ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:44
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
149
Советские автозаводы, выпускавшие серийные легковые и грузовые автомобили, также занимались темой «большого спорта». Удивительнее всего, что мы сейчас говорим не про ВАЗ или Московский автозавод, а про предприятие, выпускавшее правительственные лимузины и среднетоннажные грузовики – Завод имени Сталина, ставший впоследствии Заводом имени Лихачева. Именно здесь был создан один из самых удивительных гоночных автомобилей СССР – ЗИЛ-112С, ставший «последним из могикан» для этого завода вообще.

Текст + 38 фото via

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:45
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Начало

Еще до войны четыре энтузиаста, работавших на ЗИСе, решили создать спортивный мощный автомобиль, который бы привлекал внимание уже только лишь одними эффектными формами. Технике, разумеется, также уделили внимание, но машину изначально пытались сделать даже не броской, а просто красивой, ориентируясь на мировые суперкары. Конструкторы Пульманов, Пухалин и Кременецкий вместе с художником Валентином Ростковым вынужденно остановились на раме от правительственного лимузина ЗИС-101, из-за чего машина получила кузов внушительной длины, что, впрочем, не сказалось на технических характеристиках.

Монументальный ЗИС-101 стал основой для будущего гоночного автомобиля

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:45
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Рама для спортивной версии оказалась слишком длинной и тяжелой

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:46
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Ведь после доработки форсированный мотор выдавал уже 141 «лошадку», благодаря чему автомобиль с обтекаемыми формами спокойно разгонялся до 150 км/ч, хотя по расчетам создателей мог ехать и гораздо быстрее. В ходе «пристрелочных» заездов в сентябре 1940 года заводские гонщики на ЗИС-101А Спорт смогли набрать на дистанции один километр с ходу 162,46 км/ч.

Обратите внимание на длину колёсной базы!

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:47
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Обратите внимание на длину колёсной базы!

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:47
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Обратите внимание на длину колёсной базы!

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:47
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Обратите внимание на длину колёсной базы!

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:48
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Необычная миссия

Дальнейшим работам и развитию истории спортивного ЗИСа помешало короткое и печальное слово «война». А ведь у руководства завода на этот автомобиль были свои планы, причем речь отнюдь не шла только о банальном участии в советских или международных гонках. Нет, в экстремальных режимах гоночный ЗИС мог дать конструкторам завода ответ на очень важные вопросы. Выдержат ли узлы правительственных лимузинов большие нагрузки и даже огромные перегрузки? Как будет вести себя шасси на высоких скоростях? Хватит ли тормозов в критической ситуации? До какой скорости автомобиль с такой ходовой частью сможет разогнаться, оставаясь управляемым? Гонять на полноценных лимузинах было как-то не с руки – тем более, что гоночный автомобиль позволял получить ответы быстрее, «острее» и точнее.

Гонки на лимузинах? В СССР было и такое!

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:48
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Именно поэтому в начале пятидесятых годов на ЗИСе создали отдельную структуру – Лабораторию скоростных автомобилей экспериментального цеха, в штат которой включили ведущих конструкторов и художников будущих легковых ЗИЛов, по сути, лучших из лучших специалистов, которыми на тот момент располагал завод. И понятно, что речь шла вовсе не о гонках и возможных успехах.

Результатом работы этой команды стал ЗИС-112 – автомобиль, базой для которого послужил уже ЗИС-110, причем основой конструкции, как и в прошлый раз, стала стандартная рама московского лимузина. Это как раз и указывало на то, что машине уготована роль этакого «испытательного стенда», а не гоночного автомобиля в его привычном понимании.

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:50
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Машина была слишком длинной и тяжелой по гоночным меркам, а её узлы и агрегаты – не столько спортивными, сколько "приспортивленными". Это и выдавало идею проекта, который создавался для проверки шасси и силового агрегата зис-110 в околоспортивных условиях. Повышенные нагрузки должны были выявить преимущества или проявить недостатки серийных деталей советского лимузина – и с этой миссией прототип справился отлично

Один из вариантов «сто двенадцатого» по прозвищу «циклоп»

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:50
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Один из вариантов «сто двенадцатого» по прозвищу «циклоп»

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:51
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Один из вариантов «сто двенадцатого» по прозвищу «циклоп»

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:51
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Единственное, в чем конструкторы довольно сильно оторвались от исходника – это двигатель со смешанным (то есть и нижним, и верхним одновременно) расположением клапанов, где впускные клапаны были размещены вверху мотора, а выпускные – внизу.

Двигатель первой послевоенной легковушки СССР был рядной восьмеркой (!), причем нижневальной и нижнеклапанной

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:52
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Повысив степень сжатия с 6,85:1 до 7,5:1, конструкторам удалось увеличить мощность до 182 л.с., благодаря чему «сто двенадцатый» смог взять заветную отметку в 200 км/ч. Отточенная управляемость или острота реакций машине, несмотря на её потенциал, не требовались, ведь в то время были приняты многократные заезды на скорость по одному и тому же участку в разные стороны.

Никаких динамических стартов с места, никакого дрифта – автомобиль должен был проехать заданный участок с максимально возможной скоростью и при этом не сломаться. С учетом максимальной нагрузки и немалой развиваемой скорости надежность агрегатов (в первую очередь двигателя) выходила на передний план. И такая особенность соревнований как нельзя лучше сочеталась с особенностями эксплуатации лимузинов, где в техзадании высокая «максималка» по понятным причинам удивительным образом сочеталась с высочайшими требованиями к надежности мотора и всего остального.

Обратите внимание: на этом варианте стоит «морда», выполненная в стиле американских автомобилей пятидесятых годов

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:52
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Пропуск в мир гонок

В середине пятидесятых годов первенство СССР перенесли на закрытые кольцевые трассы, которые изобиловали крутыми и не очень поворотами. Из-за этого «лабораторный» ЗИС-112 с его длинной базой и немалым весом кузова не слишком хорошо подходил для настоящей гоночной работы, поскольку был слишком тяжелым и неповоротливым. Тем не менее новый регламент соревнований сначала не сильно повлиял на подход зиловцев к созданию своей машины, а шестилитровый монстр оставался в гордом одиночестве, соревнуясь, по сути, с самим собой. Ведь ни Победа, ни Москвич не могли составить ему ни малейшей конкуренции по энерговооруженности.

Однако «проверка боем» показала, что дела у ЗИС-112 обстоят довольно печально. Слишком длинная колесная база, большая снаряженная масса и перегруженная передняя ось не давали этой машине поехать «на все деньги».

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:53
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Именно поэтому уже к новому гоночном сезону раму укоротили на целых 60 см, благодаря чему расстояние между осями уменьшилось с 3760 до 3160 мм. Для сравнения: колесная база универсала Лада Ларгус составляет всего 2905 мм. Кузов при этом стал полностью открытым, а от ветра пилота закрывало только небольшое ветровое стекло.

Снаряженная масса снизилась на 600 кг, а развесовка по осям при этом улучшилась. Не забыли конструкторы и о моторе, повысив его мощность до 195 л.с. В 1957-м гонщики Петров и Абрамов на ЗИС-112 смогли взять первенство страны.

Однако конструкторов гоночного ЗИСа тянуло не просто на гоночные трассы, а в большой спорт мирового масштаба, поэтому они задумались о создании принципиально новой машины, оригинальное шасси которой соответствовало бы техрегламенту Международной автомобильной федерации FIA.

Большой открытый спайдер – концепция звучала именно так. Однако позже машину укоротили и облегчили

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:54
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Семейство 112

Работая над «гоночной темой», путём проб и ошибок конструкторы ЗИСа сумели создать не одну, а сразу несколько серий прототипов автомобилей сто двенадцатого семейства, получившего индексы 112-1, 112-2 и 112-3, причем с этими обозначениями происходила некоторая путаница.

Некоторую «размытость концепции» не прояснили и три последующие модели ЗИЛ-112-4, ЗИЛ-112-5 и ЗИЛ-112-6.

Такие разные «сто двенадцатые»: от серии к серии гоночные машины заметно отличались внешне

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:54
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Такие разные «сто двенадцатые»: от серии к серии гоночные машины заметно отличались внешне

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:54
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Такие разные «сто двенадцатые»: от серии к серии гоночные машины заметно отличались внешне

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:54
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Такие разные «сто двенадцатые»: от серии к серии гоночные машины заметно отличались внешне

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:56
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
И в этот момент заводские гонщики столкнулись с суровой реальностью, вылившейся в слово «гандикап», с которым гоночные автомобили этой марки постоянно сталкивались с 1952 по 1960 год. Особых спортивных достижений все эти ЗИЛы не продемонстрировали, поэтому на заводе решили начать работу если не с чистого листа, то хотя бы с новой и большой буквы «С».

Цитата
Техническое задание на зил-112с звучало так: "нужно создать скоростной автомобиль, который использовался бы для совершенствования серийных агрегатов легковых автомобилей и проверки принципиально новых агрегатов, имеющих перспективу применения на легковых автомобилях завода". То есть, концепцию "испытательной лаборатории на колёсах" и этакого гоночного агрегатоносителя даже десять лет спустя никто и не отменял


Руководство завода поддержало инициативу Лаборатории скоростных автомобилей, что вылилось в директиву, предписывающую экспериментальному цеху подготовить техдокументацию на ЗИЛ-112С, а также создание и испытания автомобиля ЗИЛ-112С уже к 1 декабря 1958 года.

Однако раму из стальных труб удалось сварить только в конце 1960-го, а кузов в то же время спроектировали специалисты КБ легковых автомобилей. Его сходство с гоночным Ferrari 250 Testa Rossa настолько очевидно, что отрицать его глупо, однако идентичность форм вполне может быть связана с диктатурой скорости. По крайней мере сложно обвинять художников ЗИЛа в подражании тому, чего они могли даже не видеть.

Scuderia Rossa: итальянский гоночный автомобиль с громким названием выглядел, как двоюродный брат (или сестра) советской машины

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:56
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Scuderia Rossa: итальянский гоночный автомобиль с громким названием выглядел, как двоюродный брат (или сестра) советской машины

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:56
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Scuderia Rossa: итальянский гоночный автомобиль с громким названием выглядел, как двоюродный брат (или сестра) советской машины

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:56
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Scuderia Rossa: итальянский гоночный автомобиль с громким названием выглядел, как двоюродный брат (или сестра) советской машины

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
УрусШайтанъ
30.07.2021 - 12:57
Статус: Offline


Бомбарлитровщик

Регистрация: 11.10.15
Сообщений: 7073
Сборник инноваций​

Конструкторам предписывалось максимальное использование на гоночном автомобиле узлов и агрегатов серийного лимузина ЗИЛ-111 – согласитесь, не самый тривиальный пункт для техзадания с учетом контекста...

Элитный донор: шестиоконный лимузин ЗИЛ-111 стал донором агрегатов для ЗИЛ-112С

ЗИЛ, который валил: история разработки и судьба гоночного ЗИЛ-112С
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 19507
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх