Советские внедорожники тридцатых годов

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (8) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
2.01.2025 - 14:33
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349662
102
9 фото via

В тридцатые годы, когда шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы) не были освоены нашей промышленностью, проходимость автомобиля повышали, добавляя второй задний ведущий мост и получая трехосную машину с колесной формулой 6х4. Именно по такой схеме был спроектирован и освоен на автозаводе в Горьком вполне удачный грузовик ГАЗ-ААА.

Но работоспособный трехосный легковой автомобиль никак не получался…

Чем круче джип...

Советские внедорожники тридцатых годов
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
2.01.2025 - 14:34
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349662
Форд-А-НАМИ

Первая попытка спроектировать отечественную «трехоску» относится к 1929 году, когда в Москве в стенах Научного автомоторного института была разработана балансирная ведущая тележка для американской «легковушки» Ford A. Опытный образец машины, названной «Форд-А-НАМИ», в том же году изготовили на 4-м Государственном автозаводе имени Спартака.

К изготовлению партии таких машин по заказу военного ведомства в 1931–1932 гг. привлекли Автомеханический завод им. Ф.Э. Дзержинского из Одессы.

Советские внедорожники тридцатых годов
 
[^]
SESHOK
2.01.2025 - 14:34
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349662
ГАЗ-ТК

Вторым в ряду «трехосок» стал автомобиль ГАЗ-ТК на базе легковой модели ГАЗ-А. Он был спроектирован в КБ конструктора артиллерийских систем Л.В. Курчевского для использования в качестве шасси под монтаж динамореактивной пушки. Из-за проблем с ведущими мостами машину признали неудачной, но за неимением альтернативы эпизодически выпускали с декабря 1934-го по сентябрь 1936-го (общий тираж – 237 шт.).

При этом пушками были оснащены лишь два десятка машин из первой партии. Еще один образец послужил основой для изготовления на Коломенском заводе № 38 опытного бронеавтомобиля с удлиненным кузовом типа ФАИ. А остальные «трехоски» силами автобусного филиала ГАЗа оснащались платформами от пикапа ГАЗ-4 с лавками на 6 человек. При этом 2-местная кабина оставалась открытой (со съемным брезентовым верхом).

Советские внедорожники тридцатых годов
 
[^]
SESHOK
2.01.2025 - 14:34
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349662
ГАЗ-АААА

Следующую легкую «трехоску» на базе ГАЗ-А проектировали уже силами самого Государственного автомобильного завода им. Молотова под руководством В.А. Грачева, исправляя ошибки, допущенные в конструкции ГАЗ-ТК. Вместо конических главных передач типа ГАЗ-АА применили червячные от ГАЗ-ААА, переработали балансирную подвеску, установили закрытую кабину от «полуторки».

Два опытных образца новой машины, нареченной ГАЗ-АААА, сделали в 1936-м – как раз к тому моменту, когда завод уже фактически снял с производства ГАЗ-А (их в этом году было построено всего-то 59 штук) и готовился поставить на конвейер новую модель М-1. По этой причине дальнейшая судьба ГАЗ-АААА была предопределена автоматически.

Советские внедорожники тридцатых годов
 
[^]
SESHOK
2.01.2025 - 14:35
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349662
ГАЗ-21

Последнюю «трехоску» – теперь уже на основе М-1 – Грачев сконструировал в начале 1937 года. Базовая модель ГАЗ-21 была пикапом с грузопассажирской платформой, кабиной типа ГАЗ-АА и оперением от М-1. Модификация ГАЗ-22 представляла собой шасси для перспективного бронеавтомобиля ЛБ-23. А третьим вариантом был пассажирский ГАЗ-25 с пассажирским кузовом типа М-1 для высшего командного состава Красной Армии.

При этом на ГАЗ-22 и ГАЗ-25 использовались 76-сильные двигатели Dodge D5 вместо 50-сильного М-1. Испытания новых «трехосок» показали удручающий результат. Третий мост перегрузил раму, и она начала разрываться на части. Не выдерживали нагрузок сцепление и рулевая трапеция. Балансирная подвеска работала так, что на тяжелых участках заклинивало валы карданной передачи. Возникли проблемы с управляемостью.

Шарниры задней подвески и механические тормоза показали свою ненадежность. При этом проходимость оставляла желать лучшего. Заводской отчет указывал, что автомобиль ГАЗ-21 в таком виде не может быть допущен к производству.

Советские внедорожники тридцатых годов
 
[^]
SESHOK
2.01.2025 - 14:35
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349662
НАТИ-2

Альтернативный вариант повышения проходимости автомобиля 4х2 – установка полугусеничного движителя. Работы в этом направлении Научный автотракторный институт (НАТИ, бывший НАМИ) активно вел с самого начала тридцатых годов. Первой конструкцией условно легкового полугусеничного автомобиля стал НАТИ-2 образца 1932 года.

Почему сделана оговорка об условности – потому что открытый пассажирский 7-местный кузов завода «Аремкуз» был установлен на довольно тяжелое шасси, унифицированное с грузовиком Ford AA. Два образца таких машин, движители которых состояли из пневматических ведущих катков и резиновой гусеничной ленты с фрикционным зацеплением, в течение года испытывались в снегу, на размытом проселке и в условиях песчаной жарко-пустынной местности.

Советские внедорожники тридцатых годов
 
[^]
SESHOK
2.01.2025 - 14:35
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349662
НАТИ-5

В конце 1932 года для УММ РККА в институте разработали проект полугусеничного вездехода с движителем системы Кегресса на базе «легковушки» Ford A. Опытный образец под индексом НАТИ-5 (без кабины, с грузовой платформой) был изготовлен и испытан летом 1933 года. В феврале 1934-го появился его модернизированный вариант, изготовленный на основе фаэтона ГАЗ-А.

Из существующих на тот момент в Советском Союзе конструкций более высокую проходимость по снежной целине демонстрировали только аэросани. Однако недостатков хватало: из-за тяжести гусеничного движителя допустимая нагрузка машины снизилась вдвое, а максимальная скорость упала до 54 км/ч.

Советские внедорожники тридцатых годов
 
[^]
SESHOK
2.01.2025 - 14:36
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349662
НАТИ-ВМ

Наиболее интересный вариант неполноприводного легкового автомобиля повышенной проходимости в НАТИ разработали в 1938 году и воплотили в двух опытных образцах с кузовами фаэтон и пикап. Речь о колесно-гусеничных машинах модели ВМ. Они могли работать в трех режимах. Летом – как обычные колесные автомобили типа 6х4.

В распутицу и зимой на задние колесные пары одевались резинометаллические гусеницы с фрикционным зацеплением – получались полугусеничные вездеходы. Для движения по глубокому снегу на передние колеса одевали лыжи, и автомобили работали уже как снегоходы. Чтобы не перегружать двигатель и сцепление на тяжелом бездорожье, в трансмиссию ВМ добавили демультипликатор. Крутящий момент на движитель передавался при помощи доработанного ведущего моста от ГАЗ-АА и затем распределялся между передними и задними катками с помощью цепных передач.

Автомобили ВМ развивали скорость до 55-60 км/ч в колесном варианте и до 48 км/ч на гусеницах, но так и не избавились от общей проблемы всех своих предшественников – низкой надежности конструкции в целом и движителя в частности.

Советские внедорожники тридцатых годов
 
[^]
SESHOK
2.01.2025 - 14:36
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 349662
Завершающая

ГАЗ-61-40.

Качественно иное решение было предложено В.А. Грачевым в 1939 году после детального знакомства с американским полноприводным внедорожником, построенным фирмой Marmon Herrington на базе легкового «Форда» с задним приводом. Разгадав секрет устройства ШРУСов Bendix-Weiss, он спроектировал на базе «эмки» с 6-цилиндровым мотором свой вариант «полноприводника», который получил обозначение ГАЗ-61.

Первые опытные образцы строились с открытыми кузовами (модификация ГАЗ-61-40), однако к освоению в серии в итоге была принята машина с закрытым кузовом типа седан (ГАЗ-61-73). Их превосходство в проходимости над всеми прежними конструкциями оказалось столь велико, что к созданию легковых моделей с колесной формулой 6х4 в нашей стране более не возвращались.

Продолжение следует...


За рулем - В.А. Грачев, у машины - А.А. Липгарт

Советские внедорожники тридцатых годов
 
[^]
Crocodile108
2.01.2025 - 14:38
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.07.23
Сообщений: 2815
Да ГАЗ-61-40 и сейчас шикарен и актуален.
 
[^]
КРТК
2.01.2025 - 14:55
66
Статус: Online


Весельчак

Регистрация: 4.08.15
Сообщений: 116
И всё это через каких-то 20 лет после тяжелейшей гражданской войны и тотальной разрухи...

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
KAZUMOTO
2.01.2025 - 15:02 [ показать ]
-26
SWarGunOFF
2.01.2025 - 15:18
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.11.20
Сообщений: 3388
Цитата (KAZUMOTO @ 2.01.2025 - 15:02)
Советские внедорожники тридцатых годов - которые были только на бумаге и на которых ездили только сотрудники нии которые их собирали проектировали для палки, а в основном солветские люди пользовались внедорожниками - лапти!!! на вс случаи жизни, ажно 11 пар на год.

Совершенно "сяпла" Владимир Владимирович. Ладно ещё кое-как до галош добрались.
 
[^]
AlexanderYar
2.01.2025 - 15:32
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 17.10.13
Сообщений: 3497
Надевают гусеницы, не одевают!!! Бля!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Alexmiks
2.01.2025 - 16:27
-3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 31.10.08
Сообщений: 1251
Цитата
В тридцатые годы, когда шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы) не были освоены нашей промышленностью, проходимость автомобиля повышали, добавляя второй задний ведущий мост


Интересно, а как ШРУС повышает проходимость автомобиля, что в его отсутствие приходится второй мост ставить? upset.gif
 
[^]
Кварц
2.01.2025 - 16:40
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.03.16
Сообщений: 2520
Добавлю газ-м21 3-оска на испытаниях.

Советские внедорожники тридцатых годов
 
[^]
Кварц
2.01.2025 - 16:43
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.03.16
Сообщений: 2520
Не пошедший в серию ЗИС-5Г (гусеничный).

Советские внедорожники тридцатых годов
 
[^]
Кварц
2.01.2025 - 16:44
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.03.16
Сообщений: 2520
Опытный экземпляр ЗИС-5Г на заводских испытаниях.

Советские внедорожники тридцатых годов
 
[^]
Soltman
2.01.2025 - 16:45
13
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 14.06.18
Сообщений: 202
Цитата (SESHOK @ 2.01.2025 - 14:33)
В тридцатые годы, когда шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы) не были освоены нашей промышленностью

А автоматическую коробку передач и до сих пор никак не освоят!
 
[^]
Lelik72RUS
2.01.2025 - 16:47
9
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 23.11.12
Сообщений: 882
Цитата (Alexmiks @ 2.01.2025 - 18:27)
Цитата
В тридцатые годы, когда шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы) не были освоены нашей промышленностью, проходимость автомобиля повышали, добавляя второй задний ведущий мост


Интересно, а как ШРУС повышает проходимость автомобиля, что в его отсутствие приходится второй мост ставить? upset.gif

А как переднеприводный автомобиль едет и поворачивает?
Представили? А теперь протяните кардан под днищем и подключите задний мост.
Изначально автомобили проектировались с приводом на заднюю ось.
 
[^]
57ru
2.01.2025 - 16:48
12
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 20.08.14
Сообщений: 102
Цитата (Alexmiks @ 2.01.2025 - 16:27)
Цитата
В тридцатые годы, когда шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы) не были освоены нашей промышленностью, проходимость автомобиля повышали, добавляя второй задний ведущий мост


Интересно, а как ШРУС повышает проходимость автомобиля, что в его отсутствие приходится второй мост ставить? upset.gif

С ним можно делать передние колёса тоже ведущими. Он позволяет передавать момент на поворачивающие колёса.
 
[^]
Olong
2.01.2025 - 17:16
10
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 4.08.13
Сообщений: 115
Цитата (57ru @ 02.01.2025 - 16:48)
С ним можно делать передние колёса тоже ведущими. Он позволяет передавать момент на поворачивающие колёса.

Открою секрет - крестовины тоже могут передавать момент на поворачивающиеся колеса)

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
dumbler
2.01.2025 - 18:29
23
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 29.07.14
Сообщений: 104
Цитата (Olong @ 02.01.2025 - 17:16)
Открою секрет - крестовины тоже могут передавать момент на поворачивающиеся колеса)

шарнир Гука имеет существенное ограничение по углам, по сравнению с ШРУСом.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
cosmopolit
2.01.2025 - 18:37
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.04.16
Сообщений: 1311
Цитата (dumbler @ 02.01.2025 - 18:29)
шарнир Гука имеет существенное ограничение по углам, по сравнению с ШРУСом.

Но это не мешает ГАЗ-69 и прочим Виллисам быть полноприводными

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
BattlePorQ
2.01.2025 - 18:43
11
Статус: Offline


Парасьонах

Регистрация: 20.07.09
Сообщений: 62000
Цитата (Alexmiks @ 2.01.2025 - 16:27)
Интересно, а как ШРУС повышает проходимость автомобиля, что в его отсутствие приходится второй мост ставить? upset.gif

Ну так в те времена ШРУСы применяли только в ведущих управляемых мостах, да и то не всегда. А без полного привода компромиссный вариант - второй ведущий мост сзади.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 28596
0 Пользователей:
Страницы: (8) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх