. Читать это было невозможно, так как каждому шагу он находил свое объяснение. Например, в фильме есть кадр, где главный герой бежит по полю к стогу сена. А на нем кроссовки с красной подошвой. Критик писал: «Это не просто подошвы – это красные подошвы. Потому что у него горит земля под ногами!» А я вспоминаю, как на площадке орал на реквизитора: «Дура, ты что, не могла найти обувь с нормальными подошвами?!»

Не ищите сложностей, там где их нет. © Я, вот только что.

Это сообщение отредактировал DmitryDmitry - 22.11.2017 - 00:57
 
[^]
smetar
22.11.2017 - 01:16
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.09.11
Сообщений: 1409
Цитата (Videotrain @ 21.11.2017 - 23:08)
По взгляду видна и любовь к ней, печаль и опостылость жизни, в которой он, утратив должность служения Отечеству, потерял смысл.


У него же сын умер или погиб. В каком то диалоге с женой проскальзывало о могилке. Думаю из-за этого смысл жизни утратился.

Шедевр. Но жену Сухову могли и покраше выбрать.. ИМХО.
 
[^]
StUDeNok
22.11.2017 - 01:31
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.11.14
Сообщений: 3565
Эх. faceoff.gif
 
[^]
ElPalkin
22.11.2017 - 03:26
15
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 22.06.16
Сообщений: 49
Вот почему старики фильмы называли "картиной". Мол смотри - хорошая картина по телевизиру идет.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 27182
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх