Оказывается, заурядным депутатам личные шоферы не положены. Они ездят на так называемых разгонных машинах, которые вызываются, как такси, из частной компании, обслуживающей ГД. Чиновникам «повыше» полагаются и машина, и личный водитель.
«Разовые» водители по личным делам не ездят. А вот персональный водитель – почти что член семьи. Водители советуют мне обратиться к такому «члену семьи» – Николаю. Взяв с меня клятву, что я не выдам номер машины, он признался, что возит не только самого главу комитета, но и его жену.
– Однажды неделю ставил на учет машину ее племянницы, – улыбается Николай.
Такие мелочи, как встретить родственников в аэропорту, водители вообще уже не считают за «личные дела».
Кто идет за «Клинским»?
37-летний Антон, с которым я познакомилась у Московской мэрии, работает личным водителем уже пять лет. В руках у него – ключи от БМВ. На таких машинах ездят чиновники самого высокого ранга – например министры.
– Если шеф выпивает с партнером в баре – это личное дело или служебное? – рассуждает он. И тут же вспоминает еще случай «про бухло»:
– Однажды шеф пил дома с одним хозяином винно-водочного завода, и меня послали за добавкой. Недолго думая, я купил водку марки именно этого завода.
Но дома акцизная марка отвалилась от бутылки прямо в руках у шефа. Верный признак, что водка поддельная.
– Крику было… – смеется Антон. – Пришлось ехать менять.
Кроме того, водители всегда в курсе всех шефских амуров.
– Не поверишь, мой знакомый на одной и той же машине в один и тот же салон красоты возил жену и любовницу чиновника, – откровенничает со мной Антон. – Как в анекдоте: по четвергам – жену, по понедельникам – любовницу…
Казалось бы, если чиновник улетает по делам за границу, на шею водителю должна садиться его семья. Не тут-то было – на шею садятся замы.
– У зама понтов больше, чем у шефа, – вздыхает Антон. – Например, он заставляет ждать его в машине и при этом не глушить мотор. Чтобы он такой весь в белом эффектно вышел и мгновенно умчался…
Самим водителям запланировать свои выходные довольно сложно. Из отпуска в любой момент могут вызвать. И не факт, что по служебному делу.
Добавлено в 17:31 Нарушитель поневоле
Водители провинциальных чиновников от самодурства своих хозяев страдают больше московских «извозчиков». Так, губернаторы небольших регионов часто экономят на персонале, и водители выполняют функции телохранителей.
– Мой товарищ для одного депутата перегонял машины из Финляндии в Москву, – продолжает Антон.
Служебное авто «перегонщик» при этом не использовал, но за эту работу ему никто не доплатил. Но это скорее исключение: обычно личным водителям чиновники доплачивают – кто-то из партийной кассы, кто-то из своего кошелька. А вот правила водители чаще всего нарушают в угоду «хозяину». Правда, за штрафы они зачастую расплачиваются сами.
– Однажды на трассе остановил гаишник за превышение скорости, и я предложил шефу показать корочку, а штраф заплатить потом, – рассказывает водитель все с той же парковки ГД. – Так вот, на обратном пути шеф сказал: «Ну давай, плати штраф-то, ты же хотел». А гнал я ведь по его просьбе!
Сдается мне, что поездки по личным делам – это еще не самые страшные беды чиновничьих водителей. Но уж если сел за баранку крутой тачки с мигалкой, то и не щурься от этого блеска…