Как на самом деле работает невидимая рука рынка

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
LEXXHAN
4.01.2015 - 23:17
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 2.10.13
Сообщений: 450
84
Согласно популярной легенде свободная рыночная экономика обеспечивает выпуск недорогих и качественных товаров. В вымышленном мире либеральных экономических фантазий происходит это следующим образом.

1. Каждый вид товара производится несколькими фирмами, при этом фирмы конкурируют друг с другом.
2. Покупатели выбирают товары, которые лучше всего соответствуют критерию «цена-качество».
3. Фирмы, которые делают дорогие и некачественные товары разоряются: у них никто ничего не покупает.
4. Фирмы, которые делают дешёвые и качественные товары получают массу клиентов и увеличивают производство.
5. Государство следит за тем, чтобы конкуренция была честной: чтобы на рынке не было ни сговоров, ни монополий, ни наездов друг на друга.

Красивая схема? Красивая. В теории. На практике же мы почему-то не наблюдаем дешёвых и качественных товаров: даже в тех областях, где конкуренция весьма высока.

Три элементарных примера: вода, соль, картошка.

«Кирпич» поваренной соли советского вида в картонной коробке стоит 20 рублей. Оптовая цена соли первого помола — 3,6 рубля за килограмм. Стоимость фасовки — копеечная. Казалось бы, супервыгодный бизнес — делай за 10 рублей, продавай, скажем, за 15, дешевле всех… Но нет, даже по 20 рублей соль надо ещё поискать. На полках обычно лежит соль в упаковках подороже, которые можно продавать уже 50 рублей.

Вода стоит крайне дёшево. Себестоимость бутылочки с водой объёмом 0,5 литра — ну никак не больше трёх рублей. Это считая красивую пластиковую бутылку, крышечку и этикетку.

Вместе с тем в магазинах эта бутылочка воды стоит рублей 40, а на автозаправках — уже под сотню, в разы дороже бензина. Излишне пояснять, что вода в этих бутылочках совершенно обыкновенная, безо всяких слёз девственниц и пыльцы мадагаскарских стрекоз.

Картошка. Закупочная цена картофеля — несколько рублей за килограмм. Я был не так давно в Астрахани, узнавал всё у фермеров лично. Ближе к Санкт-Петербургу (и ближе к январю месяцу) картофель дорожает до 12-16 рублей за килограмм. Эта цена обычно уже включает доставку в магазин.

В супермаркете картофель лежит за 30 рублей минимум, при этом цена в 50-60 рублей за кило тоже никого не удивляет.

Вопрос. Если у нас невидимая рука рынка, если у нас есть конкуренция, откуда берутся эти безумные накрутки? Может быть, разгружать картофель невероятно сложно?

Да нет, один укладчик может без особого напряга выложить на прилавок несколько тонн товара в день, больше 100 тонн товара в месяц. В супермаркетах все процессы отлажены: привёз на полной тележке, увёз пустую тележку… дело быстрое и нехитрое. Получаем себестоимость разгрузки и выгрузки никак не выше 1 рубля на килограмм картошки: это с учётом зарплатных налогов и прочих неочевидных расходов.

Казалось бы: покупаем качественную картошку за 16 рублей, продаём за 25 рублей, все окрестные покупатели наши. Конкуренты — а в рознице конкуренция весьма велика — в пролёте… Но нет, никто так не делает. Продают среднего качества картошку за 30 рублей и хорошую — за 50-60. Почему?

Задам ещё один наводящий вопрос. Как известно, на кассах в супермаркетах регулярно образуются очереди. Как известно, сейчас у очень многих покупателей есть мобильники. Как известно, торговые сети тратят огромные деньги на исследование психологии покупателей и их потребностей.

Так вот. Почему же супермаркеты, которые не ленятся распылять на нас заманивающие ароматы и включать нам расслабляющую музыку, не могут догадаться организовать вокруг касс бесплатный Wi-Fi, чтобы стоять в очередях было не так тоскливо?

Правильный ответ: потому что их задача — не сделать нам хорошо, а вышибить из нас деньги. Покупатели делают выбор отнюдь не по критерию «цена-качество», как пытаются нас убедить либеральные экономисты, а совершенно по другим критериям. Грязные тележки, неухоженные до неприличия сортиры, антисанитария на складах и на полках, просроченная низкокачественная жратва, которая продаётся втридорога — это совершенно типичная для взятого наугад гипермаркета картина.

И это отнюдь не какой-то феномен в отдельно взятом городе или районе. Увы, невидимая рука рынка прямо-таки заставляет магазины вести себя максимально скотским образом.

Банальное соображение. Предположим, что в некой волшебной стране покупатели и вправду выбирают товары по соотношению цена/качество. Допустим, там идёт жёсткая конкуренция между производителями товара, и каждый рубль имеет значение. Вопрос. Откуда в такой ситуации производители возьмут деньги на рекламу?

Есть два товара. Фирма «Абырвалг» продаёт хорошие, качественные ботинки за 1000 рублей. Фирма «Бустер» продаёт ботинки ровно такого же хорошего качества, но уже за 1500 рублей. Дополнительные 500 рублей фирма «Бустер» тратит на рекламу своих ботинок.

Напомню, в нашей волшебной стране покупатели выбирают по соотношению «цена-качество». Спрашивается: какой же дурак будет покупать в этой ситуации дорогие ботинки «с рекламой», если можно купить точно такие же ботинки, но без рекламы и дешевле? Фирма, которая тратит деньги на рекламу, просто разорится!

В реальной жизни, как вы знаете, ситуация обратная. Товар без рекламы шансов имеет довольно мало, а самые успешные фирмы вкладывают в рекламу просто невероятные по масштабам суммы.

Плавно подхожу к сути поста. Отчасти либеральные экономисты правы. Острая конкуренция и бескомпромиссная борьба за покупателя действительно существуют в природе. Вот только розничному покупателю в этой ситуации отводится роль не придирчивого судьи, а бессловесного скота, эдакого приза, за который сражаются игроки.

Большая ошибка думать, будто покупатели выбирают по соотношению «цена-качество», или будто покупатели вообще что-либо выбирают. За покупателей выбор делают маркетологи. Если же покупателя предлагаемый ему ассортимент дорогих и плохих товаров не устраивает, это его проблемы: магазины, которые торгуют недорогими и качественными товарами, не имеют никаких шансов пробиться на рынок.

Ещё один знакомый всем пример. Струйные принтеры. Либеральная экономическая логика подсказывает, что конкурентную борьбу должна выиграть фирма, которая будет делать принтеры с дешёвыми универсальными чернилами. На практике же на рынке доминируют производители, каждый из которых не только производит бессмысленный зоопарк несовместимых друг с другом моделей, но и продаёт чернила по заоблачной цене.

Кстати, вы в курсе, что одна из самых дорогих жидкостей на земле — это чернила для струйных принтеров? Никакой физической причины для установки такой цены нет: это маркетинг в чистом виде.

Реальная рыночная экономика — та экономика, давление которой мы с вами ощущаем на собственной шкуре ежедневно — устроена довольно просто. Для того, чтобы продать свой товар, вам не надо корпеть над чертежами и делать лучший в мире товар. Вам надо просто купить покупателей.

Покупатели продаются в специальных загончиках, известных также как «моллы», «гипермаркеты» и так далее: поэтому для того, чтобы добраться до покупателя, вам надо расположить в этих торговых центрах свой товар. При этом вам обычно недостаточно просто красиво оформить свою ловушку. Надо дополнительно оплатить ещё и массированную рекламу, при помощи которой мозги потенциальных покупателей будут заточены на покупку именно вашего товара.

Предположим, мы производим какую-нибудь жидкость для желудка под названием «Токси-Кола». Для того, чтобы наш товар продавался, нам надо сделать следующее:

1. Купить хорошие места под «Токси-Колу» на полках супермаркетов.
2. Сделать заманивающую упаковку и грамотно расставить на этих полках бутылки.
3. Включить мощную рекламу по телевизору и в других местах.

Вуаля. Если всё сделано правильно, хорошие продажи нам обеспечены.

Что же касается качества и цены… Право, коллеги, в двадцать первом веке смешно вспоминать об этом. Каждый рубль, потраченный на качество, это рубль, отобранный у отдела маркетинга и рекламы. Поэтому качество нашего напитка будет настолько низким, насколько это возможно — лишь бы покупатели могли без особого отвращения допить бутылку до конца. Про вред для здоровья я даже не упоминаю: эта характеристика просто не важна для продаж.

Дешёвым наш напиток тоже не будет. Нам надо оплачивать места на полках и рекламу, не забыли? Это основная составляющая цены товара, и снижать её нет никакого смысла: меньше цена — меньше рекламы — меньше продаж.

Таким образом мы получаем закономерный итог: для того, чтобы прийти к успеху, производитель прямо таки вынужден продавать дорогой и некачественный товар.

Разумеется, в этой базовой схеме есть масса нюансов. Так, производители автомобилей и прочей сложной техники стараются закладывать в свои устройства моральное устаревание, чтобы сервис-центры могли приносить дополнительную прибыль, и чтобы через два-три года эксплуатации у покупателя возникала потребность купить новый товар.

Иногда залежалый товар сбывается по цене ниже себестоимости, лишь бы освободить полки. Так как полки — это главное, скидки легко могут доходить хоть до 100%. В такие моменты везучие покупатели получают возможность купить хоть и по-прежнему некачественный товар, но, по крайней мере, по той цене, которая могла бы существовать в мире нормально работающей экономики.

Нередко в цепочках производства-продажи находятся дыры, которыми опытный потребитель может воспользоваться, чтобы слегка обмануть систему и получить более качественную и менее дорогую вещь, чем обычно.

На организации магия маркетинга действует значительно слабее, поэтому организации могут покупать часть нужных им товаров в нормальном качестве и по нормальной цене.

Однако в целом мы с вами вынуждены не только мириться с низкокачественными товарами в неудобных магазинах, но и платить с каждой покупки огромный налог «на маркетинг», из которого, собственно, и состоит большая часть цены практически всех товаров народного потребления.

Подведу итог

С одной стороны, нынешняя ситуация весьма печальна — собственно, она весьма похожа на те антиутопии, которые нам рисовал Рэй Брэдбери и прочие фантасты двадцатого века.

С другой стороны, мировая экономика стремительно меняется: кризис либерализма очевиден, а выпуклые дефекты «рыночной» экономики обсуждаются с каждым годом всё чаще. В некоторых странах — типа Франции — начинают уже принимать первые робкие законы, в которых ограничиваются особенно грязные маркетинговые трюки.

Мы находимся сейчас на самом днище: любой супермаркет практически полностью забит мусорного качества товарами, которые продаются по заоблачным ценам. Если нам удастся хотя бы частично освободить экономику от паразитов, благосостояние общества за весьма короткий период вырастет в разы — и тогда наше настоящее будет больше похоже уже не на мрачные миры Брэдбери, а светлые проекты Ивана Ефремова и прочих советских фантастов.

Как на самом деле работает невидимая рука рынка
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
vulcano
4.01.2015 - 23:23
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.05.12
Сообщений: 1894
Знаю как разорвать этот порочный круг. Но не скажу figa.gif Чревато

Это сообщение отредактировал vulcano - 4.01.2015 - 23:25
 
[^]
gaiusxx
4.01.2015 - 23:25
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.01.13
Сообщений: 1667
Для начала, не стоит путать рыночные механизмы с обыкновенной жадностью. Игнорировать их у нас уже пробовали, так же как и отсутствие совести у властьимущих. Этим рыночным гадюшником просто надо грамотно управлять. Во имя общего блага.

Это сообщение отредактировал gaiusxx - 4.01.2015 - 23:32
 
[^]
kandalak
4.01.2015 - 23:26
14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.02.09
Сообщений: 1071
Такие "знатоки" ,бизнеса не учитывают транспортные расходы - налоги - аренда - оплата рабочих ( продавцы - грузчики+штат офисных работников). Вот почему такие горе аналитики всегда замалчивают про это?
 
[^]
MadScientist
4.01.2015 - 23:29
20
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 13.03.13
Сообщений: 776
Если ходить на рынок и щелкать хлебалом невидииая рука вытащит кошелек. Ваш. К. О.
 
[^]
Riffraff
4.01.2015 - 23:29
13
Статус: Offline


АДъ

Регистрация: 1.01.05
Сообщений: 3129
Как же заебали теоретики, типа тса.
Ну возьми, продавай соль по 14р, раз ты такой бизнес гений. Да вот только беда, теоретики тока пиздят, реально они ничего не делают и даже не пытаются.
 
[^]
vladghost
4.01.2015 - 23:30
12
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.10.14
Сообщений: 1724
ага и еще всякие там проверяющие, пожарники и сэс которым тупо надо дать на лапу и куча еще всего всего всего
 
[^]
maugly47
4.01.2015 - 23:31
11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.05.14
Сообщений: 4586
Жадность основа рыночных механизмов
 
[^]
AliBaba007
4.01.2015 - 23:31
23
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.07.14
Сообщений: 2764
Ну не знаю как где а у нас рука ета работает достаточно просто. Захватить используя какой нибудь госресурс а потом не давать ходу другим или стричь с них.
Уже пробовали люди пробиться с низкими ценами но кроме шишек и сверхприбыли кому то ничего не вышло.
Монополия и реклама - основные рычаги нашего рынка. В общем разводить лохов называется.
Как это все изменить это большой вопрос.

Это сообщение отредактировал AliBaba007 - 4.01.2015 - 23:33
 
[^]
ribolov
4.01.2015 - 23:31
2
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 19.12.14
Сообщений: 111
Познавательно, поучительно, многие в курсе этой системы! Но как покупали так и будем! А куда деватся я то?
 
[^]
Адельфан
4.01.2015 - 23:32
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.06.14
Сообщений: 1279
Цитата
Такие "знатоки" ,бизнеса не учитывают транспортные расходы - налоги - аренда - оплата рабочих ( продавцы - грузчики+штат офисных работников). Вот почему такие горе аналитики всегда замалчивают про это?

Не забудьте добавить ОРДУ проверяющих и контролирующих, со всеми вытекающими.
 
[^]
Asoustug
4.01.2015 - 23:33
3
Статус: Offline


Аквариумист

Регистрация: 23.10.13
Сообщений: 2024
Нах вы ходите в супермаркеты.
Я вот поддерживаю мелких предпринимателей, которых уже почти нет.
 
[^]
Lumox
4.01.2015 - 23:34
15
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 5.04.14
Сообщений: 115
Цитата (LEXXHAN @ 4.01.2015 - 23:17)
Себестоимость бутылочки с водой объёмом 0,5 литра — ну никак не больше трёх рублей. Это считая красивую пластиковую бутылку, крышечку и этикетку.

После этого читать не стал. Ты бля, хотя бы ради интереса посмотрел цену пэт преформы+крышку, да этикетку. Про выдув, розлив, траспорт, зарплату - не, не слышал. Аналитег.
 
[^]
MGIVAN1
4.01.2015 - 23:34
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 31.07.14
Сообщений: 343
Цитата
Вот почему такие горе аналитики всегда замалчивают про это?

Потому, что они не смотрели великолепный фильм "Снова в школу", там прекрасно показана разница, между теорией и практикой. Что касается экономики, основная проблема, что деньги можно зарабатывать и без всякого экономического образования, бизнесмены - это смесь природного и приобретенного навыка. Но есть такая каста, как чиновники и офисный планктон. Разбираться в экономике они должны, но не могут, поэтому и нужны учебники по экономике, чтобы им как то на пальцах объяснить теории социальных и экономических взаимоотношений.
 
[^]
axel345
4.01.2015 - 23:38
1
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 31.08.13
Сообщений: 624
это очередная многоходовка луналикого.
сарказм
в стране менеджеров как собак
ничего не производят только перепродают
ну и гос монополии уже давно рынок поделили
 
[^]
Maingame
4.01.2015 - 23:39
2
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 24.08.13
Сообщений: 33
Все, настал капитализм, кто сколько может, тот столько и накручивает (так что бы и себе побольше отложить и налогов меньше отдать).
Это раньше при коммунизме правительство цены ставило, ничего скоро и медицина и обучение так же по европейскому пути покатится.
 
[^]
vladghost
4.01.2015 - 23:39
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 30.10.14
Сообщений: 1724
Цитата (AliBaba007 @ 4.01.2015 - 23:31)
Ну не знаю как где а у нас рука ета работает достаточно просто. Захватить используя какой нибудь госресурс а потом не давать ходу другим или стричь с них.
Уже пробовали люди пробиться с низкими ценами но кроме шишек и сверхприбыли кому то ничего не вышло.
Монополия и реклама - основные рычаги нашего рынка. В общем разводить лохов называется.
Как это все изменить это большой вопрос.

трудно очень трудно, без благословения сами знаете кого влезть в сети маленькому производителю без откатов нереальноЮ друг торговым работает рассказывает как руководство греет себе руки на этом обхсс на них нет
 
[^]
Felix500
4.01.2015 - 23:43
2
Статус: Offline


Шпунтик

Регистрация: 16.10.11
Сообщений: 271
Всё верно, гипермаркеты - зло. Но вот смотри. Бульбаш продает картошку по 1 рублю за кг, а хохол сало по 2 рубля, на Камчатке икра стоит 3 рубля за кг. Но я могу всё это купить в 10 раз дороже, за пол часа рядом с домом. Можно взять в колхозе 3 мешка гречки и жевать её всю зиму, но не кто так не делает!!! Замута тут посложнее. А где подвох - не пойму.
 
[^]
denevil
4.01.2015 - 23:46
12
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 5.02.12
Сообщений: 621
я знаю такого специалиста, который говорил про невидимую и праведную руку рынка, гори ты падла в аду!

Это сообщение отредактировал denevil - 4.01.2015 - 23:46

Как на самом деле работает невидимая рука рынка
 
[^]
Holydamnfuck
4.01.2015 - 23:48
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.04.14
Сообщений: 4219
Имхо,цена давно не показатель качества.Можно купить сапоги за 3000 тысячи и проходить в них месяц,а можно и за 800 всю зиму протаскать,а то и не одну.Тут фактор везения.
А насчет жратвы-все больше склоняюсь к тому,чтобы уехать однажды в деревню,на свое хозяйство.Пусть не красочное и упакованное,зато натуральное и вкусное.
 
[^]
lem02
4.01.2015 - 23:48
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.04.10
Сообщений: 2543
Ключевое слово в опусе - "если". Один умный человек в институте нам преподавал, что в экономике открытий быть не может. Все давно открыто, опробовано и работает там, где этому помогают или во всяком случае не мешают.
 
[^]
Artemzh
4.01.2015 - 23:49
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 612
да верно все. только нас захватили сети. в сетях место ограничено и стоит нереальных денег (место 1.5 на 2.0 метра - от 1млн. и это только входной билет). А остальное? Правильная реклама. Скидки, акции, спецпредложения и подарки. Ты хоть на 50% дороже выставь товар, но дай халявку какую-то - все схавают.
 
[^]
yf73
4.01.2015 - 23:50
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 22.09.12
Сообщений: 638
Цитата (vladghost @ 4.01.2015 - 23:30)
ага и еще всякие там проверяющие, пожарники и сэс которым тупо надо дать на лапу и куча еще всего всего всего

Это называется административная рента, плюс добавьте что крупные компании легче заставить скинуться на всякие олимпиады, а они их же не будут из своего кармана оплачивать, они это тоже поделят на конечного потребителя, вот и получается у нас бензин по 32 рубля за литр и вся конкуренция идет нах
 
[^]
Teneo
4.01.2015 - 23:51
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.07.12
Сообщений: 1013
Цитата (Riffraff @ 4.01.2015 - 22:29)
Как же заебали теоретики, типа тса.
Ну возьми, продавай соль по 14р, раз ты такой бизнес гений. Да вот только беда, теоретики тока пиздят, реально они ничего не делают и даже не пытаются.

ой не пизди. плавали, знаем. хуй тебя кто пустит с дешевым товаром, цепочка высасывания бабла должна быть длинной, а дешевый товар - сокращает пищевую цепь и куча "полезных" людей начнут сосать йух. А они этого очень не хотят и приложат максимум сил, дабы это не допустить... и ведь сука, выходит

ЗЫ: Разговор с кандидатом в президенты/депутаты -
- Везде коррупция, все берут взятки, все коррумпированы!
Вы хотите с этим бороться?
- Помилуйте, я хочу в этом участвовать
 
[^]
kandalak
4.01.2015 - 23:51
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.02.09
Сообщений: 1071
Почему так объясню на пальцах. Тут перед НГ тема была как мужик за 100 с чем то рублей елку покупал. И ездил за 100 с лишним километров за ней. В итоге она обошлась в 2 раза дороже, чем если бы он купил ее возле дома.
А подобные посты расчитаны раскачать народ и вызвать недовольства.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 10465
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх