Северомуйский тоннель

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
nikom1
23.02.2015 - 17:46
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
145
Северомуйский тоннель — легендарная стройка БАМа, которая продолжалась 26 лет. Подготовительные работы по прокладке тоннеля были начаты в 1975 году, горнопроходческие — 28 мая 1977 года. Основная часть горнопроходческих работ была выполнена в период с 1977 по 1991 годы — 13 057 погонных метров, в 1991—2001 годах — 2216 погонных метров.
46 фото via

Северомуйский тоннель
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:46
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Строительство осуществлялось ОАО «Бамтоннельстрой» (подземная часть) и ОАО «Нижнеангарсктрансстрой» (наземные объекты) с двух сторон — с западного и восточного порталов, а также в обе стороны от вертикальных стволов диаметром 8,5 м, пробитых с вершины Северомуйского хребта (глубиной 302, 334 и 162 м). Работы по сооружению тоннеля велись в крайне сложных геологических и гидрологических условиях, по трассе тоннеля было выявлено четыре тектонических разлома шириной от 5 до 900 метров. Приток воды из этих разломов доходил до нескольких сотен кубометров в час при гидростатическом давлении до 34 атмосфер. К тому же часто поступала вода повышенной температуры. Были обнаружены щели-разломы, в которых гранит был перетёрт в песок и насыщен водой: получились плывуны в гранитах. К тому же имело место перенапряжённое состояние пород. По мнению специалистов, набор условий такой сложности до строительства этого тоннеля нигде в мире не встречался

В целом, это копипаста с вики. Про этот тоннель написано сотни килобайт текста, сняты фильмы и вообще очень много информации. В конце поста я приведу список ссылок для самостоятельного изучения.

А в посте я расскажу о своих личных впечатлениях. Ну и немного воспользуюсь разными источниками для цитат.

В тоннель я хотел попасть очень давно. Как показывает жизнь, надо что-то очень хотеть и верить в это. Тогда это сбудется. Поэтому я и поехал на БАМ. Из первоначальной идеи снять только Северомуйский тоннель получилась большая поездка по небольшому участку БАМа. Вы это все увидете в ближайшее время: строительство второго Байкальского тоннеля, Мысовые тоннели и просто красивые виды. А начну свой репортаж с Северомуйского тоннеля.

Причем фотографий порталов в сети очень много. Из самого тоннеля я нашел пару мутных фото. Так что смотрите полнейший эксклюзив. В посте присуствуют обои. На всякий случай напомню, что обои вы можете совершенно бесплатно скачивать, ставить на любые компы. Вы можете даже их распечатать и повесить дома или в оффисе. Но любое коммерческое использование запрещено. Мои юристы с одними ушлыми дельцами, которые поставили фото на футболку, уже работают.

Огромное спасибо за организацию съемки всем сотрудникам Восточно-Сибирской железной дороги, ее пресс-службе и лично Аркадию Петшику и Роману Ринчинову.


Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:47
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Памятный знак на спуске с перевала Северо-Муйского горного хребта. Знак сделан из железобетонных тюбингов взятых со строительства разведочной транспортно-дренажной штольни. Строители тоннеля жили в двух посёлках — Тоннельном (располагался у западного портала, после окончания строительства выселен) и Северомуйске, который остался.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:47
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Восточный портал Северомуйского тоннеля. Здесь в мае 77-го года началась проходка. Сначала дренажной штольни, а потом и основного тоннеля. Через год началась проходка со стороны западного портала. Параллельно велись работы по закладке трех стволов.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:47
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Восточный портал и один из многочисленных мостов 18-ти тысячного обхода

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:47
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Первоначально по трассе тоннеля были спроектированы разведочные скважины, которые должны были находиться через каждые 500 метров. Для удешевления проекта скважины были выполнены через 1 километр и они не обнаружили геологических проблем на пути тоннеля. Строители резво начали выдавать породу, не зная, что впереди ждет в буквальном смысле ад. Первая серьёзная авария произошла на западном участке в 1979 году. При преодолении гранитного массива проходчики попали в высоконапорный ангараканский плывун. Давление воды с песком взломало гранитную перемычку и вода с песком хлынула в тоннель, увлекая за собой каменные обломки. Сила потока была такова, что породопогрузочная машина весом более 20 тонн была передвинута на расстояние около 300 метров. Последствия аварии были ликвидированы в 1981 году. Для ее ликвидации был построен четвертый шахтный ствол глубиной 242 м между западным порталом и стволом № 1.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:47
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Для поддержания микроклимата в тоннеле на обоих его порталах установлены специальные ворота, открываемые только для прохождения поезда. Причем ворота выполнены из легкого материала, чтобы в случае их не открытия локомотив мог спокойно их выбить без последствия для себя и поезда.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:48
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Как я уже говорил, рядом с тоннелем находится транспортная-дренажная штольня. В ней проложены узкоколейные пути и осуществляется доставка рабочих, материалов, оборудования и пр. к месту обслуживания тоннеля. Соответственно, есть и депо, где мини-поезда проходят обслуживание.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:48
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Пора в тоннель. По программе мы едем до третьего ствола, там выходим и обратно возвращаемся пешком. Объектив тут же запотел и какое-то время пришлось снимать в тумане.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:48
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Поезд состоит из нескольких людских вагончиков. Перед отправлением машинист обходит всех и спрашивает, где кому выходить. Адрес прост — мне выходить около сбойки номер такой-то.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:48
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Остановка «тридцать какая-то сбойка». Номер не помню уже. Быстро десантируемся из вагона и мини-поезд уезжает в темноту.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:48
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Штатный свет в штольне сгнил почти сразу после завершения работ. Сейчас он там не нужен и штольня никак не освещена. Только сбойки.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:49
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
При длине тоннеля 15 343 метра общая длина выработок составляет более 45 километров!

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:49
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Разведочно транспортно-дренажная штольня проходит параллельно основному тоннелю на расстоянии 15-30 метров. Ее забой опережал основной на 300-400 метров. И все прелести неожиданных тектонических разломов пришлись как раз на ее проходку.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:49
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Помимо традиционного буровзрывного способа штольню проходили механизированными тоннелепроходческими комплексами диаметрами 4,5 и 5,6 м фирм Robbins (США) и Wirth (Германия). Один щит так зажало при проходке, что пришлось строить обходную штольню и пробираться к ротору с боку, чтобы его освободить. Вирт, отработав на БАМе, поехал в Екатеринбург строить метро.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:49
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Все четыре ствола используются как вентиляционные. Причем в постоянной работе находится только второй ствол. Остальные три в дежурном режиме на случай чрезвычайной ситуации. На фотографии тоннельные вентиляторы третьего ствола (или по-другому — нижний вентиляционный узел третьего ствола).

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:49
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Направо уходит подходняк к дренажной штольне. Подъем налево — это подходная выработка к основному тоннелю. Чтобы не пересекаться с дренажной штольней она проходит над ней (по горной терминологии — кроссинг).

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:49
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Третий ствол глубиной 162 метров и диаметром 8,5. Из него все демонтировано. Даже трапа не оставили. Вся эвакуация предполагается только по транспортной штольне.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:49
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
А это его оголовок.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:50
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Ствол и руддвор.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:50
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Тоже самое, но рыбьим глазом. Надо было чуть ближе поставить штатив, но вот увы.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:50
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Руддвор. В торце начинается обгонная штольня. Чтобы ускорить все операции, порода из груженной вагонетки опрокидывается в скиповый подъемник и выдается наверх. А порожняя вагонетка выдается в сторону обгонной штольни, освобождая место следующей. Таким образом грузопоток направлен только в одну сторону, а порода в стволе направлятся «на гора» или наверх.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:50
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Подходная штольня к трассе тоннеля.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:50
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Налево — руддвор. Вправо — обгонная штольня. Как мне сказали, за последних восемь лет тут не было ни одного журналиста или фотографа.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:50
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Электрощитовая.

Северомуйский тоннель
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 27127
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх