Северомуйский тоннель

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) 1 [2] 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
nikom1
23.02.2015 - 17:51
5
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Еще раз снимаю вентиляторы и пора идти в тоннель.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:51
4
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Наконец-то, тоннель. По сравнению с метрошным он просто огромен!

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:51
2
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Тоннель построен как однопутный, двускатный (уклон от середины к обоим порталам). Величина уклона — 6 ‰ в одну сторону и 7,5 ‰ в другую. Строительство второго тоннеля не предполагается и при укладке второго пути будет снова задействован обход. Скорее всего, в очень отдаленном будущем, к строительству второго тоннеля вернутся, но это будет очень не скоро.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:51
2
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Вдоль всего тоннеля устроены ниши для укрытия персонала при проходе поезда. Смонтирована специальная сигнализация, которая предупреждает о подходе поезда и показывает откуда он едет.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:51
2
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
. Первоначально в тоннеле предлагалась традиционная контактная подвеска, а ей через два километра (обусловлено длиной контактного провода в бухте) нужны камеры натяжения с грузами. Потом проект был переделан на ромбовидную подвеску, а камеры вот, остались.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:51
2
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Северо-Муйский тоннель построен в сейсмоактивной, так называемой рифтовой зоне: в 1959 году здесь зафиксировано землетрясение в 10 баллов. Древние горы «дышат». Хотя 10 баллов — некая условная цифра, так как никто не знает, сколько их было в 1959 году. Может, 10, а может 12 или 15... Некому было измерять. Северо-Муйский хребет в одно мгновение сдвинулся по подошве на полтора метра. Жертв не было, поэтому это не катастрофа как таковая. А жертв не было, потому что этот район вообще не был обжит, не было здесь людей. Ну, сдвинулся хребет, и бог с ним. А сейчас здесь уже живут люди...

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:52
5
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Дождался поезда. Впечатляет!

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:52
3
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Что такое разлом? Вот один блок земной коры, вот другой, между ними 60-70 метров. Чем заполнено это пространство? Перетертыми до дресвы породами, глиной — с наличием трещино-жильных напорных вод под таким давлением, что когда бурилась скважина с поверхности для водопонижения, они самоизливались подобно нефтяному фонтану. Мало того — они еще и термальные, до 70 градусов. Как это преодолеть? Заморозкой? Пытались на отдельных участках, на маленьких разломах. Но это — термальная вода. Там, где была холодная вода, впервые применяли горизонтальное азотное замораживание. А как быть с горячей водой? Вот тогда и перешли на химическое закрепление грунтов. И тоже методом тыка: кого только ни приглашали... А первые композиции, первые компоненты были внедрены при участии Киевского института высокомолекулярных соединений.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:52
3
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
На тоннеле работало много импортной техники. Про механизированные щиты я уже написал. Еще были высокопроизводительные буровые установки сечением до 56 м² фирм Furukawa (Япония), Tamrock (Финляндия). Они использовались как раз в основном тоннеле. А для возведения железобетонной обделки использовалась механизированная опалубка фирмы Saga Kogio (Япония).

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:52
4
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
При проходке работы пришлось вести в самом широченном диапазоне крепости пород: от 0,6-2 до 14-18 (по Протодьяконову). Это от почти воды до крепчайшей скалы.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:52
5
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
1,5 млн.куб.м вынутого грунта, 700 тыс.куб.м монолитного бетона, 55 345 смонтированных чугунных тюбингов, 70 тыс.т металлопроката.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:53
4
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Для обеспечения основных производственных процессов применялось свыше 850 единиц оборудования.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:53
3
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Слева выработка для воздушно-тепловой занавесы. Она была построена, но из-за изменения проекта не используется по назначению.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:53
3
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Эвакуационная сбойка в транспортную штольню, совмещенная с вентсбойкой.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:53
2
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Почти вернулся к восточному порталу. Здесь смонтировано около 400 колец чугунных тюбингов. Именно где-то здесь находится один из разломов.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:53
2
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Тоннель полностью прямой. Только на восточном портале у самых ворот начинается кривая.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:53
3
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Сбойка была осуществлена 30 марта 2001 года (со стороны западного портала), при этом отклонение между осями тоннелей составило всего 69 мм по горизонтали и 36 мм по вертикали. Первый поезд по тоннелю прошёл 21 декабря 2001 года, но в постоянную эксплуатацию тоннель был принят только 5 декабря 2003 года.


Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:54
4
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Также в горных выработках отмечалась высокая концентрация радиоактивного газа радона (до 3000 Бк/м³, при норме радиационной безопасности на производстве дя персонала группы «А», не более 1240 Бк/м³), что приводило к переоблучению работников. Сейчас в тоннеле работает постоянная вентиляция и обстановка с радиацией нормализовалась. Для постоянного мониторинга ситуации по трассе тоннеля установлены газоанализаторы и датчики радиационного контроля. Для слежения за сейсмообстановкой в тоннеле смонтирована сеть сейсмодатчиков.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:54
4
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
На строительстве произошёл ряд аварий с человеческими жертвами, общее число погибших — 57 человек (по другим данным — 31 человек).

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:54
4
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
Ввод в эксплуатацию Северомуйского тоннеля дал возможность безостановочного движения по БАМу тяжеловесных грузовых поездов (до 1989 г. такие составы приходилось расцеплять и перемещать через хребет по обходному пути частями). По состоянию на 2010 год время в пути на участке сократилось с 2 часов до 20–25 минут, тоннель за сутки пропускает 14–16 составов.

Северомуйский тоннель
 
[^]
nikom1
23.02.2015 - 17:54
5
Статус: Offline


Лесной болван

Регистрация: 13.09.13
Сообщений: 11769
46.Тоннель построен силами тоннельных отрядов «БамТоннельСтроя».

Северомуйский тоннель
 
[^]
Tu95ms
23.02.2015 - 18:04
9
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 27.02.14
Сообщений: 466
тут когда едешь на поезде под Амуром в районе Хабаровска - охуеваешь, а это тоннель вообще на грани фантастики
 
[^]
Ralexa
23.02.2015 - 18:06
18
Статус: Offline


Инопланетный гость

Регистрация: 13.06.10
Сообщений: 869
ТС, это охуительно. Лучший репортаж о Северомуйском тоннеле.
 
[^]
Mercyan
23.02.2015 - 18:11
5
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 1.09.11
Сообщений: 108
Колоссальная стройка, как раз в стиле СССР. Редкий репортаж о редком сооружении.
 
[^]
Hellrizer
23.02.2015 - 18:25
5
Статус: Online


Юморист

Регистрация: 19.01.11
Сообщений: 447
Золотая пряжка БАМ
Сооружением Северо-Муйского тоннеля завершилось строительство БАМ. Через девятнадцать лет после торжественной смычки

Вагонетка — памятник перед въездом в Северомуйск по технологической дороге с перевала. Фото автора
5 декабря 2003 года произошло событие, которое можно считать завершением грандиозной стройки Байкало-Амурской магистрали (БАМа): Северо-Муйский тоннель в Ангараканской седловине Северо-Муйского хребта был принят в эксплуатацию.
Прежде чем перейти к рассказу об этом гиганте (Северо-Муйский — самый длинный тоннель в России — 15343 м), стоит напомнить об истории БАМа. Изыскания второго железнодорожного выхода к Тихому океану, от Тайшета до Советской гавани, начались еще в 1932 году. Уже тогда было понятно, что Транссибирская магистраль рано или поздно захлебнется в потоке грузов. До памятного июня 1941 года построить успели очень немногое, затем рельсы с новых участков были сняты для нужд фронта. После Победы дорогу дотянули лишь до Усть-Кута на реке Лена, а также от Комсомольска-на-Амуре до Совгавани — в разрушенной войной стране были и более важные стройки.
Вторично к идее БАМа вернулись уже в 1970-е годы. В 1974 году началось легендарное строительство: на Байкал, в Забайкалье и на Дальний Восток отправились комсомольско-молодежные отряды, строительные бригады из всех республик СССР. Так, всей страной, почти десятилетие, по глухим местам, где прежде не было никаких путей сообщения, прокладывалась ниточка железной дороги. Наконец, 29 сентября 1984 года на берегу реки Сюльбан на севере Читинской области, в том месте, где сейчас находится небольшой разъезд Балбухта, рельсы БАМа сомкнулись.
Но не только эту дату можно считать датой окончания строительства. Есть на магистрали один небольшой участок, который сооружали еще долгих 19 лет после памятной стыковки. Это Северо-Муйский тоннель — золотая пряжка БАМа.
Большая часть Забайкалья представляет из себя горную страну; сам Байкал также со всех сторон окружают горы. Если Транссиб огибает практически все горные хребты с юга и идет по сравнительно ровной местности, то БАМ пришлось проложить через все Становое нагорье. Одной из самых высоких его горных цепей является Северо-Муйский хребет, отметки которого достигают 2561 м.
Это одно из самых красивых мест Забайкалья. Острые гранитно-сланцевые пики почти круглый год покрыты снегом. Очень много ледниковых форм рельефа, на крутых склонах держатся только кустики кедрового сланца. Леса на горах почти нет — он растет только по долинам. Быстрые кристально-прозрачные реки несут свои воды в Верхнюю Ангару и Витим.
Северо-Муйский хребет оказался почти непреодолимым препятствием для железной дороги. В процессе поиска трассы Байкало-Амурской магистрали рассматривалось несколько вариантов его пересечения. Все они требовали сооружения многокилометровых тоннелей: низкого перевала, как, например, между Кодарским и Каларским хребтами, здесь нет. После долгих изысканий был выбран перевал в верховьях реки Ангаракан.

1982 год, строительство Северо-Муйского тоннеля. На временных путях специальный рудничный электровоз с поездом для откатки породы из забоя. Фото: А. Лехмус / Архив «Вокруг Света»
Северо-Муйский гигант построен в сложнейших инженерно-геологических условиях. Скальные породы, вечная мерзлота на припортальных (в начале и конце тоннеля) участках, области неустойчивых пород повышенной трещиноватости, многочисленные зоны активных разломов шириной от 5 до 900 м, водопритоки до нескольких сотен кубических метров в час с гидростатическим давлением до 34 атм, в том числе высокотемпературные, наличие плывунов в гранитах, перенапряженное состояние пород. Сейсмичность этого района — 9–10 баллов. Но более подходящего места для пересечения Северо-Муйского хребта железной дорогой просто не существует.
28 мая 1977 года тоннельный отряд №18 начал проходку с западного портала. Через полгода к работе приступили и с восточной стороны. Позднее в трех местах над трассой будущего тоннеля были заложены вертикальные шахтные стволы, сильно облегчившие последующие работы.
И без того медленно идущее строительство все время тормозилось авариями. После стыковки БАМа и открытия сквозного движения поездов (через высокогорный обход Северо-Муйского тоннеля) внимание страны к этой стройке ослабилось, средств стали выделять гораздо меньше. А потом появился и еще один «тормоз» — начало перестройки и спад экономики.
Дополнительные трудности создавала недостаточная изученность зоны тоннеля — было пробурено разведочных скважин куда меньше, чем следовало. В процессе работ проект многократно дорабатывался, создавались новые методы проходки и обделки тоннеля.
Про Северо-Муйский тоннель говорят, что каждый его километр оплачен четырьмя жизнями. В нескольких авариях погибло 57 человек. В 1979 году, в самом начале строительства, бригада проходчиков Владимира Кожемякина на западном участке столкнулась с высоконапорным Ангараканским плывуном. Давление взорвало гранитную перемычку, отделявшую забой от зоны разлома, и около ста тысяч кубометров воды с каменными обломками и песком хлынули в забой и промчались по простроенному участку, сметая все на своем пути. Почти два года устранялись последствия этой катастрофы, некоторое время проходчики даже боялись спускаться в забой. Еще одна крупная авария произошла в 1999 году, когда до последней перемычки оставалось всего 160 м. Обвал породы свел на нет труд нескольких месяцев, участок тоннеля фактически пришлось строить заново.
К счастью, Северо-Муйский тоннель избежал участи Кодарского, который строили в спешке к планируемому взрыву последней перемычке — сбойке — БАМа, допустили 15-метровый разрыв между забоем и обделкой, в результате чего обвал остановил в 1984 году строительство на полгода, заставив сооружать совершенно не предусмотренный планом перевальный обход.

Памятник у восточного портала, установленный в 2003 году в честь открытия Северо-Муйского тоннеля для движения поездов. Фото автора
В 1990-е годы работы велись крайне медленно, и только 30 марта 2001 года бригадами В. Гаценко и В. Казеева была осуществлена сбойка тоннеля. При этом достигнута рекордная точность — различие между осями выработок составило 69 мм по горизонтали и 36 мм по вертикали, хотя до этой точки в глубине горы было пройдено более 15 километров. 21 декабря 2001 года по тоннелю прошел первый поезд.
Уже в нашем веке чуть было не повторилась старая история: сбойка тоннеля состоялась, о торжественном событии сообщали все СМИ, в Северомуйске побывало высокое начальство. Но работы было еще много, предстояло смонтировать сложный комплекс мониторинга состояния тоннеля, обустроить разведочную транспортно-дренажную штольню, снять оборудование с шахтных стволов и переделать их в вентиляционные. Несмотря на принципиальную позицию МПС, средства выделялись довольно скудно — подготовка к открытию заняла еще два года, и только 5 декабря 2003 года, после завершения всех работ, тоннель был принят в постоянную эксплуатацию.
Общая длина горных выработок тоннеля — около 45 км. Три вертикальных шахтных ствола используются сейчас для вентиляции, а вдоль всего основного тоннеля проходит выработка меньшего диаметра — разведочно-транспортно-дренажная штольня. По ней удаляется просачивающаяся в тоннель вода, здесь проложены кабели связи и рельсы рудничной железной дороги, использующейся для перемещения технического персонала по штольне. В эксплуатации находятся системы сейсмического и радиационного контроля, сложные сети связи, освещения. Микроклимат в тоннеле помогают поддерживать специальные ворота, созданные в Космическом центре им. Хруничева. Они открываются перед каждым поездом и закрываются за ним снова.
В 1990-е годы высказывались мнения, что из-за опасности обвалов по тоннелю никогда не пойдут пассажирские поезда. Это лишь слухи: на обделку тоннеля строители дают вековую гарантию в условиях расчетных 9-балльных землетрясений. Качество строительства и инженерный расчет оказались выше всех опасений. Тоннель признан безопасным в эксплуатации.
Северо-Муйский тоннель сократил путь через Ангараканский перевал от 57 до 23 км, а время в пути — от120 до 25 мин. Теперь по всему БАМу возможно движение полновесных грузовых поездов — даже подъем на Муруринский перевал, высшую точку магистрали, имеет куда меньшие уклоны, чем старый обход. Основной поток поездов идет по тоннелю, а обход оставлен как запасная трасса.
По-разному сложилась судьба двух поселков, построенных как базы для строителей тоннеля. Поселок Тоннельный, расположенный недалеко от западного портала, выселен и стерт с лица земли. Его жители перебрались в Таксимо, соседний Северомуйск, или же уехали «на Большую землю» — в южные районы Бурятии.
Расположенный у восточного портала Северомуйск стал одним из многих бамовских поселков. Здесь живут люди, работа которых связана с обслуживанием железной дороги. В план достроечных работ 2002–2003 годов вошло благоустройство Северомуйска, строительство нескольких капитальных зданий и всей необходимой инфраструктуры. Сейчас здесь живут не только железнодорожники, но и эксплуатационный персонал тоннеля.
Стоит сказать несколько слов и о современном обходе Северо-Муйского тоннеля, который, на мой взгляд, является самым красивым участком всего БАМа. Чтобы не превысить максимально допустимый уклон при подъеме на Ангараканский перевал, линия железной дороги вьется узлами по склонам гор, серпантином поднимаясь к перевальному седлу. Там, где по поверхности всего 16 км, поезд преодолевает почти 55 км, поднимаясь и спускаясь на полкилометра.

Схема пересечения Ангараканского перевала трассой БАМ. Тут ясно видны «петлевые тоннели», сделанные для того, чтобы избежать слишком больших уклонов железнодорожного полотна. Иллюстрация автора
На обходе можно увидеть несколько уникальных инженерных объектов. Самый знаменитый, несомненно, «Чертов мост» — высокая эстакада на двухъярусных опорах над руслом Итыкита, изогнутая и расположенная в подъеме. Говорят, при следовании тяжелых поездов этот мост даже немного раскачивался.
С обеих сторон перевала находятся петлевые тоннели (рельеф местности не позволил сделать изгиб серпантина на склоне), и этот поворот выполнен внутри горы — поезд въезжает в портал, а через некоторое время показывается из другого портала над или под первым, совершив оборот на 180 градусов. Особенно хорошо это заметно на западном тоннеле (№1) — его порталы расположены почти друг над другом. Когда по обходу проходили грузовые поезда, порожние составы могли быть довольно длинными. В этом случае локомотив появлялся из тоннеля довольно скоро после того, как в нем скрывался последний вагон.
История обхода так же сложна, как и все, что связано со строительством БАМа. Изначально Северо-Муйский тоннель планировалось открыть в 1986–1987 годах. Чтобы строительство не задерживало сооружение всей магистрали, для пропуска строительных грузов в кратчай
шие сроки, с августа 1982 по март 1983 года, был сооружен временный обход — линия Ангаракан — Казанкан протяженностью 24,6 км. Его проект был составлен по сильно облегченным нормам (уклон до 40 метров на километр расстояния), в результате чего средняя длина грузового поезда была всего несколько вагонов — больший вес никакой тепловоз не мог поднять по такой крутизне. Но этот обход позволил пропустить на восток путеукладчик и завозить рельсы и прочие необходимые на строительстве магистрали материалы.
После первых лет строительства и тяжелых аварий стало ясно, что Северо-Муйский тоннель не получится соорудить быстро. Сбойка БАМ состоялась, но старый Северо-Муйский обход был самым узким местом магистрали: грузовые поезда приходилось расцеплять перед ним на части, а движение пассажирских по таким уклонам и вовсе было запрещено — от станции Ангаракан до станции Казанкан людей везли на автобусах-вахтовках через перевал.
В ноябре 1985 года начато сооружение современного обхода (длина 54,3 км, уклон до 18 м/км), завершенное к 1989 году. Тогда же старый обход был разобран, и сейчас лишь насыпь и бетонные мосты указывают на его трассу. В наши дни, несмотря на успешное окончание четвертьвекового строительства Северо-Муйского тоннеля, высокогорный обход пока оставлен в работе — он еще может пригодиться как второй путь при росте грузопотока.
К сожалению, сейчас пассажиры скорых и пассажирских поездов почти не видят красоты гор и петляющей по ним ниточки обхода — все они проезжают по тоннелю, причем глубокой ночью. Лишь рабочие поезда Таксимо–Новый Уоян, перевозящие в основном работников железной дороги, два раза в сутки в каждую сторону следуют по обходу, встречаясь на разъезде Перевал. Такой поезд обычно состоит из старого плацкартного вагона, платформы для путейского инвентаря и электровоза ВЛ-65. Изредка на платформе можно увидеть не только шпалы и домкраты, но и гору разноцветных рюкзаков — на пейзажи Северо-Муйского хребта и обхода приезжают посмотреть туристы.

Знаменитый «Чертов мост» Северо-Муйского обхода — изогнутая эстакада на двухярусных опорах над руслом Итыкита. Фото автора
Для того, чтобы красота «Золотой пряжки БАМ» открылась вам, придется приложить некоторые усилия. Чтобы осмотреть обход с поезда и при этом успеть прогуляться во время стоянок на разъездах, надо ночевать в Новом Уояне (гостиниц и турбаз там нет, только вокзал с жесткими скамейками), а потом на утреннем рабочем поезде ехать в Таксимо. Обратный вариант не предусматривает ночевки на вокзале, но менее предпочтителен из-за маленьких стоянок на разъездах.
Но лучше всего приехать сюда летом с палаткой, высадиться на разъезде Перевал и не спеша пойти по линии пешком в ту или другую сторону — в Казанкан или Ангаракан, где останавливаются поезда дальнего следования. Тоннели охраняются, но никто не мешает немного срезать путь, спустившись с петли на петлю по горному склону, в окружении кедрового стланика и редких лиственниц.
Именно пеший путь позволит вдоволь насладиться красотой горных вершин и восхититься человеческим гением, проложившим железную дорогу в труднейших условиях Северо-Муйского хребта…
Александр Фетисов, 05.12.2007

Пруф
http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/globe/495/

Это сообщение отредактировал Hellrizer - 23.02.2015 - 18:32
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 27168
0 Пользователей:
Страницы: (3) 1 [2] 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх