Советские внедорожники сороковых годов

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
3.01.2025 - 10:01
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
79
Первую часть про советские внедорожники 1930-х годов можно посмотреть ЗДЕСЬ

14 фото via

Друзья, этот пост – продолжение темы, затронутой недавно в нарративе «Советские внедорожники тридцатых годов» (прямая ссылка на него есть вверху страницы). Правда, формат подачи материала теперь изменен, чтобы иметь возможность оставлять более подробные описания к фотографиям, которые попросту не влезают в нарратив. Итак, приятного просмотра!

Советские внедорожники сороковых годов
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
3.01.2025 - 10:02
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
После того как в 1938 году газовский конструктор В.А. Грачев разгадал принцип работы шарниров равных угловых скоростей типа Bendix-Weiss, лицензию на которые фирма отказалась продавать Советскому Союзу, а заводские технологи научились изготавливать эти шарниры с должным качеством, дорога к созданию отечественного легкового «полноприводника» оказалась открытой.

Такой машиной стал ГАЗ-61 – «эмка», снабженная 6-цилиндровым двигателем и поставленная на два ведущих моста. Первые прототипы были собраны еще в 1939-м с открытым кузовом фаэтон (модификация ГАЗ-61-40, фото см. в нарративе), а в 1940–1941 годах подоспели модификации с другими кузовами: закрытый седан ГАЗ-61-73 и пикап ГАЗ-61-415.

ГАЗ-61-73

Советские внедорожники сороковых годов
 
[^]
SESHOK
3.01.2025 - 10:02
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
ГАЗ-61-73

Советские внедорожники сороковых годов
 
[^]
SESHOK
3.01.2025 - 10:02
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Первый товарный образец полноприводной «эмки» сделали в мае 1941 года, а уже осенью только что начатое производство пришлось сворачивать, поскольку металлоемкий закрытый кузов-седан стал для завода «неподъемным». Дальше в октябре-ноябре собирали только артиллерийские тягачи ГАЗ-61-416 с упрощенными открытыми кузовами, приспособленными под перевозку боеприпасов.

Да и те изготавливали, по сути, штучно: 36 экземпляров погоды на фронте, конечно, не сделали…

ГАЗ-61-416

Советские внедорожники сороковых годов
 
[^]
SESHOK
3.01.2025 - 10:03
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
ГАЗ-61-416 - устройство его кузова

Советские внедорожники сороковых годов
 
[^]
SESHOK
3.01.2025 - 10:03
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Чуть более распространенным стал другой горьковский внедорожник – компактный ГАЗ-64 с открытым 4-местным кузовом. Его спроектировали на заводе в самом начале 1941 года по правительственному заданию, взяв за образец американский внедорожник Bantam.

Кроме кузова, ГАЗ-64 принципиально отличался от ГАЗ-61 применением 4-цилиндрового двигателя типа ГАЗ-ММ и зауженной до 1,2 м колеей ведущих мостов (по требованию наркома Малышева – «Чтоб в точности, как у американцев!»). Вот так выглядел первый прототип, обозначавшийся пока еще как Р-1 («Разведчик», первая модель):

Р-1

Советские внедорожники сороковых годов
 
[^]
SESHOK
3.01.2025 - 10:03
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Формально ГАЗ-64 делали два года: с августа 1941-го по апрель 1943-го. Однако сколько-нибудь заметным их выпуск был только в 1941 году, когда сделали 601 машину. Дальше командирские «газики» модели 64 собирали лишь эпизодически (в сумме – еще 70 машин), поскольку почти все их шасси уходили на изготовление бронеавтомобилей БА-64.

Еще 95 машин с точно такой же внешностью сделали в апреле-мае 1943 года под новым индексом ГАЗ-67 – они главным образом отличались модернизированными узлами шасси (усиленные рессоры, вторая пара передних амортизаторов и т.д.). А дальше производство внедорожников было полностью остановлено, поскольку завод разбомбила немецкая авиация.

ГАЗ-64

Советские внедорожники сороковых годов
 
[^]
SESHOK
3.01.2025 - 10:04
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Интересно, что не случись войны в июне 1941-го, к серийному производству, вероятнее всего, военные приняли бы не ГАЗ-64, а совсем другой внедорожник, известный как АР-НАТИ. Его разработкой занимался Научный автотракторный институт в Москве в качестве альтернативы горьковскому Р-1.

Предполагалось, что по результатам сравнительных испытаний будет определена более совершенная конструкция, которую и примут к постановке на производство. И московский внедорожник, скорее всего, этот своеобразный «конкурс» выиграл бы: его мощность была выше, плавность хода – лучше, эргономика и управляемость – совершеннее…

Но конструктивно АР-НАТИ был более сложной машиной, а степень его унификации с серийными автомобилями ГАЗ – не такой высокой, как у ГАЗ-64. В условиях же военного времени приоритет разумно отдали «шестьдесят четвертой» модели как более простой в освоении и производстве.

Кстати, еще один интересный факт относительно АР-НАТИ: двумя ключевыми фигурами в процессе проектирования этой машины стали А.Ф. Андронов и В.Ф. Родионов: первый из них после войны стал главным конструктором «Москвичей», а второй – заместителем главного конструктора по легковым автомобилям ЗИЛ.

АР-НАТИ

Советские внедорожники сороковых годов
 
[^]
SESHOK
3.01.2025 - 10:04
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Но вернемся в город Горький. После тяжелейших бомбардировок, продолжавшихся с 4 июня до 5 июля 1943-го, автозавод встал. Лишь в августе удалось возобновить сборку «полуторок», а внедорожники и бронеавтомобили вернулись на конвейер в сентябре. Что примечательно, это были уже вновь модернизированные машины с новыми ведущими мостами, получившими широкую колею (такую же, как у ГАЗ-61): опыт эксплуатации ГАЗ-64 и броневиков БА-64 быстро показал, что решение наших военных равняться на узкую колею американских внедорожников оказалось ошибочным.

Машины получились неустойчивыми и плохо шли по следам, оставляемым грузовиками и гусеничной техникой. Модификация командирского внедорожника с расширенной колеей получила обозначение ГАЗ-67Б и продержалась в производстве почти до конца 1953 года.

ГАЗ-67Б

Советские внедорожники сороковых годов
 
[^]
SESHOK
3.01.2025 - 10:04
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Следующая машина, которую я хочу упомянуть в этом обзоре – Dodge WC-51, он же «Додж три четверти». Но это ведь «американец», что он делает в посте про советские внедорожники?! Все просто. Из 25 тысяч таких «Доджей», поступивших к нам по ленд-лизу, порядка 80% – а это 20 тысяч машин – пришли в ящиках в виде машинокомплектов и затем были собраны на отечественных заводах.

В случае с WC-51 головным предприятием по их сборке стал Московский автозавод им. Сталина, то бишь ЗИС. Иными словами, в наше время такая машина вполне считалась бы отечественной и получила бы российский VIN-код. Так чем тогда те «Доджи» хуже? :)

Dodge WC-51, собиравшийся на МосЗИСе

Советские внедорожники сороковых годов
 
[^]
SESHOK
3.01.2025 - 10:05
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Не убедительно? И вообще: Dodge – это скорее грузовик, хоть его полная масса и меньше 3,5 тонн? О’кей. Тогда вот еще экспонат: штабной автомобиль на шасси Dodge WC-51 с кузовом конструкции МосЗИСа! Уж эта машина имеет полное право считаться и легковым внедорожником, и отечественной продукцией. Американское происхождение у нее имеет только шасси (и то, напомню, собрано в Москве), а кузов – от начала и до конца разработан и изготовлен у нас.

Производство этой модификации велось в августе–декабре 1943 года по заказу Главного автомобильного управления Красной армии. Всего собрали 145 машин, из которых 10 единиц год спустя капитально отремонтировали в заводских условиях.

Штабной Dodge WC-51 с кузовом Московского автозавода им. Сталина (собственного оригинального индекса автомобиль не имел)

Советские внедорожники сороковых годов
 
[^]
SESHOK
3.01.2025 - 10:05
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Теперь пора перенестись в послевоенное время. Уже к ноябрю 1947 года на Горьковском автозаводе им. Молотова (ГАЗ) построили первый прототип внедорожника нового поколения, спроектированного с широким использованием узлов «Победы» и ГАЗ-51. Эту машину назвали ГАЗ-69 «Труженик». До 1950 года включительно было построено еще 5 других опытных образцов, которые пока еще имели серьезные отличия от будущих серийных машин.

Что же касается самых принципиальных отличий от старой модели ГАЗ-67Б, то они следующие: «Труженик» при схожих габаритах вмещал уже не четверых, а восьмерых человек, объем двигателя при сохранении той же мощности уменьшился в полтора раза, а трансмиссия вместо 4-ступенчатой стала 6-ступенчатой (было – 4-ступенчатая КП и 1-ступенчатая РК, стало – 3-ступенчатая КП и 2-ступенчатая РК).

Опытный образец ГАЗ-69 «Труженик», 1948 г.

Это сообщение отредактировал SESHOK - 3.01.2025 - 10:09

Советские внедорожники сороковых годов
 
[^]
SESHOK
3.01.2025 - 10:05
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Закрывая тему с внедорожником ГАЗ-67Б, нужно упомянуть еще про амфибию НАМИ-011 на его агрегатах, разработанную в стенах московского института в 1948 году и изготовленную в двух экземплярах в апреле 1949-го.

Эту машину с кузовом лодочного типа приняли к производству на ГАЗе, однако освоение ее происходило уже в пятидесятые годы, поэтому подробнее о ней расскажу в другом посте, посвященном именно тому периоду. А здесь ограничимся фоткой опытного образца:

НАМИ-011, 1949 г.

Советские внедорожники сороковых годов
 
[^]
SESHOK
3.01.2025 - 10:06
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349378
Завершающая


Наконец, последний советский легковой «полноприводник» из сороковых годов – это внедорожный лимузин ЗИС-110Ш. Таких машин построили две штуки: одну – в 1949-м, вторую – в 1950-м. Они предназначались для высшего командного состава Советской армии.

Технически эта машина представляла собой стандартный ЗИС-110, снабженный ведущими мостами и «раздаткой» от Dodge WC-51, а также усиленной системой охлаждения от бронированного лимузина ЗИС-115.

Машина получилось неудачной, и в следующую модификацию полноприводного лимузина позднее создавали уже по другому рецепту. Но это уже другая история.

Продолжение следует..

ЗИС-110Ш

Советские внедорожники сороковых годов
 
[^]
estora
3.01.2025 - 10:13
14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.03.06
Сообщений: 1501
Я сам патриот в хорошем смысле слова, но где здесь НАШЕ?
 
[^]
ПроФФесор
3.01.2025 - 10:14
17
Статус: Online


Директор Каспийского моря

Регистрация: 17.02.12
Сообщений: 1032
Предвижу новые темы от ТСа: Советские внедорожники пятидесятых годов... шестидесятых... семидесятых... и т.д. )
Но материал интересный, да.
Я в свое время, в конце 90-х, чуть не купил ГАЗ-67Б (правда, уже послевоенный) с кучей запчастей, и за сущие копейки. До сих пор жалею.
 
[^]
iUrsus
3.01.2025 - 10:16
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.02.14
Сообщений: 1045
Сзади Студебеккер, впереди Виллис. Откуда про Советские внедорожники?

Я вижу тут только Советское бездорожье и Советское разгильдяйство

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
зудука
3.01.2025 - 10:37
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.06.11
Сообщений: 13472
Цитата (iUrsus @ 3.01.2025 - 10:16)
Сзади Студебеккер, впереди Виллис. Откуда про Советские внедорожники?

Я вижу тут только Советское бездорожье и Советское разгильдяйство

Судя по колее это ГАЗ-67.
 
[^]
Boojum
3.01.2025 - 10:38
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.04.14
Сообщений: 2016
Газ-66, шишига, самый неубивамый автомобиль в мире.

Это сообщение отредактировал Boojum - 3.01.2025 - 10:39
 
[^]
Linxform
3.01.2025 - 10:52
11
Статус: Offline


.--. --- .... ..- .---

Регистрация: 15.07.13
Сообщений: 3118
Цитата (iUrsus @ 3.01.2025 - 10:16)
Сзади Студебеккер, впереди Виллис. Откуда про Советские внедорожники?

Я вижу тут только Советское бездорожье и Советское разгильдяйство

Ну да, на что способна страна выпускавшая только галоши да и то из импортной резины... Так по твоему? moderator.gif
 
[^]
MunyrRaihme
3.01.2025 - 10:58
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.05.18
Сообщений: 1574
Цитата (Linxform @ 03.01.2025 - 10:52)
Ну да, на что способна страна выпускавшая только галоши да и то из импортной резины... Так по твоему?

Нет, почему же, ещё перевод из имперской в метрическую систему чертежей считался за разработку.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
P376
3.01.2025 - 21:55
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 35745
Цитата (MunyrRaihme @ 3.01.2025 - 10:58)
Цитата (Linxform @ 03.01.2025 - 10:52)
Ну да, на что способна страна выпускавшая только галоши да и то из импортной резины... Так по твоему?

Нет, почему же, ещё перевод из имперской в метрическую систему чертежей считался за разработку.

И это тоже очень серьезно. Например перевести с дюймов на миллиметры ДС-3 смог только СССР, ПС-84 и Ли-2.
Еще пытались голландцы и японцы, но у них кроме установочных серий дело не пошло...
 
[^]
P376
3.01.2025 - 21:58
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 35745
А вообще, в меру возможностей учились строить внедорожники. Разные, и колесные, и гусеничные, и их комбинации, даже с воздушным винтом...
И да, и сами трофейным пользовались, и советская техника в трофеях была...

Советские внедорожники сороковых годов
 
[^]
P376
3.01.2025 - 21:58
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 35745
...

Советские внедорожники сороковых годов
 
[^]
P376
3.01.2025 - 21:58
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 35745
...

Советские внедорожники сороковых годов
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 15909
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх