Современные рельсошлифовальные поезда (РШП) при обработке головок рельсов в пути могут выполнять следующие задачи:
выравнивать поверхность головки рельсов вдоль пути, ликвидируя (или существенно уменьшая) волнистость;
изменять геометрическое очертание сечения головки рельса, удаляя поверхностные дефекты, а также образуя заданную форму головки рельса, обеспечивающую наилучшие условия его взаимодействия с колёсами подвижного состава.
Каждая секция РШП, как правило, состоит из пяти вагонов:
вагон с тяговоэнергетической установкой (ТЭУ), включающий тяговый двигатель и дизель-генераторы;
три шлифовальных вагона, под каждым из которых установлены две шлифовальных тележки. Один из них — бытовой (купе, кухня), другой — для хранения абразивов; еще один вагон — мастерская, где имеется вспомогательная дизельная установка для внутренних нужд поезда;
пятый — головной вагон РШП, где расположен пульт управления, а под рамой установлены две измерительные тележки, позволяющие оценивать состояние рельсов до и после шлифовки.
Каждая рельсошлифовальная тележка содержит четыре шлифовальных головки на каждую рельсовую нить.