ЗиЛ-169: История с капотом, Авто без политики

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
AndySP
22.08.2014 - 18:47
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 3818
150
Разбирая архивы, случайно наткнулся на фото капотного грузовика ЗиЛ-169, датированное 1974 годом. Вроде как повод для юбилея, подумал я. Но не тут-то было. Тема оказалась настолько запутанной, что в итоге получился не «юбилей», а экскурс в историю создания модели — предшественника нынешнего ЗиЛ-4331

Фото АМО ЗиЛ и из архива автора

Прежде чем приступить к рассказу о ЗиЛ-169, необходимо немного окунуться в историю.

ЗиЛ-169: История с капотом
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
AndySP
22.08.2014 - 18:47
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 3818
Начало 60-х годов прошлого века, российский автопром просто распирает от идей и предлагаемых моделей. ЗиЛ также не стоит в стороне от этих процессов. Еще не поставлен на поток перспективный ЗиЛ-130, а уже готовы машины с заделом на будущее. В частности, в 1963 году появляется трехосная модель ЗиЛ-133 (6х4), призванная увеличить производительность подвижного состава в связи с ростом перевозок и подъема в экономике.

Только этим дело не ограничивается. Признавая перспективность конструкции грузовика с кабиной над двигателем, здесь также разрабатывают аналогичную машину, которая в перспективе должна будет прийти на смену ЗиЛ-130.

25 декабря 1964 года прототип «зиловского» бескапотника ЗиЛ-Э169А, сделанного на шасси «сто тридцатого», покидает ворота завода. По внешнему облику машина напоминала американские образчики. И это не удивительно. В целом конструкторская школа ЗиЛа тяготела в сторону США. Кстати, это был не первый и не последний случай. В следующем году машина отправляется на испытания. Конструкция в целом оказалась удачной и после устранения недоработок была рекомендована к производству.

Однако дизайн ЗиЛ-Э169А к моменту принятия решений устаревает. Время неумолимо шло вперед, как и требования, выдвигаемые экономикой. В недрах КБ дизайнерами создается новый облик бескапотника. Так в 1967 году появляется рабочий эскиз грузовика, разработанного зиловским дизайнером Львом Самохиным.

Поставив на конвейер ЗиЛ-130, грузоподъемность которого в разное время колебалась от 4 до 6 т, конструкторы до предела выбрали максимально допустимую нагрузку на ведущий мост, которая определялась исходя из действующих в то время дорожных ограничений. При этом стало понятно, что дальнейший рост грузоподъемности возможен только за счет увеличения числа осей — допустимая нагрузка на тележку из двух ведущих мостов ограничивалась на тот момент 11 тоннами.

ЗиЛ-169: История с капотом
 
[^]
AndySP
22.08.2014 - 18:48
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 3818
Посему, разработав семейство автомобилей ЗиЛ-133 (6х4), запуск которого в производство по разным причинам откладывался, на ЗиЛе в 1967 году и приступили к работам над новым перспективным семейством автомобилей ЗиЛ-170 (6х4), аналогичных по классу ЗиЛ-133.

А тут, как назло, подоспело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1084 от 16 ноября 1967 года по созданию нового семейства автомобилей-тягачей. Для массового выпуска автомобилей задумывалось строительство комплекса из семи производств общей площадью около 3 млн м2, которые должны были вести практически полный производственный цикл изготовления большегрузных автомобилей. После выхода на полную мощность предполагалось производить 150 000 автомобилей и 250 000 дизельных двигателей в год.

То ли по собственной инициативе, то ли по указке сверху, доподлинно неизвестно, перспективное семейство грузовиков ЗиЛ-170 в одночасье стало прообразом КАМАЗов. ЗиЛ сконцентрировал все свои усилия на этом направлении.

Кстати, уже в 1968 г. московские автостроители завершили разработку конструкторской документации и построили первый опытный образец седельного тягача ЗиЛ-170В75 с 210-сильным перспективным дизельным двигателем ЯМЗ-6Э641. Согласно техническому заданию, семейство перспективных грузовиков включало только трехосные модели.

Ко всему прочему в начале 1970-х СССР в рамках СЭВ должен был разработать и поставить на производство, по крайней мере, два совершенно новых семейства грузовых автомобилей разной грузоподъемности. Попутно в нашей стране был взят курс на всеобщую дизелизацию грузового и автобусного подвижного состава.

Как уже было отмечено, к моменту, когда вышло правительственное постановление, ЗиЛ вовсю работал над своими перспективными моделями, создавал задел на будущее. О трехосном автомобиле с кабиной над двигателем и колесной формулой 6x4 модели ЗиЛ-170 нам уже известно. Но была и другая инициативная разработка — двухосный грузовик ЗиЛ-169 такой же компоновки. Он был не только спроектирован, но и построен в декабре 1969 г. и проходил заводские испытания, получив обозначение ЗиЛ-3Э169А. По замыслу зиловцев он должен был стать преемником ЗиЛ-130. К тому же по кабине ЗиЛ-3Э169А был идентичен трехосному ЗиЛ-170.

После передачи в Набережные Челны всей документации по ЗиЛ-170, к тому времени ставшему КАМАЗ-5320, КБ ЗиЛа вернулось к 169-й модели. Однако к середине 1970-х в автопроме, как и во всей стране, наступил период застоя. Именно этим можно объяснить то обстоятельство, что в ходе дальнейших работ по ЗиЛ-169 верх взяли технологи и производственники. Несмотря на огромные средства, выделенные заводу, было принято решение максимально использовать в конструкции автомобиля агрегаты и технологии, уже освоенные в действующем производстве. Таким образом, ЗиЛ вернулся к капотной компоновке. И под старым индексом «169» начала проектироваться совсем другая машина.

Незаметно мы подошли к виновнику нашего повествования.

В 1973 году все тот же Лев Самохин разрабатывает макеты капотных грузовиков ЗиЛ-169, а уже в 1974-м появляется первый прототип грузовика ЗиЛ-169Г, очень напоминающий американские грузовики того времени: с большим капотом и маленькой кабиной. Характерной чертой новоявленного ЗиЛ-169 становится интегрированное оперение. Для его отработки в том же году создаются варианты грузовиков ЗиЛ-130 с интегрированным оперением верхнего и нижнего исполнения.

В апреле 1976 года на выставке, устроенной заводом в честь визита высшего руководства страны во главе с Леонидом Брежневым, состоялся показ экспериментальных машин. Это уже были образцы 1975 года. Среди них длиннобазный грузовик ЗиЛ-7Э169Г с прицепом ГКБ-817 . Машины представляли собой второй вариант с угловатыми кабинами увеличенного объема. Все они были оснащены перспективным дизельным силовым агрегатом ЗиЛ-Э645 (V8; 8,74 л; 180 л. с.), производство которого должно было быть налажено в поселке Ярцево в 1981 году.

К 1979 году внешний облик грузовика претерпел существенные изменения: капот, оперение, а главное — кабина. Она практически обрела окончательные черты. Кстати, элементы кабины ЗиЛ-170 были использованы при проектировании кабины капотного ЗиЛ-169. Кроме того, выпускаемые на тот момент ЗиЛ-130 получили усовершенствованную тормозную систему, разработанную в ходе создания ЗиЛ-170.

В 1984 году на выставке, посвященной 60-летию отечественного автопрома, появляется ЗиЛ-4331, это все тот же но слегка видоизмененный ЗиЛ-9Э169Г образца 1978 года, но переименованный в соответствии с введенной отраслевой нормалью на обозначения автомобильного подвижного состава.

Кстати, в том же 1984 году на полигоне в Дмитрове можно было заметить окончательный вариант ЗиЛ-4331 со светотехникой, размещенной в бампере. Ко всему прочему, оперение было укорочено, облицовку радиатора изготовили из пластика АВС во всю ширину оперения, и она стала объемной. При этом передняя часть автомобиля значительно «похудела». Этот вариант с незначительными доделками и покинул ворота завода в 1985 г., впоследствии встав на конвейер.

В целом разработка грузового автомобиля ЗиЛ-169/4331 заняла чуть более 10 лет. Но она не принесла успеха ЗиЛу. Вот один из комментариев в адрес грузовика: «Ради мнимого экономического эффекта грузоподъемность автопоезда подняли, что повлекло за собой применение более мощного силового агрегата, увеличившего снаряженную массу грузовика при сохранении прежней грузоподъемности, и потребовало огромных инвестиций в создание новых производств в Москве, Ярцево и Смоленске. Ориентация на преимущественную эксплуатацию среднетоннажника в составе автопоезда оказалась ошибочной, область его применения в условиях рыночной экономики сузилась до использования в сравнительно небольших количествах в качестве одиночных шасси под установку специализированных надстроек. Причем из-за малых годовых пробегов потребитель предпочел приобретать машины с устаревшим бензиновым двигателем или минским дизелем меньшей мощности, из-за чего производство более мощных дизелей пришлось свернуть».

Не этим ли объясняется тот факт, что практически неизменный грузовик сегодня предлагается только с бензиновыми моторами и все тем же минским мотором «тракторного» происхождения?

Данным материалом автор не претендует на хронологическую последовательность и точность каких-либо фактов. Просто фотография разбудила «верещагинские чувства» — за державу обидно!

Интерьер кабины опытного ЗиЛ-4Э169Г (1974)

ЗиЛ-169: История с капотом
 
[^]
AndySP
22.08.2014 - 18:49
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 3818
ЗиЛ-4Э169Г испытывался как одиночный грузовик...

ЗиЛ-169: История с капотом
 
[^]
AndySP
22.08.2014 - 18:49
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 3818
...так и с прицепом ГКБ-8350 в составе автопоезда

ЗиЛ-169: История с капотом
 
[^]
AndySP
22.08.2014 - 18:50
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 3818
Всем хорошо знакомый серийный ЗиЛ-130 (1964)

ЗиЛ-169: История с капотом
 
[^]
AndySP
22.08.2014 - 18:50
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 3818
Один из первых прототипов ЗиЛ-133Г (1963)

ЗиЛ-169: История с капотом
 
[^]
AndySP
22.08.2014 - 18:50
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 3818
Первый бескапотник ЗиЛ-Э169А (1964)

ЗиЛ-169: История с капотом
 
[^]
AndySP
22.08.2014 - 18:51
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 3818
ЗиЛ-170 с прицепом ГКБ-8350 (1969) — прообраз КАМАЗа

ЗиЛ-169: История с капотом
 
[^]
AndySP
22.08.2014 - 18:51
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 3818
Инициативный ЗиЛ-3Э169А с прицепом ГКБ-8350 (1969)

ЗиЛ-169: История с капотом
 
[^]
AndySP
22.08.2014 - 18:52
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 3818
ЗиЛ-7Э169Г - один из этапов развития 169-й модели (1976)

ЗиЛ-169: История с капотом
 
[^]
AndySP
22.08.2014 - 18:52
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 3818
ЗиЛ-9Э169Г и он же первый ЗиЛ-4331 (1978)

ЗиЛ-169: История с капотом
 
[^]
AndySP
22.08.2014 - 18:53
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 11.01.14
Сообщений: 3818
А таким в 1985 году нам предстал серийный ЗиЛ-433100

Автор: Сергей Жуков

ЗиЛ-169: История с капотом
 
[^]
Steinbock
22.08.2014 - 18:56
9
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 10.05.10
Сообщений: 252
А где ЗиЛ-131??
 
[^]
калач
22.08.2014 - 18:59
12
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 29.05.14
Сообщений: 104
Какой завод просрали((
P.S. Работал на 133ГЯ(автокран и бортовой),4331самосвал,сейчас работаю на 4331 с будкой

Это сообщение отредактировал калач - 22.08.2014 - 19:05
 
[^]
elidos
22.08.2014 - 18:59
8
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 24.02.14
Сообщений: 275
фактически КАМАЗ и есть ЗИЛ. У зиловцев тогда и КБ и все наработки по безкапотникам и движкам перспективным забрали и передали на строящийся КАМАЗ.
 
[^]
mangol
22.08.2014 - 19:01
15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.08.11
Сообщений: 3606
Цитата (калач @ 22.08.2014 - 18:59)
Какой завод просрали((

ЗиЛ нельзя спасти, и не по причине производственной и технической.
Земля под ним золотая, ему по этой причине и не дали выползти
 
[^]
Lelik72RUS
22.08.2014 - 19:01
26
Статус: Online


Хохмач

Регистрация: 23.11.12
Сообщений: 678
ЗиЛ-133 ГЯ, с дизелем КамАЗ-740.
Больше всех нравились внешне.


ЗиЛ-169: История с капотом
 
[^]
Lelik72RUS
22.08.2014 - 19:04
59
Статус: Online


Хохмач

Регистрация: 23.11.12
Сообщений: 678
Экспериментальный проект.
Модернизированный грузовой автомобиль ЗИЛ-133ГЯ.
Мотор, коробка и мосты от «Камаз». Полная заправка топлива 800 л. Встроенный насос для перекачки топлива. Электрический подогрев двигателя.
Кабина удлинена на 700 мм. Высота от пола до потолка-2500 мм. Два спальных места. Два отдельных передних сиденья с подрессоренной подвеской.
Капот открывается вместе с крыльями вперед, что позволяет легко обслуживать мотор. Базовая длина кузова 6 м сохранена за счет увеличения заднего свеса.

ЗиЛ-169: История с капотом
 
[^]
Lelik72RUS
22.08.2014 - 19:05
37
Статус: Online


Хохмач

Регистрация: 23.11.12
Сообщений: 678
Он же:


ЗиЛ-169: История с капотом
 
[^]
Bogatyr
22.08.2014 - 19:05
7
Статус: Offline


Бравый солдат

Регистрация: 13.01.14
Сообщений: 255
Цитата (AndySP @ 22.08.2014 - 19:53)
А таким в 1985 году нам предстал серийный ЗиЛ-433100

Автор: Сергей Жуков

Я на таком в Дальнобойщиков вторых играл smile.gif
 
[^]
murgab
22.08.2014 - 19:06
1
Статус: Offline


Грустный весельчак

Регистрация: 6.10.13
Сообщений: 9224
Я учился вождению на 130-ом в ДОСААФ...А когда работал после армии на автопредприятии, то к нам пришел ЗИЛ-433100, все лазили в т.ч. под ним, смотрели )))...169-го в жизни не видел...
 
[^]
Steinbock
22.08.2014 - 19:07
2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 10.05.10
Сообщений: 252
мне по душе 131 зилки
 
[^]
Romka097
22.08.2014 - 19:07
2
Статус: Offline


Хочу туда, где пиздец

Регистрация: 24.09.07
Сообщений: 991
Жаль конечно завод. И мощности были и конструкторы. Но блин не в сторону Лихачевцев все повернулось. Хотя завод ЯАЗ тоже угробили, но на моторном производстве вытянули.
Ну не могу не упомянуть. Гордость Кременчуга КрАЗ, не совсем Украинский. ЯАЗ 214..
 
[^]
Lelik72RUS
22.08.2014 - 19:09
7
Статус: Online


Хохмач

Регистрация: 23.11.12
Сообщений: 678
Цитата (калач @ 22.08.2014 - 21:59)
Какой завод просрали((
P.S. Работал на 133ГЯ(автокран и бортовой),4331самосвал,сейчас работаю на 4331 с будкой

Это да...
Очень редкая модификация на базе 133-го "ЗиЛа".
КАвЗ-5982, специальный фургон для перевозки животных, разработан и выпущен специально к "Олимпиаде-80".

ЗиЛ-169: История с капотом
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 36539
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх